РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Освящение временной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы

133 года назад, 7 декабря (25 ноября по ст. ст.) 1890 года, во дворе строящегося Братского храма Покрова Пресвятой Богородицы была оборудована и освящена временная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

*****

После того, как 28 апреля (16 апреля по ст.ст.) 1889 года на очередном собрании Братства, предложение председателя совета Братства преосвященного Митрофана, принять на себя заботу и попечение об устройстве в районе Боровой улице храма и при нем школы и особой залы для духовных собеседований, была единогласно утверждена, начались работы по подготовке и строительству Братского храма на Боровой улице.

Преосвященный Митрофан (Матвей Павлович Невский), епископ Ладожский, викарий Петербургской епархии (14 февраля 1888 – 21 июня 1890)

Преосвященный Митрофан (Матвей Павлович Невский), епископ Ладожский, викарий Петербургской епархии (14 февраля 1888 – 21 июня 1890)

В мае 1889 года был образован строительный комитет из лиц, особенно близко принимавших к сердцу вопросы о постройке братского храма, с участием 2-х членов совета братства, под председательством товарища председателя братства, управлявшего канцелярией Святейшего Синода В. К. Саблера.

Владимир Карлович Саблер, обер-прокурор Святейшего Синода (2 мая 1911 – 5 июля 1915) Товарищ обер-прокурора Синода (21 мая 1892 – 2 мая 1911) управляющий канцелярией Синода 1883—1892 годах

Владимир Карлович Саблер, обер-прокурор Святейшего Синода (2 мая 1911 – 5 июля 1915)
Товарищ обер-прокурора Синода (21 мая 1892 – 2 мая 1911)
управляющий канцелярией Синода 1883—1892 годах

В июне 1889 года было «приобретено усадебное место для постройки храма, а в октябре того же года был уже построен на приобретенном участке деревянный Молитвенный дом и заложен бут для фундамента нового храма.

На выкопировке из плана урегулирования Александро-Невской части Санкт-Петербурга впервые показан участок с размещением на нем церкви и молитвенного дома. Рядом пунктиром отмечен и соседний участок, западная половина которого в дальнейшем отошла под строительство Братского Дома.

Выкопировка из плана Александро-Невской части СПб. 1890г. с показанием места для постройки Братского храма во имя Покрова Богородицы и выделенным пунктирной линией соседним участком, западная половина которого отошла под строительство Братского дома. Фрагмент. РГИА, ф. 1293, оп. 267, д. 70, л.1.

Выкопировка из плана Александро-Невской части СПб. 1890г. с показанием места для постройки Братского храма во имя Покрова Богородицы и выделенным пунктирной линией соседним участком, западная половина которого отошла под строительство Братского дома. Фрагмент. РГИА, ф. 1293, оп. 267, д. 70, л.1.

Молитвенный дом располагался во дворе строящегося храма и был построен по проекту архитектора Николая Никитича Никонова.

Архитектор Никонов Николай Никитич (08.04.1849 - 1918)

Архитектор Никонов Николай Никитич (08.04.1849 – 1918)

С разрешения высокопреосвященного Исидора 7 декабря (25 ноября по ст. ст.) 1890 года, в деревянном доме была устроена и освящена временная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с походным престолом и жертвенником.

Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский) 1 июля 1860 – 7 сентября 1892

Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский)
1 июля 1860 – 7 сентября 1892

До времени окончания постройки главного храма, эта временная церковь сделалась с того времени не только местом для обычных церковных служб, но и центром миссионерской и религиозно-просветительской в духе православия деятельности на пользу проживающих вблизи православных, по преимуществу из фабричных рабочих

Богослужение, беседы и научения в братском временном храме стали скоро привлекать не только местное, но и окрестное и даже отдаленное население столицы из простого народа.

Церковные службы и религиозно-нравственные беседы происходили почти ежедневно. Беседы велись часто местным священником Cepгием Слепяном, частью студентами духовной академии, частью другими людьми и специальными миссионерами.

24 марта 1891 года С.Н. Слепян был рукоположен во священника.

Сергий Николаевич Слепян (28 марта 1852 – 17 февраля 1912) Основатель и первый священник Покровской церкви на Боровой

Сергий Николаевич Слепян (28 марта 1852 – 17 февраля 1912)
Основатель и первый священник Покровской церкви на Боровой

Общие беседы направлялись главным образом против различных общественных недугов народа, таких как пьянство, сквернословие, разгул, семейных раздоров и проч. Предлагались также разъяснения важнейших истин православной догматики, или воскресных и праздничных апостольских и евангельских чтений. Бывали нередко и собеседования чисто миссионерского характера с раскольниками и сектантами. Последние велись частью Сергием Слепяном, частью миссионерами Ксенофонтом Крючковым и слепцом А. Шашиным, или наставником местной духовной семинарии по расколу и сектантству.

Богослужения в храме совершалось нередко преосвященными председателями братства, которые обыкновенно считали своим долгом, после совершенных ими служений, обращаться с соответствующими поучениями и беседами к народу.

При братском храме с 1890 года было организовано общество трезвости во имя святого мученика Вонифатия. Общество трезвости возрастало и распространялось путем бесед, чтений, раздачей брошюр и паломническими походами. Каждый желающий вступить в это общество заявлял руководителю общества, местному священнику, и, после двухнедельного искуса, записывался в члены общества. После этого служился молебен святому мученику Вонифатию, и новый трезвенник благословлялся образком святого. Имя каждого трезвенника вносится в братский синодик для поминовения о здравии на литургии и па общих молебствиях

В случае смерти трезвенника, братчики общества присутствовали по возможности на выносе и на похоронах; затем имя умершего также поминалось в церкви. Трезвенник временно нарушивший обет воздержания, приглашался на исповедаться и приобщаться.

Временный братский храм служил и  местом присоединения к православной Церкви разных иноверцев и нехристиан. Ежегодно в православную веру присоединялось несколько десятков, а иногда и свыше ста человек.

Во временном храме богослужение иногда совершалось на иностранных и инородческих языках: немецком, английском, эстонском и латышском. При этом, из числа проживающих в столице эстонцев и латышей существовал особый хор любителей церковного пения, который и исполнял церковные службы на своем родном языке. Трудности были только в устройстве пении немецком и английском языках.

Накануне освящения деревянного молитвенного дома, всенощное бдение совершил член совета братства архимандрит Антоний, ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии. Во время пения канона, по величании, о. архимандрит помазывал подходивших к храмовой иконе и Евангелию благословенным елеем, а сослужившие ему раздавали: иеромонах – раздробленный на части благословенный хлеб, а священник – Троицкие Листки.

Антоний (Храповицкий) 17.3.1863 – 10.8.1936. Первоиерарх РПЦЗ 19.11.1920 – 10.8.1936 Митрополит Киевский и Галицкий 30.5.1918 – декабрь 1927 Ректор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии 1890

Антоний (Храповицкий) 17.3.1863 – 10.8.1936. Первоиерарх РПЦЗ 19.11.1920 – 10.8.1936
Митрополит Киевский и Галицкий 30.5.1918 – декабрь 1927
Ректор Санкт-Петербургской Духовной Семинарии 1890

Освящение и литургию совершал председатель Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы преосвященный щенный Николай (Налимов), епископ Ладожский, в со служении с некоторыми из членов братства.

Николай (Налимов) 19.6.1852 – 13.7.1914. Архиепископ Владимирский и Суздальский 23.6.1906 – 13.7.1914. Епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии 05.8.1890 – 24.10.1892 Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 5.8.1890 – 13.11.1893

Николай (Налимов) 19.6.1852 – 13.7.1914. Архиепископ Владимирский и Суздальский 23.6.1906 – 13.7.1914.
Епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии 05.8.1890 – 24.10.1892
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 5.8.1890 – 13.11.1893

В конце литургии ректор духовной семинарии архимандрит Антоний произнес весьма назидательное слово. Молящихся, большею частью фабричного люда, было так много, что, несмотря на холод, тесной толпой заполнили весь большой церковный двор.

В информации, размещенной на страницах церковных ведомостей №49 от 1890 года, сообщалось:

«Собравшееся на освещение молитвенного дома население, в большей своей частью было фабричное, относилось к постройке церкви с замечательным, можно сказать необыкновенным усердием.

Добровольных пожертвований было собрано и израсходовано свыше 30,000 рублей. Рабочие складывались между собою и приобретали для строящегося храма иконы великомученика Пантелеймона и священномученика Вонифатия, покупали подсвечники и хоругви.

Когда плотники обрешечивали крышу временной церкви, подошел некто с виду крестьянин и спрашивал: а чем же крыть будете? – Железом ответили плотники. – А сколько железа понадобится? Прикинули примерно. На другой день этот крестьянин является уже с возом железа, сложили пачки, и он ушел, не объявив своего имени.

Около кружки, поставленной для сбора пожертвований, заметили, ходит один человек, одетый просто, даже бедно. Думали, чего он ищет? Улучшив удобную минуту, он начал прилежно вкладывать что-то в кружку, видимо укрывая от других то, что принес. В последствии оказалось, что этот бедно одетый человек вложил в кружку на храм более четыре сотенных облигаций.

Сколько истинно живого усердия и при том вполне по духу Евангельскому в этом простом народе, на совращение которого столь безбожно устремилась пашковщина и толстовщина, и какая бдительность, какая заботливость любви требуется от пастырей церкви, чтобы не дать сих овец, их любви вверенных на расхищение волкам.

В виду этого живого и горячего усердия народа к делу Божию получает особое значение вновь устроенный храм и предлежащее ему дело. Жатва многая, да укрепить Господь делателей нивы Своей и да подаст им успехи в сеянии слова и утверждении душ в вере и жизни христианской».

В последующем, после открытия каменного храма в 1897 году, в здании Молитвенного дома размещалась церковно-приходская школа, которая сгорела 25 января (13 января по ст.ст.) 1898 года.

Данное обстоятельство послужило толчком к строительству многофункционального Епархиального братского дома.

Боровая ул. 52в. Братский дом. Современный вид. Май. 2020г.

Боровая ул. 52в. Братский дом. Современный вид. Май. 2020г.

Чертежей Молитвенного дома до наших дней не сохранилось.

 

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление