РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Начало Успенского поста — поклонение Кресту Христову (Медовый Спас)

«Снова по милости Божией вступаем мы в Успенский пост. Пост этот самый краткий и самый сладкий. Начинается он с освящения меда, потом будет освящение плодов. И самый легкий этот пост, потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас легким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе.»

Протоиерей Александр Шаргунов

 

14 августа Церковью соединено два праздника и установлено начало Успенского поста:

1. Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

2. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164).

В этот день совершается малое освящение воды. Вместе с освящением воды совершается освящение меда.

В этот день еще мы празднуем память ветхозаветных мучеников Маккавеев.


Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня принадлежит к числу малых и  имеет 1 день предпразднства 13 августа.

Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста». Благодатьи, исходящей от Креста Господня инфекции стихалию
С этим обычаем соединялся другой — освящать в придворной Константинопольской церкви воду первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение воды совершалось 6-го числа, и сентября, когда оно бывало 14 числа. Эти два обычая и легли в основу празднования 1 августа «Происхождения Честных Древ Креста Господня» и торжественного освящения воды.
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. (Не смотря на то, что 28 июля (новый стиль) мы празднуем день памяти равноапостольного князя Владимира и вместе с этим вспоминаем и о крещении Руси, исторически сам День Крещения Руси приходится на 14 августа (новый стиль), о чем упоминается в хронографах ХVI века.)  В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
Празднование 1 августа на Руси в XVI-XVII вв. отличалось особой торжественностью. (Даты по старому стилю)
Эти события и легли в основу принятого ныне в Русской Церкви праздника и чина освящения воды до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (По этому этот день имеет домашнее название Первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164)
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164)

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164)

Этот праздник установлен в XII веке по случаю знамений от образа Спасителя во время сражений греческого царя Мануила (1143—1180) с сарацинами и благоверного князя Андрея Боголюбского (1157—1174) с болгарами в 1164 году.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Когда князь Андрей шел на войну, то имел обычай брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение Честного Креста Христова, который носили среди войска два иерея. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых.

После этой молитвы сам князь Андрей, а за ним и все его воины лобызали святую икону Богоматери и Честный Крест Господень. Потом только с твердой надеждой на помощь Божию и заступничество Пречистой Богоматери они дружно устремлялись на врагов.

Так было и в 1158 году. Войска князя Андрея Боголюбского, одушевленные молитвой своего любимого предводителя и поддерживаемые небесной помощью, отважно бросились на волжских болгар (Великий князь жил в то время в Ростове: болгарами же назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги, отсюда они получили и свое наименование) и скоро одержали над ними полную победу. Когда русские воины возвратились с поля битвы в свой стан, они были поражены дивным видением: огненные лучи, исходившие от Честного Креста и святой иконы Божией Матери, своим блеском озарили все войско.

С этим довольно крупным событием в жизни Руси совпало другое не менее важное событие в Греции. В том же 1158 году греческий император Мануил принужден был выступить со своими войсками против сарацин, намеревавшихся покорить под свою власть Грецию. Осуществление этого их намерения повело бы за собой многочисленные бедствия для греков: помимо того, что они потеряли бы свою политическую самостоятельность, они понесли бы еще и большую утрату — лишились бы своей святой христианской веры, вместо которой должны были бы исповедывать магометанскую веру своих победителей. Император Мануил видел от Честного Креста и иконы Богоматери, которые он брал с собой в поход, чудо подобное вышеописанному — огненные лучи, озарявшие своим блеском все войско. И когда после этого была одержана победа над неприятелем, греческий император Мануил всецело приписал ее чудесной помощи Божией.

Царь Мануил и князь Андрей находились между собою в мире и братской любви. Поэтому князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о подобном же чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа (старый стиль) празднество Господу и Пречистой Его Матери.


Память ветхозаветных мучеников Маккавеев
Святые мученики Маккавейские

Святые мученики Маккавейские

Образцом стойкого исповедания веры Божией Церковь представляет для нас сегодня светлую память святых мучеников Маккавеев, живших за полтора столетия до Рождества Христова. Это было тяжелое для иудейского народа время, когда нечестивый сирийский царь Антиох Епифан, ограбив Иерусалим и избив многие тысячи иудеев, воздвиг злое гонение на их веру, желая искоренить ее до конца. С этой целью он повелел иудеям под угрозой смертной казни прекратить всесожжения и жертвы и возлияния во святилище, отменить субботы и праздники, устроить языческие жертвенники и приносить там жертвы языческие, отменить обрезание и вообще переменить все прежние религиозные убеждения, законы, нравы и обычаи отеческие.

В эту пору для утешения иудейского народа Господь воздвиг многих твердых исповедников веры в истинного Бога, которые, не желая отречься от отеческих законов, избраша паче умрети, неже осквернитися, и мужественно претерпели мученическую кончину. Среди них были девяностолетний старец Елеазар, семь братьев Маккавеев и мать их Соломония.

Старца Елеазара мучители прельщали возможностью принести жертву хотя бы притворно и этим сохранить свою жизнь, но он, убеленный сединами и исполненный благочестия, отвечал: «Недостойно моего возраста лицемерить для сохранения малого жития дней моих…», – и затем был нещадно мучим.

Так же и святые братья Маккавеи, исповедуя свою веру и надежду на будущее воскресение, мужественно один за другим приняли мученическую кончину, укрепляемые упованием на то, что Господь оживит их в будущей жизни. После всех их предала дух свой в руки Божии и блаженная мать их Соломония.


Успенский пост

Успенский пост — один из четырех многодневных постов, предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа по новому стилю). Продолжается две недели с 14 по 27 августа включительно.

Псково-Печерская икона Успения Божией Матери

Псково-Печерская икона Успения Божией Матери

Успенский пост – самый короткий из постов Православной Церкви, но при этом по строгости воздержания от пищи он может сравниться с Великим постом. О смысле и назначении этого поста блаженный Симеон, архиепископ Солунский пишет об так: «Пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Если праздник Успения не из самых древних в Церкви, то пост пред ним наименее древний из постов Православной Церкви и моложе даже Петрова поста. История его поучительна тем, что показывает, как пост этот создан, без содействия столь могущественной вообще в Церкви силы предания, одною горячею любовью к Богоматери, все как бы возраставшею в Церкви от все увеличивавшихся знаков Ее небесного попечения о христианах.

Владимирская икона Божией Матери. Константинополь. До 1130 г. (Церковь свт. Николая в Толмачах при ГТГ)

Владимирская икона Божией Матери. Константинополь. До 1130 г. (Церковь свт. Николая в Толмачах при ГТГ)

Впрочем, и все христианские посты  подобного происхождения. Не будучи в собственном смысле установлениями Христа и апостолов (как таинства), они суть невольно вырвавшиеся из сердца Святой Церкви излияния ее благодарности за особенно великие дела милости Божией. Они не продиктованы Церкви ее основателями, а добровольно принесены ее свободой в дар этим основателям. Поэтому вопрос давности тут не имеет никакого значения. В наименее древний из постов – Успенский – вложено не меньше сравнительно с древними постами любви к Чтимой им, судя по тому, что эта любовь скоплялась столько веков. Этим объясняется то обстоятельство, что Успенский пост, несмотря на свою наименьшую древность, занимает по святости (степени воздержания, принятой для него) первое место после Великого поста и выше Рождественского

Различные Упоминания об Успенском посте известны с V века. Окончательно Успенский пост установлен в XII веке на Константинопольском Соборе – при Патриархе Луке и императоре Еммануиле.

Особенности Успенского поста

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров  и   Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию святых отцов, «если же кто от братий снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август».

В праздник Преображения Господня по уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Не следует воспринимать данные правила как что-то незыблемое. У всех — разное здоровье и различные потребности организма. Поэтому мера поста может устанавливаться в индивидуальном порядке духовником.

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям — в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

 

По материалам:

Азбука

Официальный сайт Московского Патриархата

Седмица.ру

Храм Святого Великомученника Георгия Победоносца Кинельский Епархии

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление