РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Святое Богоявление)

19 января Святая Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа.

Праздник Крещения Господня празднуется 19 января (нов. ст.), относится к числу двунадесятых господних праздников и имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.

Тропарь. Господи, когда Ты крестился во Иордане, открылось [миру] поклонение Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя (горлицы) подтверждал истину этих слов. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, – слава Тебе!

Кондак. Явился Ты сегодня Вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, разумно воспевающих Тебя: «Ты пришел, Ты явился, о Свет неприступный!»

Праздник Крещения имеет в современном православном календаре два названия: «Святое Богоявление» и «Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». На бытовом уровне мы обычно называем его просто Крещением Господним, заимствуя название из одноименного события евангельской истории (Мф 3:13–17; Мк 1:9–11; Лк 3:21–22).

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса

Это один из великих двунадесятых праздников, который празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество – праздник Богоявления.

Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы.

В вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь” (Лк. 3, 22) и был слышен голос Бога Отца, “глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк. 3, 22).

Святитель Иоанн Златоуст пишет, что “не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился”.

О событии же самого Крещения Господня можно рассказать следующее.

Господь наш Иисус Христос, возвратившийся после смерти царя Ирода из Египта, рос в небольшом городе Назарете, находящемся в Галилее. С Пресвятой Своей Матерью Он пребывал в этом городе до Своего тридцатилетия, зарабатывая на пропитание Себе и Пречистой Деве ремеслом мнимого отца Своего, праведного Иосифа, который был плотником.

Когда же исполнялся тридцатый год Его земной жизни, то есть время, до которого по закону иудейскому никому не позволялось учительствовать в синагогах и принимать сан священника, наступило время явления Его народу Израильскому. Но прежде того момента, по слову пророческому, должен был явиться Израилю Предтеча, на котором лежала задача приготовить народ Израиля к принятию Мессии, тот, о котором пророк Исаия предрек: “глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему” (Ис. 40, 3).

Вдали от людей, во глубине суровой Иудейской пустыни был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии (Лк. 3, 2), сроднику Пресвятой Девы, который еще во чреве матери своей, праведной Елисаветы, радостно взыграл, приветствуя своего Спасителя, о котором в мире еще никто не ведал, кроме Его Пречистой Матери, получившей благовествование от Архангела. Этот глагол Божий повелевал Иоанну выйти в мир с проповедью покаяния и крестить Израиль, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него (Ин. 1, 7).

Иоанн Креститель Проповедь. Джованни Баттиста Тьеполо. 1732-1733. Фреска капеллы Коллеони в Бергамо

Иоанн Креститель Проповедь. Джованни Баттиста Тьеполо. 1732-1733. Фреска капеллы Коллеони в Бергамо

Иоанн, внимая слову Божию, ходил по всей стране иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Лк. 3, 3). Послушать его проповедь выходила вся иудейская страна и жители Иерусалима, которые крестились у него в водах реки Иордан, исповедуя свои прегрешения (Мк. 1, 5). У иудеев, приходящих к Иоанну, возникал естественный вопрос: Не он ли, чаемый всеми Избавитель, Утешение Израилево? Креститель же в ответ говорил: “Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым” (Мк. 1, 7-8). И вот, в один из обычных дней, когда Иоанн с проповедью обращался к собравшимся у Иордана иудеям, он Духом Святым узнал среди людей Того, пред Кем тридцать лет назад взыграл во чреве матери своей.

Явление Мессии. А. А. Иванов. 1837–1857

Явление Мессии. А. А. Иванов. 1837–1857

Иисус пришел из Галилеи на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна наравне со всеми. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14) Святой, видев перед собой Сына Божия, не подвластного греху, сам требовал от Него крещения, как находящийся под грехом ослушания, перешедшим от Адама на весь род человеческий. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15).

Он не имел нужды в этом крещении, как безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой Девы Марии и Сам, по божеству Своему, бывший источником всякой чистоты и святыни, но, так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к водам Иорданским, чтобы очистить их посредством крещения. Он пришел креститься для того, чтобы освятить Собой водное естество, чтобы и нам даровать купель святого крещения. Он пришел креститься еще и для того, чтобы Иоанн увидел исполнение глагола Божия, повелевшего ему выйти из пустыни: “На Кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Ин. 1, 33).

Крещение Господне. Икона Преподобного Андрея Рублёва.

Крещение Господне. Икона Преподобного Андрея Рублёва.

Святой Креститель подчинился слову Христову и Иордан принял в свои воды Того, повелением Которого начал свое течение.

Как повествует Евангелие, после принятия крещения Господь тотчас вышел из воды. Об этом “тотчас” церковное предание повествует, что святой Иоанн Креститель каждого крестившегося у него человека погружал до шеи и так держал его до тех пор, пока тот не исповедовал все свои грехи. Только после этого человеку дозволялось выйти из воды. Христос же, не имевший грехов, не мог удерживаться в воде, поэтому тотчас и вышел из реки. Когда же Он выходил из воды отверзлось небо, и Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3, 21-22).

Подобно тому, как во дни Ноя голубица возвестила об умалении воды потопа, так и здесь подобие голубя указывало на окончание потопа греховного. Дух Святой явился людям в виде голубя потому, что эта птица символ любви, чистоты и кротости. Так и Дух Святой есть источник чистоты, пучина человеколюбия, учитель кротости и мира.

Согласно церковному преданию, проповедь Иоанна Предтечи, а также крещение им Спасителя происходили на месте древней переправы через Иордан, приблизительно в 5-ти километрах от впадения реки в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось “Паломническим бродом”, из-за множества паломников стекавшихся сюда для омовения в водах Иорданских. Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Спасителя, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху этим же путем ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская. Сегодня о событиях святого Богоявления, совершившегося здесь, напоминает паломникам, расположившийся неподалеку, греческий монастырь святого Иоанна Предтечи.

Крещение. Г. Гагарин. 1860

Крещение. Г. Гагарин. 1860

Святая Церковь еще с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедуя в своих постановлениях так:да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество”.

В воспоминание Крещения, в котором Иисус Христос погружался в водах Иорданских, Православная Церковь издревле совершает в навечерие и в сам праздник великое освящение воды. Чинопоследование, по которому совершаются водосвятия и благодать, подаваемая в эти дни воде, одни и те же, как в день навечерия – Крещенского сочельника, так и в самый праздник Богоявления.

Праздничное освящение воды ведет свое начало от традиции Церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан для воспоминания крещения Спасителя совершением водоосвящения. Издревле и в Церкви Русской, подражая традиции Иерусалимской, совершается в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. Благочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, а, приходя домой, окропляют свои жилища святой водой, сообщая им, таким образом, благодать великого праздника.

Икона праздника Крещения Господня

Икона Крещения или Богоявления Господня изображает Иисуса Христа, сошедшего в воды Иордана и принимающего Крещение от Иоанна.

Крещение Иисуса Христа икона

Крещение Иисуса Христа икона

Рядом с Иоанном изображено дерево. На многих других иконах Крещения рядом с деревом изображается секира1 (топор). Дерево символизирует Израильский народ – Церковь ветхозаветную: Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 8-10), –  пророчески возглашал Иоанн. И человек, и народ, не приносящий плодов благочестивой жизни, обрекает себя на уничтожение и вечные страдания.

С одной стороны, принимая Крещение, Иисус Христос берет на Себя всю тяжесть человеческого греха. С другой стороны, освящая Самим Собою воды Иордана, Господь устанавливает таинство Крещения, в котором, совершая покаяние, многие языческие народы войдут в Новозаветную Христову Церковь (из камней сих воздвигнуть (сотворить) детей Аврааму — иудеи считали язычников подобными бездушным камням).

Луч света, снисходящий с небес ко Христу, изображает и явление Духа Святого, и голос Бога Отца, свидетельствующий о Своем Сыне.

В утренней хвалитней стихире праздника воспевается: «Небесные силы ужаснулись, видя чудное таинство; море увидело Его и побежало; Иордан, увидев, обратился назад» (русский перевод).

«Когда Избавитель наш – Христос Спаситель – был крещен от Своего раба Иоанна и был засвидетельствован сошествием Святого Духа, видя это, Ангельские силы пришли в ужас» (стихира на «Господи воззвах» праздника Крещения в русском переводе). На иконе праздника эти Ангелы изображаются стоящими в благоговении и трепете справа от фигуры Спасителя.

В иконе использованы древнегреческие образы: реку символизирует человеческая фигура с пифосом (сосудом), а море – аналогичная фигура, сидящая на морском животном.

_______________________________

1Секира — домашнее хозяйственное орудие для рубки деревьев, дров и т. п.

Выражение уже и секира при корне дерев лежит (Мф. 3, 10) содержит в себе мысль, что разрушение и гибель еврейского народа ко времени вступления в общественное служение Иисуса Христа уже приближались и что грозный суд Божий вскоре готов был совершиться над иудеями

__________________________________

По материалам:

Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря http://www.n-jerusalem.ru/kld/text/163953.html

Протоиерей Борис Балашов. Великие праздники. Пособие для детей и взрослых по изучению Христианской веры и Основ православной культуры. — Клин: Христианская жизнь, 2010. — 192 с.

 

 

 

 

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление