Ко дню памяти Святителя Василия Великого
Молитвами святителя Василия Великого да даст нам Господь благодатную помощь утвердиться в правилах благочестия, преподаваемых его святой жизнию.
Протоиерей Григорий Дьяченко
14 января Святая Церковь чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского (Каппадокийского). Дата установлена по дню преставления ко Господу святителя Василия Великого. Этот день памяти святителя Василия Великого совпадает с праздником По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Другой день памяти святителя Василия Великого совершается 12 февраля в день памяти Собора Трех Святителей.
Откуда известно о жизни и проповеди святителя Василия Великого
1. Свидетельством о событиях жизни Василия Великого, как прямым, так и косвенным (об образовании, образе мыслей), является корпус сочинений самого святителя, особенно с важными автобиографическими фрагментами.
2. Свидетельства современников.
- Святитель Григорий Богослов:
а) «Надгробное слово Василию Великому» является основным источником сведений о семье, детстве Василия Великого, времени обучения его светским наукам, чему автор был непосредственным свидетелем. Первоначальный вариант гомилии был устным и потому, вероятно, значительно более коротким и существенно отличавшимся от последующего письменного варианта;
б) Другие гомилии, содержащие много свидетельств о характере Василия Великого;
в) Письма к Василию Великому, а также письма, в которых упоминается святитель;
г) надгробные эпиграммы святителю Василия Великому, а также его родным.
- Сведения о жизни Василия Великого содержатся в сочинениях его младшего брата святителя Григория, епископа Нисского, однако исследователи относятся к этим свидетельствам с осторожностью, учитывая непростые отношения братьев:
а) «Надгробное слово брату Василию», произнесенное, вероятно, в 381 году, богато скорее риторическим содержанием, хотя и предоставляет некоторые важные сведения о жизни святителя;
б) «Жизнь Макрины» – жизнеописание сестры Василия Великого преподобной Макрины Младшей – является своего рода семейной хроникой, содержащей подробные сведения, в частности, о матери Василия Великого преподобной Емилии, самом Григории, других братьях: Навкратии и святителе Петре, епископе Севастийском, об особенностях воспитания и начального образования в семье, о времени непосредственно по возвращении Василия Великого из Афин, о его смерти и прочее;
в) письма к Ливанию и к брату Петру.
- Святитель Афанасий I Великий в письме к преосвященному Палладию поддерживает Василия Великого, его епископский авторитет, порицая кесарийских монахов, выступивших против него. Он называет Василия Великого «похвалой Церкви», свидетельствует об истинности его суждений.
3. Позднейшие свидетельства.
- Церковные историки IV-V веков:
а) Сократ Схоластик сообщает отрывочные сведения о Василии Великом: образовании, изучении трудов Оригена, о борьбе с арианством, в том числе эпизод с императором Валентом;
б) Cозомен описывает время обучения Василия Великого в Афинах, приводит свидетельства о создании им монашеских общин в Понте, о встрече святителя с императором Валентом и о его дальнейшем противостоянии арианам;
в) Феодорит Кирский подробно описывает обстоятельства встречи Василия Великого с императором Валентом;
г) Арианский историк Филосторгий пишет о полемике арианского богослова Евномия с Василием Великим, намеренно подчеркивая «догматические заблуждения» Василия Великого и Григория Нисского;
д) краткое упоминание о Василии Великом и перечень некоторых его сочинений присутствуют у блаженного Иеронима Стридонского.
К этим источникам примыкает «Библиотека» святителя Фотия (IX век), предоставляющая отрывочные сведения о жизни и сочинениях Василия Великого.
- Жития и гомилии:
а) «Житие святого Василия», приписывавшееся современнику Василия Великого святителю Амфилохию Иконийскому, как определил издатель XVII века Ф. Комбефис, ему не принадлежит. Многочисленные восточные версии этого жития указывают на то, что его возможным автором является преемник Василия Великого по епископской кафедре Елладий: предполагается, что, произнеся надгробную речь Василию Великому, Елладий положил начало житийной традиции святителя, которая впоследствии существенно пополнилась за счет различных вставок. Неподлинными или спорными являются также приписываемые Амфилохию сочинения: «Энкомий святому Василию Великому», «Слово на Обрезание и [память] св. Василия Великого»;
б) Преподобного Ефрема Сирина (IV век) «Похвальное слово Василию Великому».
- Жизнеописания Нового времени:
а) Подлинные и сомнительные сведения о жизни Василия Великого, его почитании, чудесах, мощах и прочем приводит Ф. Барт; отчасти воспроизводится во вступительной статье к изданию сочинений Василия Великого в патрологии Миня; этой работе предшествовало сочинение «Жизнь святых Василия Великого и Григория» Ж. Эрмана;
б) Л. С. Тиймон посвятил житиям святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и Амфилохия Иконийского большой том своего труда «Mémoires pour servir à l’histoire ecclésiastique des six premiers siècles»;
в) монах-бенедиктинец конгрегации святого Мавра П. Маран, принявший от мавриста Ю. Гарнье († 1725) заботу о полном издании сочинений Василия Великого (вышло в Париже в 1721-1730), на основе работы Тиймона составил (1730) житие святителя. В настоящее время оно является наиболее полным источником сведений о Василии Великом, на нем основывается большое число последующих исследований. Однако, ограниченное материалами, находившимися на тот момент в парижских библиотеках, это сочинение требует методологической коррекции: жизнь и учение Василия Великого следует рассматривать в контексте культурных традиций поздней античности и христианских влияний (в особенности Оригена), а также используя современные данные вспомогательных исторических наук – археологии, палеографии, нумизматики и прочего.
- Современные исследования (XIX-XX веков):
а) П. Аллар в 1899 году составил описание жизни Василия Великого, которое лежит в основе многих общих работ, посвященных святителю (в том числе на русском языке: Лебедева. 1902 год);
б) исследования греческих ученых К. Бониса и П. Христу являются плодом глубокого изучения исторических источников;
б) С. Жие, Б. Тройкер, И. Куртонн, Б. Ген и Ж. Р. Пуше раскрывают культурный и религиозный горизонт жизни Василия Великого главе на основе его обширной переписки;
в) Ф. Руссо, следуя П. Федуику, написал исследовательскую работу о жизни и творчестве Василия Великого, в которой учитываются новейшие данные исторической науки.
***
О семье, рождении и воспитании
святителя Василия Великого
Предки Василия Великого происходили из малоазийских областей Римской империи: Понта по линии отца и Каппадокии по линии матери. В обоих родах были военачальники, крупные чиновники, царедворцы, люди состоятельные, имевшие большой общественный вес или блиставшие красноречием. Широкому распространению христианства в Понте способствовал во 2-й половине III века ученик Оригена святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарии, который был духовным наставником бабки Василия Великого со стороны отца Макрины Старшей, а Василий Великий называл его вторым Моисеем. Макрина Старшая со своим мужем прославились исповеданием Христа в гонение императора Максимина Дайи, достигшее особенной силы на Востоке в 311-313 годах. В III-IV веках позиции христианства уже были сильны и в Каппадокии. В середине III века предшественником Василия Великого на Кесарийской кафедре был епископ Фирмилиан (Василий Великий говорит о нем «наш Фирмилиан»), состоявший в переписке со священномучеником Киприаном, епископом Карфагенским. В правление императора Юлиана Отступника (361-363) в Каппадокии прославился мученичеством Евпсихий Кесарийский (память 22 апреля).
Родители Василия Великого принадлежали к богатой земельной аристократии и владели обширными угодьями в трех малоазийских областях: понтийских провинциях Еленопонте и Понте Полемониакском, а также в Каппадокии и Малой Армении. Сам Василий Великий сообщает об имениях в разных провинциях, в том числе в Галатии. Мать Василия Великого преподобная Емилия росла сиротой: ее отец претерпел мученическую смерть, возможно при императоре Лицинии (308-324). В юности она отличалась редкой красотой и, хотя была склонна к девственному образу жизни, во избежание возможного оскорбления вышла замуж за человека уважаемого и безупречного – Василия (Василия Старшего). По словам святителя Григория Богослова, их супружество не помешало им преуспеть в добродетели, выражавшейся в заботе о нищих, странноприимстве и милостыне, чистоте души и особенно в благочадии, под которым святитель Григорий разумел многочисленность и разнообразие дарований детей. Судя по тому, что святитель Григорий Богослов называет Емилию «супругой иерея», Василий Старший незадолго до смерти, последовавшей между 341 и 345 годами, принял священнический сан. После смерти мужа Емилия под влиянием дочери Макрины избрала монашеский подвиг, обретя «любомудренный и невещественный образ жизни».
У родителей Василия Великого было четыре сына и пять дочерей, иногда говорят о десяти детях. Первым ребенком была дочь Макрина (Макрина Младшая), родившаяся в 326 или 328 году, названная в честь бабки. C 12 лет избравшая безбрачную аскетическую жизнь, Макрина оказала значительное влияние на формирование своих братьев (у самого Василия Великого нет прямых упоминаний о ней).
Вторым ребенком в семье был Василий Великий. Третьим – Навкратий, родившийся около 330 года. Отличавшийся природной одаренностью, телесной красотой, силой, ловкостью, он после блистательного начала светской карьеры неожиданно в возрасте 22 лет удалился на берег реки Ирис (Ирида, современное Ешильырмак) в Понте, где, «приняв образ жизни истинного мудреца», провел в уединении около пяти лет вплоть до своей внезапной смерти (357/8) на охоте или на рыбной ловле. После Навкратия родился Григорий, ставший впоследствии епископом Нисским.
О младших сестрах Василия Великого достоверных сведений не сохранилось. Ни одна из них не упоминается среди присутствовавших при погребении матери и старшей сестры Макрины. Предполагается, что младшие сестры были выданы замуж и что некоторые их дети впоследствии приняли монашество. Возможно, слушателями 22-й гомилии Василия Великого «К юношам…» были его племянники, из чего заключают о семейном положении его сестер. На основании надгробной эпиграммы Феосевии (святой Феозве) святителя Григория Богослова архиепископ Филарет (Гумилевский) делает вывод, что Феосевия – одна из дочерей преподобной Емилии и сестра святителя Григория Нисского, хотя большинство ученых считают ее женой последнего. Исследователь раннего периода жизни святителя Григория Нисского П. Мараваль упоминает также о младшем сыне в семье Василия Старшего и Емилии Никифоре, умершем в раннем возрасте.
Последним ребенком в семье был Петр, родившийся незадолго до смерти отца. Не имея в отличие от старших братьев основательного образования, он с помощью сестры Макрины, «приохотившей его к священным наукам», получил хорошее религиозное воспитание. Между 371 и 375 годами Василий Великий рукоположил Петра во пресвитера, впоследствии он доверял ему ответственные поручения. В 380 году Петр стал епископом Севастийским. Как свидетельствует святитель Григорий Нисский, Петр преуспел в добродетели ничуть не меньше Василия Великого.
Полной ясности в отношении года рождения Василия Великого нет. Даты от 329 до 331 года устанавливаются относительно года рождения святителя Григория Богослова (329), который был несколько старше своего друга или его ровесником, а также в соответствии с последовательностью рождения братьев и сестер Василия Великого.
Местом рождения Василия Великого и старших детей семейства принято считать Кесарию Каппадокийскую, родину матери, где прошла почти вся дальнейшая жизнь Василия Великого. Каппадокийцем называет своего друга святитель Григорий Богослов. Тем не менее есть серьезные основания принимать за родной город Василия Великого Неокесарию в провинции Понт по следующим причинам:
- Василий Великий называет Неокесарию своей родиной;
- отмечает тесную связь с этим городом;
- его детство прошло в окрестностях Неокесарии;
- впоследствии здесь он часто и подолгу жил, считая это место наиболее подходящим для уединения;
- современник Василия Великого Неокесарийский епископ Атарвий и многие клирики этого города приходились родственниками святителю;
- святитель Григорий Богослов, обращаясь к Василию Великому, говорит: «твой Понт».
Сразу после рождения Василий Великий был отдан кормилице в семью, получившую в качестве платы несколько рабов. Его молочный брат Дорофей, к которому Василий Великий сохранил теплые чувства, впоследствии стал пресвитером. С самого раннего возраста Василий Великий отличался чрезвычайно хрупким здоровьем, болезнь сопровождала его неотлучно всю жизнь. Еще в младенчестве он перенес смертельный недуг, от которого чудесным образом исцелился: его отец увидел Христа, говорящего: «Пойди, сын твой здоров». Детство его прошло при бабке Макрине в окрестностях Неокесарии. От Макрины Старшей будущий святитель получил первые духовные познания: она передала ему «речи блаженнейшего Григория [Чудотворца]» и «воспитала в благочестивых учениях». С детства усвоенные понятия о Боге Василий Великий пронес через всю жизнь, лишь «доводя [их] до возможного совершенства».
***
Об образовании
святителя Василия Великого
Согласно античной образовательной традиции, Василий Великий должен был с 7 лет посещать начальную школу. Василий Старший, будучи известным ритором в Неокесарии (возможно, главой школы – Bernardi), желал обеспечить своим детям получение хорошего светского образования наряду с духовным воспитанием. Под его руководством Василий Великий начал изучать первоначальный круг наук и упражняться в благочестии, преуспевая как в слове, так и в делах. Однако в следствии ранней смерти (1-я половина 40-х годов) отец не успел оказать существенное влияние на образование сына. Около 346 года Василий Великий отправился для поступления в училище в Кесарию Каппадокийскую, местную «митрополию наук». Здесь, вероятно, он познакомился с Григорием Богословом, ставшим в последствии его близким другом. При всем богатстве внешних впечатлений главными устремлениями Василия Великого всегда оставались любомудрие, отрешение от мира и пребывание с Богом.
Для получения высшего образования Василий Великий переехал в Константинополь, где провел 348-349 годы. Согласно святителю Григорию Нисскому, там он одно время учился у знаменитого ритора Ливания. Об обучении Василия Великого и Григория Богослова у Ливания в Антиохии свидетельствуют Сократ и Созомен. Сам Василий Великий, обращаясь к Ливанию, писал: «Если мы у вас чему и научились, то это забылось со временем».
Около 350 года Василий Великий перебрался в «обитель наук» – Афины, где его ожидали с нетерпением, поскольку имя его уже было на слуху у многих образованных людей. Это замечание святителя Григория позволяет предположить, что еще в Кесарии вполне проявились способности Василия Великого выступать перед публикой и вести споры, так что всякий афинский учитель был бы рад иметь столь способного ученика. Святитель Григорий Богослов, который в это время также учился в Афинах, отмечает у молодого Василия Великого твердость характера и точность речи, редкую проницательность ума. Поначалу Василий Великий был разочарован, не найдя в Афинах того, ради чего приехал, называя этот город призрачным раем. Однако сближение с Григорием обнаружило общий предмет желаний друзей – любомудрие, под которым оба разумели целомудренную любовь по Богу.
В каждой науке, составлявшей в то время высшее образование, Василий Великий добивался исключительного успеха – в риторике, грамматике, метрике и философии; кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику настолько, что был неуязвимым перед искушенными. Помимо этого Василий Великий изучил не входившую в основные образовательные программы медицину, не в последнюю очередь в связи с собственным слабым здоровьем. Более всего святитель Григорий выделяет успехи Василия Великого в изучении этики, связанной с умением различать добро и зло, а также его умение ориентироваться в юридических делах, что было тогда необходимо епископу. Василий Великий и Григорий были руководимы одним призванием – быть и именоваться христианами. Обилие же в Афинах идолов и других языческих соблазнов только укрепило будущих святителей в вере. По словам Григория, они знали «две дороги: одна, первая и превосходнейшая, вела к… священным храмам и к тамошним учителям, другая…- к наставникам во внешних науках», к которым Василий Великий питал известную привязанность. Их учителями в мирских науках называют знаменитых риторов Афин того времени: Имерия, родом из Вифинии, и христианина Проэресия из Кесарии Каппадокийской. В Афинах было принято обучаться у своих соотечественников, но Василий Великий, будучи приписан к школе Проэресия, параллельно посещал занятия и у Имерия и других учителей. С некоторыми из соучеников по Афинам и Константинополю Василий Великий впоследствии состоял в переписке. Среди них были Софроний, будущий важный сановник; софист Леонтий, которому Василий Великий отправил трактат «Против Евномия» (единственный сохранившийся список); философ Максим и стратиг Терентий. Возможно, Василий Великий застал в Афинах будущего императора Юлиана Отступника, прибывшего туда в 355 году для получения образования и знакомства с языческими жрецами.
***
О возвращении на родину и крещении
святителя Василия Великого
Около 356 года, несколько ранее Григория, Василий Великий покинул Афины ради того, чтобы «вступить в жизнь более совершенную». Поводом для этого послужила весть об учении и подвижнической жизни Евстафия, епископа Севастии в Малой Армении. С 40-х годов IV века Евстафий Севастийский был главным проводником монашеского идеала в Малой Армении, Понте и Пафлагонии; он оказал значительное влияние на семью Василия Великого. Около 350 года, когда Василий Великий был в Афинах, его мать Емилия, сестра Макрина, а позже и младший брат Навкратий поселились в своем уединенном имении Анниса в Понте, на берегу реки Ирис, недалеко от ее слияния с рекой Лик (современный Келькит) в окрестностях маленького городка Ивора (современный Эрбаа), с тем, чтобы жить сообразно аскетическому учению Евстафия. Несмотря на некоторую настороженность к Евстафию со стороны православных, отношение к нему семьи Василия Великого оставалось дружеским вплоть до охлаждения в 372 году и окончательного разрыва в 375 году после разоблачения неправославного характера его богословия о Святом Духе. Позже Василий Великий скажет, что Евстафий изначально был приверженцем арианства, но ловко скрывал это, а впоследствии стал вождем ереси пневматомахов, которых должно отлучать от церковного общения.
По возвращении из Афин Василий Великий не нашел Евстафия на родине: в это время тот был в Сирии. Василий Великий не смог сразу же отправиться за Евстафием, возможно, как это следует из его письма, из-за болезни. В другом письме Василий Великий говорит, что, пробыв некоторое время в провинции Понт, он перебрался в Кесарию Каппадокийскую для преподавания риторики, а также для исполнения обязанностей адвоката в суде. Неокесария направляла к нему посольство с предложением возглавить в городе воспитание юношества, однако он остался в Кесарии, где преподавал длительное время. О послеафинском периоде святитель Григорий Богослов пишет, что, вернувшись домой, Василий Великий и он «несколько уступили миру и общественной жизни», «Василия… удерживал Кесарийский город». Святитель Григорий Нисский отмечает, что по приезде Василия Великого из Афин родственники столкнулись с его чрезвычайным самомнением о превосходстве в науках и что в преодолении этого его состояния и избрании аскетичного образа жизни на путях служения Церкви особенно значимым оказалось влияние сестры Макрины. Возможно, святитель Григорий сознательно преувеличивает здесь роль сестры и не говорит о влиянии, какое имел на Василия Великого в этот период Евстафий Севастийский. Ни Григорий Богослов, ни Григорий Нисский в жизнеописаниях Василия Великого вообще не упоминают Евстафия, что может объясняться позднейшим признанием учения Севастийского епископа еретическим и разрывом с ним Василия Великого.
Мнение о длительном пребывании Василия Великого на родине по возвращении из Греции подвергает критике исследователь Ж. Грибомон. На основании одного из писем святителя он заключает, что после Афин Василий Великий сразу отправился на поиски Евстафия, слова же святителя Григория Богослова о временной «уступке миру и общественной жизни» означают, по его мнению, годы, проведенные в Афинах.
К послеафинскому периоду относится крещение Василия Великого: в детстве, очевидно, он не был крещен. Будущий святитель писал о себе, что почти всю юность потратил на суетное уразумение мудрости; обратившись же к свету евангельской истины, молился о даровании ему «руководства для изучения христианских догматов». Принято считать, что Василий Великий был крещен в Кесарии в возрасте 27 лет, то есть около 357 года, кесарийским епископом Дианием, который знал его с детства.
***
Монашество
Василий Великий последовал за Евстафием Севастийским в Сирию, а затем в Египет, но не нашел его. Проведя некоторое время в Александрии, Василий Великий вернулся в Каппадокию. Это путешествие заняло целый год (около 357/8 года). Различные рукописные версии писем святителя предоставляют возможность предполагать, что Василий Великий посетил некоторые монашеские центры на севере Египта.
По возвращении из путешествия на родину Василий Великий отправился в родовое имение Анниса, где уже несколько лет подвизались Емилия и Макрина Младшая. Здесь Василий Великий перебрался на противоположный берег реки Ирис, на расстояние трёх дней пути, в место, где прежде нес монашеский подвиг его брат Навкратий. В отличие от жилища матери и сестры, располагавшегося подле деревни, место уединения Василия Великого находилось в стороне от поселений и было труднодоступным. Он с большим поэтическим чувством описывает суровость своего убежища, спрятанного на краю долины у поросшей лесом горы, с одной стороны огражденной бурной горной рекой, с двух других – глубокими оврагами. С горы открывался величественный вид на долину и бурную реку, богатую рыбой, в окрестностях обитали олени, горные козы, зайцы и прочая живность. Более всего Василий Великий ценил здесь тишину и уединение. К подвижническим трудам друга вскоре присоединился Григорий Богослов, давший полушутливое описание трудностей и лишений, которые испытывает человек в этих местах. Однако он отмечал, что отшельничество в значительной мере способствует обретению добродетели, достижению духовной высоты. Друзья, давно мечтавшие об аскетической практике, сочетали здесь чтение Священного Писания, богомыслие и изучение экзегетического наследия Оригена с физическим трудом. Вскоре к Василию Великому стали стекаться последователи, из которых устроились общежительные общины. Возможно, Василия Великого и его мать посещал в этих местах Евстафий Севастийский.
Плодом отшельничества Василия Великого стало составление сборника фрагментов из сочинений Оригена «Филокалия» и «Монашеских правил», эскизами к которым явились два его письма. К этой работе святитель возвращался в продолжение всей жизни, отвечая на запросы насельников основанных им общин.
***
Церковное служение святителя Василия Великого
Чтец
Василий Великий постепенно прошел все ступени церковной иерархии, начиная с обязанностей чтеца, в которого он был посвящен, вероятно, вскоре после крещения, около 358-360 годов. Епископ Кесарии Дианий взял с собой чтеца на церковный Собор в Константинополе (январь 360 года), где вместе с рядом других авторитетных епископов (в том числе с епископом Назианза Григорием, отцом святителя Григория Богослова) подписал определение веры проарианского характера, получившее название ариминской формулы. Позже, став епископом, Василий Великий писал, что сильно скорбел о Диании за эту подпись, поскольку с детства воспитывался в любви к нему, а повзрослев, нашел в нем добродетельного мужа,- и отклонял от себя обвинения в том, что предавал Диания анафеме. По другой версии того же письма Василия Великого, Дианий перед смертью (362) удостоверил его в своей постоянной верности Никейскому Символу веры. В Константинополе могла произойти первая и, возможно, единственная встреча Василия Великого с арианским богословом Евномием. По возвращении из Константинополя Василий Великий вскоре вернулся на некоторое время в Аннису.
Пресвитер
Вступивший на Кесарийскую кафедру в 362 году Евсевий, желая иметь своим помощником человека сведущего и уважаемого, рукоположил Василия Великого во пресвитера. Это совершилось помимо воли самого Василия Великого; так же как и Григорий Богослов, он предпочитал монашеское уединение. Незаурядные пастырские качества быстро проявились в Василии Великом: он обрел уважение и любовь не только жителей Кесарии, но и многих избравших подвиг монашества.
Епископ Евсевий являл собой высокий тип благочестия, однако его не миновала человеческая слабость: видимо, Евсевия задевало, что успехи Василия Великого затмевали его епископское положение. Святитель Григорий Богослов не пишет, какую именно обиду нанес Евсевий Василию Великому, однако последний, не желая использовать свой авторитет, поскольку боялся нарушить церковное единство, предпочел удалиться в Аннису. Примирителем сторон выступил Григорий Богослов, призвавший Евсевия любовью уврачевать нанесенное оскорбление и принять Василия Великого.
Это примирение было особенно важно в тот момент, так как с приходом к власти императора-арианина Валента необычайно обострилась активность еретиков. Император Валент, руководствуясь, видимо, соображениями государственной целостности и необходимости устойчивых поступлений в казну, направился в июле 365 года в окружении арианских епископов в Кесарию, чтобы принудить Кесарийскую Церковь подписать ариминскую вероисповедную формулу. Кесария нашла достойного заступника в лице Василия Великого, сумевшего тем самым вернуть себе доверие правящего архиерея, Василий Великий стал для него советником и помощником. Он фактически занял второе место в епархии после Евсевия, приняв дела церковного управления в свои руки: Евсевий «управлял народом», а Василий Великий – «управляющим». На это время приходится часть проповедей и толкований Василия Великого.
Пастырские и организаторские способности Василия Великого ярко проявились во время разразившегося из-за неурожая сильного голода в конце весны – начале лета 369 года. Положение голодающих усугублялось тем, что имевшие у себя продовольственные запасы намеренно их придерживали, чтобы поднять цену. Были случаи, когда потерявшие надежду люди продавали своих детей, чтобы как-то прокормить остальных членов семьи. Именно в это время Василий Великий произнес ряд проповедей, объединенных одной темой – социального преобразования в соответствии с евангельскими заповедями. Пастырь утешает скорбящих, указывая на причины бед – оскудение в людях братской любви и забвение истинного предназначения человека из-за предпочтения земного благополучия. Василий Великий приобретает продовольствие на средства, вырученные от продажи своего состояния, собирает пострадавших от голода в одно место, устанавливает котлы, полные овощей, и сам кормит бедных горожан, в том числе иудеев, преследуя одну цель – проявлением человеколюбия стяжать человеколюбие. Он увещевает богатых и скупых осознать «общность человеческой природы» и помочь голодающим, призывает людей в соответствии со стоическим идеалом «необходимого» ограничиваться насущным, полагая, что так можно избежать обнищания одних и чрезмерного обогащения других.
Епископ
Избрание
В июне 370 года «на руках Василия» умер Кесарийский епископ Евсевий. Василий Великий, будучи его преемником, при избрании на кафедру столкнулся с противлением, завистью и открытым противостоянием как со стороны некоторых горожан, так и со стороны ряда епископов провинции. Одним из противников избрания Василия Великого был его дядя епископ Григорий (кафедра не известна). Святитель Григорий Богослов не упоминает о клевете и низости, сопровождавших выборы. Брат Василия Великого Григорий (впоследствии епископ Нисский), руководствуясь благими соображениями, прибег к распространению в пользу Василия Великого подложных писем, что быстро раскрылось. Василий Великий крайне резко отнесся к поступку брата. Но вместе с тем он сам призывал в Кесарию своих сторонников, пренебрегая возможными неприятностями.
К этому времени Василий Великий уже с достаточной ясностью заявил о себе как о приверженце социальных преобразований на основе христианского мировоззрения; известны были также его резко отрицательное отношение к новейшим разновидностям арианства и верность решениям Первого Вселенского Собора. Поддержку Василий Великий получил со стороны авторитетных епископов Малой Азии. Священномученик Евсевий, епископ Самосатский, был одним из главных инициаторов избрания Василия Великого на Кесарийскую кафедру. Василия Великого поддержал также отец святителя Григория Богослова, епископ Назианза Григорий, несмотря на плохое состояние здоровья предпринявший путешествие в Кесарию для участия в избрании Василий Великий, успеху которого недоставало одного голоса. С избранием Василия Великого кесарийцев поздравил святитель Афанасий Великий.
Управление Церковью
Василий Великий принял кафедру митрополии Кесарии Каппадокийской в тяжелое для Православия на Востоке время. Церковь мучительно изживала кризис, связанный с арианством и другими ересями. В течение всей оставшейся жизни святителю приходилось выдерживать нападения не только еретиков, главным образом новых савеллиан и новых ариан, но и некоторых влиятельных граждан города. Поводом для разногласий служили богословские споры, личная зависть к его славе и канонические нестроения, вызванные изменением границ епархий по разделении Каппадокии.
Церковь переживала тяжелые гонения со стороны государственной власти, поддержавшей арианство во 2-й половине 60-х – 70-х годов IV века. Христиане терпели изгнания, конфискацию имущества, разного рода принуждения, поставления на кафедры сторонников лжеучения, казни священнослужителей (в гавани города Никомидия в 370 году был сожжен корабль с 80 пресвитерами), осквернение алтарей. Кесария находилась на пересечении главных дорог Малой Азии, поэтому ее подчинение религиозной политике императора было делом чрезвычайной важности для государства. Святитель Григорий Богослов приводит краткую апологию веры Василий Великого перед имперским чиновником высшего ранга Домицием Модестом, префектом претория Востока (370-377 годы), которому святитель внушил уважение своей твердостью и к которому позже он неоднократно обращался с различными ходатайствами. На требование Модеста покориться императору Василий Великий отвечал: «…не могу поклониться твари, поскольку сам есть Божия тварь и имею повеление быть богом… ибо христианство определяется не достоинством лиц, а верой». Привычные средства принуждения – конфискация имущества, изгнание, пытки и смерть – оказывались в отношении святителя бездейственными, поскольку своим имуществом он считал волосяное рубище, служившее ему одеждой, и несколько книг; не был связан никаким местом на земле; в случае пыток скончался бы при первом ударе, потому что «не имел и тела». Василий Великий так характеризует христианского епископа: во всем остальном, будучи верен заповеди, он смиренен, но, когда речь идет о Боге, тогда, презирая все, он имеет в виду одного Бога.
Определенное Василию Великому изгнание было отменено благодаря тому, что святитель облегчил болезнь сыну императора Валента. Император, удивленный твердостью Василия Великого в исповедании веры, пораженный благолепием его богослужения на Рождество Христово 371 года, на котором присутствовал лично, проникся уважением к святителю. Василий Великий многократно заступался перед властями за друзей, родственников, странствующих, рабов, за большие и малые города, Церкви, клириков и монахов.
В своем служении Василий Великий преследовал единственную цель – все обращать на пользу Церкви. С большой мудростью он сумел подчинить своей власти непокорных благодаря тому, что «все уступали его разуму, признавали его добродетель недоступной и единственным своим спасением полагали пребывание с ним и в подчинении у него». Влияние святителя распространилось на всю христианскую ойкумену, так что в конце жизни он с полным основанием мог сказать, что, кто избегает общения с ним, тот отторгает себя от всей Церкви. Однако планы святителя созвать представительный церковный Собор для окончательной победы над арианством и савеллианством не были осуществлены при его жизни.
Разделение Каппадокии
Зимой 371/2 годов император Валент предпринял разделение провинции Каппадокия на 2 части – Каппадокию I (со столицей в Кесарии) и Каппадокию II (со столицей в городе Тиана). Это решение привело к утрате экономического и политического влияния Кесарии на значительной территории провинции, в следствии чего прекратились общественные собрания на главной городской площади, закрылись училища. Знатные горожане, имевшие отношение к управлению городом, либо подверглись преследованиям, либо сами покинули Кесарию; город лишился управления. Обращения Василия Великого к высоким чиновникам с просьбой отговорить императора от принятого решения были тщетными. Вслед за административным разделением произошло деление церковной юрисдикции – в Тиане возникла новая кафедра во главе с епископом Анфимом, который начал претендовать на главенствующую роль в своей области и создавать препятствия для церковной деятельности Василия Великого, последний придерживался старого порядка и не признавал деления епархии. Из-за этого между епископами произошел конфликт. Сторонники Анфима, подозревая Василия Великого в еретических взглядах, даже дерзнули напасть на святителя в предгорьях Тавра, когда он ехал к часовне святого Ореста, и отобрали у него мулов. Василия Великий совершил несколько епископских хиротоний на новые кафедры для увеличения числа епископов, подчиненных возглавляемой им первенствующей кафедре. Незадолго до Пасхи 372 года Григорий Богослов был поставлен на кафедру захолустного места Сасима, а брат Василия Великого Григорий – в городок Нисса, чем святитель подверг свои с ними отношения серьезному испытанию. Григорий Богослов очень остро переживал лишение его возможности предаваться уединенной жизни. Подобным же образом во епископа города Икония был рукоположен (374 год) верный ученик Василия Великого, двоюродный брат святителя Григория Богослова Амфилохий, способствовавший проведению церковной политики Василия Великого во вверенной ему области Ликаонии. Позднее, при императоре Феодосии I Великом, в 382 году, Каппадокия была объединена, но ненадолго.
Поездка в Малую Армению
Император Валент поручил Василию Великому уладить церковные дела в Малой Армении и поставить там епископов. Ситуация в этой провинции осложнялась плохими отношениями с государственной властью и неудобным географическим положением на окраине империи, в непосредственной близости от Персии. Святитель предпринял путешествие в Малую Армению летом 373 года. Причиной собственной заботы Василия Великого был Евстафий Севастийский, неоднозначность богословских взглядов которого требовала прояснения. В городе Никополе в результате двухдневных переговоров Василия Великого с Евстафием и другими было достигнуто устное согласие. Однако необходимо было добиться от Евстафия письменного исповедания, поскольку в разговорах с другими лицами он утверждал, что никакого согласия между ним и Василием Великим достигнуто не было. В августе 373 года, после второй встречи с Евстафием, Василию Великому удалось добиться от него подписи под заранее составленным исповеданием, представлявшим собой Никейский Символ веры с кратким изложением учения о Святом Духе. Окончательный разрыв с Евстафием произошел в 375 году, став поводом для обнародования трактата Василием Великим «О Святом Духе». Василию Великому отчасти удалось достичь успеха в своей миссии в Малой Армении: он сумел примирить епископов, дал им свод канонических правил и водворил в Сатале оклеветанного епископа Кирилла. Однако позже, в обход Василия Великого, при участии Анфима, епископа Тианского, было совершено рукоположение епископа Фавста, в результате чего «Армения наводнилась расколами». В дальнейшем святитель влиял на ход событий посредством писем.
Антиохийский раскол, отношения с Западом
В начале своего архиерейского служения Василий Великий полагал, что единственная возможность к упрочению Православия на Востоке – единомыслие с Западом, средство к достижению которого он видел в преодолении вероучительных разногласий в Антиохии. Поставленный на Антиохийскую кафедру в 360 году святой епископ Мелетий был представителем новой формации православных богословов («новоникейцев»), вскоре вобравшей в себя большинство православных епископов Востока. Его поддерживал Василий Великий, тогда как епископ Павлин (неканонично рукоположенный в 362 году), сторонник «старших никейцев», пользовался поддержкой Рима и святителя Афанасия Великого, епископа Александрийского. Василий Великий взялся за дело объединения «старо-» и «новоникейцев». Тщетно попытавшись заручиться поддержкой святителя Афанасия, он сам обратился к папе Дамасу I. Стремлением Василия Великого было установление общения Запада со сторонниками Мелетия в целях проведения представительного церковного Собора и создания платформы для окончательной победы Православия над арианством. Реакция Рима была достаточно сдержанной, тем не менее святитель продолжил борьбу, составив послание, подписанное многими восточными епископами и направленное к епископам Запада. Западные епископы неучтиво вернули письмо, приложив к нему свой текст, который требовалось подписать. Все-таки дело сдвинулось, и в 376 году Василий Великий свидетельствует о любви и расположении Запада; он просит западных епископов осудить основные еретические движения и главных ересиархов – Евстафия Севастийского, Аполлинария Лаодикийского и Павлина Антиохийского. Позже Рим снял обвинения с Мелетия (377 год), а через 9 месяцев после смерти Василия Великого в Антиохии состоялся Собор, закрепивший успех политики святителя и ставший подготовительным этапом для Второго Вселенского Собора (381 год).
Общественное служение
По примеру своих родителей Василий Великий уделял большое внимание заботе о больных, путешествующих, а также нищих, обеспечивая их работой. На собственные средства и на пожертвования (например, обширное землевладение, пожалованное Василию Великому императором Валентом; пожертвование Кесария, брата святителя Григория Богослова) он основал и поддерживал богоугодное заведение, получившее название «Василиада» и действовавшее по крайней мере до VI века. Оно включало больницу, возможно, также лепрозорий и странноприимный дом (где речь идет о богадельне, находившейся при въезде в Кесарию). В благотворительности Василий Великий имел предшественником Евстафия Севастийского, приславшего ему для обустройства богадельни двух помощников, но в организации и масштабе своего предприятия Василий Великий превзошел Евстафия. Подобные заведения получили широкое распространение в окрестных и отдаленных местностях.
Облик святителя
Василий Великий напоминал великих святых древности. Святитель Григорий Богослов говорит о бледности его лица, о бороде, которую носили либо философы, либо монахи, о необычной походке, о замедленной манере речи. Одежда, устройство кровати, пища – все носило у Василия Великого случайный характер. Эти особенности давали недоброжелателям повод для кривотолков об угрюмости его нрава, гордости и надменности. В ответ на обвинения святитель Григорий Богослов отмечает в Василии Великом твердость характера, постоянство, мужество и в то же время осмотрительность, силу ума, дар учительства, указывает на его умение быть приятным собеседником, выговаривать, не задевая самолюбия. Василий Великий не был связан браком, был нестяжателен, «бесплотен и почти бескровен». Болезнь, сопровождавшая его всю жизнь, росла вместе с ним и воспитывала его, часто служа к духовной пользе. О своем здоровом состоянии он говорил как о более тяжелом, чем у самых безнадежных больных, так что болезнь стала для него чем-то естественным. Анализ писем Василия Великого показывает, что он страдал хронической болезнью кишечника (возможно, болезнью Крона; болезнью печени). В возрасте 40 лет Василий Великий называет себя стариком, цепенеющим от времени, телесной немощи и перенесенных страданий (свидетельства о состоянии здоровья святителя содержат его письма к священномученику Евсевию Самосатскому). В конце 373 года святитель, казалось, находился «у врат смерти».
***
Кончина
святителя Василия Великого
Перед самой смертью Василий Великий нашел в себе достаточно сил, чтобы произнести прощальное слово и рукоположить самых близких учеников. Последними словами святителя были: «В руце Твои предаю дух мой» (Пс 30. 6). Согласно святителю Григорию Нисскому, Василий Великий умер на 9-м году епископского служения. Общепринятая дата смерти Василий Великого- 1 января 379 года. Датировка напрямую зависит от точного времени возвращения из ссылок на свои кафедры епископов, изгнанных императором Валентом, и времени проведения Собора в Антиохии. Пуше предлагает считать датой кончины святителя 378 год. Мараваль полагает, что Василий Великий умер около августа 377 года – такая датировка существенно сдвигает другие даты жизни святителя: принятие епископства вместо 370 на 369 год, время написания ряда последних писем, произнесение проповедей на Шестоднев с 378 на 374 год. Святитель Григорий Богослов свидетельствует, что при погребении была давка, в которой погибло несколько человек.
Подражание жизни святителя Василия Великого
Истинным последователем Иисуса Христа является святитель Василий, архиепископ Кесарийский, память которого празднуется в сей день. Святая Церковь почтила этого святителя наименованием «Великаго» за его святую жизнь, деятельность и учение. Святитель Василий родился в 329 году в знатной и благочестивой семье, известной своею доброю жизнью и христианским направлением в воспитании детей. С раннего детства возлюбив Бога, Его святой закон и учение Христово, святитель Василий решил посвятить жизнь свою на служение церкви. Но для борьбы с язычниками и еретиками, нападавшими тогда на церковь, нужна была тщательная научная подготовка, и вот святитель Василий оставляет родительский дом и отправляется учиться в далекие края, посещает города, знаменитые своими школами и учителями, и прилежно занимается науками, причем в выборе друзей является крайне осторожен и дружески сближается только с великим впоследствии отцом церкви, святителем Григорием Богословом, которого он полюбил так, что казалось и душа и сердце у них было одно; затем путешествует по Сирии, Палестине и Египту для ознакомления с жизнью великих христианских подвижников. По возвращении на родину, святитель Василий сам удаляется в пустыню; здесь на свободе упражняется в молитве, чтении слова Божия, богомыслии и подвигах, пока злые нападки нечестивых ариан не вызывают его на защиту церкви Христовой, сначала в звании пресвитера, а потом архиепископа Кесарийскаго. Когда нечестивый царь Валент хотел силою ввести арианство, унижавшее достоинство Сына Божия и считавшее Его только одним из совершеннейших творений Божиих, святитель Василий, строгий ревнитель чистоты православного учения был призван на суд к гордому префекту царскому Модесту. Последний, указывая святому мужу на согласие многих епископов Востока с волею императора, потребовал и от него такого же согласия. «Мой царь не хочет, да и я не могу поклоняться твари: я сам – творение Божие», сказал Василий. Когда Модест, раздраженный неуступчивостью и смелыми ответами святителя, спросил его: разве ты не боишься моей власти? Василий возразил: «чего же мне бояться?» – Я прикажу описать твое имение в казну, тебя самого послать в ссылку, отдать на мучение, предать смерти. – «Грози чем-нибудь другим, если можешь: у кого нет имения, у того и описывать его нельзя, – у меня одна только власяница и несколько книг. Ссылки я не считаю ссылкою: вся земля – Божия, а я пришлец и странник. Смерть – благодеяние для меня: она скорее приведет меня к Богу, для Которого я живу, служу и большею частью уже умер». Бесстрашие святителя Василия привело в изумление Модеста и Валента, и они оставили его в покое. В борьбе с еретиками и язычниками, в устном и письменном назидании своей паствы, делах милосердия, гонениях за истину протекла большая половина жизни великого святителя, окончившего свое многотрудное и многоплодное земное поприще в 1-й день месяца января 379 года. Святитель Василий Великий написал много знаменитых сочинений и проповедей, защищающих и уясняющих истину веры Христовой, и составил чин Божественной литургии, которая между прочим совершается и в настоящий день его памяти.
Так как мы имеем заповедь апостольскую подражать жизни святых, то поревнуем благочестивой жизни святителя Василия Великаго.
Во-первых, будем подражать любви святителя Василия Великого к просвещению. Слово Божие и здравый смысл человека указывают сильные побуждения к занятию науками. Искание истины и ведения делают человека «мудрым». «Лучше знание, нежели отборное золото, говорится в притчах Соломона; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею ..»(Притч. VIII, 10–11, 33). «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя», пишет святой апостол Павел Тимофею (1Тим. IV, 16).
Во-вторых, будем подражать святителю Василию Великому в осторожности в дружбе. Этот святой отец во время школьного своего обучения в городе Афинах (в Греции) имел у себя единственного друга святителя Григория Богослова, также прибывшего сюда для научного образования.
Вот как эти христианские юноши спасались от искушений, их окружающих. «Мы знали, говорит святитель Григорий, только две дороги: одну, которая вела нас в церковь и к святым наставникам, в оной проповедующим, – другую, которая вела нас в академию (высшее училище) к учителям словесности и любомудрия. Что касается до тех дорог, по коим ходят на мирские праздники, на позорища, на пиршества, мы их не знали и знать не хотели. Зная, что дурные примеры подобны заразительным болезням, мы не имели сообщения с теми из товарищей, которые были развратны, дерзки и безчинны, а обращались только с умеренными, скромными и благочестивыми».
Юноши-христиане! «Не увлекайтесь безразборчивою привязанностию к товарищам».
Сколько молодых людей погибает от легкомысленного подражания своим товарищам! «Кто прикасается к смоле, говорит премудрый Сирах, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, тот сделается подобным ему» (13, I). «Обращающийся с мудрыми, свидетельствует премудрый Соломон, будет мудр, а кто дружится с глупыми, развратится» (Притч. 13, 21).
В-третьих, будем, по примеру святителя Василия Великаго, истинными исповедниками веры Христовой, будем христианами не по имени только, что для нас нимало не полезно, но главным образом по жизни. Только благочестивою жизнию и правою верою можем мы прославлять Отца нашего небеснаго, заслужив тем и жизнь вечную. “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мф. 5, 16).
А когда за исповедание веры Христовой словом и делом мы можем навлечь на себя со стороны отпавших по обольщению врага нашего спасения от веры презрение, ругательства, насмешки и даже открытую вражду, то будем помнить грозные пророчественные слова нашего Господа и Спасителя: «иже аще постыдится Мене и словес Моих в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми». (Марк. 8, 38).
Молитвами святителя Василия Великого да даст нам Господь благодатную помощь утвердиться в правилах благочестия, преподаваемых его святой жизнию.
Протоиерей Григорий Дьяченко
По материалам:
- Православный церковный календарь. Азбука веры.
- Василий Великий. Православная энциклопедия.
- Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука Веры.