Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь

Послание апостола Павла к Евреям, глава 13 стих с 17 по 21

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице

Святая Церковь в продолжении Рождественского поста, 25 декабря, чтит святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца современника Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. День памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского относится малым праздникам Месяцеслова.

Святитель Спиридон Тримифунтский есть один из таких мужей, на которых явным образом исполнились слова апостола Павла:

ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1Тим.4:8).

Родился, будущий святитель, на острове Кипр в III веке от простых, но благочестивых родителей, в детстве стерёг стада своего отца и не получил никакого образования мирского. По достижению зрелого возраста Спиридон вступил в брак, имел детей и проводил жизнь в трудах и занятиях сельских, причём всегда украшался кротостью, смирением и святостью жизни. Лишившись рано своей супруги он стал еще усерднее служить Господу Богу и настолько прославился своею добродетельною жизнью, что не смотря на происхождение из простолюдинов и неученость, был поставлен на должность епископа в городе Тримифунтском. Но и в этом высоком сане Спиридон не оставлял самой простой жизни сельского хозяина, так он вместе с жителями города работал в поле, наблюдал за своими стадами. Ни простое происхождение, ни недостаток образования, ни сельские работы и домашние занятия, ни высокое звание епископа не препятствовали святителю Спиридону любить ближних и угождать Богу. Он совершал великие дела человеколюбия и помогал всем нуждавшимся, указывая в вере и добрых делах путь к спасению, силою своего благочестия достиг таких высоких дарований духовных, что посрамлял ложных мудрецов, исправлял грешников и заблуждающихся и повелевал силами самой природы. Почтим память святителя Свири­дона воспоминанием славных и чудесных деяний его.

Разрыв между текстом
О служении святителя святителя Спиридона,
епископа Тримифунтского, чудотворца

В деяниях богомудрого Спиридона находим доказательство того, что сила благо­честия действует несравненно более, чем сила человеческого витийства (красноречия), и могущественнее убеждает тех самых, которые ничего не хотят принимать без доказательств. Это обнаружилось, когда святитель Спиридон в 325 году вместе с другими великими святителями присутствовал на Первом Вселенском Сборе, который созван был в Никее, по повелению императора Константина Великого для обличения и ниспровержения нечестивого учения александрийского пресвитера Ария о Сыне Божием, как твари.

I Вселенский Собор. Икона. Михаил Дамаскин. 2-я пол. XVI в. (ц. во имя вмц. Екатерины в Гераклионе, Крит)

I Вселенский Собор. Икона. Михаил Дамаскин. 2-я пол. XVI в. (ц. во имя вмц. Екатерины в Гераклионе, Крит)

Между сообщниками еретика Ария было на Соборе немало ученых философов языческих, из которых особенно один, славный софист был настолько искусен в хитростях диалектики, что его считали непобедимым в словопрениях, и он всячески старался посрамить благочестивых защитников Православного учения. Кто бы мог ожидать, что неученый Спиридон осмелится вступить в состязание с таким ловким софистом и восторжествует над ним?! Но:

потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1Кор.1:25);

«слово и проповедь» истинных рабов Божиих, состоящее

 не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1Кор.2:4-5).

Святитель старец Спиридон обращается к софисту и говорит ему: «Внимай мне, философ, во имя Иисуса Христа! Один есть Бог, сотворивший небо и землю, создавший человека от земли и устроивший все видимое и невидимое Словом и Духом Своим. Мы веруем, что Слово Его есть Сын Божий и Бог, что Он, Сын Божий из любви к падшему роду человеческому, родился от Девы, жил с людьми, пострадал и умер для нашего спасения, а потом Воскрес из мертвых и с Собою совоскресил род человеческий. Его же ожидаем мы пришествия на землю как праведного Судии всем и воздаятеля каждому по делам его; еще веруем, что Он сидит ныне с Богом Отцом на престоле, как  равноестественный Ему и равночестный. Все это мы исповедуем без всякого безрассудного любопытства и исследования разумом. Не дерзай и ты испытывать эту тайну, ибо она превыше твоего разума и далеко превосходит всякое знание человеческое». Потом, помолчавши немного, сказал святитель Спиридон: «Не так ли и тебе представляется все это?» – софист так был поражен этими простыми, но вескими словами, что не мог возразить против них, наконец, сказал: «Так и я святитель теперь думаю».—«Иди, присовокупил старец, и приими знамение Святой Веры». Философ действительно уверовал в Иисуса Сына Божия и, обратившись к своим прежним друзьям и ученикам, бывшим тут же, он сознался. «До сих пор я всегда при спорах умел возражать и отвечать на все речи противников; но когда вместо слов из уст этого старца исходила некоторая непреодолимая сила истины, то слова ничего не значат против этой силы, ибо не может человек устоять против Бога. Если кто из вас может так же все понять, как я понял, пусть уверует во Христа и вместе со мною последует за старцем, устами которого говорил Бог».

Когда во время того же Вселенского Собора происходил большой спор святых отцев с арианами, святитель Спиридон, желая доказать на самом деле единство Пресвятой Троицы, взял в руки кирпич и стиснул его. И вдруг, к общему изумлению, из кирпича вышел вверх огонь, книзу потекла вода, а в руке осталась земля. Тогда святитель, указывая на это своим противникам, сказал: «Смотрите, кирпич один, а в нем три стихии: огонь, вода и земля: так и в святой Троице три лица, а один Бог».

Троица, А. Рублёв, 1425 - 1427. Государственная Третьяковская галерея

Троица, А. Рублёв, 1425 – 1427. Государственная Третьяковская галерея

За высокую силу веры Господь удостоил святителя Спиридона дара чудотворений, выразившихся в чудесных исцелениях и даже воскрешении умерших. После того, как по окончании Собора Спиридон возвратился домой, у него умерла дочь Ирина, свято и непорочно проводившая время девства своего. После похорон её пришла к святителю Спиридону одна женщина и со слезами рассказала, что она отдала дочери его, при жизни её, на сохранение золотую утварь, которую, в следствии быстро наступившей кончины Ирины, не успела взять обратно и не знает, где теперь она сохраняется. Долго, но тщетно святитель Спиридон искал ту утварь всюду в своем дом, между тем женщина горько плакала о потере дорогой для неё вещи. Тогда сжалившись над ней святитель вместе с домашними своими отправился ко гробу своей дочери и, обратившись к мертвой, как бы живой, сказал: «Дочь Ирина, где золотая утварь, вверенная тебе на сохранение?», и, вдруг, раздался голос умершей, как бы пробудившейся от сна. Она отвечала своему отцу, где ею скрыта была данная вещь. Выслушавши ответ дочери, святой старец снова сказал ей: «Теперь спи, дочь моя, до всеобщего воскресения мертвых».

Из чудесных исцелений, совершённых святителем Спиридоном, между прочим, дивно следующее. Император Констанций, сын Константина Великого, бывши в Антиохии Сирской, впал в тяжкую болезнь. Когда искусство врачей не могло оказать ему никакой помощи, больной царь обратился с теплою молитвою к Богу, прилежно прося у Него исцеления своей болезни. И вот в ночном видении явился к нему ангел со множеством епископов и из них указал ему на двух как самых лучших врачей, которые могут исцелить его. (Это были святитель Спиридон и ученик его Трифиллий, который хотя не был еще тогда епископом, но уже показан был в видении царю в сане епископском, каковой и получил впоследствии).

Пробудившись от сна и размышляя о видении царь Констанций никак не мог однако же узнать тех епископов, на которых особливо указал ему ангел, тем более, что и имена их были неизвестны. Оставаясь долгое время в недоумении, царь, наконец, решился собрать к себе всех епископов из окрестных городов. Не признавши между ними указанных ему ангелом епископов, царь созвал потом многих епископов из более отдалённых мест. Когда же и между этими не оказалось тех, кого искал царь, тогда по его повелению призваны были к нему епископы из всей империи.

Святитель Спиридон Тримифунтский.Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г

Святитель Спиридон Тримифунтский.Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г

Повеление царское дошло и до берегов Кипра к Спиридону, епископу Тримифунтскому, который уже все знал о царе по откровению Божию. В сопровождении своего ученика Трифиллия (явленного вместе с ним царю в ночном видении) святитель Спиридон отправился в путь и, прибывши в Антиохию, явился во дворец царский. Но здесь царедворцы, привыкшие уважать только тех, кто ходит в драгоценных одеждах и золоте, не хотели пропустить во дворец старца, одетого просто и бедно, и один из них дерзнул даже ударить в ланиту святителя Спиридона. Но его кротость тотчас привела дерзкого в чувство: святитель тотчас обратил ему другую ланиту для удара; царедворец узнал в нем епископа, просил прощения и получил его. Не так принял святого старца Констанций. Он при первом взгляде на него тотчас узнал в нем того самого епископа; которого видел во сне, и, вставши со своего места, приблизился к святителю Спиридону и поклонился ему, умоляя со слезами помолиться за него и уврачевать его болезнь. Святитель прикоснулся к голове больного царя, и болезнь тотчас же прекратилась, после чего царь отпустил его с большою честью, воспользовавшись от него не только даром исцеления, но и духовными наставлениями. Следствием увещаний святителя Спиридона было, между прочим, то, что Констанций освободил от податей все духовенство в империи.

На возвратном пути Бог прославил своего угодника новым  славнейшим чудом. Одна женщина с горькими слезами подошла к святителю, держа на руках своего умершего сына. Не умея говорить по гречески, она положила у ног святителя мертвое дитя свое, а сама стояла и горько плакала и из слез женщины видно было, что она молит святителя Спиридона о воскрешении сына своего. Святитель, всегда милостивый к несчастным, по смирению своему опасаясь славы человеческой, сначала отказывался помочь бедной женщине призванием чудодейственной силы Божией, но потом, тронутый ея слезами, обратился к своему диакону Артимидоту, как бы спрашивая его совета, что ему делать. Диакон простосердечно отвечал иерарху: «Что другое можешь сделать, отче, как не призвать на помощь Жизнеподателя Иисуса Христа, уже много раз исполнявшего твои молитвы? Если ты исцелил царя своими молитвами, то ужели презришь бедных и простых людей?».

Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный

Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

После такого ответа святитель прослезился и, преклонивши колена, обратился с теплою молитвою к Господу Богу, и Он услышал его – возвратил жизнь умершему сыну. Как скоро последний вскричал, мать так сильно обрадовалась этому, что сама от избытка радости упала мертвою. Тогда святитель снова с коленопреклонением вознес усердные молитвы к Господу, а потом, обратившись к мертвой, сказал: «Возстань и стань на ноги твои!» Женщина немедленно встала, как бы пробужденная от сна, и взяла на руки своего сына.

Отличаясь особенною любовью к ближним, святитель Спиридон помогал каждому в бедах и нуждах житейских. Из многих дел его человеколюбия вспомним в сегодняшний день ещё некоторые, совершенные в страшные дни голода.

Однажды на острове Кипр, где совершал свое служение святитель, вследствие сильной засухи наступил голод, который погубил множество людей. В отеческом соболезновали о людях святитель обратился с теплою и усердною молитвою к милосердному Богу о прекращении бедствия, и Господь послал на землю дождь, который не переставал идти до тех пор, пока не остановил его святитель Спиридон своею молитвою. Земля после того принесла обильные плоды на нивах, в садах и виноградниках и после голода явилось изобилие во всем.

Спустя нисколько лет на острове опять настал голод. Беде этой обрадовались богатые хлеботорговцы и, пользуясь нуждами жителей, стали продавать хлеб по дорогой цене. Один же из них,  зараженный чрезвычайным сребролюбием, накупивши хлебных припасов во многих местах, решил продавать его не прежде, когда голод еще более увеличится и умножатся нужды, чтобы чрез то получить больше прибыли. Когда голод дошел до крайней степени, богач тогда открыл свои житницы и начал продавать свой запасный хлеб по весьма дорогой цене. В это несчастное время приходит к нему один бедняк и, кланяясь, со слезами просит умилосердиться над ним и дать ему немного жита, чтобы с женою и детьми не умереть с голода. Но жестокосердый богач не тронулся слезами нищего, а сказал ему: «Пойди, принеся деньги и тогда можешь приобрести что тебе нужно». Тогда бедняк пришел к святителю Спиридону и с плачем рассказал ему о своей великой нужде и о немилосердии богатого торговца. «Не плачь, сказал ему святитель, но иди в дом твой ибо утром дом твой наполнится хлебом, а богача увидишь просящим тебя и дающим хлеб тебе без денег». Так и случилось. С наступлением ночи пошел по молитве к Богу  святителя Спиридона такой сильный дождь, что подмыл житницы немилосердного богача, а вода разнесла весь хлебный запас его. По усиленным просьбам немилосердного торговца помочь ему бедняки, видя жито, разнесенное водою по дорогам и улицам, начали собирать его и наполнили дома свои. Так же и тот бедняк, который накануне просил у богача помощи, собрал себе хлеба с избытком, а богач, увидевши его, умолял его теперь взять без денег хлеба столько, сколько хочет.

Достопамятен и следующий пример человеколюбия святителя Спиридона. Во время того же голода и к тому же немилосердному богачу, который, кроме разрушенных водою житниц, имел еще и другие, наполненные хлебом, пришел один, знакомый святителю Спиридону, земледелец с просьбою у него взаймы немного жита, обещаясь с избытком возвратить во время жатвы. Но богач, которого слепая страсть к золоту не оставила и после наказания Божия, с тем же жестокосердием отнесся и к этому бедняку и, не внимая усердным его просьбам сказал, что без золота он не даст ему ни одного зерна. Услышавши такую жестокую речь, бедный земледелец этот с печалью пошел к святителю Спиридону и поведал ему скорбь свою. Святитель, утешивши его; отпустил домой, обещавши по утру сам придти к нему. Не имея тогда сам денег, добрый святитель достал их для бедного земледельца чудесным образом: силою веры Моисеевой он превратил змия в золото и утром принес ему немалое количество золота. Отдавая золото в руки бедного, он сказал ему: «Снеси его к богатому торговцу и отдай в залог, захлеба, который ты возьмешь взаймы. А когда настанет жатва и у тебя будет избыток хлеба, то, выкупивши этот залог, принеси его опять ко мне». Бедняк, принявши золото из рук святителя, поспешно пришел к богатому, который очень обрадовался золоту и подзалог его охотно дал ему взаймы хлеба сколько нужно было. Когда же земля дала обильную жатву, земледелец с избытком отдал свой долг богатому торговцу хлебом, а выкупленный залог с благодарностью возвратил святителю Спиридону. Святитель, взявши золото, вместе с земледельцем пошел к винограднику. Положивши золото при ограде виноградника, святитель возвел очи свои к небу и начал молиться: «Господи Иисусе Христе! Как некогда Ты жезл Моисеев, в глазах царя египетского, превратил в змия, так и этому золоту, превращенному Тобою из змия, повели теперь опять превратиться в змия, и да познает этот человек, как Ты печешься о нас, и пусть самым делом научится тому, что Бог может творить все, что хочет». Не успел святитель Спиридон еще окончить молитвы, как золото превратилось в змия, который двигался, ползал и затем ушел в свою нору. Видя это земледелец трепетал от страха, вполне признал себя недостойным такого чуда и возвратился домой, прославляя явленное в чуде величие Божие.

Иисус Навин. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.

Иисус Навин. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-е гг. XI в.

Чудотворческая сила святителя Спиридона простиралась и на водную стихию. Один друг святителя, муж добродетельный, по зависти злых людей, был оклеветан и заключен в темницу, затем приговорен судом к смерти. Узнавши об этом несчастьи друга своего, святитель Спиридон поспешно отправился к судье на  защиту невинно осужденного. Когда же разлившийся по причине бывшего тогда полноводья поток преграждал путь, святитель, полный веры во всесильного Бога, подобно Иисусу Навину, осушившему некогда реку Иордан, обратился к потоку и именем Божиим повелел ему остановиться, чтобы возможно было перейти чрез него. Вода в речке действительно остановилась, так что образовалось сухое дно, по которому и прошел не только он сам, но и все бывшие с ним. Когда спутники святителя Спиридона, пришедшие ранее его к судье, рассказали ему о чуде, совершенном на пути, судья тотчас же освободил осужденного и отдал его святителю.

Оказывая помощь ближним в их нуждах и скорбях, святитель Спиридон не мог относиться равнодушно к тем, кто впадал в пороки и заблуждения, и не менее чудесным образом, как и в делах человеколюбия, старался исправить одних кротостью, а других строгостью и наказанием. Одна грешница, грехов которой, впрочем тайных, не знали другие, хотела омыть ноги святителю Спиридону, но прозорливый святитель, не гнушавшийся никого, на этот раз показал ей строгий вид и отверг ея услуги. Когда женщина опять усиливалась исполнить свое желание, тогда святитель напомянул ей тайные грехи её и тем привел грешницу, в такое умиление, что она уже не водою, а слезами своими начала омывать ноги этого человека Божия. Тогда благосердый святитель с кротостью Христовою разрешил кающуюся и сказал:

«Дерзай, дочь отпущаются тебе грехи твои; вот ты здорова, к тому не согрешай!».

Не смотря на свой епископский сан, святитель Спиридон, имея  стадо овец, сам наблюдал за ними. Однажды в овчарню святителя пришли воры и, укравши несколько овец, хотели уйти; но Бог из любви к угоднику Своему, сохраняя небогатое имение его, связал воров невидимыми узами так крепко, что они не могли выйти из овчарни и оставались там до утра. Когда же настал день и святитель пришел к овцам, то увидел воров связанными по рукам и ногам, и что же сделал пастырь словесных овец? Вместо зла воздал им добром: привел их в раскаяние и, сжалившись над ними, освободил их от уз своею молитвою и, отпуская с миром, даже подарил им одного барана, увещевая при этом впредь жить честно и искать средств к пропитанию в труде а не в воровстве.

Вот еще пример незлобия святителя Спиридона, с каким он вразумлял тех, кто хотел сделать ему какое-нибудь зло. Один купец, живший в одном городе со святителем Спиридоном, имел обычай брать в долг у святителя деньги для торговых оборотов. По миновании надобности он возвращал их, и святитель, сам никогда не пересчитывая, предлагал купцу самому класть деньги в тот ящик, из которого он обыкновенно брал ссуду, нимало не беспокоясь о том, верно ли он уплачивал долг или нет. Это повторялось часто, и пока купец честно возвращал взятое, торговые его дела шли успешно. Но однажды, прельстившись золотом он утаил его при себе, между тем, сказал святителю, что долг возвратил и положил, золото на свое место. В следствии такой лжи, нечестности все для купца пошло худо торговые дела его совершенно расстроились, и он дошел до нищеты. Нужда заставила этого купца снова прибегнуть к прежнему благодетелю с просьбою у него золота в долг. Святитель, не отказывая в просьбе предложил ему самому пойти и взять из ящика потребное золото. Но на этот раз купец уже не нашел там нужного и сообщил о том святителю Спиридону. Тогда святитель кротко заметил ему: «Поистине скажу тебе, что кроме тебя никто не ходил в ящик – если бы ты прежде возвратил туда мое золото, то верно бы и теперь нашел его на прежнем месте». Стыдно стало нечестному купцу и, припавши к ногам святителя, он просил у него прощения. Святитель простил купца и, отпуская, учил, чтобы он чужого не желал и не осквернял своей совести лестью и ложью, ибо неправильно приобретаемый избыток не есть прибыток действительный, а лишь мнимый.

Впрочем, прозорливый святитель Спиридон иногда употреблял и строгость, где она нужна была для смирения согрешающих. Так, в церкви одного селения на острове Кипр, диакону, тщеславившемуся своим громким голосом при чтении молитвы, святитель с гневом сказал: «Замолчи!» и вдруг диакон не только потерял голос, но и совсем говорить перестал. И только после усиленных просьб этого диакона и друзей его святитель простил его и возвратил ему способность говорить, но для смирения горделивца остались в нем следы наказания. Диакон после этого уже не имел прежнего голоса,  говорил не внятно и даже заикался.

Высокое благочестие и великие дела святителя Спиридона известны были не только на острове Кипр, но и далеко за пределами его отечества. Патриарх Александрийский некогда созвал в Александрию всех подвластных ему епископов, желая общею молитвою сокрушить и уничтожить языческих идолов, которых там было много. Усердная молитва епископов дошла до Бога: идолы во всем городе и окрестностях пали, за исключением лишь одного, самого знаменитого. Много скорбел и долго молился патриарх о сокрушении этого идола. И вот однажды, когда он стоял ночью на молитве, в дивном видении повелено было ему не скорбеть о несокрушении идола, а послать скорее на остров Кипр за святителем Спиридоном, от молитвы которого и падет этот идол. Патриарх немедленно написал к святителю письмо, в котором, извещая о видении, усердно просил его прибыть в Александрию. Получивши письмо, епископ Спиридон вскоре на корабле отправился в Александрию. Когда корабль вошел в пристань Александрийскую, едва святитель Спиридон вышел на берег, как идол сам собою пал. Узнавши об этом, патриарх обратился к другим епископам со словами: «Друзья! Спиридон Тримифунтский приближается». Все епископы вышли на встречу святителю Спиридону и, принявши его с честию, радовались о прибытии к ним столь великого чудотворца и светильника миру.

Святитель Спиридон Тримифунтский с житием. Эммануил Тзанфурнарис. Икона. Венеция. 1595 г. Собрание Музея икон Венеция

Святитель Спиридон Тримифунтский с житием. Эммануил Тзанфурнарис. Икона. Венеция. 1595 г. Собрание Музея икон Венеция

Вообще дивна была жизнь Тримифунтского святителя Спиридона. От детства до глубокой старости он только о том и заботился, как бы угодить Господу Богу, быть верным слугою небесного своего Царя и усердным исполнителем обязанностей христианских. Достигши глубокой старости, чудотворец Спиридон имел чудесное, весьма примечательное, предвозвещение о близкой кончине своей. В жаркий день, когда он был на своей жатве и трудился с открытою головою, внезапно голова его покрылась росою, и волосы его изменили цвет свой. Святой старец сам заметил при этом присутствующим, что это знак близкой его смерти. Но почему так? Не трудно уразуметь, что значила небесная роса на голове, давно исполненной вод благодати Божией. А изменение цвета волос, быть может, было предзнаменованием того преображения, которым сияют души святых на небе, и того нетления тел их, которым Господь прославляет многих из них на земле.

В виду своего скорого отшествия из этого мира святитель Спиридон особенно предложил пасомым поучение о вере, о любви к Богу и ближним и вскоре с молитвою предал в 348 году праведную душу свою  руки Господа, которому усердно служил во все время жизни своей. С великою честью жители Тримифунта похоронили тело святителя в церкви святых Апостолов. Вскоре Господь прославил и самое тело угодника своего многими чудесами, совершившимися при его гробе. В греческом часослов от 1838 года о мощах святителя Спиридона говорится, что в середине VII века по причине набегов варваров они перенесены были в Константинополь, в 1453 году 29  мая иерей Георгий, по прозванию Калохерет, взяв святые мощи его (и Феодоры Августы), отправился в Сербию, а оттуда на остров Корфу уже в 1460 году.

Мощи святителя Спиридона доселе, как многоценное сокровище, хранятся у людей, чтущих его, не поврежденными, так, что кожа плоти его сохраняет свою мягкость. Поистине, дивен Бог во святых своих! Действительно, русские паломники XIV и XV веков Стефан Новгородец и Зосима видели мощи его в Царьграде в храм Апостолов. Барский в XVII веке видел все тело его на острове Корфу в церкви его имени, кроме десной руки, которая пребывает в Риме в церкви Богоматери Новой (Путеводитель по Риму, Мордвинова, 1875 г. 153 стр.). А житие святителя святителя Спиридона написано было Метафрастом и, без сомнения, на основании древних источников; ранее же оно составлено учеником его, Ледрийским епископом Трифиллием, так же о святителя говорят древние писатели и историки: Святитель Афанасий, Руфин и другие.

Святая Православная церковь в песнопениях 25 декабря прославляет святителя Спиридона, напоминая людям высокую жизнь его и дивные обстоятельства в его служении:

Тропарь, глас 1

Собо́ра Пе́рваго показа́лся еси́ побо́рник и чудотво́рец,/ Богоно́се Спиридо́не о́тче наш. /Те́мже ме́ртву ты во гро́бе возгласи́в/ и змию́ в зла́то претвори́л еси́,/ и внегда́ пе́ти тебе́ святы́я моли́твы,/ а́нгелы, сослужа́щия тебе́, име́л еси́, свяще́ннейший./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Перевод: 

На соборе первом защитником истины и чудотворцем явился ты, Богоносный Спиридон, отче наш. Потому ты к мертвой в могиле обратился, и змею в золото превратил, и при пении святых молитв Ангелы сослужили тебе, священнейший! Слава Прославившему тебя, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему чрез тебя всем исцеления!

Кондак, глас 2

Любо́вию Христо́вою уязви́вся, свяще́ннейший,/ ум впери́в заре́ю Ду́ха,/ де́тельным виде́нием твои́м дея́ние обре́л еси́, Богоприя́тне,/ же́ртвенник Боже́ственный быв,// прося́ всем Боже́ственнаго сия́ния.

Перевод: 

Любовью Христовой уязвившись, священнейший, ум окрылив сиянием Духа, ты, Боговдохновенный, преуспел в действенном созерцании, став жертвенником Божественным, прося для всех Божественного озарения.

По материалам: Иван Васильевич Баженов. “Церковные ведомости” № 49  от 6 декабря 1914 года. Журнал “Приходское чтение”  №10.

Разрыв между текстом
О свойствах истинной благотворительности

Святитель Спиридон, память коего совершается ныне, родился на острове Кипре от родителей простого звания; был женат, имел детей и отличался необыкновенным смирением и христианскою мудрою простотою сердца, и приобрел такое уважение к себе, что по смерти жены своей за святость жизни был единодушно избран и поставлен во епископа города Тримифунта. Святитель Спиридон, трудясь в поле вместе с простыми работниками и продолжая заниматься овцеводством, относился в тоже время с деятельным вниманием ко всем нуждам своей паствы, духовным и материальным, которым он благотворил, чем только мог. С величайшею любовию служил он всем словом и делом и был так угоден Богу, что получил дар спасительной для многих прозорливости и чудотворений. В воспоминании сохранились бесчисленные примеры совершенной точности его предсказаний, вследствие чего он даже воздерживался произносить угрозы, чтобы его не считали причиною прозорливо предвидимых им бедствий… Так, например, предсказал святитель Спиридон посрамление замысла одного бесчеловечного корыстолюбца, желавшего обогатиться на счет бедствующих, и это исполнилось. Когда, во время голода на острове, один из хлебных торговцев, закупив большой запас хлебного зерна, не хотел уступить его даже ни одному бедняку по уменьшенной цене, то на жалобу одного из этих несчастных, которым угрожала голодная смерть, святитель сказал: «не плачь… завтра же дом твой наполнится житом, и богач, который отказал тебе сегодня в хлебе, завтра сам будет упрашивать тебя взять у него хлеб без платы»… И действительно, в ту же ночь пролился такой сильный дождь, что все житницы хлебного торговца были размыты и хлебные зерна разнесены по всему городу, так что всякий мог собирать себе, сколько хотел, а растерявшийся богач, бросаясь во все стороны, сам упрашивал всех, и в том числе вчерашнего бедняка, взять сколько хотят хлеба, чтобы только помочь ему спасти остальное зерно…

Прославленный многими чудесами, святитель Спиридон, предузнав заранее время своего отшествия из мира, мирно скончался в глубокой старости, и был погребен в Церкви Святых Апостолов, в городе Тримифунте.

***

Вел. кнг. Елисавета Феодоровна и сестры Марфо-Мариинской обители в лазарете. Фотография. 1915 г.

Вел. кнг. Елисавета Феодоровна и сестры Марфо-Мариинской обители в лазарете. Фотография. 1915 г.

Святитель Спиридон, предсказавший несчастие жестокосердному богачу, затворившему свое сердце от ближних, и бывший сам образцом христианской благотворительности, побуждает нас, братие, к христианской благотворительности. Но дабы не сделать в сем важном деле погрешности, рассмотрим свойства христианской благотворительности.

Любовь истинная, а посему истинная благотворительность по слову апостола Павла, должна быть:

Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1Тим.1:5).

В деле благотворения, особенно при честнейшем совершении его, всего нужнее – богатство сердца. Благотворитель по сердцу всегда найдет более средств к благотворению, скорее отыщет истинно бедного, долее не ослабеет в подвигах любви, мужественнее перенесет неприятности и затруднения: потому что собственное сердце его – чистейшим ощущением сладости благого дела награждает его за все сторицею. Несправедливо было бы думать, что и для бедного все равно, только бы получить помощь, хотя бы она подавалась не от сердца. Бедность огрубляет чувство, но не столько, чтобы она не могла заметить в благотворении холодной суровости, или кичливой суетности и надмения. В таком случае уста бедного будут наполнены, но в сердце может возбудиться еще более чувство недостатка, его удручающего.

Апостол требует притом от благотворителя сердца не всякого, каково есть, а чистого, то есть, не помраченного страстями, движимого искреннею любовию к Богу и ближним. В самом деле, при всем голоде мы неохотно принимаем хлеб из рук нечистых; – при всей жажде не с таким удовольствием утоляем ее из источника мутного. Тоже и в благотворении. Если бы впрочем благотворимый и не знал, что такое чистота сердца в благотворителе, то ведает ее Тот, Который в лице бедного благоволит Сам принимать наши даяния. К Нему ли прострется нечистая рука от нечистого сердца?

Истинная благотворительность, далее, должна происходить, по слову апостола, от совести благия. Совесть благая – та, которая сама водится непрестанно законом Божиим, не зрит на лица, судит «не по глаголанию» (Исаии 11, 3), а по действиям, никогда и ни в каком виде

не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (1Кор.13:5),

предлагает, где нужно, и не требующему, останавливает, где должно, и просящего, – которая всегда не пред людьми только, но и пред Богом готова сказать: «я могла погрешить в действии, но никогда не хотела грешить, брала все меры предосторожности; не сделала конечно всего, но ничего не упустила с намерением; – трудилась, сколько могла!»

Наконец, благотворительность христианская, по слову апостола, должна происходить от веры нелицемерныя (1Тим. 1, 5). Есть предрассудок делать добро ближним, не думая о Боге. Особенно имя Спасителя, произносимое бедными, кажется тяжелым для изнеженного слуха некоторых. Заблуждение самое постыдное! Кому же иному и должны быть посвящены наши малые благотворения, как не Тому, Кто пролил за нас всю кровь Свою? Довольно, что мы забываем о Спасителе нашем, когда грешим: будем ли изгонять Его из нашей памяти и уст даже в то время, когда, по-видимому, делаем добро? И что приобретает любовь к ближним, отлучаясь, по неразумию своему, от любви к Богу? Одну слабость, сухость и непостоянство. Только Святая Вера производит героев любви к ближним; только Моисеи и Павлы молились быть изглажденными из книги живота, дабы внесены были в нее имена братий их (Рим 9, 1). Природа человеческая и мудрость земная никогда не производили и не произведут сего.

И куда сам собою невольно устремляется взор бедного по получении неожиданной помощи? Не к небу ли? Кто же будет столько жестокосерд, чтобы захотел остановить на своем, или чьем-либо лице, благодарный взор, ищущий лица Отца Небесного? Но он будет остановлен и обратится долу, если благотворимый увидит, что благотворящий сам не расположен взирать на небо.

Не услышится искренняя молитва благодарности и в таком случае, когда видно будет, что истинная вера в благотворителе заменяется личиной ея. Око бедности острозрительно: – ничто не помешает ему распознать действительного ангела милосердия, приходящего во имя Божие, от пышного служителя гордости житейской, который сам хочет являться божеством для милуемого им человечества.

Таким образом чистое сердце есть родитель, благая совесть воспитатель и руководитель, а нелицемерная вера утверждение и венец истинной благотворительности.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Разрыв между текстом
Евангельские Чтения

Первое послание апостола Павла к Тимофею, глава 5 стих с 22 по 25, глава 6 стих с 1 по 11 (зачало 287)

Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии. Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут. Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай. Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости (1Тим.5:22-25,6:1-11).

Евангелие от Марка, глава 8 стих с 30 по 34 (зачало 36)

И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. (Мк.8:30-34)

Святителю

Послание апостола Павла к Евреям, глава 13 стих с 17 по 21 (зачало 335)

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь (Евр.13:17-21).

 Евангелие от Луки, глава 6 стих с 17 по 23 (зачало 24)

И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. (Лк.6:17-23)

Если совершается полиелейная служба святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, то на утрене

Евангелие от Иоанна, глава 10 стих с 1 по 9 (зачало 35 от полу)

Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. (Ин.10:1-9)


Подготовила Елена Сергеевна Звонарева

По материалам:

 

Pokrova2021

Метки:
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление