РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Собор всех святых, в земле Русской просиявших.

Позвал Господь Петра и Андрея, и они тотчас, оставя все, пошли за Ним. Позвал Он Иакова и Иоанна, и они тоже тотчас оставили все и пошли за Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидели лучшее. Таков уж закон у нас в душе, что узнав и вкусив лучшее, она отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом Господь изобразил в притче о сокровище, сокрытом на селе, и о бисере многоценном. Это сокровище и бисер – вера в Господа и общение с Ним по силе веры. Обладателями этого мы нарицаемся еще в крещении. Отчего же мы так мало ценим такое сокровище и, мало ценя, меняем на пустошь? Оттого, что во время воспитания не вводят нас во вкус этого сокровища, и оно становится чуждо нашему сердцу. Сердце наше не знает этого лучшего. Оно знает только, что из нехорошего меньше нехорошо и что больше, и на этом основывает свой взгляд. Тут и причина вся, отчего иных зовет Господь и они идут, а мы, и призванные, бежим от Него.

Святитель Феофан Затворник. 

Второе воскресение после Праздника Пятидесятницы, во время Петрова поста,  Святая церковь посвящает празднованию памяти всех святых в земле Русской просиявших. В 2022 году этот день приходится на 26 июня.

Собор всех святых, в земле Русской просиявших

Собор всех святых, в земле Русской просиявших

Из истории

Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI века, после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 годов. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля (по старому стилю); этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в разных рукописях, но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII веков. С конца XVIII века она издавалась старообрядческими типографиями. После XVII века это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (то есть в воскресенье) после памяти пророка Илии (20 июля по старому стилю).

Около 1643 года иеромонах Мелетий Сириг, протосинкелл Константинопольского Патриарха, по просьбе митрополита Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. украинский аналог службы в честь Всех русских святых. В конце 40-х годов XVII века по образцу службы иеромонаха Мелетия соловецкий иеромонах Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим», ныне известной по единственной книги XVII века. Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в других ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в сыропустную субботу. Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.

Помимо гимнографических произведений для службы русских святых создавались четьи тексты. Так, инок Григорий Суздальский написал «Похвальное слово» в честь новых чудотворцев, иеромонах Сергий (Шелонин) – «Похвальное слово русским преподобным».

Современное празднование всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов.

обложка

На заседании 20 августа (7 августа по старому стилю) был заслушан доклад профессора Б. А. Тураева о праздновании памяти всех святых, новых чудотворцев российских. В докладе был сделан краткий обзор истории службы новым российским чудотворцам, приведены примеры подобных служб (ветхозаветным праотцам, преподобным афонским и др.) и предложено восстановить празднование памяти русских святых в воскресный день после памяти Собора Всех Святых по примеру памяти афонских подвижников, отмечаемой на Святой Горе.

Обложка. Собор Всех Святых. Заговенье на Петров пост.

Заслушав доклад, Собор определил восстановить празднование дня памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста, а соответствующее последование (основанное на последовании инока Григория, но исправленное и дополненное Высшим Церковным Управлением) напечатать в конце Цветной Триоди. Статьи были переданы в Редакционный отдел Собора и приняты с небольшими поправками 26 августа (13 августа по старому стилю). Дополнение и исправление службы было поручено Тураеву и будущему священноисповедник епископу  Афанасию (Сахарову).

Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич), святитель, исповедник

Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич), святитель, исповедник

Служба была почти полностью переписана, из старой осталось лишь несколько песнопений. Первоначальный вариант службы издали брошюрой гражданской печати в Москве в 1918 году; издание отличалось большим количеством опечаток. Священноисповедник Афанасий редактировал службу в продолжение всей жизни. Следующее издание ее вышло в Москве в 1946 году. Окончательный текст службы, более полный по сравнению с текстом первых изданий, был выпущен в составе Миней, подготовленных Московской Патриархией в 1978-1989 годах. Служба имеет много особенностей, обусловленных желанием священноисповедника Афанасия выделить ее в круге праздников Русской Православной Церкви; она включает избыточный гимнографический материал, что позволяет со всей полнотой совершать ее как в воскресный, так и в будний день. Нек-рые особенности, составленной священноисповедником Афанасием Сахаровым, службы не вполне традиционны: поименное перечисление всех русских святых на литии не имеет аналогов в древних службах (а после прославления сонма новомучеников на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 года стало практически неосуществимым), соединение 3 величаний, обращенных к Богу, Божией Матери и ко всем русским святым, не находит соответствия в Типиконе.

***

Об иконографии
Образ Всех святых, в Земле Русской просиявших

Образ Всех святых, в Земле Русской просиявших

Священноисповедник Афанасий Сахаров много работая над службой к празднику Всем святым, в земле Русской просиявшим, и глубоко чтя родных ему по духу праведников родной земли, разработал иконографическую концепцию образа всем русским святым. Когда святитель Афанасий (Сахаров) разрабатывал композицию иконы Собора Русских Святых, Царская семья и Собор новомучеников не были проставлены в лике святых и большинству, запечатленных на иконе, еще только предстояло взойти на свою Голгофу. Не ведал владыка, что через четыре года он и сам вступит на исповеднический путь, а празднование Всем русским святым, по исправленной им службе, впервые совершит 10 ноября 1922 года в 172-й камере Владимирской тюрьмы.

На крайне серьезную и большую работу по написанию иконы священноисповедник Афанасий Сахаров благословил Марию Николаевну Соколову, будущую монахиню-иконописца Иулианию. Это благословение произошло не позднее конца 1933 – начала 1934 года. Сначала святитель Афанасий поручил Марии Николаевне написать для него келейный образ собора святых земли Русской.

В январе – мае 1934 года икона была написана. Этой работе предшествовал продолжительный подготовительный период. Иконография и состав святых подробно обсуждались со святителем Афанасием. «В памяти моей еще живут воспоминания, как писался образ Всех святых, в земле Русской просиявших. Марии в то время было около 30-ти лет, она посмотрела сотни житий святых, сказаний, статей, книг. Подняла огромный иконографический материал. По количеству духовных знаний и труда, вложенных Марией, образ Всех русских святых равен, а возможно, и превосходит любую докторскую диссертацию. Были выполнены сотни эскизов, зарисовок, многие-многие часы проведены в молитвах, раздумьях, сомнениях…» (из воспоминаний В. В. Быкова).

Икона Всех святых земли Русской, фрагмент

Икона Всех святых земли Русской, фрагмент

Образ получился настолько цельным и гармоничным, что трудно поверить в то, что это сравнительно недавно созданная композиция. В верхней части изображены Матерь Божия, святой Иоанн Предтеча, Архангелы, святые Вселенской Церкви, предстоящие Святой Троице, и в то же время молитвенно поддерживающие подвижников и праведников Русской земли. Группы русских святых собраны по землям и включают в себя святителей, мучеников, преподобных, блаженных, предстоящих Богу и покровительствующих не только местам своих подвигов, но и всей Русской земле.

«…Как только открылось в Москве метро, Владыка Афанасий с этой иконой проехал от “Сокольников” до “Парка культуры”. И говорил: “Это метро освящено мною иконой Всех русских святых”. Я проезжал с этой иконой и прочитал все молитвы на освящение этого метро», – вспоминала келейница Владыки Афанасия Н. С. Фиолентова.

Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, появилась на 20 лет позже иконы, но связано это было прежде всего с тяжелыми обстоятельствами жизни епископа-исповедника, его многолетним пребыванием в узах и заточении. Он закончил свою работу над службой Всем русским святым в 1953 году. В 1954 году келейная икона Владыки Афанасия, написанная М. Н. Соколовой, побывала на первом престольном празднике в Троице-Сергиевой Лавре, в храме в честь этого праздника, расположенном в крипте Успенского собора.

Икона Всех святых земли Русской, фрагмент

Икона Всех святых земли Русской, фрагмент

Он писал по этому поводу Марии Николаевне: «Я был очень утешен тем, что написанная Вами икона Всех Русских святых, первая в этом роде, была на первом храмовом празднике в первом постоянном храме Всех русских святых, созданном в дорогой для всех русских людей Троице-Сергиевой Лавре. Даже сожалею, что тогда не пришла мне мысль о том, чтобы эту святую икону оставить там в качестве храмовой навсегда. Думаю, что там есть уже такая икона, и Вашей же рукой написанная. Но хотелось бы там оставить “первописанную”, а не копию. Может, это и устроится? Я очень люблю эту святую икону и дорожу ей, но с радостью уступил бы ее для родной Лавры. Если Вы имеете какие-либо связи с Лаврой, я был бы только благодарен Вам, если бы Вы эту передачу устроили.

Только хотел бы, чтобы на обороте иконы была записана ее история, примерно в таком виде: “Сей святый образ Всех святых, в Земле Русской просиявших, первый в такой (композиции), по благословению и указанию Преосвященнейшего Афанасия, епископа Ковровского, написан в граде Москве иконописцем Марией Николаевной Соколовой, в лето от сотворения мира 7442-е, от Рождества же по плоти Бога Слова 1934-е, в январе-мае месяцам. Освящен сей образ Преосвященнейшим Афанасием после малой вечерни под неделю Всех святых, в Земле Русской просиявших, 27 мая-июня того же года при служении в домовом храме иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Иеракса в селении Лосино-Островской Московской области при участии хора Московского Святителя Николая, что в Кленниках церкви”.

Об этой надписи должны знать очень немногие, и после ее написания обратную сторону иконы надо будет обтянуть какой-либо материей. Мне хочется оттенить в надписи, что икона, Вами написанная, первая с таким расположением святых. Раньше Вашей иконы Всех русских святых, но в ином их расположении, есть древняя икона, Вам известная. Она издана частями в альбоме музея Петроградской Духовной Академии. Вторая в таком же роде незадолго до Вашей написана в Старой Руссе протоиереем В. Пылаевым. Теперь она в кабинете Патриарха.

И еще одно замечание по поводу нашей иконы. Ее, кажется, надо будет дополнить двумя изображениями. Я слышал, будто в Алма-Ате хранится предание, что там был Апостол Матфей, только я не знаю точно: евангелист или Матфий, избранный на место Иуды, и что в Желободе (в Средней Азии) хранится и весьма почитается могила праведного Иова. Это все надо хорошенько проверить. И если это верно, то и праведного Иова, и святого Апостола надо изобразить в лике небесных молитвенников о Русской Земле, около пророка Илии и Апостола.

Простите, родная моя, что с первым же письмом я обращаюсь к Вам с просьбами и поручениями. Но все, что касается нашего праздника и нашей иконы, мне очень дорого, и я спешу высказать мои пожелания, ибо не знаю, что породит грядущий день…»

В другом своем письме от 30 сентября 1959 года святитель Афанасий упоминает о том, что «будет в Лавре и митрополит Нестор, который будет искать Вас для переговоров об иконе Всех русских святых…»

Икона Всех святых земли Русской, фрагмент

Икона Всех святых земли Русской, фрагмент

По свидетельству протоиерея Владимира Воробьева икона Всех русских святых была написана матушкой и для митрополита Рижского и Латвийского Леонида (Полякова, † 1990), и эта икона находится до сих пор в Прибалтике. Известны иконы собора русских святых, находящиеся в московском Даниловом монастыре, в соборе города Тутаева-Борисоглебска. Две иконы русских святых, написанные матушкой Иулианией – келейная святителя Афанасия и храмовая, написанная для лаврского храма Всех русских святых, до сих пор находятся в Троице-Сергиевой Лавре.

Таким образом монахиней Иулианией было написано не менее пяти икон Всех русских святых. Немного отличаясь в деталях, в целом они сохранили композицию и цветовой строй первоначальной иконы.

Святитель Афанасий отошел ко Господу в 1962 году, а в 2000 году был канонизирован Русской Православной Церковью. В 1981 году упокоилась матушка Иулиания.

Новые и новые святые появляются в соборе русских праведников. После канонизации Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году святых новомучеников и исповедников Церкви Русской изображение их собора добавилось и на иконы Всех святых земли Русской, написанные в России.

Не будем же забывать обращаться к ним в этот особый для Русской Церкви день – праздник Всех русских святых – как к известным нам, так и к оставшимся сокровенными от людей, но известным Богу, сияющим как множество звезд в Царстве Небесном:

«Нощней тьме огустевающей, умножается звездный блеск, и к тому очи заблуждших радостно возводятся. Тако и умножившейся на земли греховней тьме, возведем горе очи наши, братие, и, сияние духовных звезд, землю нашу озаряющих, узревше, к Небесному отечеству потщимся, его же да не лишит Господь нас, грешных, молитвами святых своих…» (седален, глас 7, служба Всем святым, в земли Российстей просиявшим).

***

О празднике
Дивен Бог во святых Русских

Сегодня ликует русское Небо! Сегодня — всероссийский день ангела. Какой календарь может вместить наших святых поименно? Какое сердце способно по-настоящему понять их великий подвиг?

Наши святые — это самое дорогое украшение, самое необъятное богатство, самое таинственное сокровище Русской земли. Это благоухающее приношение Христу, сотканное из кротости, смирения и любви русского сердца. Недра нашей земли всегда изобиловали природными богатствами, реки — чистой водой, сады — сладкими и красивыми плодами. Но святые — это самые удивительные плоды, это самая чистая вода, это совесть нашей русской души.

Каждый из святых благоухает каким-то своим особым ароматом. Преподобные, праведные, бессребреники, мученики, святители, юродивые, блаженные, равноапостольные, благоверные… Но всех их объединяет одно — это любовь к Богу, любовь к Истине, это их горячее алкание Небесной правды. Любовь — их главный и самый важный подвиг.

И. В. Киреевский очень точно сказал, что «все настоящие ценности пришли в Россию с первым ударом христианского колокола!» Звучание этого колокола сопровождало многовековую русскую святость от страстотерпцев Бориса и Глеба до сонма новомученников XX века, от звонких прозрачных вод Днепра до кровавого страшного моря Бутовского полигона!

Преподобный Иустин Сербский горячо говорит, что «русская душа — это самое драматическое поприще, на котором беспощадно сражаются ангелы и демоны. Что представляет собой рай русской души? Рай русской души представляют и им являются богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые, от святого князя Владимира до патриарха Тихона Исповедника. Огромен, чудесен, беспределен рай русской души, ибо огромна, чудесна и беспредельна святость славных святителей земли русской. Всякий святой — это ничто иное, как возвращенный рай! Этот рай — в святых Сергии Радонежском и Митрофане Воронежском, в святых Филиппе Московском и Владимире Киевском, в святых Серафиме Саровском и Иоанне Кронштадтском. Во всяком мученике, во всяком исповеднике, во всяком праведнике земли русской. Дивен Бог во святых русских!»

Святые — это маяки, путеводители, воспитатели человеческой души. Они — друзья Божии. Сам Господь говорит о них: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает Господин его. Но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего».

Русские святые — это наша живая нить, соединяющая земное и Небесное. Их заступничеством стоит земля русская. Их молитвами рождаются поколения новых христиан. Их вспоможением не перестает звучать на нашей земле христианский колокол, первые удары которого Русь услышала более 1000 лет назад.

Россия прошла в XX веке сквозь мучительные огненные испытания. «Рече безумен в сердце своем: несть Бог». Строители светлого будущего пытались осквернить сияющий светлый антиминс России. Новомученики русские «были побиваемы камнями, перепиливаемы, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпели недостатки, скорби, озлобления...» Но как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Жертва мучеников обладает притягательной силой. Она — венец Церкви, ее благородство и красота. Голос мучеников убеждает и утешает, а смерть их не есть смерть, а жизнь бесконечная». Голос и молитвы святых убеждают и утешают нас и в наше неспокойное и сложное время. Ф. М. Достоевский говорил: «Россия для того только и живет, чтоб хранить христианство. Кончится вера во Христа, кончится и русский народ».

Один иерарх нашей Церкви рассказывал, как в 70-е годы на одной международной конференции иностранные журналисты задали ему вопрос: «А что будет с Русской Православной Церковью, когда умрут бабушки, из которых она состоит?» И он ответил: «Наши бабушки бессмертны!» И когда мы задаем вопросы: А что вообще создало русскую цивилизацию? Что послужило скрепой, фундаментом, основой русской государственности? Что родило русскую культуру? Что помогло нам стать великой державой? То ответ, безусловно, один — Вера, Православие, Церковь, наши Святые!

Русь — она и сейчас, как и прежде, святая! Не потому, что на ней живут одни праведники, святые и угодники Божии. Нет! Россия утопает в грехах. Но потому Русь святая, что Церковь русская хранит в своих недрах евангельский идеал: «Будьте святы, потому что Я Свят». Потому что Православие в генах нашей души! И любой последний пьяница или законченный наркоман где-то в глубине своей души знает и понимает, что для него не закрыта дорожка в храм на покаяние. Любая блудница может услышать: «Иди и впредь не греши». И любой покаявшийся вор, взяточник, аферист или разбойник, такой как и Опта, основавший Оптину пустынь, может почувствовать, что Бог не отвернулся от него. И каждый более-менее здравомыслящий человек догадывается, что в рай не помогут добраться ни гроб из красного дерева, ни роскошные поминки, а только вера и добрые дела, которые человек смог стяжать в земной жизни.

Святая Русь — это возможность для каждого из нас, начиная с президента и кончая нищим, стоящим с протянутой рукой, осуществить главный замысел Божий о человеке — его обожение. Священномученик Иларион Верейский говорит, что «идеал Православия есть не прогресс, но преображение». Самое важное — не газопроводы и новинки вооружения, хотя и это, конечно, необходимо для страны; самое важное — это преображение человеческой души, преображение сердца каждого из нас.

Человек — это потерянная, но найденная драхма. Господь находит нас, находит драхму нашей души и радуется, если человек становится на путь спасения. И уже не только бабушки в белых платочках, но и люди самых разных сословий и возрастов заполняют наши храмы. «Звание каждого человека — свято!» — говорил Н. В. Гоголь.

Но духовная жизнь это не способ забыться от мира, от каких-то насущных забот. Духовная жизнь — это способ решить наши проблемы. В духе смирения, в духе надежды на Промысл и Любовь Божию. Христианину нельзя прятаться от жизни.

Святые зажгли навечно свечи своих сердец, чтобы Вселенная, погруженная во тьму забвения Бога, хотя бы немного отогрелась у этого света! И мы должны зажечь свои сердечные лампады. Чтобы тьмы стало меньше. Чтобы вместе с преподобным Силуаном Афонским могли воскликнуть: «Господи, дай народам всей земли познать, как много Ты нас любишь и какую чудную жизнь Ты даешь верующим в Тебя».

Мудрые как змии и простые как голуби, лучшие многих малых птиц, нищие духом, алчущие и жаждущие Правды русские святые уже прошли свой земной путь. Теперь они светят нам своими молитвами из Вечности. Весь сонм русских святых: от равноапостольной Ольги и до Царственных страстотерпцев, от преподобных Антония и Феодосия Печерских до Оптинских старцев. Преподобный Варсонофий Оптинский говорит: «Если мы воскликнем: «Вси святии! Молите Бога о нас!», то всё Небо сразу же ответит: «Помоги, Господи!» Своей молитвой святые охраняют каждый наш день!

Наши святые — это самое дорогое украшение, самое необъятное богатство, самое таинственное сокровище Русской земли. Сегодня — всероссийский день ангела. Сегодня ликует русское Небо!

Рассказывал Игумен Тихон (Борисов)

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие по Марку, глава 16 стих с 1 по 8 (зачало 70)

1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

На Литургии

Послание апостола Павла к Римлянам, с глава 2 с 10 по 16 (зачало 81 по полу)

10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

Евангелие по Матфею, глава 4 стих с 18 по 23 (зачало 9)

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Послание апостола Павла послание к евреям, с главы 11, 33 по главу 12, 2 (зачало 330)

33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми́лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Глава 12

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Евангелие по Матфею, глава 4 стих 25 по главу 5 стих 12 (зачало 10)

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

 

 

 

По материалам:

Православный церковный календарь. Азбука веры.

Православный календарь. Православие.

Дивен Бог во святых Русских. Оптина пустынь.

Всех святых в земле Русской просиявших. Оптина пустынь.

Всех святых в земле Русской просиявших. Православная энциклопедия.

Икона «Всех святых, в земле Российской просиявших». Санкт-Петербургская Духовная Академия. Иконописное отделение. 

Икона Всех святых земли Русской. Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление