Служебная деятельность в храме в 90-х годах XIX столетия
Статья посвящена организации служебной деятельности Братского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы в 90-е годы ХIХ века.
С начала своего образования Братский храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице был местом богослужений общественной молитвы, а равно и центром религиозно-нравственного просвещения, для окрестного населения, особенно ближайших фабрик.
Богослужения всенощная и литургия совершаются не менее 4 раз в седмицу, а со дня освящения нижнего храма, во имя святого мученика Вонифатия (12 октября 1893 года), богослужения совершаются в храме ежедневно.
По воскресным дням совершается акафист Покрову Пресвятой Богородице.
По четвергам совершается акафист Кресту пред Голгофой, устроенной церковным старостою графом Николаем Федоровичем Гейденом.
По пятницам совершался молебен святому мученику Вонифатию. На этот молебен собираются, преимущественно, трезвенники и страдающие от недуга пьянственного.
Для богомольцев особенно радостно то, что акафисты совершаются нередко преосвященным Никандром, председателем Братства.
Хор Братского храма состоит из 30 человек мужчин и женщин, из которых только четверо получают плату, остальные трудятся безвозмездно.
Руководителем хора состоит С.Л. Троицкий.
Всенощные службы совершаются с канонархом и с возможно строгим исполнением устава.
Ранние обедни, молебны и панихиды поют все богомольцы.
Вне-богослужебные беседы ведутся по воскресным и праздничным дням, а также по средам и пятницам.
Главными участниками вне-богослужебных бесед, кроме местного священника, студенты духовной академии Лабутин, Жуков и Матвеев. Кроме того, преподаватель духовной семинарии священник В.Н. Прозоров, в течение зимы, вплоть до Пасхи, вели собеседования с глаголемыми старообрядцами. Две беседы были предложены синодальным миссионером, протоиереем Ксенофонтом Крючковым.
Катехизация иноверцев по заявлению священника Братского храма, совершается весьма тщательно. Причт храма весьма осторожен и предупредителен относительно обращения иноверцев, тщательно и долго испытывает их искренность и убеждения. Некоторым оказавшимся не вполне твердыми в убеждениях относительно православного исповедания веры, производится отказ в присоединении. Так было отказано двум католикам и нескольким лютеранам. При всем том, в течении отчетного года, было в Братском храме присоединено 82 человека, в том числе из евреев 45 человек, магометан 1 человек, раскольников 3 человека, католиков 11 человек, лютеран 22 человека.
Присоединение иноверцев затрудняется правил относительно документов.
В паспортах иноверцев не обозначено вероисповедание, евреи не имеют метрики, без чего нельзя определить лета присоединившегося. Евреев затрудняет еще и то узаконено, что еврей или еврейка, окрестившиеся, обязаны жить с некрещеными в браке, заключенном в иудействе. «Вообще по словам священника о. Сергия, не мало ропота и слез приходятся видеть и слышать от ново просвещённых, — притесняемых и гонимых! Нередко к Братскому храму являются толпы самых отчаянных иудеев, или татар фанатиков, дерзко требующих от о. Cepгия отчета о крещенных родных».
Существующее при Братском храме общество трезвости, во имя святого мученика Вонифатия, продолжает развивать свою деятельность. Членов-трезвенников в братстве насчитывалось более 300 человек.
Трезвенники совершали крестные ходы в Фомино Воскресенье в Сергиеву пустынь, 15 мая в Колпино.
В Фомино Воскресенье трезвенники вышли, из Братского храма, в 4 часа утра, а в 9 часов утра были встречены у ворот Cepгиевой пустыни, братией монастыря, с хоругвями и иконами, при колокольном звоне. После литургии и молебна, с акафистом преподобному Сергию, трезвенникам было предложена скромная трапеза о. настоятелем. В Братский храм трезвенники возвратились в понедельник, в час ночи.
Крестный ход в Колпино начался 14 мая, в 12 часов дня, после краткого молебна святому Вонифатию. У Новодевичьего монастыря трезвенники были встречены сестрами, с настоятельницею во главе, при колокольном звоне. Такая же встреча была в Московской Славянке, где, между прочим, по приглашениям о. Сергия, было собрано трезвенниками 50 руб. и передано живущей там вдове, для окончания постройки дома, выстроенного средствами трезвенников жертвующих ежегодно во время крестных ходов. В Колпине трезвенники были также встречены крестным ходом. 15 мая, после литургии трезвенники отправились к месту явления иконы святого Николая, а потом, через Ижору в Петербург, куда и прибыли в 2 часа утра.
10 мая, во время крестного хода пели сами трезвенники, более, чем в 10 пунктах составляя хор.
В день памяти святого мученика Вонифатия, 19 декабря (престольный праздник нижней церкви Братского храма), после литургии, совершенной ректором духовной семинарии архимандритом Питиримом и местным причтом, трезвенниками была предложена братская трапеза.
В двух больших комнатах соседнего дома, были развешены иконы, поставлен амвон с иконой святого мученика Вонифатия и аналой для чтеца. Трапезу готовили сестры-богомольцы.
В отчетном году было совершено в Братском храме несколько служб на латышском языке — архимандритом Питиримом, на эстонском — священником Адамом Симо, на немецком и английском — отцом Сергием Слепяном.
Богомольцы Братского храма пользовались безвозмездными советами врачей: М.Н. Смолича, Герценштейна, Гальперштама и Шипировича.
При Братском храме имеется аптечка, которою заведует, по распоряжению священника, некая сестра Варвара.