Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

О дне Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Евангелие от Луки, глава 2 стих с 25 по 32 

Сретение Господне

Сретение Господне

15 февраля, на сороковой день от Рождества Христова, Святая Церковь чтит день Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. У праздника Сретения установлен один день предпразднства — 14 февраля, шесть дней попразднства и 21 февраля — Отдание Сретения Господня. В зависимости от того, когда начинается чтение Постной Триоди, количество данных дней носит различный характер. В Типиконе относительно Сретения имеются Марковы главы, в которых рассматриваются случаи совпадения Сретения с разными днями Постной Триоди, и в зависимости от этого устанавливаются сроки попразднства.

16 февраля Святая Церковь посвящает памяти праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы.

Тропарь Сретению Господню, глас 1

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

Перевод: 

Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Тропарь обращен к Богородице и развивает связанную с внутренним содержанием события Сретения богословскую идею о просвещении светом истины всего человечества, прежде пребывавшего во тьме незнания Бога, «просвещающий находящихся во тьме». Сходная мысль была выражена ещё в тексте Ветхого Завета пророка Исаии: «чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме – из темницы» (Ис.42:7), а затем оказалась повторена и Самим Христом «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф.4:16). Отсюда и призыв к веселию старца Симеона, как человека, удостоившегося чести первым принять на руки Спасителя человеческих душ.

Кондак Сретению Господню, глас 1

Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м/ и ру́це Симео́не благослови́вый,/ я́коже подоба́ше, предвари́в,/ и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же,/ но умири́ во бране́х жительство// и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, еди́не Человеколю́бче.

Перевод: 

Утробу Девы освятив рождением Твоим, и руки Симеона благословив, заранее, как надлежало, и ныне Ты спас нас, Христе Боже. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец.

Кондак праздника обращен к Господу и содержит напоминание о таинственных событиях Рождества Христова. Говоря о благословении рук старца Симеона при событии Сретения, утверждается непреложность спасения Христиан. Чтобы жизнь людей была мирной, песнопение включает в себя молитвенное прошение об укреплении в «бранях».

Разрыв между текстом
О событиях Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

За древнее избавление от рабства египетского и в память последней казни смертью первенцев египетских, закон Господень требовал от евреев, чтобы всякий перворожденный младенец мужеского пола, как собственность Божия, приобретенная кровью чуждых первенцев, был принесен в 40-й день по рождении во Храм, посвящен Богу и искуплен у Господа: это называлось посвящением младенца. Первенец Девы Марии исполнил закон: принесен во храм и искуплен Тот, Кто пришел на землю, чтобы смертью Своею освятить, искупить и воскресить всех людей от греха и смерти. «Ветхий деньми, давший древле на Синае закон Моисею, днесь Младенец видится и, закон исполняя, во храм приносится.»

По закону Моисееву, женщина, родившая младенца мужеского пола, признавалась нечистою в продолжение 7 дней и после этого еще 83 дня не могла участвовать в общественном богослужении, в 40-й же день по рождении своего первенца должна была принести его во храм и представить во всесожжение Богу однолетнего агнца, а в случае бедности, двух горлиц или молодых голубей. Смысл сего священного обряда тот, что если чадородие есть дар Божий, то кому, как не Богу, следует посвятить первый плод этого дара? Евреи должны были посвящать Богу своих первенцев в благодарность Богу за спасение их при общем избиении египетских первенцев.

Дева Мария, сделавшись Матерью Господа, освятилась рождением Его и, не переставая быть пренепорочною и пречистою Девою, не имела нужды в очищении, но, по чувству глубокого смирения, подчинилась установленному обряду. Не превозносилась Она Своею чистотою, но, приблизившись к вратам храма, стала на месте, назначенном для родивших. Она принесла с собою жертву, но то была жертва убогих: пара молодых голубей. По принятии священником жертвы и по принесении всесожжения, Пречистая Дева вступила в храм с Божественным Младенцем в сопровождении Иосифа.

Прав. Симеон Богоприимец

Прав. Симеон Богоприимец

В это время пришел в храм, по внушению Духа Святаго, старец Симеон и, приблизившись к благодатной Марии, принял из ее рук Новорожденного, почему и называется Богоприимцем. Прославив Бога, старец в священном восторге произнес пророчественную песнь о Спасителе мира:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языков и славу людей Твоих, Израиля.

Священное Писание говорит об этом Симеоне: человек бе праведен и благочестив, чаял утешения Израиля. В церковных песнопениях Симеон называется священником и святителем, приносившим законные жертвы. Есть также предание, что Симеон, будучи одним из ученейших людей своего времени, находился в числе 72 толковников, переводивших священные книги, по желанию египетского царя Птоломея Филадельфа, с еврейского языка на греческий. В истории Никифора Каллиста повествуется, что, при переводе книги пророка Исаии, Симеон остановился на известном пророчестве: се Дева во чреве зачнет, и хотел исправить это место, зачеркнув слово Дева, и написать Жена, но явился ангел, удержал его руку и, запретив исправлять пророчество, сказал ему, что не умрет он, пока сам не увидит исполнения пророчества: веруй написанному, ты сам увидишь исполнение. С тех пор Симеон каждый день ходил во храм и, по внушению Святаго Духа, узнал Деву Марию, с Богомладенцем на руках потому, что Они были озарены необыкновенным светом.

Отпусти, Владыко, раба Твоего, потому что видели очи мои спасение Твое! Воскликнул Симеон в священном восторге. Праведный старец обращался к Иисусу, как бы не к Младенцу, а к Владыке и Господу, имеющему власть отпускать в другую жизнь или удержать на земле.

Крест. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

Крест. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

Возвратив Младенца в руки Матери, Симеон благословил Ее и Иосифа. По внушению Святаго Духа, Симеон, провидев Крестные страдания Спасителя, слезы и скорби Его Матери, продолжал пророчество свое: се лежит сей на падение и на востание многих во Израиле и в знамение пререкаемо, и Тебе же самой душу пройдет оружие, яко да открыются от многих сердец помышления. Твой Сын принес на землю спасение, объясняет он, но не все воспользуются им: востанием от падения Он будет для верующих и последующих за Ним; но камнем преткновения для неверующих и отвергающих Его. Он всегда будет предметом противоречий, чтобы открылись помышления людей. Люди предадут смерти своего Спасителя, и Ты будешь свидетельницею всех Его страданий: и тебе самой душу пройдет оружие. Так предсказывал вдохновенный Симеон, представитель Ветхого Завета, дождавшийся пришествия обетованного Мессии, Первенца Нового Завета.

Прав. Анна пророчица

Прав. Анна пророчица

Как бы для полноты славы Предвечного Младенца, приблизилась к ним праведная Анна пророчица, престарелая вдова, жившая при храме. По внушению Святаго Духа, она начала хвалить и благодарить Бога и прославлять Божественного Младенца во услышание всем ожидавшим избавления в Иерусалиме. Анна была дочь Фануилова, от колена Асирова, известного богатством, силою и вместе кротостью и миролюбием. Семь лет прожила она с мужем и после его смерти посвятила себя на служение Богу в Иерусалимском храме. В посте, молитве и трудах проходила ее жизнь, и так достигла она 84-летнего возраста, когда ей была дана неизреченная радость увидеть и прославить Спасителя мира. Святая Церковь называет ее всехвальною вдовою, целомудренною, преподобною старицею и пророчицею.

Исполнивши все по закону очищения, Святое Семейство возвратилось в Назарет.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Разрыв между текстом
Из истории праздника
Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим

Древнейшим исторически достоверным свидетельством о церковно-богослужебном чествовании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко Святым местам», датируемое концом IV века и принадлежащее западной паломнице Этерии. Оно не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто сороковым днем от Богоявления, зато кратко, но чрезвычайно эмоционально описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме.

Второй по времени исторический памятник, на сей раз – специального, литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это армянский Лекционарий, в котором засвидетельствована богослужебно-уставная практика начала V века. Однако и здесь праздник атрибутируется с показательной описательностью: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: в IV-V столетиях Сретение существовало в Иерусалимской Церкви как местночтимый праздник – со всеми уникальными для Святой Земли литургическими свойствами. Кроме того, именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, то есть сороковым днем от Рождества (Богоявления), весьма однозначно указывает: первоначально анализируемый праздник не имел вполне самостоятельного значения, но рассматривался в качестве своеобразного «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия.

Обратившись к свидетельствам более позднего времени, можно убедиться, что окончательное закрепление праздника Сретения в византийском календаре произошло не ранее первой половины VI века, после чего он в качестве официального государственного торжества стал распространяться по всей империи. Но и здесь возникает большое число вопросов, вызывающих серьезные разногласия.

Назидательная церковная традиция, которая окончательно закреплена сказанием Четьей Минеи от 2февраля и которую, безусловно, надо уважать, обуславливает установление праздника Сретения чудесными событиями, случившимися во время страшных бедствий – ужасной моровой язвой и землетрясениями, – одновременно будто бы обрушившимися на Константинополь, Антиохию, Мисию и другие регионы империи зимой 541/542 годов – Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если будет установлено торжество праздника Сретения Господня. И действительно, с наступлением 2 февраля 542 года, после торжественного богослужения в честь Сретения Господня, болезнь и землетрясение кончились чудесным образом. В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей империи торжественно чтить день 2 февраля.

Данную гипотезу разделяют, однако, не все древние и, тем более, современные богословы и литургисты, хотя она, надо признать, является в высшей степени популярной. Так, например, Георгий Амартол был убежден, что празднование Сретения ввел император Юстин I (518–527). Его же преемник Юстиниан осуществил реформу праздника в соответствии с календарной традицией Римской Церкви. Георгий Амартол отмечает: праздник Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14-й, он не причислялся к Владычним праздникам. Аналогичные свидетельства можно найти и у Георгия Кедрина.

Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при императоре Юстиниане, через два года после бедствия 526/527 годов. При этом многие авторы – Гвагрий Схоластик, а также Павел Диакон, Феофан Исповедник, Георгий Амартол, Георгий Кедрин, судя по их текстам, никак не связывают праздник Сретения и чудо спасения от разрушительного антиохийского труса. К тому же надо заметить, что документально засвидетельствовано (Феофаном Исповедником, Павлом Диаконом) под 535/536 годами еще одно крупное землетрясение в данной местности.

Теперь следует обратиться к источникам, в которых установление Сретения в Византии датируется 542 годом – годом, когда Константинополь поразила моровая язва.

Древнейшее свидетельство об учреждении праздника в этом году принадлежит западному историку Павлу Диакону. С ним полностью согласен римский аббат Анастасий Библиотекарь. Не противоречит им и константинопольский монах Феофан Исповедник, рассказывая о событиях этого же знаменательного года дополнительные подробности. Анализируя их логически корректные и нейтрально эмоциональные труды можно заключить: все они не устанавливают ни малейшей причинной связи между праздником Сретения Господня и стихийными катаклизмами, поразившими империю. Для них страшная моровая язва и сильнейшее землетрясение выступают лишь в функции навеки памятной, легендарной хронологической метки, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времен. Отсюда становится понятным, почему Никифор Каллист, говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, закономерно связывает данное событие с реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 года, а о чуме и иных Божиих карах умалчивает. Такая событийная лакуна крайне знаменательна, поскольку, будучи профессиональным историографом и клириком храма Святой Софии, пользуясь ее богатой библиотекой, он, без сомнения, был прекрасно осведомлен обо всех катаклизмах юстиниановской эпохи.

К тому же, если ориентироваться на хроникальные заметки из «Церковной истории» Никифора, можно установить, что император Юстиниан не назван там и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь. Уравнивая степень литургических реформ византийских василевсов VI столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций.

И здесь нужно подробнее охарактеризовать условия, при которых праздник Сретения возводится в степень общеимперского церковного торжества. Это в первую очередь богословские споры в догматической борьбе с монофизитами. Данная полемика оказывается тесно связанной с реформами литургического характера. Итак, армяне-дохалкидоняне Рождество и Богоявление празднуют в один день. Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной. Отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до Юстиниана оно отмечалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви, то богословы-антимонофизиты обратили внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения как на выражение монофизитских идей. В связи с этим возникает особое послание с календарной тематикой, санкционированное именем императора Юстиниана – от 560/561 года.

Для того, чтобы уравновесить аргументы, доказывающие, с одной стороны, легендарную, а с другой – богословско-календарную версии установления праздника Сретения, нужно обратиться не только к свидетельствам периода, отдаленного от эпохи Юстиниана, но и к синхронных ей данным.

Принципиальный интерес представляет здесь «История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского (между 490 и 507 – после 562 года), которого пощадила страшная чума и которой он посвятил пространное повествование. В нем есть все: сюжеты о распространении болезни, о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи, о болезни царя и прочее. Однако нет ни одного упоминания об установлении исцелившимся и благодарным Богу Юстинианом праздника Сретения Господня.

Церковный историк Евагрий Схоластик также посвятил описанию этой разрушительной и продолжительной эпидемии одну из глав своей заслужившей высокие похвалы «Церковной истории». Но и у него сведения о каких-либо эортологических введениях отсутствуют. Кроме того, немаловажно, что оба автора не подтверждают традиционную дату появления чумы в Константинополе – 542 год.

Рассмотренные византийские источники свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий VI века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553 года, так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола, разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества.

Г.С. Битбунов

Разрыв между текстом
Ветхозаветные прообразы и пророчества празднуемого события и
особенности богослужения праздника
Сретение Господне (Греция, XVIв.)

Сретение Господне (Греция, XVIв.)

Праздник Сретения Господня принадлежит к числу двунадесятых праздников. Особенность праздника Сретения состоит в том, что как посвященный непосредственно Христу он принадлежит к Господским праздникам, но по своему богослужебному содержанию исключительно близок к праздникам Богородичным.

Если этот праздник случится в Неделю, то служба воскресенья не отменяется, а поется вместе со службой праздника – как и в Богородичные праздники (Типикон – 2 февраля, «аще в Неделю»).

По своему построению служба праздника такая же, как во все Богородичные праздники, но с тем отличием, что, подобно службе Господского праздника, на Литургии на малом входе произносится входный стих, после которого поются тропарь и кондак праздника. В конце всенощного бдения и Литургии бывает особый отпуст праздника (этот отпуст праздника отменяется и заменяется воскресным, если праздник попадает на воскресенье).

В праздник Сретения на Всенощном бдении читаются три паремии — стихи, заимствованные из Священного Писания и содержащие в себе пророчества и прообразы о воспо­минаемом событии.

Первая паремия (Исх. 12:51, 13:1–3, 10–16Лев. 12; Числ. 8:16-17)

«Глагола Господь к Моисею в день он, воньже изведе сыны Израилевы от земли Египетския, глаголяй: Освяти Мне всякаго первенца перворожденнаго, разверзающаго ложесна в сынех Израилевых. И иде Моисей, и собра вся люди, и рече: Помните день сей, воньже изыдосте от земли Египетския, из дому работы. рукою бо крепкою Господь изведе нас оттуду: И сохраните закон Его. И будет, аще яко аще введет вас Бог в землю Хананейску, имже образом клятся отцем твоим. И отлучиши всякаго первороднаго, разверзающаго ложесна, мужеск пол Господу. И будет, яко аще вопросит тя по сих сын твой, глаголя: что сие? и речеши ему: яко рукою крепкою изведе нас Господь от земли Египетския, из дому работы. Егда бо ожесточи фараона не отпустити нас, поби Господь вся первородныя в земли Египетстей, от первородных человеческих, даже до первородных скотских. Сего ради аз жертву Господу приношу: всякаго отверзающаго ложесна, мужеска полу, и всякаго первороднаго сынов моих избавлю. И будет в знамение непоколебимо пред очима твоима. Яко тако рече Господь Бог Вседержитель: яко перворожденная сынов твоих даси Мне. И будет, всяк иже аще родит отроча мужеск пол, в день осмый обрежете ему плоть крайнюю его: И тридесять и три дни не внидет во святилище Божие ко священнику, дондеже исполнятся дние очищения. И по сих принесеши Господу агня единолетно, непорочно, во всесожжение, и птенца голубина, или горличищна, при дверех скинии свидения, ко святителю. Или вместо сих принесеши пред Господем два птенца голубина, или два горличища, и помолится о нем священник. Яко воздаяние воздающии сии Мне суть, от всех сынов Израилевых, и приях их, И освятих я Мне, вместо первородных Египетских, воньже день поразих всякаго первенца в земли Египетстей, от человека до скота: рече Бог Вышний Святый Израилев.»

Перевод:

Сказал Господь Моисею в тот день, когда вывел Он сынов Израилевых из земли Египетской, говоря: освяти Мне все перво­родное, перворожденное, разверзающего всякую материнскую утробу между сынами Израилевыми, от человека до скота. И сказал Моисей народу: помните этот день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттуда. И соблюдайте Закон сей. И будет, когда введет тебя Господь Бог твой в землю Хананеев, как Он поклялся тебе и отцам твоим, и даст тебе её — и отделишь все, разверзающее материн­скую утробу мужского пола Господу. Если же спросит тебя после того сын твой, говоря: «Что это?», то ты скажешь ему, что рукою крепкою вывел нас Господь из земли Египет­ской, из дома рабства. Когда же фараон ожесточился, не желая отпустить нас, умертвил Господь все первородное в земле Египетской, от первенцев человеческих до первенцев из скота, — потому я приношу в жертву Господу все, разверзающее материнскую утро­бу, мужского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю; и будет это знаком на руке твоей и — непоколебимо пред очами твоими, ибо так сказал Господь Вседержитель: первородное из сынов твоих будешь отдавать Мне. И будет: всякий, кто родит младенца мужского пола, в день восьмой обрежет у него крайнюю плоть его; и жена его тридцать три дня не будет приходить во святилище Божие к священнику, пока не исполнятся дни очищения. И после того принесет он агнца однолетнего, непорочного во всесожжение и молодого голубя или горлицу за грех, к вратам скинии свидетельства к священнику, или вместо них принесет двух молодых голубей или двух горлиц, и совершит умилостивление о нем священник, ибо как воздаяние отданы они Мне из всех сынов Израилевых: и Я взял их и освятил их Себе вместо первенцев Египетских в день, когда Я поразил все первородное в земле Египетской от человека до скота — сказал Господь Всевышний, Святой Израилев.

В первой паремии повествуется об избрании еврейских первенцев на служение Богу и о древнем законе очищения, когда сохранив первенцев среди еврейского народа, при событии исхода из египетского рабства. Господь для постоянного напоминания евреям об этом чудесном избавлении, установил Свои особые права на первенцев мужского рода. «Освяти Мне каждого первенца между сынами Израилевыми, потому что Мои они» (Исх. 13, 2), что означает посвящение их делу священнослужения как делу сугу­бого служения Богу. Ко времени прихода Спасителя в мир среди евреев уже было вы­делено для служения при храме колено (семейство) Левиино, поэтому первая паремия заканчивается напоминанием о «выкупе», необходимом для первенцев из других колен при совершении принятого ритуала очищения, состоящем из чтения особых молитв и жертвоприношений.

Установленные ветхозаветные законы и обряды имели своей целью приуготовить лю­дей к восприятию Истинного Света, Господа Иисуса Христа и открывали человеку его грехи, но не отпускали их. «Закон был, — по словам святого Иринея Лионского, — и средством научения, и пророчеством будущего». «Установления закона руководили человека и к более высшим откровениям, например, омовениями и очищениями люди готовились к великой тайне и побуждая их держать в священной чистоте не только дух, но и тело, Ветхий Закон знаменовал то, что настанут такие времена, когда человечество чудесно встретится с Богом,- тела человеческие сделаются членами Тела Сына Божия и Бог на­всегда соединится с человеком. Это установление (Исх. 13, 2), которое вспоминается новозаветным праздником Сретения, прикровенно говорило о той духовной славе, которую получит человек в Царстве Мессии; оно готовило людей к тому моменту, когда они, искупленные и очищенные, будут являть собою сынов Божиих, «царственное священ­ство, народ святый» (1 Петр. 2,9)».

Таким образом, первая паремия праздника не только открывает тайну вочеловечения, но и указывает на догмат Искупления, когда день Сретения Господня, стал днем добровольного посвящения Богу — Отцу Великой Жертвы за грехи человечества. Необходимо отметить, что ветхозаветный обряд посвящения Богу первенцев, который вспоминается Церковью в день Сретения Господня, приобретает в Новом Завете иное духовное значение, называется он воцерковлением:

«И в Новом За­вете в сороковой день от рождения младенец приносится к храму своей матерью: мать предстает Богу для очищения, младенец — для посвящения. Иерей, подобно праведно­му Симеону в день Сретения Господня, а сейчас подобно Христу, выходит в сретение младенцу, принимает его из рук матери, возносит горе и творит им пред закрытыми дверями храма крест, восклицая: «Воцерковлястся раб Божий, во имя Отца и Сына и Святаго Духа!».

Эти слова и знамение креста — символ веры и пути нового христианина. Перед ним сейчас же открываются двери храма.

«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему!»

— произносит иерей от лица младенца и вновь посреди храма творит поднятым горе младенцем Святой Крест, повторяет формулу воцерковления и снова от лица новопришедшего члена Святой Церкви даст торжественное обещание служения:

«Посреде Церкве воспою Тя!»

У самого алтаря, перед царскими вратами, в третий раз иерей знаменует младенцем знак креста и произносит вновь чудное имя Святой Тро­ицы, во исповедание Которой открываются перед ним врата рая. Младенца мужского пола иерей вносит в алтарь, обносит его вокруг престола и, выходя из алтаря, полагает перед царскими вратами. Внесение младенца в алтарь указывает на великие права христианина: откровенным лицом взирать на славу Божию; обнесение вокруг престола и положение младенца перед царскими вратами знаменует, что он навсегда посвящен Го­споду и отныне живет для Него:

«Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

При совершении обряда воцерковляемый как бы шествует по небесным обителям и ему показываются те неизреченные блага, наследником которых он становится, сделавшись христианином.

Мать принимает младенца от врат алтаря. Отныне он не только плод се чрева, но и дар благодати и посвящен навеки Господу. Воцерковление обязывает каждого христианина рассматривать себя уже не своим, но купленным ценою священной Крови Господа Иисуса Христа. И в дальнейшем ему необходимо, следуя Богомладенцу, возрастать и укрепляться духом, исполняясь премудрости (Лк. 2: 40)».

Также необходимо отметить в данной паремии тему библейского Египта (Исх.13: 14- 16), под которым в богословии понимается «образ вселенского языческого нечестия», характерно, что пророчеством «о Египте» завершается третья, последняя паремия праздника Сретения, происходит как бы обзор от начала и до конца судеб человечества.

Вторая паремия (Ис. 6, 1-12)

«Бысть в лето, в неже умре Озиа царь, видех Господа седяща на престоле высоце, и превознесенне, и исполнь дом славы Его. И Серафими стояху окрест Его, шесть крил единому, и шесть крил другому. И двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя, и двема летаху. И взываху друг ко другу, и глаголаху: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его. И взятся наддверие от гласа имже вопияху, и дом исполнися дыма. И рех: о окаянный аз! Яко умилихся, яко человек сый, и нечисты устне имея, посреде людей нечистая устна имущих аз живу: и Царя Господа Саваофа видех очима моима. И послан бысть ко мне един от серафимов, и в руце своей имяше угль огненный, егоже клещами взят от жертвенника. И прикоснуся устом моим, и рече: се прикоснуся сие устнам твоим, и отымет беззакония твоя, и грехи твоя очистит. И слышах глас Господа глаголющаго: кого послю, и кто пойдет к людем сим? И рекох: се аз есмь, посли мя. И рече: иди, и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите. Одебеле бо сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи своя смежиша, да не како увидят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю я. И рекох: доколе, Господи? И рече: дондеже аще запустеют гради, от еже не пожити: и доми, от еже не быти человеком, и земля оставлена будет пуста. И по сих продолжит Бог человеки, и умножатся оставльшиися на земли.»

Перевод:

Было в тот год, когда умер Озия царь: увидел я Господа, сидя­щего на престоле высоком и превознесенном, и полон был дом славы Его. И Серафимы стояли вокруг Него: шесть крыл у одного и шесть крыл у другого; и двумя закрывали они лица свои, и двумя закрывали ноги свои, и двумя летали. И взывали они один к другому и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полна вся земля славы Его!» И поднялась перекладина дверей от гласа их восклицаний, и дом наполнился дымом. И сказал я: «О, я несчастный, ибо я сокрушен! Потому что я — человек, и нечистые уста имею; и среди народа, имеющего нечистые уста, живу, — и Царя, Господа Саваофа увидели глаза мои!» И послан был ко мне один из Серафимов, и в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся он уст моих и сказал: «Вот, это коснулось губ твоих, и удалит беззаконие твоё, и грехи твои очистит». И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдет к народу сему?» И я сказал: «Вот я, пошли меня!» И сказал Он: «Пойди и скажи народу сему: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». И сказал я: «Доколе, Господи?» Он сказал: «Доколе не опустеют города, так что будут необитаемы, и дома, так что нс будет людей, и земля захваченная будет пуста. И после того удалит Бог людей, и умножатся оставшиеся на земле».

Во второй паремии говорится о видении пророка Исайи, через которое он был при­зван к пророческому служению. Призвание совершилось в Храме, когда Исайя видел Бога, сидящим на престоле в человеческом образе как Судию и Царя в великой Славе. В событиях призвания Исайи Церковь усматривает таинственное подобие всему тому, что происходило с Симеоном Богоприимцем в храме в день его встречи с Господом. Так, явление Бога в виде человека, знаменовало явление Сына Божия, Которому еще предстояло родиться на земле.

В паремии описывается как Исаия, потрясенный от вяления Славы Божией, служения славословием Ему Серафимов и Херувимов, восклицает «горе мне. погиб я! Ибо я че­ловек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5). Господь посылает Серафима, который касается горящим углем его уст, что является прообразом благодати Божией, исцеляющей чело­века от всякой нечистоты и пророк Исайя делается причастником этой славы: «вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:7). При этом клеши, которыми Серафим подносит уголь от престола, являются прообразом Богородицы. Примечательно, что после причастия священников и диаконов в алтаре, они целуют святой потир со словами: «Се прикоснуся устнам моим, и отимет беззакония моя и грехи мои очистит» — то есть идет повторение тех же слов, сказанных пророку Исайи, о действии силы Божией, благодаря которой происходит очищение и исправление человека и таким образом приближение его к Богу.

«И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис. 6:8). Эти слова часто относят не только к пророку Исайи, но и к Сыну Божию, и к Предвечному Совету, когда решается вопрос о спасении человека, и Сын Божий принимает на Себя обязательство, приняв крестную смерть и Воскресение, спасти род человеческий (см. Быт. 1:27). Также эти слова применимы к са­мому пророку Исайе и его служению:

«пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не разумеете, и очами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не обратятся, чтобы я исцелил их» (Ис.6:9-10).

Снова прообраз, служение пророка Исаии предваряет явление Бога воплощенного, потому что именно в Его явлении эти слова и ис­полняются в полной мере. Бог сам стоит и проповедует людям, и они смыкают свои глаза, и затыкают уши, и не желают, не хотят Его слышать, и не хотят исцелиться. Ведь так и сказал Христос:

«И сбывается над ними пророчество Исаии, который говорит: слухом услышите и не уразумеете» (Мф. 13:14)».

Итак, Исайя послан обличать народ. И на вопрос: «надолго ли» (Ис. 6:11)? Господь отвечает:

«доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, оста­ется корень их, так святое семя будет корнем ее» (Ис. 6: 11-13).

Здесь дается указание на пророчество о вавилонском пленении и нашествии римлян, которое в точности было исполнено, города были разрушены, часть жителей уничтожена, часть отведена в плен. Апостол Павел говорит, что

«ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как на­писано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех по­миловать» (Рим. 11:25-32).

И с воссоединением будет «одно стадо и один пастырь» (Ин.10: 16).

Таким образом, данная паремия читается на праздник Сретения потому что в явившем­ся Исайе Боге Церковь видит Второе Лицо Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа, Которого как горящий уголь видения Исайи воспринимает и Симеон Богоприимец на руках Богородицы и также как Исайя прозревает при этом в Нем Господа. Утверждая параллель между двумя библейскими событиями. Церковь образно говорит о значении про­рочества Симеона Богоприимца как о великом откровении ожидаемого спасительного крестного подвига Спасителя и его искупительных плодов.

Третья паремия (Ис. 19)

Се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и сотрясутся рукотворенная Египетская от лица Его: и сердце их умалится в них. И смятется дух их в них, и совет их разорит. И предаст Египта в руки господей, зане сия глаголет Господь Владыка Святый Саваоф: Пиют египтяпе воду яже при мори, Река же оскудеет и изсхнет. Сия глаголет Господь: где суть ныне премудрии твои? да возвестят ти, и да рекут тебе, что совеща Господь Саваоф на Египта. В день он будут египтяне в страсе и трепете, от лица руки Господа Саваофа, юже Он возложит на них. И будет олтарь Господень в стране Египетстей, и столп в пределех его Господеви. И будет в знамение в веки Господу Саваофу, в стране Египетстей: яко воззовут ко Господу, и послет им Господь человека, иже спасет их. И ведом будет Господь египтяном, и познают египтяне Господа в день он, и сотворят жертву и дар, и помолятся, и воздадят обеты своя Господеви.

Перевод:

Вот, Господь восседает на облаке легком и придет в Египет. И потрясутся рукотворные идолы Египетские от лица Его, и сердце их изнеможет в них. И смутится дух их в них, и совет их разрушу, и предам Египет в руки властителей жестоких: так говорит Господь Саваоф. И будут пить Египтяне воду, что при море, а река ис­сякнет и высохнет. Так говорит Господь: Где ныне твои мудрецы? И пусть они возвестят тебе и скажут, что определил Господь Саваоф о Египте. В тот день будут Египтяне как женщины, в страхе и трепете от действия руки Господа Саваофа, которую Он наложит на них. И будет жертвенник Господу в земле Египтян, и памятник у пределов её — Господу. И будет он знамением навек о Господе в земле Египетской, потому что они воззовут ко Господу, и Он пошлет им Человека, Который спасет их. И известен будет Господь Египтянам; и познают Египтяне Господа в день тот, и принесут жертву и дар, и дадут обеты Господу, и исполнят.

Третья паремия — пророчество о Египте, повествует об ожидающих египтян страшных бедствиях и скорбях, когда они «вострепещут и убоятся движения руки Господа Саваофа, которую Он поднимет на них» (Ис, 19:16). При этом гордыня египтян будет сломлена, его «дух изнеможет в нем» (Ис. 19:3), но после всех наказаний, посланных египтянам, «жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу у пределов ее» (Ис. 19:19). Тогда вместо страны египетской, из которой бежали когда-то евреи, во­димые пророком и вождем Моисеем, и символизирующую державу тьмы, явятся люди, которые «обратятся ко Господу, и Он услышит их, и исцелит их» (Ис. 19:22).

Данная паремия пророчествует не только о буквальном исполнении пророчества о бегстве святого семейства в Египет, когда, по преданию, в городе Илиопле перед Спасителем рухнули идолы, но также и о теме библейского Египта, начатой еще в первой паремии, о конце вселенской истории и о судьбах языческих народов. Из содержания паремии следует, что вместо язычества, как владеющей людьми «державы нечестия», в дальнейшем, будет утверждено Царство Божие, «где нет ни Эллина, ни Иудея, ни не об­резания, варвара. Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11).

 

На благословении хлебов, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника.

На полиелее – величание праздника.

Канон праздника «Сушу глубородительную землю» – творение святого Космы Маиумского (ум. 776 г.). На 9 песни «Честнейшую Херувим» не поется, но поются припевы праздника (их всего 14). После первых двух припевов поется ирмос: «В законе сени и писаний»; после каждого из следующих четырех припевов читается тропарь 9 песни. В заключение на катавасию поются первые припев и ирмос, которые являются задостойником на Литургии (до отдания).

Припев: Богородице Дево, упование христианом! Покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.

Ирмос: В законе сени и писаний (в тени и букве Закона) – (про)образ видим вернии: всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят (посвящается) Богу. Тем (поэтому) перворожденное Слово Отца безначальна, Сына, первородящася Материю неискусомужно, величаем.

Разрыв между текстом

Сретение Господе

Жизнь есть дар Божий, которым мы не можем распоряжаться по своему усмотрению
Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

«Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лук. 2, 29). Так кончает свое земное поприще старец Симеон: какая ясность взора, какое спокойствие духа! Ни тени какого-либо страха и смущения: не только без страха, но радостно идет он в открывающияся пред ним врата вечности.

Ныне так часто слышится недовольство жизнию, так кощунственно и дерзко попираются ее дары и обязанности, так легкомысленно и презрительно разрываются самые дорогия и крепкие ее связи. «Не стоит жить, жизнь надоела», – не только говорят, но даже пишут нам самоубийцы. Сколько развращенных учений должно было пройти чрез эти несчастные головы и сердца, чтобы можно было сказать эти слова безумия? Сколько падений в жизни должны были испытать эти люди, чтобы упасть наконец так глубоко и непоправимо? Какая сила должна быть у него, человекоубийцы искони, чтобы омрачить так человека и в такую страшную петлю наконец его затянуть?! Да ослабит Господь хотя часть вины их ужасной, да отымет это безумие от нашего века несчастнаго.

Нет, братие, великое и важное значение имеет жизнь человеческая.

Прежде всего это драгоценный дар небесного Отца. Его всеблагая воля была – воззвать нас из ничтожества и дать нам почувствовать это биение жизни, это благо бытия. Этот расцвет жизненных сил в золотом возрасте юности, это чувство бодрости и здоровья, эта мудрая смена труда и покоя, – сколько она одна, эта низшая телесная жизнь, дает нам наслаждений и радостей. Природа, точно одушевленное существо, пред нами то замирает, то оживает и дробится на бесконечное множество явлений и предметов, услаждающих взор, пленяющих сердце, приводящих в восторг пред величием Творца. И какое же безумие и какая дерзость не только сказать, даже подумать: нет, Владыко Господи, Твой дар мне не нужен! Но я еще не коснулся главного источника наслаждений жизни, – глубины человеческого духа. Здесь впрочем, встает предо мною такая ширь и даль, что нет возможности даже взором окинуть их. Возьму одно, сравнительно малое, воспоминание прошедшаго. Какие там возникают светлые образы – дорогих сердцу: отца, с раннего утра до поздняго вечера трудившегося для нашего воспитания и устроения, матери, проводившей бессонные ночи над нашею колыбелью, благодетелей, друзей! Они были люди не непричастные слабостей. Но время очистило эти дорогие нам образы, и вот они рисуются там вдали в одной нетленной красоте их духа. Ах, как они хороши, велики даже теперь в наших глазах! Может быть, при воспоминании об этих дорогих умерших, братие, я наполнил сердце ваше грустию, так как прошедшее невозвратимо; но как дороги сердцу эти образы, хотя бы самые лица и были невозвратимы. Впрочем нет: они возвратимы! Наши близкие там у небесного Отца; мы их увидим, мы вечно будем с ними, если только будем этого достойны.

Что есть смерть в глазах христианина? В глазах христианина смерть есть только изменение жизни, ступень от хорошего к лучшему, от менее совершенного к более совершенному, от временного к вечному.

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан. (1Кор.13:12)

 Здешняя жизнь представляет неисчислимое множество радостей самых разнообразных; там обещаются радости совершенно новыя, неиспытанные еще нами и даже пока для нас невообразимыя. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2, 9). «И возрадуется сердце ваше, сказал нам в лице учеников Господь наш, – и радости вашей никто не отнимет у вас» (Иоан. 16, 22). Верующий посему от всего сердца благодарит Бога за дары и радости этой жизни, и когда Отец позовет его туда, к Себе ближе, он покойно, с радостною надежной идет, вверяя себя водительству божественной любви. «Ныне отпущаеши, поет он с праведным старцем Симеоном, – раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром».

А заботы, скажете, нужды, огорчения, скорби?! Что же? Когда награда дается без подвига? Жизнь есть борьба, жизнь есть подвиг. Воин стоит на своей страже: ветер рвет его платье, холод пронизывает его до мозга костей; но он стоит, не смеет сойти. Так и каждый из нас должен вынести искушение в жизни, когда оно будет послано. Постыдно бежать с поля битвы. Кроме чувства долга, живая вера в Бога Промыслителя и Спасителя да будет нашей опорой и ограждением.

«Богу так угодно, да будет Его святая воля и в жизни и в смерти моей! Господь хранил и берег меня доныне, сохранит и сбережет и после, если Ему угодно, чтобы я жил. Господь весь мир содержит в Своей власти и хранит: ужели для меня одного не достанет Его всемогущества и любви?»

Будем же всемерно стараться и молить Господа, чтобы Он помог нам достоять на нашей страже и до последней минуты жизни сохранить горящим в сердце светильник веры, чтобы на пороге к вечности могли мы сказать вместе с праведным старцем Симеоном: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром».

Аминь.

Протоиерей Григорий Дьяченко, 1887 год

Разрыв между текстом
Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие от Луки, глава 2 стих с 25 по 32 (зачало 8)

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

На Литургии

Послание апостола Павла к евреям, глава 7 стих с 7 по 17 (зачало 316)

Без всякого же прекословия меньший благословляется бо́льшим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо с ним сопряжен закон народа, – то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Евангелие от Луки, глава  2 стих с 22 по 40 (зачало 7)

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

 

 

 

 

По материалам:

  • Православный Церковный календарь. Азбука веры.
  • Литургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий. Гермоген Иванович Шиманский. Азбука веры.
  • Литургика. Архиепископ Аверкий (Таушев). Декабрь. Азбука веры.
  • Жизнь есть дар Божий, которым мы не можем распоряжаться по своему усмотрению. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
  • Богослужебные указания за 15 февраля 2024 года. Официальный сайт московского Патриархата.
  • Праздничный отдых христианина. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
  • Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). Г.С. Битбунов. Азбука веры.
  • «Гимнография двунадесятых праздников в богословском и иконографическом осмыслении. Учебное пособие». Алешкина Лариса Викторовна, Москва, издательство ООО Киновек, 2013 г., 240 стр.
  • Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Текст службы. Православие.ру
Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление