РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Троицкая родительская суббота

(Деян.4:23–31Ин.5:24–30) Никто не поленится помянуть своих родителей; но поминать надо и всех православных христиан, и не в этот только день, а во всякое время, на всякой молитве. Сами там будем, и понуждаемся в молитве этой, как бедный в куске хлеба и чаше воды. Помни, что молитва об усопших и сильна общностью — тем, что идет от лица всей Церкви. Церковь дышет молитвой. Но как в естественном порядке, при беременности мать дышет, а сила дыхания переходит и на дитя, так и в благодатном порядке Церковь дышет общею всех молитвою, а сила молитвы переходит и на усопших, содержимых в лоне Церкви, которая слагается из живых и умерших, воюющих и торжествующих. Не поленись же на всякой молитве усердно поминать всех отшедших отец и братий наших. Это будет от тебя им милостыня. . .

Святитель Феофан Затворник

Кладбище. Фотография РЭМ

Кладбище. Фотография РЭМ

Перед Праздником Святой Троицы, в субботу Святая Церковь совершает поминовение всех усопших христиан, когда-либо живших на земле. Это суббота относится к Вселенским, которые по статусу выше других дней особого поминовения усопших. Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. В 2022 году Троицкая родительская суббота приходится на 11 июня.

***

Троицкая родительская суббота
Память всех от века усопших православных христиан

Накануне почти всех двунадесятых праздников церковный устав уставляет совершать предпразднство, то есть особая служба, как бы предуготовительная самому празднику. В содержании этой службы, в стихире, которую поют в каноне, содержатся мысли, которые заранее настраивают нас к восприятию основного смысла самого двунадесятого праздника. Накануне же столь великого праздника, как Святая Троица, вместо предпразднства установлено поминовение усопших.

По какой причине Церковь, всегда руководимая благодатью Святого Духа, установила именно в этот день поминовение усопших? Вот здесь очень важно это связать со смыслом самого праздника Святой Троицы.

Сошествие Святого Духа на апостолов». Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков

Сошествие Святого Духа на апостолов». Архиепископская мастерская в Великом Новгороде.
Рубеж XV—XVI веков

День Святой Пятидесятницы — Троицы, является днем рождения Святой Церкви. В Церковь входят не только живущие здесь на земле люди, и не только святые, которые находятся уже в раю на небе, но и души тех православных христиан, которые по причине некоторой недостаточности своей жизни сейчас пока находятся в преисподних земли. Но это не значит, что они чужды этого великого Господского праздника — рождения Церкви. Они тоже имеют отношение к Церкви.

Ведь недаром согласно заповеди святых отцов в церкви мы поминаем не всех подряд своих родных и знакомых, а только тех из них, которые имели по своей жизни отношение к церкви, то есть хотя бы в какой-то мере жили церковной жизнью. Для тех же людей, которые, к сожалению, не пришли к Богу, хотя и были крещеные, для тех людей мы поминовение не совершаем на Богослужении. Это для тех людей, которые имели смертные грехи в жизни и не успели раскаяться, которые совершенно не исповедовались, не причащались.

Макарию Египетскому было открыто. Идя по пустыне, он видит череп, который принадлежал какому-то языческому жрецу и который ему сказал, что мы находимся в муках. Но более страшные муки у тех людей, которые назывались христианами, но по жизни не совершали обетов своего крещения, или иными словами не жили жизнью Церкви. Потому что жизнь с Церковью это сочетование Христу. И вот за таковых мы, к сожалению, должны молиться где-то не на Богослужении. Можно читать за них Псалтирь, подавать за них милостыню. А если идет речь о церковном поминовении, то конечно мы молимся о тех людях, которые были хотя бы возможно членами Церкви.

И накануне столь великого праздника, именно потому мы совершаем память усопших наших сродников верующих, потому что мы должны в своем сознании как-то более глубоко вместить, что Церковь едина, что все члены Церкви это как бы члены тела Христова, соединенные одним Святым Духом. Это есть нечто единое целое. Ведь недаром мы в Символе Веры читаем: «Верую во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь».

Что такое «единая»? Ясно, что это одна, то есть, кто не в Церкви, кто с нами не причащается, они никто. Но если мы говорим об усопших наших сродниках, то те из них, которые достигли святости и вместе со святыми находятся на Небе, они ежедневно там причащаются и участвуют в Божественной Литургии.

Нашему великому российскому старцу святому (он пока еще не канонизирован) Иоанну Крестьянкину перед смертью был целый ряд видений, и не просто видений. Он рассказывал своей келейнице, что он тоже участвовал в небесной Литургии в то время, когда он был прикован к одру болезни и не мог ходить на Литургию в храм. Но он участвовал в видении в этой Небесной Литургии, которая несколько все же отличается от нашей земной Литургии. Например, если мы поем на Литургии «Спаси нас, Сыне Божий», то там поют «Спасы ны, Сыне Божий», то есть как уже осуществившееся явление.

И вот здесь мы с вами сейчас потому молимся углубленно за наших усопших сродников, чтобы в нашем сознании была глубока вот эта мысль, что мы одно целое. Спасает Господь. И сказать о том, что мы своими молитвами помогаем нашим усопшим, можно, но только при том условии, что мы будем осознавать, что эту помощь все же осуществляет Господь. Да и молимся мы за наших усопших своею ли разве силою? Ведь Господь сказал: Без Мене не можете творите ничесоже (Ин. 15, 5). Сегодня мы уже будем петь на Всенощном Бдении на Богослужении «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Здесь имеется в виду, что даже в церковь прийти помолиться сам человек не может. Его приводит Божественная благодать.

Как мы знаем из Священного Писания, Господь дает молитву молящемуся. Все это указывает на то, что нас спасает Господь, давая нам благодать не только стараться жить по заповедям Божьим, но также переживать и молиться за наших близких и сродников, не только мертвых, но и живых, не только живых, но и мертвых. Это как кто больше привык молиться.

И почему мы молимся о наших близких людях неважно живых или усопших? Потому что в этом заключается Христова любовь, что мы не остаемся равнодушными в том, в каком положении они находятся, какие трудности они терпят, неважно здесь на земле или там, в будущей жизни. Но здесь на земле все значительно проще, а там мы их не видим, и это для нас тайна. Но говорить твердо самоуверенно, что наши сродники находятся в месте блаженном, никто не может, если об этом нет какого-то извещения. А извещения бывают очень редко, и мы практически не знаем, в каком состоянии находятся наши усопшие сродники. И вот мы за них молимся, потому что мы за них переживаем, им сострадаем.

Троицкая родительская суббота. Фотография РЭМ

Троицкая родительская суббота. Фотография РЭМ

А как выглядело бы то, если бы мы за них не молились? Ну сказали бы, ничего, Господь их Сам помилует, а кто мы такие. Пусть Господь их помилует. Конечно, наше бы сердце закрылось для любви для них. И какими бы глазами мы на них смотрели бы, если мы сподобимся вместе с ними Царствия Божия, одного места обитания. И они прекрасно будут знать, что мы не хотели о них молиться. А что они знают, это точно, потому что даже вот этот череп в пустыне сказал Макарию, что когда ты за нас молишься, нам бывает некоторая отрада, то есть усопшим извещается о том, что за них кто-то молится. Но все-таки мы должны иметь глубокое церковное сознание, понимая, что не своею силою мы это делаем. Мы только соглашаемся, а привлекает нас к молитве благодать Святаго Духа. Старец Силуан Афонский сказал такие замечательные глубокие таинственные слова, что кого хочет Бог помиловать, то Он возбуждает какого-то другого человека о нем помолиться. Почему? Да потому, чтобы другой человек поучаствовал своей любовью в деле спасения своих близких.

И вот когда мы молимся о наших усопших, мы с вами потрудились, пришли в святой храм, проявили усердие в наших молитвах, в поминании наших усопших — мы в этом проявили любовь. Конечно, любовь дает Господь. Но тем, кто стремится поступать по любви, Господь постепенно дает благодать любви.

Это очень важно нам сегодня понять, вспоминая, что завтра День Церкви.

А Христос пришел на землю именно для того, чтобы на земле основать Церковь с ее церковной жизнью, которой мы можем приобщиться, сочетаться, соединиться со Христом. И поэтому мы должны положить на всю оставшуюся жизнь в своем сердце, что наше спасение теснейшим образом связано с церковной жизнью, со всеми ее внешними и внутренними проявлениями. А внутреннее проявление — это быть всегда в благодати день и ночь.

Да поможет нам Господь в этом благоразумном мудром решении, что ничего внешнее не ставить выше хранения душевного мира. И тогда на нас исполнятся божественные слова: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся» (Мф. 5, 9).

Иеромонах Нил (Парнас)

 

Евангельские чтения

Деяния Святых апостолов, глава 28 с 1 по 31, зачало 51.

1 Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит.
2 Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас.
3 Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его.
4 Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек – убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.
5 Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.
6 Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.
7 Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал.
8 Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его.
9 После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы,
10 и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.
11 Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове,
12 и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня.
13 Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол,
14 где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.
15 Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился.
16 Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.
17 Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.
18 Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти;
19 но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.
20 По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.
21 Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого.
22 Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.
23 И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.
24 Одни убеждались словами его, а другие не верили.
25 Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию:
26 пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.
27 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
28 Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.
29 Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою.
30 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему,
31 проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.

Евангелие по Иоанну, глава 21, с 15 по 25 (зачало 67).

15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? –
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

За упокой:

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 15 с 47 по 57 (зачало 163).

47 Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
55 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?
56 Жало же смерти – грех; а сила греха – закон.
57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!

Евангелие по Иоанну, глава 6 с 35 по 39 (зачало 21).

35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.

 

 

По материалам:

Православный церковный календарь. Азбука веры.

Троицкая суббота. Древо.

Троицкая родительская суббота. Оптина Пустынь.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление