РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

День Святой Троицы. Пятидесятница.

“Совершилась домостроительство нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святой. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа» (1Пет.1:2).

Того ради и крещаемся «во имя Отца и Сына и Святого Духа», обязуясь «соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28:19–20).

Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! «Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество, пресущественне и пребожественне, в Тебя крестихомся, и Тебя благословим во все веки».

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Сошествие Святого Духа на Апостолов. Фреска собора Рождества Пресвятой Богородицы в монастыре Гелати, Грузия

Сошествие Святого Духа на Апостолов. Фреска собора Рождества Пресвятой Богородицы в монастыре Гелати, Грузия

День Святой Троицы. Пятидесятница – это двунадесятый переходящий праздник, совершаемый на 50-ый день после Пасхи. В 2023 году этот день приходится на 4 июня. У Дня Святой Троицы. Пятидесятницы предпразднства нет, 6 дней попразднства. 10 июня – Отдание праздника Пятидесятницы.

Седмица по Пятидесятнице, как и Светлая – сплошная (отменяется пост в среду и пятницу). Такое разрешение поста установлено в честь Святого Духа, пришествие Которого празднуется в воскресенье и понедельник, и в честь семи даров Святого Духа, и в честь Святой Троицы.

Что означает Пятидесятница?

На пятидесятый день после Пасхи  Святая Церковь молитвенно вспоминает событие сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Это событие, подробно описанное во 2-й главе Книги Деяний, было исполнением обещания, которое Иисус дал ученикам на Тайной вечере:

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет… Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14. 16–17, 26).

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною (Ин 15. 26–27).

Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… (Ин 16. 7, 13).

Это же обещание Иисус повторил перед Своим Вознесением на небо (Деян 1. 4–5). Сошествие Святого Духа на учеников было необходимо для того, чтобы они стали Его свидетелями «в Иерусалиме и Самарии и даже до края земли» (Деян 1. 8).

Отметим, что, согласно Евангелию от Иоанна, уже при первом явлении ученикам в день Своего воскресения Иисус «дунул, и говорит: приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20. 22–23). Некоторые современные ученые считают возможным поставить знак равенства между этим событием и тем, о котором идет речь во 2-й главе Книги Деяний. Однако различий слишком много, чтобы можно было говорить о тождестве двух событий. Скорее, речь может идти о двух стадиях дарования Утешителя: при первом явлении ученикам Иисус сообщает им этот дар (Ин 20. 22–23), однако затем повелевает оставаться в Иерусалиме, пока они не облекутся силою свыше (Лк 24. 49). Пятидесятница становится событием, когда действие Святого Духа «активируется» в учениках через сошествие на них огненных языков.

Это событие происходит в праздник Пятидесятницы. Он был установлен в память о том, как через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта Бог призвал Моисея на гору Синай и даровал через него еврейскому народу законодательство, включая Десять заповедей (Исх 19. 16 – 20. 17). За три дня до этого Бог через Моисея изрек обетование: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19. 5–6).

Разрыв между текстом

О дне Пятидесятницы в Святой Церкви
Пятидесятница. Мозаика в монастыре святого Луки, Греция

Пятидесятница. Мозаика в монастыре святого Луки, Греция

В самый день праздника Пятидесятницы вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов — событие, описанное в Деяниях  апостольских (см.: 2, 1–13). Раскрывая значение праздника в проповеди на Пятидесятницу, святитель Григорий Богослов пишет: “Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие, наступление обещанного срока, исполнение надежды. И как велико и как досточтимо таинство! Оканчиваются телесные дела Христовы, лучше же сказать, дела Его пришествия в теле… а начинаются дела Духа. Что же относилось ко Христу? Дева, рождение, ясли, повитие пеленами, прославляюшие Ангелы, приходящие пастыри, падение звезды, поклонение и дары волхвов, Иродово детоубийство, Иисус, убегающий в Египет, возвращающийся из Египта, обрезанный, крещеный, свидетельствуемый свыше, искупаемый, побиваемый камнями для нас (см. Ин. 10:32), которым нужно было дать образец злострадания за слово, предаваемый, пригвождаемый, погребаемый, воскресавший, возносящийся”.

Слова и мысли святителя воспроизводятся в богослужебных текстах. Здесь о Пятидесятнице говорится как о «попразднственном» и «конечном» празднике, поскольку он завершает длинную чреду праздников, связанных с воспоминанием всех основных событий земной жизни Христа и Его спасительного дела начиная от Рождества. Пятидесятница — это исполнение обетования, начало новой жизни Церкви:

Пятидесятница. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».

Пятдесятницу празднуим, и Духа пришествие, и предложение обещания, и надежди исполнение, и таинство елико, яко велико же и честно. Темже вопием Ти: Содетелю всех, Господи, слава Тебе.

Пятидесятница. Утреня. Седален по 1-м стихословии.

Попразднственный вернии, и конечный праздник празднуим светло, сей есть Пятдесятница, обещания исполнение и предложения: в сей бо огнь Утешителев сниде на землю, яко в виде язык, и ученики просвети, и сия неботаинники показа. Свет прииде Утешителя, и мир просвети

В русском переводе:

Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие, и наступление обещанного срока и исполнение надежды. И как велико, и как досточтимо таинство! Поэтому и взываем к Тебе: Создатель всего, Господи, слава Тебе.

Послепраздничный и последний праздник отпразднуем торжественно, верные. Это Пятидесятница, исполнение того, что было обещано и задумано, ибо в этот день огонь Утешителя сошел на землю в виде языков, просветил учеников и посвятил их в небесные тайны. Пришел свет Утешителя и просветил мир.

Еще на Тайной Вечери Христос обещал ученикам, что пошлет им «иного Утешителя», Который наставит их на всякую истину (Ин. 16:13). В день Пятидесятницы это обещание Учителя сбылось. Сошествие Святого Духа на апостолов стало подлинным днем рождения новозаветной Церкви, потому что Святой Дух превратил простых галилейских рыбаков в Апостолов, даровав им мудрость и дерзновение для проповеди Христа распятого и воскресшего. Григорий Богослов говорит о действии Святого Духа: “Этот Дух – ибо Он премудр и человеколюбив – возьмет ли пастуха овец, делает его псалмопевцем, отгоняющим злых духов, и провозглашает царем Израильским (см.: 1 Цар. 16:12-23), возьмет ли пастуха коз, соделывает пророком (см.: Ам. 7,14): вспомни Давида и Амоса! Берет ли мальчика одаренного, делает его судьей старейшин, невзирая на возраст: свидетельствует об этом Даниил, победивший львов во рву (см.: Дан. 13, 45-60). Найдет ли рыбаков, уловляет их для Христа, а они весь мир обнимают сетью слова: возьми Петра, Андрея и «сынов громовых», прогремевших духовными громами. Найдет ли мытарей, приобретает в ученики и делает купцами душ: об этом говорит Матфей — вчера мытарь, а сегодня евангелист. Найдет ли пламенных гонителей, изменяет ревность и делает Савлов Павлами, обращая их к благочестию настолько же, насколько прежде были они обращены к злу“.

Вслед за святым Григорием богослужебные тексты праздника Пятидесятницы говорят о многообразных благодатных и чудотворных действиях Святого Духа. Он — Свет от Света и Огонь от Огня — был в изобилии дарован апостолам, через них всей Церкви, а через Церковь всей вселенной:

Пятидесятница. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».

Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный…

Триодь цветная. Пятидесятница. Утреня. Стихира на хвалитех.

Дух Святый бе убо присно, и есть, и будет: ниже начинаемь, ниже престаяй, но присно Отцу и Сыну счинен и счисляемь; Живот, и животворяй; Свет, и света Податель, Самоблагий и источник благостыни; Имже Отец познавается, и Сын прославляется, и от всех познавается, едина сила, едино счетание, едино поклонение Святыя Троицы.

Триодь цветная. Пятидесятница. Великая вечерня. Тропарь.

Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им
Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

В русском переводе:

Все подает Дух Святой: источает пророчества, создает священников, научил мудрости неграмотных, сделал рыбаков богословами, собирает весь собор церковный.

Дух Святой был всегда, и есть, и будет: Он не имеет ни начала, ни конца, но всегда пребывает в одном чине с Отцом и Сыном: Жизнь и Животворящий, Свет и Податель света, Благой Сам в Себе и источник благости. Через Него Отец познается и Сын прославляется, и все познают единую силу, единое сочетание, единое поклон ение Святой Троице.

Благословен Ты, Христос Бог наш, сделавший премудрыми рыбаков через ниспослание на них Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе.

Чудо Пятидесятницы состоит в том, что люди, разделенные по национальному, языковому и расовому признаку, действием Святого Духа приводятся в единство. Разделение людей на нации и рассеяние народов произошло, согласно Библии, в результате вавилонского столпотворения (см.: Быт 11:6-8) и было наказанием за грех безбожного строительства, за попытку достичь неба земными средствами. Строительство вавилонской башни навсегда осталось символом построения социальной системы без Бога: единодушие людей в безбожном предприятии неизбежно ведет к разделению между ними и к разрушению самого предприятия. Задачей Церкви всегда было преодоление всяких разделений, существующих на человеческом уровне, и достижение единства при помощи благодати Духа. Сопоставляя вавилонское столпотворение с Пятидесятницей, святитель Григорий Богослов пишет:  “Конечно, достойно хвалы и древнее разделение языков, когда злостно и безбожно единогласные строили башню, на что и сейчас дерзают некоторые; ибо разделение языков разрушило и единомыслие, и само предприятие. Но гораздо большей хвалы заслуживает чудо, совершающееся ныне. Ибо рaзделение, излившеся нa многих от единого Духа, опять приводит всех в согласие”.

Сошествие Святого Духа. Евангелие Рабулы, VI век

Сошествие Святого Духа. Евангелие Рабулы, VI век

Мысли святителя находят отражение в богослужебных текстах, в которых сошествие огненных языков на апостолов в день Пятидесятницы также противопоставляется смешению языков при вавилонском столпотворении:

Триодь цветная. Пятидесятница. Великая вечерня. Стихира на стиховне.

Языцы иногда размесишася, дерзости ради столпотворения; языцы же ныне умудрившася, славы ради боговедения. Тамо осуди нечестивыя погрешением; зде просветил есть Христос рыбари Духом…

Пятидесятница. Утреня. Кондак.

Егда снизшед, языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

В русском переводе:

Некогда языки смешались из-за дерзкого строительства 6aшни, ныне же языки умудрились ради славы познания Бога. Там Он осудил нечестивых за прегрешение, здесь Христос просветил рыбаков Духом…

Когда Всевышний сошел и смешал наречия, Он разделил народы, когда же Он раздавал огненные языки, то призвал всех к соединению, и теперь мы вместе славим Всесвятого Духа.

В праздник Пятидесятницы многократно повторяется молитва Святому Духу, которая не читалась в течение всего пасхального периода. Эта молитва в Православной Церкви получила исключительное значение, так как с нее начинается всякое богослужение и всякое молитвенное правило:

Триодь цветная.Пятидесятница. Великая вечерня. Стихира на стиховне.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Боже души наша.

В русском переводе:

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде присутствующий и все исполняющий, Сокровище благ и Податель жизни, приди и вселись в нас, и очисть нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.

В течение всего пасхального периода церковный Устав предписывает не преклонять колен. В праздник Пятидесятницы верующие вновь становятся на колени, воздавая поклонение всем Лицам Святой Троицы:

Триодь цветная. Пятидесятница. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».

Во дворех Твоих воспою Тя Спаса мира, и преклонь колена, поклонюся Твоей непобедимей силе, вечер, и утро, и побудне, и на всякое время благословлю Тя Господи.

Триодь цветная. Пятидесятница. Утреня. Канон 2-й. Песнь 4.

Преклоняют вся Утешителю колена, Сыну же Отчу, Отцу срасленному, в Лицех бо видешa трегубых Существо истинное, неприкосновенное, безлетное, единое: возсия бо свет благодать Духа.

В русском переводе:

Во дворах Твоих воспою Тебя, Спасителя мира, и, преклонив колена, поклонюсь Твоей непобедимой силе. Вечером и утром и днем и во всякое время буду благословлять Тебя, Господи.

Все преклоняют колена перед Утешителем и перед Сыном Отца, во всем сродным с Отцом, ибо все увидели в трех Лицах Сущность истинную, неприкосновенную, вневременную, единую, ведь как свет, воссияла благодать Духа.

В русской традиции праздник Пятидесятницы получил наименование «дня Святой Троицы», поскольку Святая Троица в этот день прославляется в богослужении особым образом. Троичный догмат наиболее полно излагается в стихире «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», исполняемой на вечерне перед малым входом. В других стихирах и тропарях также многократно говорится о поклонении Троице:

Триодь цветная. Пятидесятница. Великая вечерня. Стихира на «Господи, воззвах».

Троицу Единосущную песнословим, Отца и Сына, со Святым Духом: тако бо проведашa вси пророцы, и апостоли с мученики.

Триодь цветная. Пятидесятница. Утреня. Экзапостиларий.

Свет Отец, Свет Слово, Свет и Святый Дух, Иже во языцех огненных апостолом послася. И Тем весь мир просвещается Троицу почитати Святую.

В русском переводе:

Троицу Единосущную восхвалим в песнях — Отца и Сынa со Святым Духом, ибо так проповедали все пророки, апостолы и мученики.

Свет Отец, Свет Слово, Свет и Святой Дух, Который в виде огненных языков был послан апостолам. Им весь мир научается почитать Святую Троицу.

Пятидесятница как день сошествия Святого Духа на апостолов, «день рождения Церкви», является завершением подвига «домостроительства» спасения человеческого рода, совершенного Христом. Краеугольным камнем Церкви является Сам Христос, и врата ада не могут одолеть ее (см.: Мф. 16:18). Основанная Христом на земле, Церковь призвана продолжать Его дело — вести людей ко спасению. Более того, она сама является Телом Христовым (см.: Еф. 1:23; 4:2; Кол. 1:18), членом которого становится каждый спасенный человек. Соединение спасенных людей в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь стало возможным благодаря воплощению, страданиям, смерти и воскресению Спасителя. Искупительный подвиг Христа простирался на все человечество, а не только на избранных, потому и Церковь существует не для избранных, но для всех людей: она обладает вселенским измерением. Как говорит протопресвитер Иоанн Мейендорф: “Бог Слово воспринимает наше естество, чтобы спасти всех… Отождествляя Себя с нищим, слабым, гонимым, то есть со всем падшим человечеством, Он ведет его к жизни и радости… Результатом Его воскресения является Кафолическая Церковь, собирающая всех в его воскресшее Тело“.

Будучи вселенской, всеобщей, всеобъемлющей, универсальной, Церковь любовью и памятью объемлет не только своих членов, но и всех тех, кто находится за ее пределами. Подобно Самому Богу, не оставляющему Своей любовью никого, в том числе и находящихся в аду, Церковь Христова обращена любовью и молитвой ко всякому человеку. В Церкви все живы, из ее памяти никто не вычеркнут. Именно потому на вечерне в праздник Пятидесятницы читаются особые коленопреклонные молитвы «о иже во аде держимых»:

Триодь цветная. Пятидесятница. Вечерня. Коленопреклонная молитва 3.

Христе Боже наш, смерти узы нерaзрешимыя и заклепы адовы рaсторгнувый, лукавых же духов множество поправый… во ад сшедый и вереи вечныя сокрушивый, и во тьме седящим восход показавый, началозлобнаго же и глубиннаго змия богомудростным льшением уловивый, и веригами мрака связавый в тартаре и огни негасимом… Сам убо Владыко всех, Господи Боже наш… Иже и в сей всесовершенный и спасительный праздник, очишения убо молитвенная, о иже во аде держимых сподобивый приимати… услыши нас смиренных, и Твоих раб моляшихся, и упокой души рабов Твоих прежде усопших, отонудуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание и учини духи их в селениях праведных, и мира и ослабления спо-доби их; яко не мертвии восхвалят Тя Господи, ниже сушии во аде исповедание дерзнут принести Тебе…

В русском переводе:

Христос Бог наш, разрушивший нерасторжимые узы смерти и замки́ ада, попраший множество лукавых духов… сошедший во ад и сокрушивший вереи вечные, показaвший свет сидящим во тьме, злоначального и глубинного змия поймавший богомудрым обманом и связавший его цепями мрака в тартаре и огне неугасаемом… Ты Сам, Владыка всего, Господи Боже наш, в этот всесовершенный и спасительный праздник соизволивший принимать молитвенные ходатайства о находяшихся в аду… услышь нас, смиренных рабов Твоих моляшихся, и упокой души рабов Твоих прежде усопших, там, откуда отбежала всякая болезнь, печаль и воздыхание, и всели души их в селениях праведников, и удостой их мира и отдохновения, ибо мертвые не восхвалят Тебя, Господи, и находяшиеся в аду не дерзнут принести Тебе исповедание…

Молясь «о иже во аде держимых», Церковь исходит из того, что Бог, Который хочет, чтобы все люди спаслись (1 Тим. 2:4), может изменить участь тех, кто оказался в аду, как Он уже это сделал однажды, сойдя в преисподнюю и выведя оттуда умерших. Для милосердия Божия нет никаких препятствий, кроме свободной воли человека. В конечном итоге Сам Бог умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит (1 Цар. 2:6), а потому Он может вывести из ада находящихся там. Веру в эту возможность Церковь черпает, прежде всего, из пасхальной вести о победе Христа над смертью и адом, которая проходит, как cantus firmus, через богослужебные книги Православной Церкви.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Разрыв между текстом

Христианское единение

Из писем священномученика Архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка)

Архиепископ Курский и Обоянский, Онуфрий (Гагалюк)

Архиепископ Курский и Обоянский, Онуфрий (Гагалюк)

«Егда снисшед языки слия разделяши языки Вышний, егда же огненныя, языки раздаяше, в соединение вся призва и согласно славим Всесвятого Духа»

Кондак праздника Пресвятой Тpоицы

Некогда люди захотели объединиться без Бога и против Бога. Это было до всемирного потопа. Потомки первых людей начали вести безнравственную жизнь, позабыв Бога. И Господь наказал людей потопом. Все люди были затоплены. Остались лишь праведный Hой со своей женою и три их сына: Сим, Хам и Иафет, с женами своими, они спаслись в ковчеге (Быт. 6 гл.).

Hо и после потопа люди продолжали грешить: они задумали построить башню, высотою до неба. Это был вызов людей Богу. Они слышали о предстоящем их pассеянии по лицу земли и решили объединиться вокруг башни, вопреки Богу. Он, Господь, разрушил их планы. Он смешал языки строителей башни, так что они не понимали друг друга и принуждены были разойтись, а башня осталась недостроенной (Быт. 11 гл.).

Сошествие Святого Духа на апостолов». Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков

Сошествие Святого Духа на апостолов». Архиепископская мастерская в Великом Новгороде.
Рубеж XV—XVI веков

Hо вот, в день сошествия Святого Духа на Апостолов, Господь Своим ученикам дал разные языки – для чего. Для того, чтобы Апостолы шли по всему миру и приводили все народы к Богу, и чтобы все люди, разных стран и наречий представляли собою единую, святую Церковь Христову. И ученики Спасовы пошли ко всем народам и pаспpостранили Христову Церковь.

То единение, которое было при строении людьми башни Вавилонской, было против Бога, обречено, если не в начале, то в конечном итоге, – на гибель, по словам Самого Спасителя: «Всякое pастение, которое не Отец Мой небесный посадил, искоpенится» (Мф. 15:13). И это вполне понятно.

Может ли объединить людей человек, как бы он ни был гениален и благодатен? – Нет, человек может влиять только при своей жизни, а после смерти его, рано или поздно, появляется другой человек, который направляет жизнь в иную сторону, ибо всякий человек имеет свои способности, а этого человека сменяет третий и так далее. Это мы видим на философских школах: знаменитые философы гремели только до своей смерти. А там подымались иные. И среди философов мы не находим двух совершенно схожих между собою. Hе то в Церкви Христовой, этом объединении вечном, всеобъемлющем. Правда, и здесь есть вольность для человеческой мысли и широта форм христианской жизни. Hо все здесь объединено Христом Спасителем Богочеловеком, здесь, на протяжении всех веков одна вера, один дух, одни таинства, одна иерархия непрерывная, преемственная. Нет и не будет никогда объединения людей более могучего, более широкого, более всеобъемлющего, как Церковь Христова. В Церкви Христовой Самим Богом указан для всех людей всех времен, стран и языков – путь объединения, самый лучший, самый надежный, единственный. Держитесь же, возлюбленные, Церкви Христовой, и всех призывайте к ней. Всякий, кто идет против Церкви Божией, разъединяются с нею, есть открытый враг Божий. А кто трудится над собиранием людей в Церковь Христову, тот является соpаботником у Спасителя Нашего, желающего, чтобы было одно стадо и един пастырь, которым и является Он, наш Господь Иисус Христос.

Аминь.

Разрыв между текстом

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие от Иоанна, глава 20 стих с 19 по 23 (зачало 65)

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Ин.20:19-23)

На Литургии

Деяния святых Апостолов, глава 2 стих с 1 по 11 (зачало 3)

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? (Деян.2:1-11)

*Обращенные из язычников.

Евангелие от Иоанна, глава 7 стих с 37 по 52, глава 8 стих 12 (зачало 27)

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен. Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак, произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак, служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. (Ин.7:37-52,8:12)

 

 

По материалам:

Православный Церковный календарь. Азбука веры.

Что означает Пятидесятница?Митрополит Волоколамский Иларион. Православный портал Иисус

Празднование Пятидесятницы: что нужно знать. Православный портал Иисус

Иконография Пятидесятницы: икона Сошествия Святого Духа на апостолов. Жанна Курбатова. Московский Сретенский монастырь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Официальный сайт Московского Патриархата.

Христианское единение. Письма и статьи. Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Азбука веры.

Церковные праздники. Азбука веры.

День Святой Троицы. Пятидесятница. Иеромонах Гавриил (Рожнов). Оптина Пустынь.

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление