РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню памяти Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой)

… голос совести, смиренья
Шептал: «Ты долг свой
исполняй,
А все тревожные сомненья
На волю Господа отдай»

Валентина Сергеевна Гордеева

18 июля Святая Церковь чтит память преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой) – настоятельницы и крестовой сестры Марфо-Мариинской обители милосердия. 18 июля 1918 года это день  гибели мучениц и их спутников в окрестности города Ала­па­евска.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­цы ве­ли­кая кня­ги­ня Ели­саве­та Феодоровна и ино­ки­ня Вар­ва­ра Ар­хи­ерей­ским Со­бором Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви в 1992 году были причислены к ли­ку святых но­во­му­че­ни­ков Рос­сии, с уста­но­вления праздно­ва­ния им в день кон­чи­ны – 18 июля.

***

«Я оставлю бле­стя­щий мир, где я за­ни­ма­ла бле­стя­щее по­ло­же­ние,
но вместе со все­ми ва­ми я вос­хо­жу в бо­лее ве­ли­кий мир – в мир бед­ных и стра­да­ю­щих».
Марфо-Мариинская обитель. Фотография. 10-е гг. ХХ в.

Марфо-Мариинская обитель. Фотография. 10-е гг. ХХ в.

После гибели мужа, великого князя Сергея Александровича, не связанная ни чем со свет­ской и мирской жизнью, великая княгиня Елизавета Федоровна (официально в Российской Империи Елисаве́та Фео́доровна) приобретает в 1907 году на Боль­шой Ор­дын­ке, в Москве, усадьбу с че­тырь­мя до­ма­ми и садом.

Так началась история Марфо-Мариинской обители милосердия, хотя официальное открытие состоялось в 1909 году. Изначально “В основу (благотворительной деятельности Марфо-Мариинской обители) была положена глубокая и непреложная мысль: никакой человек не может дать другим более, чем он имеет сам. Мы все почерпаем у Бога, а потому и в Нем только можем любить своих ближних. Так называемая естественная любовь и гуманность быстро излучается, сменяясь охлаждением и разочарованием. Тогда как тот, кто живет во Христе, способен подниматься на высоту самоотречения и полагать душу свою за други своя.” (архиепископ Анастасий).

В октябре 1907 года в обители был открыт лазарет для раненых, в котором, в августе 1908 года, по благословению митрополита Московского, будущего священномученика, Владимира (Богоявленского)  поставлен временный иконостас «с алтарем (типа походной церкви), дабы не лишить призреваемых… удовлетворения духовных потребностей».

Священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский)

Священномученик митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский)

27 сентября 1908 года указом митрополита Владимира настоятелем строящихся храмов и духовником обители был назначен протоиерей Митрофан (будущий преподобноисповедник Сергий (Сребрянский)), который вместе с великой княгиней трудился над составлением устава новой обители.

Присп. Сергий (Сребрянский), 1940-е годы.

Присп. Сергий (Сребрянский), 1940-е годы.

20 ноября 1908 года митрополит Владимир, а 16 марта 1911 год Синод утвердили временный устав Марфо-Мариинской обители, цель которой «трудом сестер… и иными возможными способами помогать в духе чистого христианства больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби». 29 апреля 1914 года Синод переутвердил устав с некоторыми изменениями. В обитель принимали православных вдов и девиц в возрасте от 21 года до 40 лет, те, кому было менее 21 года, могли поступить в обитель ученицами. Главным требованиям к ним были: «прочное духовное настроение и желание в терпении и смирении нести всякое возлагаемое на сестер послушание», а также хорошее здоровье. Именно в виду больших нагрузок в сестры Марфо-Мариинской обители не принимались женщины старше 40 лет.

Сестер подразделяли на крестовых (прошедших посвящение), испытуемых и учениц. Чины посвящения сестер и поставления настоятельницы Марфо-Мариинской обители были составлены великой княгиней Елизаветой Федоровной по благословению и при непосредственном участии митрополита Владимира. Сестры имели различную форму, разработанную художником М. В. Нестеровым под руководством великой княгини. По уставу сроки обетов назначались на определенное время, «чтобы вступающая в обитель милосердия серьезно обдумала предварительно тот путь, по которому она думает идти».

10 февраля 1909 года состоялось официальное открытие обители. 9 сентября того же года Дмитровский епископ Трифон (Туркестанов) освятил больничный домовый храм во имя святых сестер Марфы и Марии. 9 апреля 1910 года в этой церкви «по специально утвержденному Синодом чину» епископ Трифон посвятил в чин крестовых сестер (без монашеского пострига) 17 женщин во главе с великой княгиней, давших обет послушания, нестяжания, целомудрия, призрения больных и бедных. При этом епископ Трифон (Туркестанов) сказал Елизавете Федоровне пророческие слова: “Это покрывало сокроет тебя от мира, и мир будет сокрыт от тебя, но станет свидетелем твоих добрых дел, которые просияют перед Богом и прославят Его”. 10 апреля того же года, во время литургии, Московский митрополит Владимир посвятил великую княгиню Елизавету Федоровну в должность настоятельницы. По поручению императора Николая II Александровича и императрицы Александры Федоровны протоиерей Митрофан Сребрянский вручил Елизавете Федоровне иконы святителя Николая Чудотворца и мученицы Александры. 30 сентября 1910 года епископ Трифон посвятил в крестовые сестры 10 испытуемых насельниц.

Марфо-Мариинская обитель милосердия трудами Великой матушки и сестер быстро заслужила уважение. Ее посещали и помогали многие члены царской фамилии, в ней совершали богослужения известные, почитаемые и, в будущем, прославленные в лике святых деятели Церкви.

Сестер духовно окормляли протоиерей Митрофан и иеромонах Алексий (Соловьёв). Протоиерей Митрофан, являясь настоятелем соборного храма, принимал «самостоятельно личное участие в утешении скорбящих, больных и неимущих», входил вместе с казначеей и ее помощницей в совет обители. Некоторые вопросы (изменение правил распорядка внутренней жизни и устава, проекты смет, предположения о продаже недвижимого имущества и т. п.) настоятельница передавала на рассмотрение Совета. В обители служили и другие клирики, в т. ч. входившие в штат с 6 октября 1910 года священники Евгений Синадский и Вениамин Воронцов (впоследствии митрополит Ленинградский и Ладожский), с 1922 года будущий преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), а также диакон Михаил Сытник.

Прписп. Гавриил (Игошкин). Фотография. 50-е. XX в.

Прписп. Гавриил (Игошкин). Фотография. 50-е. XX в.

Два раза в неделю духовник проводил с сестрами катехизические беседы, четыре раза в неделю в храме читали акафисты. Сестры при посвящении получали кипарисовый крест на белой ленте (с изображением Нерукотворного образа Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы, на обратной стороне – образы святых жен Марфы и Марии) и четки. Ежедневно каждая насельница должна была вычитывать 100 Иисусовых молитв. Великая княгиня Елизавета Федоровна стремилась создать такую обитель, в уставе которой сочетались бы монашеский уклад жизни и деятельная помощь ближним. Прообраз будущего монастыря она увидела в служении двух евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии (Лк 10. 38-42).

Великая княгиня обратилась также к опыту древней Церкви – к служению диаконисс, считая приемлемой для сестер обители только 1-ю, начальную ступень посвящения в диакониссы по одеянию. В 1911 году она подала в Синод ходатайство о присвоении старшим сестрам звания диаконисс. Синод отложил решение вопроса до Поместного Собора. Но на Поместном Соборе 1917-1918 годов чин диаконисс восстановлен не был.

Вел. кнг. Елисавета Феодоровна и сестры Марфо-Мариинской обители в лазарете. Фотография. 1915 г.

Вел. кнг. Елисавета Феодоровна и сестры Марфо-Мариинской обители в лазарете. Фотография. 1915 г.

Впоследствии Елизавета Федоровна предполагала выстроить вне Москвы скит, куда потрудившиеся сестры милосердия по желанию и с согласия совета обители могли бы удаляться, приняв мантийный постриг. Для престарелых сестер милосердия, не принимавших монашеского пострига, планировалось устроить приют при обители. Елизавета Федоровна считала, что молитва и созерцание должны быть завершающей наградой для тех, кто отдал все силы, послужив Богу, что труд должен быть основой религиозной жизни, а молитва – восстановлением сил.

Насельницы осуществляли три вида служения:

  • Деятельное,
  • Попечительное,
  • Просветительное.

Были устроены больница, аптека, амбулатория (с 1910 года), столовая, воскресная школа для взрослых женщин, трудовой приют для девочек-сирот и общедоступная библиотека. Вне обители, на Донской улице, размещалось помещение для чахоточных женщин, главная цель которого состояла в утешении умирающих и предоставлении им христианского напутствия. В 1913 году убежище было переоборудовано в дешевые квартиры для девушек – фабричных работниц и курсисток, поскольку в Москве было учреждено отдельное попечительство о туберкулезных больных. Важная роль в деятельности Марфо-Мариинской обители отводилась организации квалифицированной медицинской помощи. Процессом лечения в больнице руководил главный врач – доктор медицины А. И. Никитин. В амбулатории принимали известные московские врачи. Специально приглашенные врачи проводили занятия для сестер, обучая их уходу за больными. В больнице было 7 палат с 22 койками; расширение не предусматривалось, поскольку основной задачей сестер считалось попечительное служение – посещение больных и иных нуждающихся. При этом Великая матушка подчеркивала, что обитель «идет к страждущим, но вовсе не для того только, чтобы служить человеческому стремлению выбраться из нужды, горя и страдания… но и затем, чтобы принести страдающему ту радость о спасении… которую благовествует Святая Церковь, призывая всех к покаянию и очищению греха». С осени 1913 года сестры оказывали медицинскую помощь обитателям ночлежных домов Хитрова рынка, бездомные дети препровождались в приюты.

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель

Во время первой мировой войны 1914-1918 годов больница в Марфо-Мариинской обители была обращена в лазарет на 50 человек 1-го разряда для тяжелораненых. В Москве великая княгиня Елизавета Федоровна организовала Комитет по оказанию благотворительной помощи семьям воинов, призванных на фронт. В июле-сентябре 1914 года на заседаниях комитета, проходивших в обители, были приняты решения об открытии постоянного координирующего органа (канцелярии комитета) и о начале приема денежных и вещевых пожертвований, а также об учреждении «Еженедельника», в котором будут освещаться эти вопросы. Комитет обеспечивал работой жен солдат, воевавших на фронте. Семьям воинов оказывалась сельскохозяйственная помощь, их дети обеспечивались всем необходимым. 11 августа 1915 года на совещании в Марфо-Мариинской обители настоятельниц московских женских монастырей под председательством великой княгини Елизаветы Федоровны и при участии епископа Можайского, будущего священномученика Димитрия (Добросердова), обсуждались вопросы расширения помощи раненым и больным воинам, а также женским монастырям, эвакуированным с территории боевых действий. Так, ряд московских построек предоставили прибывшим из Риги и Холма инокиням (ныне Старомонетный пер., дом 33). Насельницы Холмского Турковицкого женского монастыря и учащиеся монастырской школы были размещены в принадлежавшем обители здании.

13 апреля 1916 года Елизавета Федоровна встретила 25 летний юбилей со дня своего крещения в Православной Церкви. Великая Матушка писала Государю: “...Мы отстояли литургию и большой молебен, священники подарили мне иконы, были и из Палестинского общества. Душой я была с папа и мама – моей крестной и Сержем, вновь переживая все эти годы – через месяц будет 25 лет, как я в Москве. Все сливается в глубочайшей благодарности Богу, нашей Церкви и тем благородным примерам, которые я могла видеть в истинно православных людях. И я чувствую себя настолько ничтожной и недостойной безграничной любви Божией и той любви, которая меня окружала в России, – даже минуты скорби были освещены таким утешением свыше, а мелкие недоразумения, естественные для людей, с такой любовью сглаживались, что я смогу сказать одно”Слава Богу за все, за все.“”. В тот день Литургию служили митрополит Московский и Коломенский, будущий святитель Макарий (Невский), в сослужении архиепископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова), епископов Можайского Димитрия (Добросердова), Верейского Модеста (Никитина) и др..

***

Архитектурный ансамбль обители милосердия
Покровский собор. 1908–1912 гг. Архит. А. В. Щусев. Фотография. 2011 г.

Покровский собор. 1908–1912 гг. Архит. А. В. Щусев. Фотография. 2011 г.

Архитектурный ансамбль Марфо-Мариинской обители – это стилистически единый комплекс построек начала 10-х годов XX века. Для его создания великая княгиня Елизавета Федоровна, по рекомендации М.В. Нестерова, обратилась к архитектору А. В. Щусеву и принимала непосредственное участие в разработке проекта.

Композиционным центром обители является соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы, заложенный 22 мая 1908 года Дмитровским епископом Трифоном (Туркестановым)  и освященный 8 апреля 1912 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским). М.В. Нестеров сказал об этом храме: «Храм Покрова — лучший из современных сооружений Москвы, могущий при иных условиях иметь помимо прямого назначения для прихода, назначение художественно-воспитательное для всей Москвы». В антиминс собора, как и в антиминс домового храма праведных Марфы и Марии, были вложены частицы мощей святителя Алексия, митрополита Московского, праведной Елисаветы и преподобного Иоанна Лествичника. Храм рассчитан на 1 тысячу молящихся.

Собор Марфо-Мариинской обители является одним из удачных примеров церковных построек в неорусском стиле и представляет собой собирательный образ древнерусской архитектуры. Если с разных ракурсов смотреть на храм, то он предстает различным по композиции, но сохраняет архитектурную цельность. Со стороны апсид приземистый кубический одноглавый храм с пощипцовым покрытием сводов напоминает о типе здания, характерном для различных центров Древней Руси удельного времени: раннемосковской архитектуры, новгородского и псковского зодчества XIV-XV вв. Этому способствуют пластика архитектурных объемов и декор в виде вставных резных крестов (переосмысленных в духе модерна элементов новгородской архитектуры) и выемчатых орнаментов.

Процветший крест с предстоящими Богоматерью и ап. Иоанном Богословом. Рельеф. 1912 г.

Процветший крест с предстоящими Богоматерью и ап. Иоанном Богословом. Рельеф. 1912 г.

К основному объему храма примыкают ризница с юга, притвор с севера (решен в стиле Георгиевского собора в Юрьеве-Польском и украшен богатой резьбой) и подчеркнуто удлиненная трапезная с запада, которая, по замыслу великой княгини, должна была служить местом проведения общественных и просветительских мероприятий. С запада расположен притвор с 2 звонницами, их формы и щипцовые завершения напоминают не сохранившуюся церковь Спаса Преображения на Бору Московского Кремля. Фасады церкви украшены белокаменными рельефами в стиле модерн, но напоминающими древнерусскую резьбу (выполнены Н. Я. Тамонькиным). Мозаичные иконы Божией Матери «Одигитрия» и Нерукотворного образа Спасителя, размещенные на центральной апсиде и над западным порталом, изготовлены в Санкт-Петербургской мастерской А. Н. Фролова по эскизам Нестерова. В интерьере собора было найдено нестандартное художественное решение: стилизованный под древнюю псковскую живопись темный басменный иконостас (иконы написаны Нестеровым, резьба по дереву выполнена М. В. Ружейниковым, басма – М. Мишуковым) контрастирует с выбеленными стенами храма, на которых свободно расположены живописные композиции, созданные Нестеровым (1910-1911): «Покров Пресвятой Богородицы» и «Литургии ангелов» – в апсиде, «Благовещение Пресвятой Богородицы» – на предалтарных столбах, «Христос у Марфы и Марии» и «Воскресение Христово» – в основном пространстве храма.

Христос у Марфы и Марии. М.В. Нестеров.

Христос у Марфы и Марии. М.В. Нестеров.

В трапезной собора размещена композиция «Путь ко Христу», сюжет которой, спасение через милосердие Господне, близок к сюжету картины Нестерова «Святая Русь»; среди изображенных – сестры обители милосердия. В 1914 году были выполнены роспись купола (композиция «Отечество») и орнаменты на стенах, арках и сводах.

В Покровском соборе был устроен подземный храм-усыпальница во имя Сил Бесплотных и Всех святых, предназначенный для захоронения сестер (на 60 захоронений). В духовном завещании от 20 февраля 1914 года, утвержденном императором Николаем II 25 апреля того же года, великая княгиня просила похоронить ее в этой усыпальнице на месте, ею указанном. Роспись ведущей в усыпальницу галереи на сюжет «Путь праведников ко Господу» выполнена П. Д. Кориным в 1914 году. Храм был освящен 26 августа 1917 года.

В храме-усыпальнице погребены:

  • 27 июня 1916 г. погребена сестра Анна Ивановна Руднева († 25 июня 1916);
  • 6 мая 1917 г.  захоронена сестра Евфимия Кузьминична Чукардина († 4 мая 1917);
  • в 2000 году были захоронены, перенесенные с кладбища в деревне Владычня, останки монахини Елисаветы (Ольги Владимировны Сребрянской, супруги протоиерея Митрофана Сребрянского; 1868-1956) и 4 сестры-монахини: Магдалины (Пашкевич; 1897-1974), Милицы (Замориной; 1894-1946), Любови (Журило; 1883-1956), Надежды (Бреннер; 1890-1983).

Домовая церковь праведных Марфы и Марии была устроена в больничном корпусе и 9 сентября 1909 года освящена епископом Трифоном. Несколько палат примыкали к храму таким образом, чтобы тяжелобольные могли, не вставая с коек, сквозь открытые окна и двери видеть и слышать богослужение. К 2016 году внутреннее убранство храма восстановлено по фотографиям (другие помещения корпуса используются как административные). Марфо-Мариинский храм соединялся переходом с покоями настоятельницы, в нижнем этаже корпуса размещалась канцелярия. С 2016 года на этом этаже находятся помещение для группы дневного пребывания детей-инвалидов и церковная лавка, в верхнем – мемориальный музей основательницы обители великой княгини Елизаветы Федоровны.

Угловой 2-этажный каменный дом (1890 года) построен архитектором В. Е. Сретенским в духе эклектики с классическими мотивами. Раньше в подвале размещался аптечный склад, на 1-м этаже аптека, на 2-м амбулатория, на 3-м келии сестер, работавших в аптеке и амбулатории. В настоящее время здесь располагается медицинский центр «Милосердие» по реабилитации детей с ДЦП. Рядом с Покровским собором находится бывшая воскресная школа с квартирой священника на 2-м этаже, ныне Елизаветинский детский дом. Здание возведено в конце XIX века как 2-этажный флигель (архит. Б. В. Фрейденберг), в 10-х годах XX века было надстроено.

Трехэтажное общежитие сестер милосердия 1911 года постройки,(архитектор Д. М. Челищев) выполнено в стиле неоклассицизма, парадный вход в виде портика с треугольным фронтоном. На 1-м этаже размещаются трапезная для сестер и сотрудников и стационар детской паллиативной службы. В глубине сада находятся дом садовника (1913-1914 годы; использовался как барак для инфекционных больных, а затем как приемный покой для раненых) и часовня, предназначавшаяся для отпевания усопших (1916-1917). В том же архитектурном стиле, что и Покровский храм, по проекту Щусева выстроены ограда со святыми вратами и асимметричным ступенчатым завершением, южное прясло стены с фонтаном и угловая сторожка с часовней преподобного Серафима Саровского. Щусев спроектировал для обители милосердия не только архитектурный ансамбль, но и составляющий с ним единое целое сад, соединив традиции усадебных садов Замоскворечья и русских монастырских садов с особенностями ландшафтной архитектуры начала XX века. В парадной части был посажен фигурный газон, установлены фонтаны. Эта строго организованная часть сада контрастировала с живописно расположенными деревьями различных пород; в южной части создана терраса. Планировка сада, размер и форма деревьев были подобраны таким образом, чтобы подчеркивать изящество архитектурного ансамбля обители.

***

Жизнь обители милосердия в 1917 – 1926 годах

Авторитет Марфо-Мариинской обители и ее настоятельницы был столь велик, что события 1917 года сначала не повлияли на деятельность обители. 7 мая 1918 года, на 3-й день Пасхи, патриарх Московский и всея России святитель Тихон возглавил служение литургии в Иверской церкви на Большой Ордынке, а затем посетил обитель и побеседовал с великой княгиней и сестрами. В тот же день великая княгиня Елизавета Феодоровна была арестовала и выслана в Пермь, а затем в Екатеринбург. С ней добровольно поехали келейница Варвара (Яковлева) и крестовая сестра Екатерина Янышева, которая затем, по просьбе великой княгини, вернулась в Москву. На сборы великой княгине дали полчаса, которые она провела вместе с сестрами и священником Митрофаном в молитве в домовом храме. В пути матушка Великая писала письма сестрам и духовнику, в которых утешала насельниц и призывала с терпением встречать все невзгоды и помнить ее заветы. 19 мая великая княгиня вместе с другими членами императорского дома была выслана в Алапаевск Верхотурского уезда Пермской губернии. 18 июля великая княгиня Елизавета Феодоровна, инокиня Варвара и бывшие с ними приняли мученическую кончину – были живыми сброшены в недействующую шахту в 18 км от Алапаевска, завалены бревнами и засыпаны землей.

Убиение прмц. Елисаветы и ихже с нею. 6-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

Убиение прмц. Елисаветы и ихже с нею. 6-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя.

В конце 1918 года на должность настоятельницы общим собранием сестер была избрана казначея крестовая сестра Валентина Сергеевна Гордеева (1863-1931).

Спокойная, целеустремленная, хорошо образованная, Валентина Сергеевна Гордеева познакомилась с великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1884 году. Их связывала не только крепкая дружба, но и душевное родство, желание душой и сердцем служить Христу и людям. Они обе овдовев  оставляют мирскую жизнь и посвящает себя полностью и без остатка служению. Сестры обители о них всегда говорили: «Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна по духовной части – Мария, а Валентина Сергеевна по хозяйственной – Марфа». В соответствии с прописанными в Уставе обязанностями, Валентина Сергеевна решала все хозяйственные вопросы: ведение отчетов, учет всех текущих расходов, надзор за порядком и чистотой… Кроме того, во многих паломнических поездках по святым местам России Валентина Сергеевна сопровождала Великую Княгиню Елисавету Фёдоровну. И вот в тяжелые и голодные времена обитель милосердия возглавляет “Марфа” Валентина Сергеевна Гордеева.

В эти сложные годы обитель милосердия осталась практически без средств: в результате национализации банков пропали капиталы великой княгини Елизаветы Федоровны, которые, согласно ее завещанию, должны были служить материальной основой существования обители. Декрет 1918 года «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» лишил обитель, как и другие религиозные организации, всего имущества. Сестры зарабатывали на жизнь шитьем и вязанием. В 1919 году была закрыта бесплатная столовая для бедных, национализирована аптека, в штате которой, однако, остались сестры обители. В 1917 году больницу удалось зарегистрировать. В 1920 году сестры вынуждены были начать сотрудничество с медицинским факультетом 2-го МГУ, который возглавлял хирург Ф. А. Рейн, трудившийся до революции в больнице обители. МГУ платил жалованье сестрам больницы и частично оплачивал содержание коек. Аптеку сестры взяли в аренду совместно с химико-фармацевтическим факультетом 2-го МГУ. Так, за 1921 год в амбулатории были приняты 3577 больных.

В соответствии с постановлением патриарха Московского и всея России Тихона и Синода в октябре 1922 года обитель была переименована в Марфо-Мариинскую трудовую общину, устав зарегистрирован 25 ноября того же года отделом управления Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Сестры и прихожане подписали с Моссоветом соглашение о бессрочном бесплатном пользовании Покровским и Марфо-Мариинским храмами как приходскими. В 1920 году сестры добились от музейного отдела Наркомпроса присвоения храму статуса охраняемого объекта культуры.

Весной 1922 года в рамках кампании по изъятию церковных ценностей органами власти из храмов Марфо-Мариинской обители были конфискованы серебряно-вызолоченные ризы с 34 икон, бриллиантовые, золотые и жемчужные украшения с чтимой Феодоровской иконы Божией Матери, 2 Евангелия филигранной работы, оклады Евангелий с украшениями, 5 крестов с украшениями, дарохранительницы, священные сосуды, серебряная водосвятная чаша, 8 лампад, 4 серебряных подсвечника и др.

В марте 1923 года по обвинению в контрреволюционной деятельности были арестованы духовник общины архимандрит Сергий (Сребрянский) и второй священник Вениамин Воронцов. Архимандриту Сергию вменялось в вину прочтение в храме послания патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей. 24 августа 1923 года архимандрит Сергий был отправлен на год в административную ссылку в Тобольск. Священник Вениамин в июне 1923 года был выпущен на свободу и продолжил служение в храмах обители. Архимандрита Сергия (Серебрянского) в будущем еще не неоднократно арестовывали и высылали из Москвы.С 1 августа 1922 года в Покровский собор был назначен преподобноисповедник Гавриил Игошкин.

В 1923 году Валентину Гордееву дважды арестовывали, но оба раза освобождали. В апреле того же года Мосздравотделом была проведена ревизия, в результате которой лечебные учреждения общины были признаны «безусловно полезными», а сама община, в которой состояли 132 человека, произвела на ревизоров впечатление «идеальнейшей трудовой коммуны». В то же время правление 2-го МГУ приняло решение о переводе своей клиники из Марфо-Мариинской обители. Для поддержки больницы Рейн организовал в помещениях обители клинику Комиссии по улучшению быта ученых врачей, сотрудничество осуществлялось на тех же принципах, что и со 2-м МГУ.

17 июля 1925 года по требованию Президиума Моссовета община была перерегистрирована как трудовая артель. В начале декабря того же года ОГПУ во главе с Е. А. Тучковым приняло решение о полной ликвидации общины и высылке сестер из Москвы, причем в документе особо подчеркивалась помощь общины арестованным и сосланным священнослужителям. С конца декабря 1925 года начались допросы сестер и сбор компрометирующего материала. 18 января 1926 года было вынесено заключение о том, что Марфо-Мариинская артель сестер милосердия является социально опасной. 4 февраля 1926 года на основании ордера ОГПУ во всех помещениях обители состоялся обыск, 5 февраля был зачитан приговор о ликвидации общины и высылке сестер из Москвы. Старшие 18 насельниц во главе с Валентиной Гордеевой были высланы в Киргизский край, большинство – в Казахстан и Среднюю Азию, некоторые оставлены на свободе.

Евдокия (Кузьминова). 1938 г.

Евдокия (Кузьминова). 1938 г.

Крестовая сестра будущая преподобномученица Евдокия Петровна Кузьминова после закрытия обители милосердия трудилась в Вознесенском храме города Истры, 19 января 1938 года была арестована, 5 февраля того же года расстреляна на Бутовском полигоне.

***

Марфо-Мариинская обитель милосердия в 1926 – 1992 годах

31 мая 1926 года Президиум Моссовета принял решение о закрытии храма праведных Марфы и Марии и передаче его под диспансер транспортного отдела Москоммунхоза. Храмовый образ Христа Спасителя работы Нестерова и другие святыни прихожане перенесли в Покровский собор.

27 июня 1928 года Президиум Моссовета постановил закрыть Покровский собор, поскольку он «нарушает жизнь» расположенных рядом с ним лечебно-профилактических учреждений и «ведет к порче садов», а здание его – передать Москворецкому райсовету «для санитарно-просветительских целей». Часть убранства храма, «имеющая историко-художественное значение» (иконостас, клиросы и др.), была передана в музейный подотдел Московского отдела народного образования; часть (в т. ч. серебряные сосуды и кресты, 9 колоколов звонницы, парчовые облачения) пущена на утилизацию. Фрески Нестерова по ходатайству сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских и руководства Главнауки были закрыты холстом на подрамниках и фанерными щитами. Оставшуюся часть церковного имущества по просьбе общины было разрешено перенести в ближайший действующий храм свт. Николая Чудотворца в Пыжах, после закрытия которого в начале 30-х годов XX в. она оказалась утеряна. Само здание Покровского храма было передано под клуб «Санпросвета». В 30-х годах XX века здесь находились кинотеатр, клуб Вагонно-авторемонтного завода, во время Великой Отечественной войны – районный штаб противовоздушной обороны. Больница, амбулатория и аптека обители продолжали работать как государственные учреждения, меняя свои названия.

В 1945 году часть зданий обители, в т. ч. Покровский собор, были переданы ГТГ для размещения Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских (впоследствии Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря). Собор использовался как запасник, где хранились иконы так называемой 2-й категории, на которых в мастерских обучали начинающих реставраторов.

В акте приема здания и земельного участка, составленном комиссией Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских 17 января 1945 года, отмечалось «сильно запущенное состояние Покровского собора, требовавшего капитального ремонта». Внешняя скульптурная отделка и наружная роспись были повреждены, большая часть внутренних росписей работы Нестерова исчезла под слоем масляной и клеевой краски. Фактическая передача здания под реставрационные мастерские состоялась 10 марта 1945 года, в мае того же года начался капитальный ремонт. Реставраторы освободили здание снаружи и внутри от искажающих его вид пристроек и перегородок, отремонтировали крышу, реконструировали отопительную систему. Братья А. Д. и П. Д. Корины раскрыли от штукатурки и укрепили стенопись Нестерова. В 1951 году члены Добровольного общества содействия озеленению Москвы занялись обустройством территории Марфо-Мариинской обители, они стремились сохранить остатки сада и по возможности воссоздать его.

В 40-х годах XX века в связи со строительством на соседнем участке 5-этажного жилого дома было разобрано южное прясло стены с фонтаном в виде головы льва (к 2009 фонтан восстановлен в другой части стены). В северной части сада были выстроены корпуса Всесоюзного научно-исследовательского института минерального сырья. В конце 70-х годов XX в. был произведен ремонт в здании аптеки, в целом оно сохранило первоначальную планировку и декоративное убранство фасадов и интерьера.

Согласно описи Москомнаследия, на 1989 год практически все здания обители нуждались в научной реставрации, хотя некоторые (Покровский собор, часовня, парадная ограда с воротами, сторожка) состояли на государственной охране как памятники архитектуры. Общежитие сестер милосердия и воскресная школа, занятые поликлиникой, подверглись перепланировке. Настоятельский корпус, в котором размещалось руководство Реставрационного центра, сохранил первоначальную планировку и декоративное убранство. Здание больницы также в целом сохранило первоначальный облик, несмотря на ряд переделок и утрат. По результатам обследования 1989 г. комиссия Союза реставрации Министерства культуры СССР признала необходимость «возвращения первоначальной функции» Покровскому собору.

***

Марфо-Мариинская обитель в современности
Интерьер трапезной части Покровского собора с росписью М. В. Нестерова «Путь ко Христу». Фотография.

Интерьер трапезной части Покровского собора с росписью М. В. Нестерова «Путь ко Христу». Фотография 2015 года.

В августе 1990 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к Правительству города Москвы с просьбой о возвращении Марфо-Мариинской обители Церкви. Под руководством протоиерея Бориса Гузнякова начало свою деятельность Марфо-Мариинское благотворительное общество. Оно было зарегистрировано как гражданская организация и состояло из людей разных вероисповеданий, но в основу его деятельности был положен принцип христианского милосердия. Согласно Уставу общества, целью его наряду с помощью обездоленным являлось возрождение обители милосердия. Вскоре на базе общества возникло Марфо-Мариинское сестричество, в которое поступали девушки, желавшие посвятить свою жизнь служению милосердия. Протоиерею Борису, ставшему духовником сестричества, удалось договориться о совершении один раз в неделю молебна в Покровском храме, который был занят реставрационными мастерскими. В августе 1991 года в саду обители был поставлен памятник основательнице обители Елизавете Федоровне работы скульптора В. М. Клыкова. По постановлению московских властей от 27 октября 1992 года здания и сооружения обители передавались в безвозмездное и бессрочное пользование Церкви в лице «Сестринства милосердия Марфо-Мариинской обители» при храмах Покрова Пресвятой Богородицы и святых Марфы и Марии. Однако передача зданий Церкви произошла не сразу. Первые богослужения после минимального ремонта храма праведных Марфы и Марии были совершены клириками РПЦЗ. Через полтора года храм перешел в ведение Московской Патриархии, для служения временно был назначен клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери священник Феодор Сапунов, а затем на постоянное служение – протоиерей Виктор Богданов, прослуживший в обители до кончины († 3 ноября 2013 года).

Насельницы сестричества расположились на 3-м этаже бывшего больничного корпуса. Они выполняли работу патронажных сестер, помогали малоимущим и бездомным, распределяли гуманитарную помощь, возили медикаменты в горячие точки в Чечне. С весны 1994 года сестры стали по очереди ночевать в обители. В 1995 году сестричество, возглавлявшееся Марией (Майей) Николаевной Крючковой (в монашестве Елисавета), получило статус обители. 31 декабря 1996 года по благословению патриарха Алексия II состоялось 1-е посвящение насельниц в сестры милосердия. Социальное служение обители расширялось, в частности, был открыт детский приют. Для обучения сестер милосердия была организована специальная группа при московском медицинском колледже № 1. В 2000 году обители милосердия был присвоен статус Патриаршего подворья.

Великое освящение Покровского собора Марфо-Мариинской обители. Фотография. 2008 г.

Великое освящение Покровского собора Марфо-Мариинской обители. Фотография. 2008 г.

В 2006 году по указу патриарха Алексия II обитель возглавила Наталия Анатольевна Молибога. К тому времени был решен вопрос о передаче Покровского собора обители, директор Центра академика И. Э. Грабаря А. П. Владимиров торжественно вручил и. о. настоятельницы обители милосердия ключ от храма.

В 2007-2008 годах была проведена реставрация ансамбля обители к ее столетнему юбилею. 15 сентября 2008 года состоялось официальное открытие Марфо-Мариинской обители после реконструкции.

С 30 мая 2014 года решением Синода Марфо-Мариинская обитель является ставропигиальным женским монастырем «с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице преподобномученице Елисавете». В вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, в вопросах монашеской жизни – через Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

С 2011 года настоятельницей Марфо-Мариинская обители является игумения Елисавета (Позднякова). В обители проживают около 30 насельниц, среди которых есть как монашествующие сестры, так и сестры милосердия, не принявшие постриг. Все насельницы живут по общежительному монашескому уставу, но сестры милосердия имеют некоторые послабления. Монашествующие сестры выполняют в основном церковные, хозяйственные и административные послушания, но в случае необходимости могут подменять и сестер милосердия в их трудах. Послушания сестер милосердия в первую очередь связаны с социальной деятельностью: это патронажная служба вне обители и социальные проекты на ее территории. Как и при Великой Матушке, сестры милосердия делятся на 3 разряда: посвященные, испытуемые и сестры-помощницы. Последние проживают дома, но участвуют в делах милосердия и многих мероприятиях обители. Сестры милосердия (посвященные и испытуемые) носят особую форму, разработанную для них великой княгиней, а монашествующие носят традиционную монашескую одежду.

В настоящее время в Марфо-Мариинской обители милосердия осуществляется  ряд социальных проектов (реализуются совместно с православной службой помощи “Милосердие”), направленных на улучшение качества жизни тех, кто больше всего в этом нуждается. Обитель помогает детям с инвалидностью, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, одиноким пожилым людям, многодетным семьям и людям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Направления работы сестер:

  • Детская выездная паллиативная служба,
  • Реабилитационный центр при Марфо-Мариинском медицинском центре “Милосердие”,
  • Развивающий центр для детей с ДЦП “Елизаветинский сад”,
  • Елизаветинский детский дом,
  • Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
  • Группа работы с просителями,
  • Патронажная служба,
  • Справочная телефонная служба.

***

Подворья обители

Современная Обитель имеет пять подворий:

  • Иоанно-Богословское подворье в селе Каменки Волоколамского р-на Московской обл. для монашествующих сестер;
  • подворье с богадельней в деревне Владычня Лихославльского района Тверской области;
  • подворье в Севастополе (дача для детей-инвалидов);
  • строящееся подворье на территории социально-медицинского центра в Истринском районе Московской области;
  • строящееся подворье в городе Бурчеи на острове Сардиния (Италия).

***

Музей
Культурно-просветительская деятельность. Дом-музей настоятельницы, великой княгини Елизаветы Федоровны.

Культурно-просветительская деятельность. Дом-музей настоятельницы, великой княгини Елизаветы Федоровны.

В доме, где жила основательница и первая настоятельница Марфо-Мариинской обители великая княгиня Елизавета Федоровна, сегодня открыт мемориальный музей. Еще несколько лет назад здесь располагалась городская поликлиника. С 2008-го года после обширных реставрационных работ комнаты открыты для посетителей.

Узкая деревянная лестница ведет в покои великой княгини. По фотографиям 1911 года воссоздан исторический облик двух комнат. Это – молельная, где ежедневно молилась настоятельница, и приемная, где настоятельница принимала посетителей, в том числе царскую семью, представителей русской и европейской знати.

В музее собраны уникальные святыни: образ Спаса Нерукотворного, вышитый Елизаветой Федоровной, созданные ею иконы святых праведных Марфы и Марии, письмо к обительским сестрам, отправленное Великой Матушкой из Алапаевской ссылки. Среди экспонатов – чудом сохранившийся рояль великой княгини, сервиз великокняжеской четы с их фамильным гербом, а также множество редких фотографий и документов. Настоящим украшением музея стали два портрета Елизаветы Федоровны Романовой, написанные народным художником Василием Нестеренко.

***

Вместо заключения

Стихотворение второй настоятельницы Марфо-Мариинской обители милосердия Валентины Сергеевны Гордеевой о которой писала американская журналистка Рита Чайлд Дорр, посетившая Москву и Марфо-Мариинскую обитель в августе 1917 года: «Все отмечали её большую работоспособность. У нее прекрасное лицо, четкий голос и быстрые, изящные движения. Особенно я была рада её хорошему произношению, поскольку с трудом понимаю довольно неясный французский, на котором говорят русские. Французский мадам Гордеевой был настолько совершенен, что мне казалось, будто я разговариваю с парижанкой. Я понимала каждое слово. Женщина до кончиков пальцев, мадам Гордеева носит сестринское облачение с той же грациозностью, как если бы она носила последнее творение модельеров…». Стихотворение “Послушание”, написанное в 1912 году, и в настоящее время не утратило своего смысла и духовной актуальности, ведь дело Елизаветы Федоровны трудами сестер XXI века и многих помощников и волонтеров продолжает жить и развиваться.

Послушание

В убогой келье, одинокой,
На хладных каменных плитах,
В тиши обители далекой
Молился пламенно монах.

Просил у Господа прощенья,
Самоотверженности, сил,
Чтоб побороть те искушенья,
Что он с трудом переносил.

На нем лежало послушанье
Пришельцев, бедняков кормить,
Но к ним святого состраданья
Не мог в себе он возбудить.

Был полдень. В келье
полутемной
Вдруг свет лучистый воссиял
И уголок молитвы скромный
Струею теплою обдал.

И инок увидал в смятеньи
Христа в хитоне пред собой,
Он пал на землю в восхищеньи,
Исполнен радости святой.

То был Господь не в час
страданья,
Не в час распятья на кресте,
Не в час молитвы в Гефсиманьи
С следами крови на Лице, –

То был Господь, как Он являлся
Путь жизни людям указать,
Когда на гору поднимался
Святую проповедь сказать;

То был Господь, когда полями
На Пасху в град Иерусалим
Спокойно шел с учениками,
С толпой, грядущею за Ним.

Из глубины души смиренной
В восторге инок возгласил:
“Кто ж я, что Ты, Господь
вселенной,
Меня сегодня посетил?
О, дай всем сердцем
помолиться,
Упавши ниц перед Тобой,
И дай мне счастьем
насладиться,
Молитвой чистою – святой”.

Но вдруг протяжный звон
раздался,
Несясь далеко по полям,
Им час полдневный
возвещался –
Раздачи хлеба беднякам.

Тот звон внезапное страданье
В душе монаха возбудил:
Ужель идти на послушанье?..
Оставить Господа нет сил!..

Но голос совести, смиренья
Шептал: “Ты долг свой
исполняй,
А все тревожные сомненья
На волю Господа отдай”.

И он пошел туда, где ждали
Те, кто так часто голодал,
Кого мученья так терзали,
Что запах хлеба убивал.

Им ныне монастырь казался
Звездою райской, золотой,
А хлеб, что щедро
раздавался,
Казался Трапезой
Святой.

Окончил инок послушанье;
Обратно в келию спешит,
В душе тревога, ожиданье,
И сердце трепетно стучит.
Ушел ли Гость неоцененный,
Иль ждет его Он, может быть…
С надеждой тайною, священной
Спешит он дверь приотворить.

И что же? Дивное сиянье
Он снова в келье увидал,
И оправдалось ожиданье –
Господь опять пред ним стоял.

И Глас Божественный раздался:
“Зачем ты возроптал тогда?..
И если б в келье ты остался,
То Я ушел бы навсегда”.

1912 г., Валентина Сергеевна Гордеева

 

 

По материалам:

Православный Церковный Календарь. Азбука Веры.

Марфо-Мариинская обитель милосердия. Официальный сайт.

Марфо-Мариинская Московская женская обитель милосердия. Православная энциклопедия.

Сергий (Сребрянский). Древо.

Евдокия (Кузьминова). Древо.

Письма преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Избранное. сост. Е.Н. Понкратовой, публ., перев. Т.В. Коршуновой, комм. О.С. Трофимовой, оформ. С.М. Ковальца. – М. Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, Летопись, 2015. 256с, ил.

Золотой святыни свет. автор-составитель Е.В. Неволина. Сибирская Благозвонница. Москва. 2009 год

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление