Прославление на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви священномученика Вениамина (Казанского)
4 апреля 1992 года состоялось Прославление на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского.
Деятельность священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, тесно связанна с историческими событиями церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.
Известно, что священномученик Вениамин (Казанский) митрополит Петроградский и Гдовский, еще в период своего руководства Санкт-Петербургским Православным Братством во имя Пресвятой Богородицы с декабря 1909 года по 1917 год являлся крупным государственным и церковным деятелем в части школьного образования на территории Санкт-Петербургской губернии.
Покровский храм на Боровой улице являлся базовым храмом Братства. У «Покрова на Боровой» епископ Вениамин стремился служить и проповедовать как можно чаще ради «религиозно-нравственного просвещения и назидания приходящих в храм рабочих».
Здесь он вводил в практику богослужения, тогда еще не имевшие широкого распространения, почти еженедельно совершая вечером по средам акафисты при общенародном пении, а Великим постом – пассии. В одном только 1911 году «архиерейских служб совершено в храме тридцать».
Преосвященный Вениамин особенное внимание обращает на братский Покровский храм на Боровой улице, имеющий не менее 10 тыс. прихожан, главным образом, фабрично-заводских рабочих и служащих, на которых и обращается особенное внимание со стороны вожаков сектантства.
Кроме литургий и всенощных, владыка служил в Покровском храме еженедельно, по средам, акафисты, за которым пел весь народ.
Древнехристианский характер «трапез любви» приобрела встреча Пасхи в братском храме в 1911 году. После светлой заутрени и литургии в зале Епархиального братства было устроено бесплатное разговение для бедных прихода в присутствии преосвященного Вениамина, епископа Гдовского. На следующий год пасхальное разговение приходской бедноты на средства, пожертвованные преосвященным председателем братства и наиболее состоятельными прихожанами, состоялось вновь.
17 февраля 1912 года скончался в храме Божием при совершении Литургии во время пения молитвы Господней «Отче Наш» пастырь-труженик на ниве Божией о. Серий Николаевич Слепян, первый священник и настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, служивший последние годы в Комитете для нищих, в домовой церкви особого присутствия по разбору и призрению нищих, где он служил с 1904 года.
В этой церкви епископ Вениамин (Казанский) совершил чин отпевания пастыря-безсребренника, а затем сопровождал похоронную процессию на Волково кладбища.
Преосвященный Вениамин и церковный староста Г.С. Комиссаров объединили усилия, чтобы храм на Боровой с его единственным в Петербурге престолом в честь священномученика Вонифатия, защитника от пьянства, вновь стал маяком трезвости.
Второе рождение общества состоялось 11 марта 1912 года, в день памяти преподобной Марии Египетской (5 неделя Великого поста). Епископ Вениамин отслужил в верхней церкви литургию и молебен священномученику Вонифатию. В своем слове владыка «призвал благословение Божие на новое общество трезвости и указал на значение его в местном рабочем районе».
20 января 1913 года, ранняя литургия в Братском храме впервые была совершена архиерейским чином. Владыке Вениамину сослужил ректор столичной духовной семинарии протоиерей Василий Мартинсон и местный причт, а в пении, под управлением псаломщика-регента И.И. Коробкина, участвовал весь народ.
Как отмечала одна из петербургских газет: – «Ранние архиерейские литургии с общенародным пением являются нововведением в столице, весьма полезным для миссионерско-просветительных целей».
После литургии владыка направился в нижний, Вонифатьевский храм, чтобы освятить мраморную одежду престола, пожертвованную прихожанами.
За пасхальной службой в Светлую Среду, 24 апреля, епископ Вениамин освятил ценную ризу на храмовый образ святого Вонифатия – средства на ее изготовление собрали местные трезвенники и рабочие фабрики «Новая бумагопрядильня».
8 июня владыка освящал третий придел храма – Всехсвятский. Новый придел поместился в верхней (Покровской) церкви.
Через храм на Боровой святитель Вениамин обогатил литургическую жизнь столицы службой «погребения Богоматери». Первый раз в Санкт-Петербурге это чинопоследование было совершено здесь вечером 15 августа 1913 года.
Примечательно, что одну из первых духовных бесед епископ Вениамин, еще студентом, произнес в стенах Братского Покровского храма на Боровой улице, которую предварил своей проповедью один из пионеров пастырско-миссионерской деятельности на рабочих окраинах Петербурга священник Сергий Слепян.
После 1917 года, находясь в сане митрополита Петроградского и Гдовского Вениамин Казанский продолжал служить в храме на Боровой. Так, в 1920 году священник подворской церкви отец Владимир Румянцев, будет назначен митрополитом Вениамином к церкви Покрова на Боровой, который в дни ленинградской блокады станет настоятелем Николо-Богоявленского кафедрального собора).
1 июня 1922 года митрополит Вениамин был арестован по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей и помещён в Дом предварительного заключения. На самом деле, непосредственной причиной ареста стала принципиальная позиция, занятая митрополитом в отношении «обновленцев».
Кроме него, к делу были привлечены ещё 86 человек. Судебный процесс проходил с 10 июня по 5 июля 1922 года в бывшем здании Дворянского собрания. На процессе держался мужественно, вину не признал, а последнее слово преимущественно посвятил доказательствам невиновности других подсудимых. К доводам защиты, что именно действия митрополита предотвратили кровопролитие, судьи не прислушались.
Петроградский революционный трибунал приговорил к расстрелу десятерых подсудимых (в том числе и митрополита), шестерым из которых смертная казнь была заменена лишением свободы. Вениамин был расстрелян вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), адвокатом Иваном Ковшаровым и профессором Юрием Новицким. Точное место казни неизвестно. По одной из версий, это произошло на станции Пороховые по Ириновской железной дороге, причём перед казнью все были обриты и одеты в лохмотья, чтобы нельзя было узнать духовных лиц.
Также известно, что настоятель Покровской церкви на Боровой улице с 1921 по 1922г., Протоиерей Леонид Васильевич Дьяконов проходил по одному групповому делу Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского в «распространении воззваний митрополита Вениамина, но без умысла нанести Советской власти вред» (Статья ст.73 ч.2 УК РСФСР ).
Петроградским губернским Ревтрибуналом 5 июля 1922 года отцу Леониду вынесено обвинение к 2 месяцам принудительных работ без содержания под стражей.
С 31 марта по 5 апреля 1992 г. в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, заседал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. В деяниях Собора участвовали 97 архиереев.
В 1-й день заседаний Собор заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, в котором были изложены одобренные Священным Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, а также новомучеников митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним священномученика архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова, великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, убиенных в Алапаевске.
По докладу митрополита Ювеналия Архиерейский Собор принял 2 деяния:
«О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873–1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), великой княгини Елизаветы (1864–1918) и инокини Варвары (1918)».
Также необходимо отменить, что ранее Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 31 октября 1990 года приговор Петроградского ревтрибунала от 5 июля 1922 года и определение кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК от 26 июля того года были отменены и уголовное дело производством прекращено за отсутствием в действии обвиняемых состава преступления.
На Никольском кладбище в Александро-Невской лавре священномученику был установлен кенотаф.
На иконе Собора новомучеников и исповедников Российских, написанной к их общему прославлению в 2000 году, на третьем клейме был изображен суд над священномучеником Вениамином и иже с ним, причём святитель показан благословляющим в ответ на неправедный приговор.
Память и чествование священномученика Вениамина (Казанского), в церкви Покрова Пресвятой Богородицы является храмовым (престольным) праздником храма и празднуется 13 августа в день памяти священномученика.
Икона Священномученика Вениамина находится в нижнем храме, по центру средней колонны.