РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Престольный праздник Священномученика Вонифатия Тарсийского

Первого января, в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, почитается память священномученика Вонифатия Тарсийского, покровителя трезвенников, в честь которого освящена нижняя церковь храма.

Память и чествование Священномученика Вонифатия Тарсийского является храмовым (престольным) праздником.

Икона священномученика Вонифатия Тарсийского

Икона священномученика Вонифатия Тарсийского

История почитания, в церкви Покрова Божией Матери на Боровой ,священномученика Вонифатия Тарсийского уходит корнями к истокам создания Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы и годам строительства Покровского храма в конце XIX века, а также непосредственно к деятельности основателя и перового священника храма Сергия Николаевича Слепяна.

Сергий Николаевич Слепян

Сергий Николаевич Слепян

Во второй половине XIX века, район Петербурга, где в настоящее время размещается храм Покрова Пресвятой Богородицы, изобиловал фабриками и заводами, вследствие чего был населен рабочими, среди которых было распространено безверие и безнравственность.

Распространение наркотиков, алкоголизм, табакокурение и махоркокурение активно осуждалось и осуждается деятелями православия – христианскими священнослужителями многие века.

Сергий Николаевич Слепян наблюдая нравственный упадок среди рабочих на крупной прядильно-ткацкой фабрике, «Новой бумагопрядильне» братьев Говард, на которой он работал, старался влиять на рабочих так, чтобы они оставили поступки, несовместимые с христианской верой и в первую очередь пьянство.

Сергий Николаевич Слепян приглашал к себе знакомых рабочих, приводил им примеры христианской жизни, объяснял Священное Писание, читал святоотеческие поучения.

Производственные здания товарищества Новой бумагопрядильной мануфактуры

Производственные здания товарищества Новой бумагопрядильной мануфактуры

Вскоре беседы Слепяна приобрели такую популярность, что он стал проводить их и в будние дни, причём состав слушателей непрерывно пополнялся, и через небольшое время квартира Слепяна стала тесна для всех желающих. Тогда общими силами сняли отдельную квартиру специально для бесед: в ней помещалось до 300 человек. Собрания стали проводить три раза в неделю.

Через год и это помещение стало тесным, так как слушатели всё прибывали. Было снято новое помещение, вмещавшее уже 600 человек. Слава бесед Слепяна росла. Редкая и даже исключительная по тем временам инициатива Слепяна была замечена, и вскоре к его проповеднической деятельности примкнули преподаватели и студенты столичной духовной академии.

Проповедничество среди рабочих, среди студентов-старшекурсников академии приобрело такую популярность, что даже получило своё прозвище: «У Слепяна».

Тем временем рабочие «Новой бумагопрядильни» стали собирать средства на постройку собственного храма против фабрики. Это начинание решились финансировать некоторые богатые люди, к т. ч. сами хозяева — Говарды. Комитет по постройке храма возглавил будущий обер-прокурор Синода В. Саблер.

Построить храм в районе Боровой улицы предложил С.Н. Слепян и для этой цели он пожертвовал участок земли под № 52, рядом со своим домом на уч.№50. Он же организовал сбор необходимых средств, жертвователями которых стали как фабриканты, так и рабочие окрестных предприятий, а также жители ближайших кварталов.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. декабрь 2021 год

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. декабрь 2021 год

Сначала 24 ноября 1889 года на участке, отведенном под строительства каменного Братского храма во имя Пресвятой Богородицы на Боровой улице Александро-Невской части Санкт-Петербурга, на приобретённом в июне 1989 года усадебном месте, был построен небольшой деревянный Молитвенный дом.

Построенный Молитвенный дом был освящен и стал временной церковью при постройке храма, а также помещением для проведения религиозно-нравственных бесед.

Молитвенный дом был возведен по проекту архитектора Н.Н. Никонова.

Позже, 3 марта 1890 года при Молитвенном доме было основано Общество трезвости во имя святого мученика Вонифатия.

12 октября 1893 году, после постройка каменного Покровского храма, состоялось освящение нижней церкви во имя святого мученика Вонифатия, покровителя трезвенников.

Архиерейское богослужение в нижней церкви 9 июня 2021 года

Архиерейское богослужение в нижней церкви 9 июня 2021 года

Став священником на 39 году жизни, Сергий Николаевич Слепян прежде всего старается устроить богослужение так, чтобы оно никого не оставляло равнодушным.

По-прежнему одной из главных сторон его деятельности оставалась христианская миссия среди рабочих. Такого рода деятельность была тогда крайне редким явлением, несмотря на то, что ещё в 70-80-х годах XIX века святой Иоанн Кронштадтский практиковал широкую помощь рабочим и бедным в своём городе.

Слепян во многом руководился примером святого Иоанна Кронштадтского, когда приступил к организации общества трезвости имени святого Вонифатия. Хотя официально это общество было предназначено только для борьбы за трезвость, оно на самом деле носило характер братства, где пьянству был противопоставлен дух древнехристианских общин.

Сергий Николаевич Слепян был создателем и руководителем действовавшего в Санкт-Петербурге Общества религиозно-нравственного просвещения и активным проповедником, на проповеди которого собирались со всего города тысячи петербургских рабочих. Наиболее существенные из этих проповедей с учетом содержания излагаемого, переиздававшиеся многократно в Санкт-Петербурге, а также и в Москве, проповеди — «О пьянстве», (1886); «О табаке» (1887); «Поучение против пьянства» (1891); «Пьянство – окаянство»  (1893).

Вонифатьевское Братство было нацелено на решение вопросов трезвеннического дела, и одновременно выполняло функции религиозно-просветительского характера:

  • укрепление христианской свободы в нашей личной жизни;
  • защита святой веры в Господа Бога и Его Святую Церковь;
  • защита святой веры и вразумление тех братьев, кто неправильно понимает истины свободы;и другие религиозно-просветительские цели.

Братство состояло из неограниченного числа членов. Членами его могли быть лица обоего пола, всех национальностей, всех политических партий, за исключением партий явно враждебных свободе человека-гражданина, а также за исключением лиц, причастных к торговле спиртными напитками.

Братский год начинался 19-го декабря, в память святого мученика Вонифатия и оканчивался 18-го декабря следующего года.

Членами Братства могли быть лица, которые временно или навсегда решили отказаться от употребления спиртных напитков, или же решили воздержаться от какой-либо другой страсти, их мучившей.

Запись их производилась после молебна святому мученику Вонифатию и после произнесения своего воздержания перед иконой святого мученика Вонифатия.

Вонифатьевское Братство имело и своих почетных членов, которые или своими трудами или пожертвованиями приобрели себе право на особую признательность Братства.

Устав Вонифатьевского Культурно-просветительского Братства

Устав Вонифатьевского Культурно-просветительского Братства

В Братство принимались лица, никогда не пьющие вина, пользующаяся в приходе за свою религиозную жизнь уважением, чтобы служить примером для слабых в воздержании членов Братства.

Вонифатаевское Братство, действующее под святою хоругвью святого Вонифатия, имело самую ближайшую связь с Епархиальным Братством Пресвятой Богородицы в Петрограде.

Отношения этих двух Братств были исполнены взаимной любви, которая существует между матерью и дочерью. Глава и председатель Епархиального Братства Пресвятой Богородицы Преосвященный Вениамин Казанский являлся главою и почетным председателем Вонифатьевского Братства. Члены Епархиального Братства Пресвятой Богородицы являлись почетными членами Вонифатьевского Братства. Такая честь для Вонифатьевского Братства была предоставлена потому, что учреждено оно было под сенью Покровско-Вонифатьевского храма, принадлежащего Епархиальному Братству Пресвятой Богородицы.

Председатель Братства Пресвятой Богородицы Высокопреосвященнейший Вениамин Казанский особенно потрудился в проповедовании слова Божия, слова трезвости на Боровой улице, в Братской Покровско-Вонифатьевской церкви.

В январе 1893 года в братстве насчитывалось 400 человек. Оно находилось на виду, и его часто посещали различные именитые гости.

Священник Сергий Слепян устраивал ежемесячные собрания рабочих за обеденным столом, беседовал с ними о жизни, совершал многолюдные крестные ходы к петербургским святыням: Сергиевой пустыни, Валааму и т. п.

4 ноября 1918 года, решением Советских властей после 25 лет своего существования, Вонифатьевское Культурно-просветительское Братство при Покровско-Вонифатьевском храме Епархиального Братства Пресвятой Богородицы на Боровой улице, было закрыто.

Районным отделом юстиции 23.12.1918 г. за №6080 в комендатуру 7-го городского подрайона охраны было сообщено, что постановлением Исполкома Александро-Невского подрайона Петрограда от 4-го ноября 1918 года Вонифатьевскому Культурно-просветительскому Братству отказано в регистрации.

Справка отдела юстиции от 23.12.1918 г. №6080 об отказе в регистрации Вонифатьевского Культурно-просветительского Братства

Справка отдела юстиции от 23.12.1918 г. №6080 об отказе в регистрации Вонифатьевского Культурно-просветительского Братства

Прошение священника Андрея Иоанновича Простосердова, служившего в храме с 1915 года и являвшегося на момент закрытия Братства настоятелем Покровско-Вонифатьевского храма и председателем Вонифатьевского Религиозного братства, от 11 октября 1918 года к комиссару III Александро-Невского подрайона Петрограда, о продолжении вести религиозные собрания Вонифатьевского Братства в приходском зале, Советскими властями осталось без внимания.

В настоящее время, нижняя церковь храма Покрова Пресвятой Богородицы по прежнему, освещена во имя святого мученика Вонифатия, покровителя трезвенников.

 

 

 

 Священномученик Вонифатий Тарсийский

Даты памяти 1 января (н.ст) 19 декабря (с.ст)

Икона священномученику Вонифатию Тарсийскому доступна для поклонения в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

Икона священномученику Вонифатию Тарсийскому находится в нижнем храме, справа от иконостаса.

 

Икона Святого Мученика Вонифатия с частицей мощей

Икона Святого Мученика Вонифатия
с частицей мощей

Житие священномученика Вонифатия Тарсийского

Святой Вонифатий жил во времена императора Диоклетиана, который правил с 284 по 305 год. Он был рабом знатной римлянки по имени Аглаида, дочери проконсула. Занимая должность управляющего богатым имением своей хозяйки, он вел нечестивую жизнь, в соответствии с весьма вольными нравами тогдашнего Рима. Предаваясь всецело винопитию и блуду, Вонифатий без зазрения совести согрешал и с самой Аглаидой. При всем этом он был человеком от природы добрым и щедрым, с радостью оказывал гостеприимство странникам и любил раздавать милостыню неимущим.

По прошествии нескольких лет Аглаида, мучимая угрызениями совести и страшась будущего наказания Божия за свои грехи, услышала от христиан, что человек, почитающий мощи святых мучеников, по их заступничеству получит от Господа прощение грехов. Тогда, призвав к себе Вонифатия, она велела ему отправляться в Малую Азию, где христиане в то время подвергались жестоким гонениям, чтобы за деньги приобрести там святые мощи и привезти их в Рим. На это слуга ответил с насмешкой: «А если я привезу тебе свои собственные останки, будешь ли ты почитать меня как святого?» Аглаида с укором отвечала: «Сейчас не время для шуток. Поспеши отправиться в путь, а я, грешница, с нетерпением буду ожидать твоего возвращения, дабы получить прощение от Господа».

Вонифатий прибыл в город Тарс, в Киликии, во главе многочисленной свиты, имевшей при себе много золота и всего необходимого, дабы забальзамировать останки святых и с почестями перевезти их в Рим. Он немедленно направился в амфитеатр, где как раз в то время происходила жестокая казнь 20 христианских мучеников. Вонифатий с ужасом наблюдал, как одного из них разрывали на части, привязав за руки и за ноги к четырем столбам, другого подвешивали вниз головой, третьих яростно бичевали, а иным раздирали бока железными крючьями – однако все они оставались по-прежнему тверды и неколебимы. Подобное зрелище поразило Вонифатия в самое сердце. Позабыв о прошлой нечестивой жизни, он в слезах бросился к стопам мучеников, благоговейно облобызал их оковы и, прося помянуть его в своих святых молитвах, во всеуслышание объявил о том, что он отныне также является последователем Христа.

Приведенный на суд к правителю этой области, Вонифатий с презрением отверг служение идолам и твердо исповедал Спасителя. Доставленный затем в цирк, он по молитвам святых мучеников переносил различные истязания с таким бесстрастием, как будто уже покинул этот мир и был чужд собственному телу. Ему вонзали под ногти заточенный тростник, лили в рот расплавленный свинец, его опускали в котел с кипящей смолой, но никакие мучения не могли сломить его дух. На следующий день Вонифатий с радостью выслушал вынесенный ему смертный приговор. Осенив себя крестным знамением перед казнью, он вознес Господу горячую молитву об укреплении христиан в их скорбях и о даровании ему самому отпущения грехов и вечного небесного блаженства.

Спутники святого Вонифатия, решив поначалу, что он, по своему обыкновению, зашел в какую-нибудь таверну или другое подобное место, начали уже беспокоиться из-за его продолжительного отсутствия и отправились на поиски. В городе они встретили брата местного палача, который рассказал им, что накануне там был казнен некий римлянин, по описанию похожий на их товарища. Хотя они не могли себе представить, чтобы этим мучеником был весельчак Вонифатий, они все же поспешили в амфитеатр. С изумлением они обнаружили там тело своего спутника, которое затем выкупили за 50 фунтов золота и с почетом доставили в Рим.

В это время Ангел Господень явился Аглаиде и произнес: «Встань и иди навстречу тому, кто был твоим слугой и товарищем в блуде, а ныне стал нашим братом. Прими его как господина, ибо благодаря ему простятся тебе все твои грехи». С радостью в сердце женщина снарядила пышную свиту, чтобы достойно встретить святые мощи еще на пути в Рим. Так в точности исполнилось невольное пророчество, произнесенное святым Вонифатием перед отъездом.

Впоследствии Аглаида построила на месте встречи святых мощей большую и красивую церковь во имя мученика.

В этом храме на протяжении веков по молитве святого Вонифатия совершались многочисленные чудеса. Сама же Аглаида, раздав все свое состояние нищим и презрев с тех пор радости суетного мира, всецело посвятила себя подвигам благочестия и молитвы и со временем получила от Господа дар чудотворения. Она почила в мире тринадцатью годами позднее, предав душу Господу с верой в то, что все прегрешения ее прошлой жизни совершенно изглажены благодаря заступничеству святого Вонифатия.

ВVII веке на Авентинском холме Рима был построен храм во имя Вонифатия Римского и Алексия человека Божия (базилика Сант-Алессио), куда и перенесли мощи святого. В нём они хранятся по настоящее время.

Главный неф базилики свв Вонифатия и Алексия

Главный неф базилики свв Вонифатия и Алексия

 

 

 

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление