РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

“В то время как приближалось зачатие нашего Спасителя, совершилось славным и чудесным образом зачатие святого Иоанна Предтечи. Многие матери зачинают детей, но мало таких, коих зачатие прославлялось бы и праздновалось Святою Церковью. Известны только три матери, во чреве которых совершившиеся зачатия стали предметом удивления для всего мира. Это — праведная Аннасвятая Елисавета и Пречистая Дева Мария. Анна праведная зачала Богородицу, Елисавета — Предтечу, а Дева Мария — Христа Спаса нашего. Все сии зачатия были возвещены Ангелом и совершились по благодати Божией, но притом не иначе, как чрез беседу между благовестником и зачинающими, ибо Сам Бог требовал и соизволения зачинающих.”

Святитель Димитрий Ростовский

6 октября Церковь вспоминает Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот день относится к малым праздникам и был установлен не позднее IV века В 2021 году этот день приходится на среду, поэтому соблюдается пост.

Подробнее о житие и общенародном почитании Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Зачатие Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сербская икона

Зачатие Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сербская икона

О Зачатии честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:

Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя.

Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: “Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн”. Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: “Я – Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим”. Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение.

Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.


Об истории святых икон ко дню памяти
Зачатия честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн, с клеймами

Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн, с клеймами

Исключительное почитание Иоанна Предтечи сформировало обширную и разнообразную иконографию святого. Литературной основой иконографии Зачатия Иоанна Крестителя Господня является текст Евангелия от Луки.

Иконография Зачатия Иоанна Предтечи восходит к ранневизантийскому искусству. В византийских памятниках до XII века иконо­графия праздника Зачатия Иоанна Предте­чи представлена как «Благовестие Захарии» в соответствии с текстами Евангелия от Луки и Протоевангелия от Иакова: кадящий Захария и архангел Гавриил изображались в полный рост, стоящими напротив друг друга, на фоне жер­твенника ветхозаветного храма.

К XII веку относится возникновение другого из­вода «Благовестия Захарии», в котором Заха­рия изображается в молении, и ангел слетает к нему с неба; впервые этот извод встречается на фресках жертвенника Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове.

В начале XIII века появилась новая композиция Зачатия Иоанна Предтечи – “Целование Захарии и Елисаветы”, которая впервые встречается в клейме иконы “Святой Иоанн Предтеча, с житием в 15 клеймах” из монастыря великомученницы Екатерины на Синае (начало XIII века): родители Иоанна Предтечи изображаются в объятии на фоне архитектуры, подобно иконографии “Целование праведных Иоакима и Анны”. В искусстве византийского мира “Зачатие святого Иоанна Предтечи – Целование” не получило широкого распространения.

На Руси первоначально был воспринят полнофигурный извод “Благовестия Захарии” как на фресках боковой апсиды собора Святой Софии в Киеве. Однако упомянутая выше фреска собора Мирожского монастыря свидетельствует о том, что в русском искусстве уже в XII веке то есть раньше чем в Византии мог использован и второй извод, со слетающим ангелом. На фресках церкви Рождества Христова на Красном поле в Великом Новгороде (XIV век)сцена Зачатия Иоанна Предтечи разделена на два эпизода: “Явление Ангела Захарии” и “Моление Захарии и Елисаветы”. В первой композиции представлен полнофигурный извод “Благовестия Захарии”; во второй – Захария и Елисавета изображены в полуобороте друг к другу, их руки подняты в молении. Такое изображение Зачатия Иоанна Предтечи в искусстве Византии не было известно.

В конце XV – начале XVI веков на Руси стал известен и третий извод иконографии праздника Зачатия святого Иоанна Предтечи – “Целование Захарии и Елисаветы”. Так, на иконе “Зачатие святого Иоанна Предтечи” из церкви села Новокотовка Молоковского района Тверской области представлены захария с Елисаветой в объятии, рядом – взрослый Иоанн Предтеча, как “плод чрева” святых родителей. В XVI веке в древнерусских житийных циклах Иоанна Предтечи появилась тенденция к более подробному иллюстрированию сюжета “Зачатие святого Иоанна Предтечи”, что привело к сложению своеобразного “зачатьевского цикла”. С середины XVI века получили широкое распростронение житийные иконы Иоанна Предтечи, на которых “зачатьевский цикл” мог состоять из 3-5 сцен.

В XVI веке на Руси иконография “Зачатие святого Иоанна Предтечи” претерпивала изменения. Популярность приобрела сцена “Целование Захарии и Елисаветы”, в древнюю византийскую композицию которой было включено изображение ложа – бытовой детали, переводящей идею встречи приветствия (по-славянски “целования”) к значению собственно зачатия. Судя по составу сцен житийных циклов Иоанна Предтечи XVI – первой половине XVII века, именно “Целование Захарии и Елисаветы” понималось в эту эпоху как изображение момента зачатия Иоанна Предтечи. Праздничные иконы “Зачатие святого Иоанна Предтечи” в этот период также создавались по иконографии “Целования”,

 

 

По материалам:

Азбука

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь

Иконография восточно-христианского искусства

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи

“Святой Пророк Иоанн Предтеча”, сост. Маркова А.А. – М.:Благовест, 2014г.

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление