Ко дню Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня
“Среди Великого поста предлагается поклонению Честный Крест, чтобы воодушевить постных тружеников на терпеливое несение поднятого ими ига до конца, а в сентябре для чего это делается? Так случилось? Но у промыслительной Премудрости, все устрояющей, нет случаев.
Вот это для чего: в сентябре убираются поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!» (Лк.12:19), а другие от скудости не пали в духом, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай. Посему одни да терпят, чая, что идут ровным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо.”
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.
27 сентября Святая Церковь чтит день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот день относится к великим двунадесятым неподвижным праздникам. У праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня установлен один день предпразднства – 26 сентября и семь дней попразднства. 4 октября – Отдание праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Кроме того, праздник Воздвижения имеет ту особенность, что суббота и Неделя, предшествующие дню Воздвижения, называются субботой и Неделей пред Воздвижением. Суббота и Неделя, следующие за днем Воздвижения, называются субботой и Неделей по Воздвижении. Эти субботы и Недели составляют предпразднство и попразднство. Но в эти дни не бывает особых служб – только на Литургии положено чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение ко Кресту, а перед ними – соответствующих празднику прокимнов и аллилуария (указание на это существуют в служебном Евангелии, Апостоле, а также в Типиконе).
В день праздника Воздвижения установлен строгий пост, подобно тому как бывает пост по средам и пятницам (рыба не разрешается). Этот пост установлен в воспоминание Страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для напоминания о том, что почитание Креста состоит также в умерщвлении плоти (Типикон).
Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня
В день Воздвижения Честнаго Креста православная церковь чтит три события:
- Явление Честнаго Креста Константину Великому,
- Обретение Святого Креста в Иерусалиме святою Еленою,
- Возвращение Святого Креста из Персии, по окончании войны с персидским царем Хозроем.
***
Явление Честнаго Креста царю Константину Великому
В начале IV столетия римской империей правили несколько кесарей. Максентий правил Италией и Римом, а Константин – Галлией (Францией), Британией (Англией) и Испанией. Римляне в то время были язычниками, и римские императоры жестоко преследовали христиан; но, не смотря на все гонения и притеснения, число христиан более и более умножалось в римской империи. Хотя Константин был язычник, но уважал христиан за их святую жизнь и, по примеру отца своего Констанция, был к ним добр и справедлив.
В 312 году Максентий, сильно гнавший христиан, объявил войну Константину. Силы Константина были несравненно слабее Максентия, и он чувствовал, что один не может победить неприятеля своего. «Поэтому, – как повествует Евсевий, писатель того времени, – Константин стал думать, какого Бога призвать себе на помощь. И пришло ему на мысль, что не малое число прежних державных лиц, возложив надежду свою на многих богов, обманывались в своих ожиданиях и претерпевали поражение, и что, напротив, отец его, во всю свою жизнь почитавший Единого Всевышнего Бога, имел знамения Его покровительства. Константин начал призывать Его, просить и умолять, чтобы Он явился, вразумил его и в предстоящем деле, простер ему Свою десницу. Усердно вознося свои молитвы и приношения, получил он удивительнейшее, посланное от Бога знамение.
«Идя против Максентия, который заключился в Риме, в часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, – говорил сам царь – я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: сим побеждай». Это видение объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо. Константин недоумевал, что бы значило такое явление?
В следующую ночь во сне явился ему Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением, и повелел по подобию его устроить воинское знамя и употреблять его для защиты от нападения врагов. Едва только показался дневной свет, Константин рассказал приближенным свою тайну и потом, призвав людей, умевших обращаться с золотом и драгоценными камнями, и описав им образ знамения, приказал по подобию его сделать такое же из золота и драгоценных камней. Это знамя некогда случалось видеть и нам своими глазами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом, копье был вверху поперечник, образовавший с копьем образ креста. На самой вершине копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на венке знак Спасительного наименования: две первые буквы показывали имя Христа, из средины коих выходила буква “р”. Эти буквы в последствии царь имел обычай носить и на шлеме своем. На поперечнике копья висел тонкий белый плат – царская ткань, покрытая различными драгоценными камнями, блиставшая лучами света. Вышитый золотом, этот плат казался зрителям невыразимо красивым и, вися на поперечнике, имел одинаковую широту и долготу. На прямом копье, которого нижний конец был весьма длинен, над знаком креста, при самой верхней части ткани висело сделанное из золота грудное изображение Боголюбезного царя и его детей.
Этим-то спасительным знамением, как оборонительным оружием, всегда пользовался царь для одоления противной и враждебной силы и повелел во всех войсках носить подобные знамена. Пораженный дивным видением и решившись не чтить никакого другого Бога, кроме виденного, Константин призвал к себе таинников Его слова и спросил их, кто тот Бог и какой смысл знамения, которое он видел. Они отвечали ему, что Бог, явившийся ему, есть единородный Сын Единого и Единственного Бога, а явившееся знамение есть знамение безсмертия и торжественный знак той победы над смертью, которую одержал Он в дни Своей земной жизни.
Потом, подробно раскрыв учение о вочеловечении, объяснили Константину и причины пришествия Сына Божия на землю. Константин вразумлялся их словами и, сравнивая небесное видение с словесным объяснением, утверждался в своих мыслях. Он начал заниматься чтением Божественных писаний. Сверх сего, повелел находиться при себе Божиим Иереям, в той мысли, что виденного Бога должно чтить всеми способами служения. Оградившись таким образом благими на Него надеждами, он поспешил, наконец, угасить пламень неприятельского огня. Призвав Бога всяческих и призвав, как Спасителя и Помощника, Христа Его, также поставив пред своими латниками и телохранителями победную хоругвь с спасительным знамением, Константин выступил с войском своим против Максентия, укрепившегося в Риме. Силою Божиею Константин низложил неприятеля, который, спасаясь бегством, был низринут с Нитвианского моста в Тибр, в 15 верстах от Рима, и утонул. Победитель с торжеством вступил в царствующий город, где все встречали Константина с веселыми лицами и сердцами, с благословениями и невыразимою радостью. Но, обладая врожденным благочестием, он нисколько не тщеславился народными восклицаниями и не возгордился похвалами, но, сознавая помощь Божию, тотчас же вознес благодарственную молитву к Виновнику победы. Всенародными памятниками и подписями он поведал всем силу спасительного Христова знамения. Среди царственного города он воздвиг эту священную хоругвь и начертал определенно и неизгладимо, что сие спасительное знамя есть хранитель римской империи и всего царства. Когда же на самом людном месте Рима поставили ему статую, он немедленно приказал то высокое копье в виде креста утвердить в руке своего изображения и начертать на латинском языке следующую надпись: «сим спасительным знамением, истинным свидетельством мужества, я спас и освободил город наш от ига мучителя и возвратил римскому сенату и народу свободу, прежний блеск и знаменитость».
В последствии Константин и воины его неоднократно испытали силу и помощь креста. По сказанию Евсевия, «где знамя креста показывалось, там враги обращались в бегство, а победители преследовали их». Когда царь узнал об этом, то спасительное знамя, как действительнейшее средство победы, повелел переносить туда, где видел какой-либо свой полк ослабевшим. При этом знамении победа тотчас восстановлялась, потому что сражавшихся при нем укрепляла бодрость и сила, посылаемые свыше. Посему тем из своих щитоносцев, которые отличались крепостью тела, силою души и благочестивым нравом, Константин повелел состоять единственно при служении этому знамени. Таких мужей числом было не более пятидесяти; они не имели другой обязанности, как стоять вокруг знамени, либо следовать за ним в виде стражи; обыкновенно каждый из них попеременно нес его на своих плечах. Писателю настоящей истории, Евсевию, рассказал об этом сам царь и к своему рассказу присоединил следующее:
“Однажды, в самом жару сражения произошел в войске шум и распространилось смятение. В это время несший знамя сильно страдал от робости и потому передал свою ношу другому, чтобы бежать с поля битвы. Когда же один принял знамя, а другой удалился и находился уже вдали, пущенная стрела пронзила ему чрево и лишила его жизни. Принимая наказание за боязливость неверия, он упал и умер. Напротив, для того, кто взял спасительную хоругвь, она сделалась охранительницею его жизни, так что, сколько ни пускали в него стрел, он остался невредим.”
Таким образом, крест, считавшийся самым позорным орудием казни, сделался знамением торжества и победы христианства над язычеством. С тех пор Константин запретил наказывать крестною казнью; знамена и оружие украсил изображением на них креста; устроил палатку вне лагеря, где поставил крест, и туда часто уединялся, чтобы возносить молитвы к Богу.
Вскоре после того Константин крестился, разрушил все языческие храмы и объявил Христианскую Веру господствующей во всей Римской империи.
***
Обретение Честнаго Креста святой Еленою
Царь Константин, в благодарность за одержание им победы и чудные явления благодати Божией, пожелал построить храм в Иерусалиме на том месте, где был распят Господь, чтобы соделать это место предметом всеобщего благоговения. В этом предприятии много содействовала ему матерь его, святая Елена. В 326 году она приехала в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам и отыскать Крест, на котором Спаситель принес Себя в жертву за грехи мира. Предполагали найти Крест на Голгофе, потому что у Иудеев было обыкновение зарывать орудия казни на том месте, где совершена была казнь. Но где была Голгофа?
Иудеи глубоко засыпали место, где положен был Крест Господень, как бы предчувствуя, что он будет им знамением отвержения их от Бога. Да и не только иудеи, но и язычники в последствии, из ненависти к христианам, старались изгладить и скрыть место страданий Спасителя. В 119 году, по повелению Адриана, пещера, куда христиане собирались на поклонение святому Кресту, завалена была землею, замощена камнем, и здесь воздвигнуто было идольское капище.
Святая Елена, с патриархом Иерусалимским Макарием, долго отыскивала Крест Господень. Наконец, царица обратилась к иудеям, и те, после угрозы, указали ей на одного престарелого иудея, именем Иуду, который знал место нахождения Креста, но он стал отговариваться незнанием. Тогда его посадили в глубокий ров и стали томить голодом; пробыв там без пищи 6 дней, он, наконец, вынужден был показать искомое святое место, о коем слышал в младенчестве от своего деда. Находящееся здесь идольское капище было разрушено, и, когда место это расчистили, открыта была пещера, где был гроб Господень, и тут же найдены три креста, и отдельно от них доска с надписью еврейской, греческой и римской, по свидетельству евангелиста Иоанна: Иисус Назарянин, Царь иудейский. Но как было отличить Крест Господень от других крестов, когда все три креста лежали вместе и надпись находилась отдельно от них? Тогда Бог чудом указал на тот Крест, на котором распят был Спаситель. Вот что предание нам повествует. В то время, когда святая Елена и Макарий недоумевали, который именно Крест Господень, проносили тело умершего. Святая Елена велела остановить шествие и положить кресты, по очереди, на тело умершего; и когда положен был Крест Господень, мертвый ожил.
Положен был также Крест на больную женщину, и она тотчас же исцелилась. Святая Елена, патриарх и все присутствующие при сем чуде с радостью и благоговением поклонились и целовали животворящий Крест; но стечение народа было так велико, что не позволяло каждому подойти к нему, и многие желали, по крайней мере, видеть его. Тогда патриарх Макарий взошел на возвышенное место и оттуда показывал святой Крест, воздвигая или поднимая его. Народ с благоговением молился и взывал: «Господи, помилуй». И многие язычники при этом уверовали во Христа и крестились.
Таким образом, день обретения Креста сделался началом ежегодного праздника Воздвижения и тех молитв, поклонений и лобзаний, которые сохранились православною церковью.
На самом том месте, где был найден святой Крест, воздвигнут был храм во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
Событие обретения Креста Господня случилось 3 мая 326 года. Первоначальное празднование его совершилось во второй день святой Пасхи. Когда же Константин Великий, в благодарность Богу за дарованную ему победу над Максентием, выстроил храм Воскресения Христова в Иерусалиме, тогда празднование Кресту перенесено было на 14 сентября, так как освящение новоустроенного христианского храма на месте страдания и смерти Спасителя мира происходило 13 сентября.
***
Возвращение Креста Господня из Персии.
Воспоминание этого события присоединено было к празднику Воздвижения уже впоследствии, в VII веке.
Почти 300 лет святой Крест Христов находился в Иерусалимском храме Воскресения, оставаясь предметом особенного почтения к нему всех христиан. Но в 612 году над Иерусалимом, по неисповедимым судьбам Божиим, разразилось страшное бедствие.
По воцарении греческого (византийского) императора Фоки, в 603 г., Хозрой II, царь персидский, вскоре объявил ему войну, продолжавшуюся много лет. Ираклий I, низложивший Фоку, продолжал войну с персами, которые в 614 году перешли Иордан и осадили Иерусалим, принадлежавший в то время Византийской империи. После кровопролитной битвы они овладели им, сожгли храм Воскресения, умертвили многих священников, монашествующих и множество христиан, похитили все, что было в храме Воскресения ценного, и, между прочим, Крест Господень.
Четырнадцать лет персы владели святым крестом. Наконец, в конце уже 628 года, Сароэс, сын Хозроя, побежденный Ираклием, принужден был возвратить Крест.
Ираклий сам, с патриархом, клиром и с множеством народа, встретил в Константинополе Крест Господень и потом сопровождал его до Иерусалима, чтобы там еще принести благодарение Богу за возвращение святого Креста и за дарованную ему победу. Дошедши до горы Елеонской, Ираклий взял Крест на плечи, чтобы нести его на лобное место. Но патриарх, сопровождавший царя, заметил ему, что Сын Божий нес крест на Голгофу не в царском величии, но в смиренном образе раба. Тронутый внушением святителя, царь сложил с себя царскую одежду, надел убогую и с открытой головой и босыми ногами внес в храм Воскресения святой Крест и положил его на то место, откуда он был похищен персами.
Христиане с радостью взирали на торжество возвращения Креста Господня. В храме Иерусалимском, в подражание древнему Воздвижению, Честный Крест снова был воздвигаем руками патриарха, и народ опять в умилении восклицал: «Господи, помилуй».
Православная церковь присоединила к празднику Воздвижения Обретение и Возвращение Креста Господня из Персии, и это присоединение более придало торжественности этому празднику. Он причислен к двунадесятым, и в этот день положен церковью пост в память смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Воспоминая Воздвижение Креста, церковь прославляет в особенности Божественную его силу, как залог победы и жизни, и потому называет его Животворящим и изображает его могущество такою молитвою:
Тропарь Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня:
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство.
Русский перевод:
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы православным христианам над иноплеменными даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ.
***
Дальнейшая история Креста Христова такова
Когда Палестина была завоевана турками, тогда для освобождения святой земли западные христиане снарядили большое войско – крестоносцев, которое, подступив к Иерусалиму в 1099 году, взяло его у турок (11 июля). Иерусалимские христиане встретили своих освободителей крестоносцев со Святым Крестом, взгляд на который так восхитил крестоносцев, что они видели на кресте как бы Самого распятого Господа Иисуса Христа. Радость христиан так была велика, что Святой Крест торжественно носили по улицам Иерусалима, его лобызали, обнимали, плакали, обливали слезами радости, пока опять не поставили его в храме Воскресения. После сего турки несколько раз намеревались отнять у крестоносцев христиан Иерусалим, но Крест Господень, носимый в рядах войска, ограждал и воодушевлял крестоносцев против турок, подавая победу за победой. Так Балдуин I, царь Иерусалимский, неудачи на войне всегда приписывал отсутствию Креста Господня в рядах войск. При Балдуине III, во время войны, турки зажгли терние на полях, чрез которые необходимо нужно было проходить крестоносцам, погибель коих была неминуема, так как, с одной стороны, враги поражали христиан тучами стрел, а с другой, – едкий дым не давал дышать защитникам Креста Господня. Тогда, в трудные минуты опасности, назаретский епископ, помолившись, воздвиг честный Крест Христов, – и ветер, переменив направление, погнал весь дым в сторону врагов.
Во время третьего крестового похода (1171–1188) против Саладина Крест Христов также находился в рядах войск, который, будучи поставлен на возвышении, при битве тивериадской воодушевлял благочестивых воинов так, что сам Саладин отзывался о их храбрости и мужестве с нескрываемой досадой. Но когда во время сей битвы был убит птолемаидский епископ, державший Крест Господень, последний попал в руки врагов. Отчаянный крик раздался в рядах христианских воинов и, несмотря на все усилия христиан отнять у врагов орудие нашего спасения – Святой Крест, он остался, по неисповедимым судьбам Божиим, в руках неверных турок. Тогда воины кидали свое оружие, не думали более о побеге и спасении, но сами бросались на мечи и копья врагов. Поле сражения представляло зрелище отчаяния, скорби и страшного горя… Христиане, потеряв Животворящий Крест Господень, более уже не боялись потерять свободу и дорогую жизнь. После битвы Крест Господень был отнесен врагами в город Багдад, где находился более 30 лет, так как Саладин и его преемники ни за какие сокровища в мире не хотели возвратить его христианам. Только в 1221 году, после удачной войны, христианам был возвращен Святой Крест, от которого с сего времени начали отделять и отдавать большие части Креста Господня, как благословение, некоторым большим городам. Одна большая часть Креста Господня находится в Царьграде; другая его часть – в Иерусалиме; у греков также большая часть его находится и хранится в золотом ковчеге, который стоит за престолом. Многие и из русских городов и даже сел имеют маленькие частицы его, вделанные в престольные кресты и ковчежцы. И, таким образом, Крест Господень, по словам Кирилла Иерусалимского, разделен был во все концы вселенной, для спасения которой Христос и был распят за нас, грешников.
Протоиерей Григорий Дьяченко.
О Крестном знамение
В день празднования Кресту всего приличнее говорить о Кресте. Да нам, христианам, и всегда прилично говорить о Кресте. Крест есть орудие нашего спасения. Крест есть примирение наше с Богом. Крест есть и животворящая, победоносная сила наша, крепость, утверждение и ограждение. Итак, читатель, Крестом побеждай и победишь все противное вере и спасению, врагов внутренних – свои страсти, и всех видимых и невидимых – всю силу вражию. Нападут на тебя страсти, внутренние домашние враги твои восстанут на тебя, например, гнев, мщение, гордость, огради грудь твою знамением Креста, и враги твои сокрушатся. Такова сила Креста! Но как надо изображать на себе крестное знамение? Об этом теперь поговорим.
Прежде всего, мы должны изображать крестное знамение с живою верою. Крестное знамение само по себе есть внешний знак, который может получать значение только от внутреннего смысла, какой мы с ним соединяем. И если мы не будем изображать на себе это знамение с верою во Христа Спасителя, умершего за нас на Кресте, с верою и в благодатную силу самого Креста Господня – орудия нашего спасения: в таком случае, наше крестное знамение, сколько бы мы ни возлагали его на себе, будет лишено христианского смысла и останется неугодным Богу: без веры невозможно угодити Богу (Евр.11:6).
Должно, во-вторых, начертывать на себе знамение Святого Креста, по установлению Святой Церкви, соединением трех первых перстов правой руки во имя Пресвятой Троицы. Когда мы начертываем на себе Святой Крест тремя перстами вместе: тогда самым сочетанием перстов мы выражаем тоже, что нередко выражаем и устами при осенении себя крестным знамением, говоря: во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и, следовательно, самым соединением перстов исповедуем веру в Триипостасного Бога, которая прежде всего требуется от нас, как, вообще, в деле нашего спасения, так, в частности, и при употреблении крестного знамения. С другой стороны, этот обычай творить крестное знамение тремя перстами, потому еще достоин всего нашего уважения, что он всегда и везде употреблялся в православной церкви, не только у нас в России, но и в других странах мира, а не есть обычай новый и частный.
Наконец, должно возлагать на себе знамение Святого Креста так, чтобы действительно начертывался на нас Святой Крест, и чтобы этот Крест, по наставлению Святой Церкви, верхним концом своим касался нашего чела, нижним – нашей груди, боковыми – наших плеч. Иначе, если в нашем крестном знамении не будет собственно креста: как и ожидать от него спасительных действий? Полагая на себе знамение Святого Креста во время молитвы и запечатлевая им свое чело, грудь и плечи, мы тем самым освящаем и как бы посвящаем и приносим в жертву Господу наш ум сего мыслями и познаниями, наше сердце с его чувствованиями и желаниями, и наши силы душевные и телесные с их деятельностью. А посему как нерассудительно поступают те христиане, которые крестятся, даже в церкви, видимо развлекаясь посторонними предметами, или, вместо изображения креста, делают рукою на груди какое-то торопливое, безпорядочное движение, не имеющее никакого значения. Такие люди похожи на беспечных воинов, которые, находясь среди врагов и имея оружие, с нерадением берутся за оное и устремляют в противную сторону, ни мало не думая о защищении себя от врагов. От такого небрежного крестного знамения душе нашей не польза, а один вред.
Но и это все еще не столь много значит в сравнении с тем, какие страшные злоупотребления делаются у нас из крестного знамения. Скажи, что ты делаешь, когда божишься напрасно? Крестишься, то есть творишь на себе крестное знамение и даешь в поруки распятого на кресте Господа. Как ты обманываешь других? – Крестным знамением. Как ты выдаешь ложь за правду? – Крестным знамением. Чем ты заверяешь клеветы свои на ближнего твоего? – Крестным знамением. Чем ты отпираешься от долгов своих? – Крестным знамением. Покуда рука недостойного христианина творит крестное знамение, его нечестивые уста в то же время изрыгают хулы, ругательства, проклятия, разные непотребные слова; сердце его кипит злобою и мщением, в уме строятся козни на погибель других; а таким образом крестное знамение всеми хулится чрез нашу недостойную жизнь и употребляется так, как будто оно есть изображение не священное; на такое богохульство едва ли дерзают даже не крещенные, и за такое богохульство, по слову апостола, погибель наша не воздремлет (2Пет.2:3).
Православные христиане! Никогда не оставляйте дела Господня и бойтесь совершать его с небрежением; в слове Божием написано: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением (Иер.48:10). Где бы вы ни были – в Божием ли храме, в доме, на пути; вкушаете ли пищу, занимаетесь ли работою, отходите ли ко сну, – всегда полагайте на себя Крестное знамение должным порядком, с благоговением и верою в распятого на Кресте Христа. Тогда Господь за ваше благочестие и благоговение будет ниспосылать вам Свою благодать и благословение и сохранять вас от всякого зла. Да не смотрите на тех людей, которые, хотя и считаются образованными, но, подражая какой-то, конечно, созданной по внушению лукавого, моде, не следуют благочестивому обычаю креститься. Они горько заблуждаются и грешат… А вы старайтесь исповедовать, при всяком удобном случае, распятого Господа – и словом, и знамением Креста, и никогда не стыдитесь сего исповедания. «Не стыдись, – говорит святой Иоанн Златоуст о крестном знамении, – не стыдись Креста, чтобы тебя не постыдился Христос, когда придет со славою Своею, и когда пред Ним явится знамение светлее лучей солнечных».
Протоиерей Григорий Дьяченко
Крест Христов достопоклоняем и достопочитаем
Почему крест Христов достопоклоняем и достопочитаем?
1. На нем был распят Христос, Царь и Господь (Ин.19:17; Ин.19:19; Ин.19:25; Ин.19:31; Мф.27:40 и др.), искупивший нас чрез Свои крестные страдания от греха, проклятия и смерти, тяготевших над родом человеческим. «Пригвоздивший ко кресту дерзновенный адамов грех, Он разодрал (уничтожил) и согрешений наших рукописание (Кол.2:14), примирил Бога с человеком» (Еф.3:16; Кол.1:20; Ин.14:27), в чем и проявилась безмерная любовь Божия к падшему человечеству. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всяк верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:16).
2. Здесь, на кресте, совершилась победа над диаволом, врагом спасения рода человеческого. Чрез крест Христов разрушены его козни и сокрушены врата адовы, и связанные греховным пленом получили свободу и право называться сынами Божиими и членами церкви Христовой (Мф.12:20; Лк.11:21–22; Ин.1:12; Кол.2:15; 2Кор.6:16).
3. Крест Христов есть победное знамение церкви Христовой, ибо силою креста Христова побеждаются враги видимые и невидимые. Крест Христов есть божественное оружие к отгнанию всякого врага и супостата (1Кор.1:18; Лк.1:71–74: Мф.12:44).
4. Крест Христов есть начало и конец нашего спасения (Ин.3:16–17; Ин.3:36). Без креста мы не христиане, мы не члены церкви Христовой, мы не сыны Божии. Для креста мы рождаемся, с крестом живем и с крестом умираем (Мф.10:38; Мф.16:24; Мф.28:19; Лк.14:27; Мк.10:21; Мк.16:16). Крест Христов есть наша броня, или одеяние, в которое мы должны облекаться (Мф.20:22–23; Мк.10:38–39; Лк.12:50) во время нашего земного подвигоположничества, чтобы тем сразу отличаться от всякого иноверного или неверующего (Откр.7:3; Иез.9:4).
5. Крест Христов есть хвала для христианина и грозное наказание для отвращающихся и гнушающихся Креста Христова, для отпадающих из-за него от церкви Христовой и для врагов Божиих (Гал.6:14. 24; 1Кор.1:18; Евр.13:13; Евр.6:6; Фил.3:18).
6. Крест Христов есть страшное знамение в день страшного и окончательного суда Божия для всех противников имени Христова (антихристов). (Мф.24:30).
С значением креста Христова тесносвязан вопрос о его форме и изображении крестного знамения рукою. Форма креста Христова в разное время изображалась различно, и древнейшая из них несомненно та, которая употреблялась у римлян язычников для распинаемых на крестах. По некоторым свидетельствам, она была трех конечная и очень походила на изображение греческой литеры (Т). А у христиан – та, которая сохранилась и до нашего времени. Эта форма двух видов креста: прямого(+) или четвероконечного и восьмиконечного. И то и другое изображение креста Христова свято и достопочитаемо в силу распятого на кресте Господа Иисуса. Но думаем, самую вернейшую и правильнейшую форму креста Своего показали нам собою Сам распятый на кресте Христос Спас наш, распростерший Свои пречистые руки и чрез то как бы привлекший обоя (т. е. иудеев и язычников) к примирению с Богом и спасению чрез Свои крестные страдания, смерть и воскресение.
Что касается изображения крестного знамения рукою на челе и персях в форме креста Христова, то оно восходит ко временам апостольским. По свидетельству Тертуллиана и Василия Великого, уже во II веке христиане изображали знамение креста на своем челе при начале каждого нового дела, когда входили в дом или выходили из дома, когда одевались, садились за стол, отходили ко сну и прочее. Со времен апостольских крестное знамение употреблялось при богослужении и совершении таинств. У евангелистов (Мф.19:13; Мф.19:15; Мф.28:18–20. Мк.16:16–17. Лк.24:50) встречаем указания на образ совершения крестного знамения, а в ветхом завете встречаем прообраз сего в крестообразных действиях и сложениях рук (Исх.12:7; Исх.12:13; Числ.21:5–9; Иез.9:4; Ин.3:14). Апостол Павел, сопоставляя ветхозаветный прообраз с новозаветным образом, заповедует в послании к Тимофею (1–2, 8) употребление при молитве воздеяния рук с крестным знамением, что и служит знамением победы Христа над диаволом посредством креста. Несомненно, что и сами апостолы употребляли крестное знамение, благословляли крестным знамением во имя Иисуса Христа.
Ношение креста Христова на шее также очень древне. Оно восходит к первым временам христианства и есть несомненный видимый знак принадлежности ко Христу и Его Церкви, а, с другой стороны, есть знак и ограждение себя той невидимой и спасительной силой, которая побеждает диавола, смерть и всякое зло. Все это можно видеть из истории мучения святого Ореста, который, нося изображение креста Христова на шее, исповедовал тем самым свою принадлежность к церкви Христовой и Христу, и, находясь на служении среди войск языческих (при Лисии), не боялся врагов своих видимых и невидимых, и, вооружившись силою креста Христова, не устрашился смерти и принял мученический венец, как победное знамение над врагами спасения. (Четьи Минеи). Святая Церковь, освящая это спасительное знамение для ношения на груди, молится: да будет оно всякому, на себе носящему, защищение и соблюдение от всякого зла, души и телу спасительное, и в умножение в нем духовных даров и христианских добродетелей; да будет исполнено оно силы и крепости к прогнанию и разорению всякие диавольские козни, в защищение души и тела от лица врагов видимых и невидимых, и от всякого зла. Вот почему Крест Христов достопочитаем.
Приидите, вси вернии, поклонимся честному кресту Христову!
Протоиерей Григорий Дьяченко.
О Чине воздвижения Креста
В соборах и в приходских храмах, с благословения Епархиального Архиерея, совершается Чин воздвижения Креста.
После выноса Креста священник с диаконом делают три земных поклона (в какой бы день седмицы ни случился праздник Воздвижения). Предстоятель берет Крест, украшенный живыми цветами, и становится лицом на восток (к алтарю), начиная первое воздвижение. Диакон стоит перед Крестом, на некотором расстоянии от него, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и произносит велегласно ектению: «Помилуй нас, Боже…», состоящую из пяти прошений, на каждом из которых совершается чин воздвижения.
Диакон: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Хор поет 100 раз: «Господи, помилуй».
В начале пения «Господи, помилуй» предстоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы (50 раз) медленно преклоняет свою главу с Крестом, насколько может низко, «на пядь от земли». По мере склонения Креста, голоса поющих понижаются, стихают. При пении второй половины сотницы (50 раз) предстоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью пение возвышается, переходит на более высокие ноты, усиливается и заканчивается велегласным троекратным торжественным: «Господи, помилуй». При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» предстоятель выпрямляется и, стоя прямо, снова трижды осеняет Крестом на восток.
При соборном служении два сослужащих священника поддерживают предстоятеля под руки, а один или два других священника возливают непрерывно и медленно, помалу, из сосудов воду на Крест. Вода сливается в лохань, держимую свещеносцем. По обычаю, эту воду разбирают молящиеся после службы.
После этого предстоятель обращается с Крестом лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, продолжает ектению, возглашая: «Еще молимся о милости, жизни и оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Кирилла, и всего о Христе братства нашего, о здравии и о спасении, рцем вси». Предстоятель совершает второе воздвижение, как и первое.
Третье воздвижение, лицом к югу, совершается как и первое. Диакон возглашает: «Еще молимся о Богохранимей стране Российстей, о властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте».
Четвертое воздвижение, лицом на север, совершается как и первое. Диакон глаголет: «Еще молимся о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».
Пятое воздвижение, снова лицом на восток, совершается как и первое. Диакон глаголет: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или: храме сем), отец и братий наших, о здравии и о спасении, и оставлении грехов их, рцем вси».
После пятого воздвижения поется: «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею…». При этом священник полагает Крест на аналой. Затем поется: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко…», с земными поклонами, и стихиры Креста, и, по традиции, совершается помазание елеем. Диакон произносит просительную ектению: «Исполним утреннюю молитву…», а ектения: «Помилуй нас, Боже…» может быть опущена, так как уже произносилась во время самого чина воздвижения Креста.
Далее окончание службы по обычаю.
Воздвижение Креста Господня
(Что значит взять крест свой?)
Празднуя ныне Воздвижение Креста Господня, вспомним, возлюбленные о Христе братии и сестры, и о другом кресте, на который указал Своим последователям Иисус Христос: если кто хочет идти за Мной, сказал Он, тот отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной (Мф. 16, 211).
Что это за крест, с которым надобно идти во след Господа, и из чего он составляется? Он слагается, братия мои, из тех печалей, скорбей и болезней, на которые осудило падшего человека правосудие Божие; из тех тягостей, трудов и забот, которые обязан нести каждый, как член общества человеческого; из тех огорчений, досад и неудач, которые каждый из нас встречает в жизни почти на каждом шагу, из тех неудовольствий, оскорблений, уничижений, озлоблений, которые так часто доводится нам терпеть в кругу своих ближних, в делах общественных и частных, внутри своего семейства и в обществе, из тех потерь и лишений, несчастий и бедствий – общественных и частных, которые попускаются на нас или испытующею премудростию, или наказующею правдою Отца Небеснаго.
Почему необходимо нести этот крест? Потому что мы достойно и праведно осуждены на труды и болезни, на скорби и печали, на горести и бедствия во всю свою жизнь до смерти. Засеяв сами всю землю терниями, можем ли не уязвляться ими? Призывая сами грехами своими бедствия на мир Божий, можем ли не подвергаться им? Привлекая сами беззакониями и неправдами своими проклятие правды Божией, можем ли не чувствовать в себе его тяжести? Сделав сами себе крест из древа преслушания и преступления заповедей Божиих, можем ли не нести его? И действительно, каждый из нас несет этот крест от рождения до смерти.
Для чего же повелевается еще взять крест и нести, когда он есть уже на всех и все несут его? Для того, что, когда несем его по необходимости, поневоле, он есть только заслуженная казнь, которая необходимо постигает преступника, не делая его чрез то ничем более, как достойно казнимым преступником; а свободно принятый и с верою несомый во след Господа Иисуса Христа, он делается очистительным средством и исцеляющим врачевством от греха. Оба, распятые со Христом, разбойника терпели одну и ту же казнь; но один из них погиб в своем неверии и ожесточении; другой же, с искренним раскаянием во грехах своих исповедуя себя достойно страждущим за свои беззакония, глаголаше Иисусови: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем, и за то услышал из уст Самого Господа: днесь со Мною будеши в раи.
Так бывает и всегда. С одним и тем же крестом, по одному и тому же жизненному пути люди идут в противоположные стороны и приходят к противоположным концам. Одни, чрез крест земных скорбей и печалей, подобно разбойнику благоразумному, восходят на небо и в рай; другие, подобно другому разбойнику, со креста временных скорбей нисходят на крест вечных мучений ада.
Когда же и как можем сделать крест свой подобным Кресту Христову, спасающим? Когда приемлем подаваемый нам Богом крест с живою верою и искренним раскаянием, несем его с полною покорностию и преданностию воле Божией и с упованием жизни вечной, когда в терпении скорбей и напастей уподобляемся Самому Господу Иисусу Христу, последуя стопам Его.
Истинно верующий при всякой встречающейся скорби говорит: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим? Крест, который подает мне премудрость и благость Отца небеснаго, не обязан ли я нести с сыновнею покорностию? Егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет.
И чем больше каким-либо бедствием сокрушается самолюбие наше, чем действительнее какая-либо скорбь смиряет нашу плоть и обуздывает страсти, обращает к смирению и покаянию, тем тверже можем быть уверены в любви и милосердии к нам Отца Небеснаго, тем усерднее должны молиться, да поможет нам Господь Своею благодатию донести возложенный Им на нас крест до конца нашей жизни с полною преданностию воле Отца Небеснаго, с твердым упованием на Его благость и милосердие, с утешительною надеждою вечной жизни и блаженства в царстве Божием.
Протоиерей Григорий Дьяченко.
Евангельские Чтения
На Утрени
Евангелие от Иоанна, глава 12 стих с 28 по 36 (зачало 42 от полу)
Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. (Ин.12:28-36)
На Литургии
Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 1 стих с 18 по 24 (зачало 125)
Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; (1Кор.1:18-24)
Евангелие от Иоанна, глава 19 стих с 6 по 11, стих с 13 по 20, стих с 25 по 28, стих с 30 по 35 (зачало 60)
Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон*, а по-еврейски Гаввафа. //*Каменный помост. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. (Ин.19:6-11,13-20,25-28,30-35)
По материалам:
- Православный Церковный календарь. Азбука Веры.
- Праздничный отдых христианина. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука Веры.
- Литургика. Гермоген Иванович Шиманский. Азбука Веры.
- Богослужебные указания. Официальный сайт Московского Патриархата.
- Православный календарь. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Православный портал Иисус.
- Православный календарь. Цитата Патриарха. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Православный портал Иисус.
- Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Православная энциклопедия.
- Одно наружное поклонение кресту Христову без внутреннего неугодно распятому на нем Господу. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука Веры.
- Что значит взять крест свой?. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука Веры.