Суббота 2-ой седмицы Великого поста. Поминовение усопших.
Иисус «Вышел и удалился в пустынное место и там молился» (Мк.1:35). Господь молится, как человек, или, лучше, как вочеловечившийся – человеческим естеством. Его молитва ходатайственная за нас, а вместе образовательная для Его человечества, которому надлежало входить ограниченным путем в обладание Божественным. В последнем значении она для нас образец и пример.
Апостол Павел учит, что у приявших Духа Дух молится и, конечно, не Сам от Себя, но возбуждая молитвенные устремления к Богу в духе человеческом. И вот у нас настоящая молитва – молитва духодвижная. Но такова она на верхней ступени. Путь к ней – труд молитвенный у ищущих очищения и освящения. Уединение, ночь – приличнейшая этому труду обстановка; самый же труд – множество поклонов с сердечными воздыханиями.
Трудись и трудись, отогнав всякую леность. Сжалится над тобою Господь и подаст тебе дух молитвы, который начнет действовать в тебе так же, как действует дыхание в теле. Начинай! «Се ныне время благоприятно» (2 Кор. 6,2).
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.
В субботу второй седмицы Великого поста Святой Церковью установлено поминовение усопших. В 2024 году этот день приходится на 30 марта.
Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается (кроме праздника Благовещения). Следовательно и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого Поста совершается нарочитое поминовение усопших.
Субботы второй, третьей и четвертой седмиц – это Родительские субботы. В эти дни поминовений заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как в две Вселенские родительские субботы.
Вселенские родительские субботы
Во Вселенских родительских субботах на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему – поминовение наших сродников. В Родительских субботах трех седмиц Великого поста поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших.
Поминовение во Вселенские субботы имеет самостоятельное значение и находится в тесной, неразрывной связи с воспоминаниями следующих воскресных дней. Усиленные же заупокойные моления в субботы Великого Поста установлены как бы в возмещение не могущего быть в будничные дни поста литургического поминовения. К тому же если кто из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3‑й, 9‑й и 40‑й дни не следовало совершать посреди седмицы (когда не бывает полной литургии), а предписывалось перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась «паннихида его, подобне и в субботу литургиа его». Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, то есть в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан. Так сформировалась традиция совершения во вторую, третью и четвертую субботы заупокойных служб.
О субботе второй седмицы Великого поста и поминовении усопших.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие о Господе братья и сестры, в сегодняшнем евангельском чтении на Божественной Литургии мы с вами слышали повествование о том, как к Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу подошел человек, больной проказой, поклонился Ему и сказал Ему такие слова: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить». И услышал ответ: «Хочу, очистись».
Господь исцелил во время Своего земного служения бесчисленное количество людей. И в этих исцелениях телесных, которые, конечно, тоже были нужны, которые совершались по любви и милосердию Господа к людям, в этих исцелениях все-таки главным образом проявляется прообразование исцеления душевного. Господь сказал: “не здравые нуждаются во враче, но болящие” (см. Мк. 2, 17). И еще к этому добавил: “Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние“. И вот мы с самого своего появления на божий свет находимся в промысле Божьем. Что такое промысел Божий? Это Божественная сила, все определяющая, все, кроме нашей собственной свободной воли.
И этот промысел Божий с самого нашего рождения осуществляет нам наше спасение, все мельчайшие обстоятельства жизни каждого человека. Это касается его телесного здоровья, это касается окружающих его людей, какие у него будут родители, кто его будет воспитывать, в какой среде он будет воспитываться и вообще находиться, кто на него будет влиять, какие у него будут каждый день разные состояния души, настроения, ощущения. Ну, ощущения бывают как? Мы иной один день бываем раздражительны, особо чувствительны ко всякому воздействию. И все это, все эти мелочи вплоть, как в Евангелии сказано, до каждого волоса на нашей главе, ну какая уж это мелочь, и то все находится в совершающем промысле Божьем. И куда этот промысел Божий нас направляет? Этот вопрос не сложный. Он и так всем совершенно ясен. Он нас направляет ко спасению нашей души, всячески располагая нас к Богу и Спасителю.
И то, что сегодняшний евангельский прокаженный заболел этой страшной болезнью, тоже было не случайно. Это промысел Божий совершил ради спасения души, ради укрепления его в вере. И тот самый спасительный промысел, Сам Господь нас всех ведет к этому сознанию, чтобы нуждаться в Спасителе, чтобы осознавать себя больным и не только телесным больным. Но и, кстати сказать, телесные болезни очень даже здорово нас всех подвигают молиться. Душевная болезнь не всякого беспокоит, а вот заболели мы тяжелою болезнью, люди верующие, ну конечно будем от всей души молиться: Господи, исцели! Матерь Божия, исцели! Всем святым будем молиться. Господь же говорит, что душа-то больше, чем тело. Но мы-то душу не особо видим и замечаем, а тело видим и за тело почему-то больше переживаем. Это конечно духовная ошибка, но Господь всем Своим направлением нас нам указывает путь к тому, чтобы познать, что мы прокаженные душой. Это всячески Господь нам преподает. Всеми лучшими для нас способами Он нас этому учит, открывая наши грехи.
И вот какая молитва в это прекрасное великопостное время на Богослужении более всего повторяется? Молитва святаго преподобного Ефрема Сирина, главное из слов которой, что Господи, даруй мне зрети моя прегрешения. Вот этот нужнейший дар мы испрашиваем у Бога сейчас земными поклонами. Чем это он нужнейший? А тем, что если мы узрим наше прокажение, то будем нуждаться в Спасителе. И казалось бы, что из этого? У нас даже в этом недопонимание, что нуждаться в Спасителе это значит, Его искать, к Нему стремиться, исполнять Его святую волю и, в конце концов, навечно с Ним соединиться. Вот к чему нас Господь направляет. Один наш замечательный современник архимандрит Христодул Афонский очень ясно выражает эту мысль, что видение наших грехов сообразно соответствует присутствию в нас благодати Святого Духа. То есть когда мы просим у Господа увидеть наши грехи, мы просим одного из важнейших даров для нас – Благодати Святого Духа. Почему человек, чем человек святее, тем больше видит своих грехов? Один из таких ярких примеров такого видения – Пимен Великий, человек, который воскрешал мертвых. У наших Оптинских старцев, всей страной почитаемых, всей Россией, не было такого случая, чтобы они мертвых воскрешали, а Пимен Великий нередко совершал это величайшее чудо – воскрешал мертвых. И вот он постоянно находился в плаче о своих грехах. И когда у него братия спрашивала: Авва, о чем ты плачешь? Он им объяснял. Они удивлялись и не понимали, о каких грехах пишет сей светильник, сей образец жизни по вере, святости. О каких грехах он плачет? А он говорил со слезами: поверьте, братия, я после смерти буду, где сатана, то есть на дне ада. Вот это есть естественное видение своей души в свете благодати Святаго Духа.
Откуда взялось в нас это прокажение? Мы об этом можем прочитать в Библии, в самом начале, когда Адам и Ева согрешили, проявили гордыню, захотев стать, «яко бози», и нарушив послушание Богу, они этим самым, не желая быть в Боге, в соединении с Ним, в послушании Ему, в жизни по Его воле не желая, а желая стать «яко бозе», то есть жить по своей воле, они тем самым отогнали от себя благодать Божью. И как говорит Игнатий Брянчанинов, сатана тотчас всеял в них свой яд. Вот этот мерзкий сатанинский яд – страстность. И они сразу страсть ощутили. Были наги и до этого не стыдились, пока были в благодати, и сразу ощутили похоть и другие мерзости в душе. И этот сатанинский яд мы получаем потому, что от нас отходит благодать. Точнее, не желая находиться в Боге, мы этим самым, потеряв благодать, получаем это мерзкое бесовской действие на свою душу. И увидеть это, понять это, осознать, что только в Боге благодать, все наше спасение. В этом заключается задача промысла Божия. Задача очень сложная, потому что довести до нас не насильственно, а добровольно нас расположить к своему Спасителю, насильственно в этом нет никакой пользы, потому что насилие не вызывает любви. И вот с кротостью, со смирением, с долготерпением, с милостью Господь Своим божественным промыслом нас ведет к осознанному желанию познать истину, что все наше спасение, счастье, чистота, благодать – в Боге. И чтобы избавиться от нашей душевной мерзости, проказы, нам нужен Спаситель. И чтобы быть вместе со Спасителем, надо исполнять Его святую волю, как сказал Господь: Кто Меня любит, тот заповеди Мои соблюдет.
И в сегодняшнем Евангелии во втором чтении Господь тоже сказал, что пришел сотворить не волю Свою, но волю пославшего Меня Отца. Господь, Богочеловек, являет Сам в Себе полное отречение от Своей человеческой воли и покорности воле Божьей. А Бог нам Свою волю постепенно являет. Почему постепенно? В ту меру, в которой мы готовы ей последовать. Чтобы мы не были сознательными богопротивниками, Господь нам открывает Свою волю только в ту меру, в которой мы можем ее принять. В чем главное изъявление воли Божьей о нас? Главное в том, чтобы мы хранили свой душевный мир, потому что где есть мир в душе, там есть Бог. И вот это проявление сохранения внутреннего мира является в любых наших действиях, в любом нашем выборе: пойдем ли мы в храм на воскресную Литургию или «посвятим», а точнее сказать, оскверним, опошлим свой день какими-то житейскими заботами. Заботы суетные оскверняют человека. Как в вечерней молитве говорится, что избави мя от помышлений суетных, оскверняющих мя. От того еще более важно, как мы общаемся с нашими близкими. Если мы нарушаем мир, что-то пытаясь доказать, этим мы отвергаем Бога и промениваем Бога на житейское свое своеволие. А ведь Господь сказал: “Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит” (Мф. 16, 26). То есть не только какие-то наши мелкие амбиции, это по сравнению с душой ничто, но даже весь мир со всем его золотом и всем, что в нем есть, не стоит малого вреда для души, потому что этот мир скоропроходящий. Более того, обладание миром очень вредно для нас, потому что привязывает наше сердце. “Идеже бо есть сокровище ваше, – говорит Господь, – ту будет и сердце ваше” (Мф. 6, 21).
И вот мы потому должны понимать, что вот эта заповедь «Ищите прежде всего Царство Божие и правды его», заповедь Спасителя, данная по любви к нам, исполняется в первую очередь тем, что мы взыскиваем мира и пожинаем его, как сказал Царь Давид: «Взыщи мира и пожени е». Вот искание божественного мира, отказ от своих желаний, амбиций, своеволий всех перед самыми нашими близкими людьми: не буду спорить, уступлю, смолчу, только бы у нас были мирные, добрые со всеми отношения. Это есть одно из главных наших поисков Бога.
И нынешнее наше моление об усопших – это тоже проявление нашего искания Бога. Здесь не только в этом лежит забота о наших усопших сродниках, которые конечно нуждаются в нашей общей церковной молитве. Ведь мы не дома где-то там остались молиться, а пришли в церковь, совместно помолиться о наших усопших сродниках, потому что понимаем, что дома мы пользы особо никакой им не сможем принести, а здесь совместно можем, и то не сами, а благодатью Божьей. И вот это наше стремление помочь нашим сродникам оно тоже продиктовано тем же самым поиском Бога, поиском божественного мира.
Сделайте мысленно эксперимент над своей душой. Вот скажите себе: сегодня не пойду молиться о своих усопших, а останусь дома, и буду заниматься кухонными делами. И что будет в душе? Мы сразу почувствуем, что в душе немирно, почувствуем смущение. Многие это не осознают, а это говорит сейчас о том, чтобы осознали, осознано поняли, что мы сюда пришли, а точнее сказать, приведены Божьей благодатью именно потому, что взыскали не только помощь наших ближних усопших, но и своего внутреннего благодатного мира, чтобы быть с Господом. Потому что вообще Церковь едина. Если наши усопшие родные члены Церкви, и мы, здесь живущие в Церкви воинствующей, мы все члены одного тела Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который является Главой тела. И мы все причащаемся из одной чаши единого Тела и единой Крови.
И мы здесь собраны для того воедино с нашими усопшими, и они там на небе, святые, совершают тоже Божественную Литургию, чтобы быть всем во Христе едиными, и чтобы и после окончания и нашей жизни (мы все к этому придем) мы там в Господе с Божьей Матерью, со всеми святыми были одним целостным телом в одном Святом Духе и купно вместе все наслаждались бы вечным неизреченным блаженством.
Аминь.
Евангельские Чтения
Послание апостола Павла к Евреям, глава 3 стих с 12 по 16 (зачало 309)
Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. (Евр.3:12-16)
Евангелие по Марку, глава 1 стих с 35 по 44 (зачало 6)
А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел. И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. (Мк.1:35-44)
За упокой
Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам (Солунянам), глава 4 стих с 13 по 17 (зачало 270)
Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фес.4:13-17)
Евангелие по Иоанну, глава 5 стих с 24 по 30 (зачало 16)
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. (Ин.5:24-30)
По материалам:
Православный церковный календарь. Азбука веры.
Суббота второй седмицы Великого поста. Оптина пустынь.
Алфавитный раздел. Р. Азбука веры.
О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, епископ Ковровский. Азбука веры.
О молитвенном поминовении усопших. Проповеди архимандрита Кирилла (Павлова). Азбука веры.