Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой города Санкт-Петербурга

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; и, отменив проклятие, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Русский перевод Тропаря Рождества Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября Святая Церковь празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. У праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии установлен один день предпразднства — это 20 сентября и четыре дня попразднства. 25 сентября — Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

***

О празднике Рождества пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии установлен в память рождения Пресвятой Богородицы Марии. В годовом круге двунадесятых праздников является первым по времени и празднуется Церковью как всемирный день радости.

В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового Заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, Которая была предназначена Божественным Промыслом стать Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Родилась Пресвятая Дева Мария в небольшом галилейском городе Назарете. Родителями ее были праведные Иоаким и Анна. Супруги до глубокой старости не имели детей, это их очень печалило, так как бесчадие считалось у евреев наказанием Божиим. Церковное Предание говорит, что когда Иоаким пришел в храм, чтобы принести Богу жертву, первосвященник отказался ее принять, така как Иоаким «не создал потомства Израилю».

Отвержение даров праведных Иоакима и Анны. Клеймо иконы «Благовещение» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ)

Отвержение даров праведных Иоакима и Анны. Клеймо иконы «Благовещение» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ)

Тогда старец в скорби удалился в пустыню и там со слезами молился Господу, чтобы ему было даровано дитя. Святая праведная Анна осталась дома одна и горько плакала, но не роптала на Бога, а смиренно молилась, призывая Божие милосердие. После своих трудов она вышла в сад и села там отдохнуть. Случайно подняв глаза, она увидела как на дереве птичка-мать кормила своих птенчиков в гнезде. Анна подумала: «Вот, и птице Бог дает радость в детях, а у меня этой радости нет». В этот момент ей явился Ангел Господень и сказал: «Молитва твоя услышана. У тебя родится Дочь, благословенная более всех дочерей земных. Имя Ей будет Мария«. Услышав такое дивное обещание, Анна поспешила в Иерусалим, чтобы там в храме поблагодарить Бога. Между тем Ангел Господень явился Иоакиму и сказал ему те же слова, прибавив: «Поди в Иерусалим; там у Золотых Ворот встретишь ты жену твою». Супруги радостно встретились и вместе вошли в храм принести благодарственную жертву. После этого они вернулись домой в Назарет. Через девять месяцев у них родилась Дочь, Которую родители назвали Марией.

Как известно, все дети, рожденные поздно, но желанные своим родителям, особенно любимы и оберегаемы. Так же была любима и хранима своими родителями Дева Мария, будущая Богородица. Ее воспитывали в чистоте души и тела, а когда младенцу Марии исполнилось три года, во исполнение обета, Ее отвели в Иерусалимский храм.

Первые шаги Марии. Клеймо иконы «Благовещение» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ)

Первые шаги Марии. Клеймо иконы «Благовещение» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ)

С Рождеством Богородицы стало возможным и Рождество Спасителя, поэтому день Ее рождения считается днем предваряющим начало новой эры — зарей христианства. Пресвятая Богородица Свой чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, святых апостолов и святых отцов Церкви, но и Ангелов, явившись живым храмом Божиим.

***

Догматическое учение о Деве Марии

Учение о Божией Матери имеет две особенности:

  • Во-первых, оно основано на христологии и поэтому никогда не рассматривается вне домостроительства спасения, совершенного Воплотившимся Сыном Божиим.
  • Во-вторых, в нем почти невозможно отделить догматическое учение от того почитания, какое воздается Божией Матери в Церкви.

Первая особенность усматривается уже в приготовлении человеческого рода к пришествию Спасителя. В процессе приготовления «Божественной педагогикой» реализуется проходящая через весь Ветхий Завет идея избрания: последовательно избираются Ной, потомство Авраама, израильский народ, колено Иудино, «дом Давида». «Круг избраний медленно сужается… Так растет древо Иессеево до последнего и высочайшего избрания Пречистой Девы» и совершается «предуготовление Той, Которая должна была «взаимодать» Свою человеческую природу, дабы осуществилась тайна воплощения». Дева Мария, таким образом, наряду со всем человечеством включена в мессианский процесс. Она не изолирована ни от истории, ни от потомства Адама, ожидавшего пришествия Спасителя. Величие, святость и чистота Девы Марии — это, как замечает святитель Григорий Палама, результат последовательных очищений, совершавшихся на протяжении многих ветхозаветных поколений и завершившихся в естестве Самой Девы. Причем эти очищения совершались не механически и насильственно, но с соблюдением свободы как Девы Марии, так и ее предков. Поэтому святость Пресвятой Девы есть не результат каких-либо привилегий, дарованных Ей в силу Ее будущего Богоматеринства, но плод Ее подвига веры и жизни. Свобода человека, лежащая в основе всего мессианского процесса, не нарушается даже тогда, когда наступает момент Боговоплощения. «Воплощение,- замечает по этому поводу Николай Кавасила,- было делом не только Отца, Его Силы и Духа… но также (делом) воли и веры Девы. …Без согласия Пренепорочной и содействия Ее веры (Предвечный) Совет не мог бы быть осуществлен. Бог, научив и убедив Ее… делает Ее Своей Матерью. Он заимствует Свою плоть от Знающей об этом и Желающей этого. Бог желал, чтобы Матерь носила Его во чреве столь же свободно, как и Он воплотился добровольно…». О том, что Боговоплощение было актом не только воли Божией, но и воли Девы, пишет и преподобный Иоанн Дамаскин: «После того как Святая Дева изъявила согласие, на Нее, по слову Господню, которое сказал Ангел, сошел Святой Дух, очищающий Ее и дарствующий Ей силу для принятия Божества Слова, а вместе — и для рождения Его». С учетом того, что Пресвятая Дева, будучи «предызбранной от всех родов» (стихира на стиховне вечерни Введения), в момент Боговоплощения в Своем лице представляла все человечество, Ее согласие исполнить Божественную волю, выраженное в словах: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1. 38), стало одновременно и выражением согласия всего человеческого рода на то, чтобы «Бог явился во плоти» (1 Тим 3. 16).

Непосредственная связь православной мариологии с христологией усматривается и в именовании Пресвятой Девы «Богородицей». Догматически закрепленное III Вселенским Собором против несториан, отрицавших Богоматеринство, оно хотя именует Деву Марию Матерью Бога, однако по существу носит христологический характер, так как с его помощью выражается учение об ипостасном единстве Бога Слова, ставшего плотью (Ин 1. 14). Поэтому отрицание Богоматеринства является не только искажением учения о Божией Матери, оно в корне подрывает саму основу догмата Боговоплощения, а вместе с ней — и основы христианства. В свете именно такого объяснения мариологического учения становится понятным строгое осуждение тех, кто не признавал Богоматеринства Девы Марии.

Вторая особенность учения о Божией Матери находит свое объяснение в контексте Предания Церкви, приписывающего Деве Марии «боголепную славу» (стихира на «Господи, воззвах» вечерни Успения). Она является подтверждением общеизвестной богословской истины, согласно которой Писание и Предание в Церкви неразделимы. Поэтому, основываясь на одном лишь Писании, порой бывает трудно понять места, прямо или косвенно относящиеся в Ветхом Завете и Новом Завете к Матери Иисуса Христа. Более того, вне Предания некоторые из этих мест могут показаться даже противоречащими великому почитанию, воздаваемому «Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии» (прошение ектении). Так, если «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф 11. 11), то, казалось бы, Пресвятая Богородица по Своему достоинству должна стоять ниже пророка и Предтечи Иисуса Христа.

Св. Иоанн Предтеча получает дар пророчества. Клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча — Ангел пустыни, с житием». Сер. XVI в. (ЯИАМЗ)

Св. Иоанн Предтеча получает дар пророчества. Клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча — Ангел пустыни, с житием». Сер. XVI в. (ЯИАМЗ)

В другом евангельском тексте Сам Христос, когда «одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк 11. 27), как будто отклонил прославление Своей Матери, потому что «блаженными» назвал слышащих слово Божие и соблюдающих его (Лк 11. 28). Однако мнимость этих противоречий со всей очевидностью обнаруживается в свете Предания. Православная экзегетическая традиция объяснение евангельского текста Мф 11. 11 ищет в продолжении 11-го стиха, где содержатся следующие слова Христа: «…но меньший в Царстве Небесном больше его» (т. е. Иоанна Крестителя).

Согласно этой традиции, рассматриваемый текст имеет в виду разные степени духовного совершенства, какие могли быть достижимы ветхозаветным человеком, которому еще не было доступно состояние обожения, и человеком Нового Завета, для которого в Искуплении, совершенном Иисусом Христом, открылась возможность приобщения к полноте благодати Святого Духа и вхождения в Царство Небесное. Святой Иоанн Предтеча был величайшим пророком; своей святостью он превзошел «рожденных женами» ветхозаветных праведников; однако он был сыном Ветхого Завета и жил лишь надеждой на исполнение обетованных благ. Жизнь Девы Марии проходит в двух Заветах; и хотя ветхозаветный период Ее жизни являет собой предельную высоту Ее святости, какая была возможна до пришествия Христова, духовное совершенство Девы Марии во всей полноте осуществляется лишь в Новом Завете и несравненно превосходит Ее ветхозаветную праведность.

Литургическое предание усматривает в Лк 11. 27-28 не умаление, а прославление Богоматери: этот текст включен в евангельское чтение во время всенощного бдения в Богородичные праздники. Объяснению этого, на первый взгляд, странного факта помогают другие евангельские места, в которых, как и в анализируемом тексте, говорится об отношении к слову Божию. В одном из них повествуется о том, как однажды пришли «Матерь и братья» Иисуса Христа, желая встретиться с Ним. Однако не могли этого сделать, так как Христос был окружен множеством народа. «И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк 8. 19-21). Обращает на себя внимание то, что эти слова Иисус Христос произносит почти непосредственно за притчей о Сеятеле и семени, с которой Он только что обратился к народу (Лк 8. 4-15). В этой притче Он с похвалой отзывается о тех, кто, подобно «доброй земле», «услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк 8. 15). Они для Христа — «блаженны» (Лк 11. 28); они — Его «брат и сестра и матерь» (Мф 12. 50). Что же касается Девы Марии, то Ее связь со Христом не была только родственной, как Матери с Сыном. Евангелист Лука дважды подчеркивает, что «Мария сохраняла все слова сии (т. е. слова о Боге Слове, ставшем плотию (Ин 1. 14)), слагая в сердце Своем» (Лк 2. 19, 51). А это значит, что Она тоже «блаженна», и не только потому, что родила Сына Божия, ставшего Сыном человеческим, но и потому, что через благодатное слово Божие, которое было для Нее жизненным началом, Она превзошла Своей славой все небесные силы. Такое объяснение анализируемых текстов Евангелия от Луки не входит в противоречие с толкованием блаженным Феофилактом Болгарским параллельного места из Евангелия от Матфея (12. 47-50), где Христос называет Своим братом, сестрой и матерью того, «кто будет исполнять волю Отца… Небесного». «Не в укор Матери (Иисус Христос) говорит это, но для исправления человеческой мысли Ее; ибо не сказал: Она Мне не мать, но дал знать, что если Она не будет исполнять воли Божией, то Ей нисколько не принесет пользы то, что Она родила Меня. Итак, Он не отрекается от естественного родства, но восполняет его родством по добродетели».

***

Ветхозаветные прообразы Божией Матери
Образ рая. Богородица на троне с предстоящими. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент

Образ рая. Богородица на троне с предстоящими. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент

Церковное Предание позволяет определить мариологический смысл многих не только новозаветных, но и ветхозаветных повествований. Святой Андрей Критский считает, что «нет ни одного места во всем Богодухновенном Писании, где бы внимательный исследователь не увидел разных, повсюду рассеянных на Нее (Божию Матерь) указаний». Перечень этих «указаний» открывается святоотеческим утверждением, что тайну Богоматери следует усматривать уже в Предвечном Совете. Объясняя обращенные к царю Давиду слова Господа: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс 131. 11), преподобный Иоанн Дамаскин отмечает, что «от племени Давида» «прозябла» Дева Мария, «предопределенная Предвечным… Советом Божиим и чрез Святого Духа как представленная, так и предвозвещенная различными образами и словами Пророков». Первый образ Богоматери — «Земли ненасеянной» (стихира на «Господи, воззвах» вечерни Благовещения) — святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, усматривает в сотворенной Богом земле (Быт 1. 9-12), которая принесла первые плоды под непосредственным воздействием Божественного творческого слова. Святые отцы часто называют Деву Марию «раем», употребляя при этом различные эпитеты: «словесный рай», «вечноцветущий рай нетления», «умный рай», «рай… который блаженнее Едема». Особое внимание святоотеческое предание уделяет сравнению Девы Марии с Евой. Первым из святых отцов, кто, по замечанию протоиерея П. Преображенского, «противопоставил Марию и Еву и их роль в домостроительстве спасения рода человеческого, тем самым дополняя противопоставление Христос — Адам, сформулированное апостолом Павлом», был святой Иустин Мученик. По пути Иустина пошли святой Ириней и другие отцы Церкви, именовавшие Богоматерь «Новой Евой». Сравнение «двух дев» обычно начинается со сравнения их происхождения. «Кем рождена в начале Ева? Какая матерь зачала ее безматернюю? — спрашивает святитель Кирилл Иерусалимский, полемизируя с иудеями, и отвечает: — Писание говорит, что произошла она из ребра Адамова. Итак, Ева из мужского ребра рождается без матери, а (разве) из Девического чрева Младенец не может родиться без мужа?» Такое рождение, по замечанию святого отца, действительно возможно, но лишь «от Святого Духа Божией силой». Затем сравнивается состояние двух Ев: одной — к моменту искушения ее от диавола, а другой — к моменту Благовещения архангела Гавриила. Первая Ева находилась в невинном райском состоянии; ее природа еще не была повреждена грехом. «Новая Ева» в момент Боговоплощения в Своем лице представляла падшее человечество, а потому тленное и смертное. Ее исключительное избрание не изолировало Ее от рода человеческого и от первородного греха, печать которого лежала на всех, не только на грешниках, но и на праведниках. Продолжая сравнение, святоотеческая мысль обращает внимание на то, что «первая Ева впала в преступление, и через нее, послужившую змею против прародителя, смерть вошла в мир»; Мария же, «послушная воле Божией, обманула змея, обманувшего нас, и ввела в мир нетление». Библейский образ брака, в котором Женихом выступает Сам Бог, а невестой — ветхозаветный Израиль или новозаветная Церковь, некоторыми святыми отцами используется применительно к Сыну Божию и Деве Марии, называемой ими Его «Невестой». «О, священная дочь Иоакима и Анны… проводившая жизнь в брачном чертоге Духа и сохраненная чистой, чтобы стать невестой Божией и по человеческому естеству Матерью Сына Божия!» — восклицает преподобный Иоанн Дамаскин, воспевая беспредельное величие Девы Марии. Этот же образ встречается и у преподобного Симеона Нового Богослова: «Дочь его (Давида), пренепорочную, пречистую и чистую Деву, Он (Бог) привел как Невесту. Пречистую же, я говорю, и пренепорочную по отношению к нам и тогдашним людям, сравнивая Ее с ними и с нами… что же касается до Ее Жениха и Его Отца, то… Ее привел Он (Бог Отец) и сотворил брак Своему Сыну». Ветхозаветным прообразом Божией Матери является Ноев ковчег, а сам Ной служит прообразом Христа — Нового Ноя, спасшего весь мир от потопа греха. Образ рождения Иисуса Христа от Девы Марии некоторые толкователи усматривают в рождении Исаака от Сарры, а образ Самой Девы — в лествице Иакова, соединившей небо и землю (Быт 28. 12).

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря. Кон. XVI в. (Гос. музей-заповедник «Коломенское»)

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря. Кон. XVI в. (Гос. музей-заповедник «Коломенское»)

Именование Пресвятой Девы «Неопалимая Купина» свое объяснение находит в видении пророком Моисеем горевшего, но не сгоравшего куста («купины»), где сам куст выступает в качестве прообраза одновременно материнства и девства Божией Матери (Исх 3. 2). «Мне кажется,- пишет святитель Григорий Нисский, — (что) сию тайну (тайну этого прообраза) предузнал и великий Моисей во время бывшего ему Богоявления в огне…». Образ «неискусобрачныя Невесты» «написася», как гласит церковное песнопение (догматик 5-го гласа), и «в Чермнем мори». К числу прообразов приснодевства Божией Матери могут быть отнесены и врата храма, которые в видении были показаны пророку Иезекиилю. Эти врата «не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены» (44. 1-2). Ввиду большого количества ветхозаветных прообразов Божией Матери невозможно дать их полное описание, что побуждает прибегнуть лишь к их перечислению, которое встречается в толкованиях многих святых отцов. Святой Андрей Критский, например, пишет: «Сколь величественными именами Она украшена, и как выразительно во многих местах Писания показана. Так, желая говорить о Ней, оно именует Ее Девой, Отроковицей, Пророчицей, далее — Брачным Чертогом, Домом Божиим, Храмом Святым, Второй Скинией, Святой Трапезой, Жертвенником, Очистилищем, Златой Кадильницей, Святым Святых, Херувимом славы, Златой Стамной, Ковчегом Завета, Иерейским Жезлом, Царским Скипетром, Диадимой Красоты, Сосудом с миром помазания, Алавастром, Свещником, Курением, Светильником, Светильницей, Колесницей, Купиной, Камнем, Землей, Раем, Страной, Нивой, Источником, Агницей… и другими именами, какими знаменитые истолкователи Духа по таинственному воззрению на символы Ее именуют».

***

Пророчества о Божией Матери

Первое обетование о пришествии на землю Сына Божия (Быт 3. 15) по существу явилось и первым пророчеством о Богоматери, к признанию которого приводило размышление о «семени жены», упоминаемом в этом обетовании. Поскольку слово «семя» в библейской традиции обычно используется для обозначения потомства, причем только по мужской линии, словосочетание «семя жены» обычно вызывало недоумение. На что указывает это необычное словосочетание, задается вопросом святитель Филарет (Дроздов) и отвечает: «Или ни на что, в порядке природы, или на таинство, которое выше природы,- на рождение, о котором природа спрашивает: «…како будет сие, идеже мужа не знаю?» (Лк 1. 34) и о котором благодать ответствует: «Дух Святый найдет на Тя и сила Всевышнего осенит Тя» (Лк 1. 35) — на чудесное рождение Сына от жены без мужа, на рождение Христа, Богочеловека, от Девы». Из этого ответа митрополит Филарет делает исключительный по глубине вывод: «…благовещение спасительного для нас воплощения Сына Божия начато не Архангелом в Назарете, но Самим Богом в раю, ибо там провозглашено Божие определение о победоносном Семени жены, т. е. о рождении Христа Спасителя от Девы». Прямое указание на то, что Дева, а не женщина «во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (евр.- с нами Бог), содержится в Книге пророка Исаии (7. 14). Причем для самого пророка это предвозвещение, по замечанию митрополита Филарета, было настолько явственно, что «как будто на предстоящую пред очами указывает Исаия на Преблагословенную Деву Марию: «се Дева»». Явственным оно было и для псалмопевца, о чем свидетельствует второе лицо, в каком он обращается к Деве Марии за много веков до ее рождения. «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое…» (Пс 44. 11). Сама же Дева явилась, как заключает святой Андрей Критский, «яснейшим исполнением» «всякого пророчества» и «пределом» «Божественных нам обетований и проречений».

Богоматеринство
Рождество Христово. Икона кисти Андрея Рублева из Благовещенского собора Московского Кремля

Рождество Христово. Икона кисти Андрея Рублева из Благовещенского собора Московского Кремля

Именование Девы Марии «Матерью Господа» (Лк 1. 43), как уже было отмечено, находит свое объяснение в христологическом учении Православной Церкви. «…Мы Ее знаем как Матерь Бога,- пишет в этой связи преподобный Иоанн Дамаскин,- потому что Бог воплотился из Нее». В Боговоплощении осуществилось ипостасное единство Божественной и человеческой природ во Христе. Благодаря такому единству между обеими природами происходит «общение свойств», в результате чего свойства и состояния одной природы усваиваются другой природой. Это не значит, что Бог Слово наряду с предвечным рождением от Отца приобрел для Своей Божественной природы новое свойство рождаться во времени. Бог вечен и никакого рождения во времени претерпевать не может. «Общение свойств» показывает силу единства двух природ, благодаря которой, по замечанию преподобного Иоанна Дамаскина, с момента Боговоплощения «мы говорим не о разделенных действованиях и не об отдельно действующих естествах, но о том, что совокупно каждое совершает с участием другого то, что именно [совершать] оно имело собственным делом. Ибо ни человеческого Он не совершил человеческим образом [только], потому что Он не был одним только человеком; ни божеского — как Бог только, потому что не был одним только Богом, но совершил, будучи Богом вместе и человеком». Это как раз и позволяет Превечному Богу, усвоившему рождение как одно из свойств человеческой природы, родиться во времени.

Встреча Марии и Елисаветы. Роспись аспиды в приделе праведных Иоакима и Анны собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.

Встреча Марии и Елисаветы. Роспись аспиды в приделе праведных Иоакима и Анны собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.

Предпосылки к зарождению наименования «Богородица» появились уже тогда, когда Пресвятая Дева носила Младенца во чреве и была именована праведной Елисаветой «Матерью Господа» (Лк 1. 43). Именование это Елисавета дает не по собственному разумению, а по внушению Святого Духа (Лк 1. 41). В апостольские времена мысль о том, что Единородный Сын Божий «родился от жены» (Гал 4. 4) и «явился во плоти» (1 Тим 3. 16), была высказана апостолом Павлом. Святоотеческие догматические свидетельства II и III веков вплотную приближаются к наименованию «Богородица». Святитель Игнатий Богоносец пишет: «Бог наш… по устроению Божию зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого», а священномученик Ириней Лионский, как бы продолжая эту мысль, замечает, что Бог «Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение… от Марии, Которая была еще Девою». По свидетельству церковного историка Сократа Схоластика, наименование «Богородица» впервые встречается у Оригена: «Ориген в первом томе своих толкований на Послание апостола Павла к Римлянам объявил, почему Святая Дева называется «Богородицею», и подробно исследовал этот предмет». Впоследствии это наименование получило широкое распространение в Александрийской богословской традиции. Им пользуется святитель Дионисий, епископ Александрийский, с собором епископов выступивший против учения Павла Самосатского. «Скажи,- обращается он к Павлу,- почему ты называешь Христа отличным человеком, а не Богом истинным и от всей твари поклоняемым вместе со Отцем и Святым Духом, воплотившимся от Святой Девы и Богородицы Марии?». Святитель Петр Александрийский учил об Иисусе Христе как о рожденном «от Святой Славной Владычицы нашей Богородицы…». Неоднократно именуя в своих трудах Деву Марию «Богородицей», святитель Афанасий Александрийский писал: «Авраам, увидев Господа, «возрадовался» (Ин 8. 56), и Иоанн от гласа Богородицы Марии «взыграл… радостно» (Лк 1. 44)». К концу IV века наименование «Богородица» стало настолько известно и догматически значимо, что приобрело характер критерия православного исповедания веры. В соответствии с таким значением этого имени святитель Григорий Богослов решительно утверждает: «Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества». Не менее решительно высказывается по этому поводу и преподобный Ефрем Сирин: «Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его». В конце IV века святитель Епифаний Кипрский писал: «Когда исполнилось пророчество Иеремии, так же как и Исаии о том, что Слово родится от Девы и будет иметь плоть… тогда, соделавшись причастным плоти (Сын Божий), образовал Себе без семени мужеского от Богородицы Марии эту самую святую плоть, согласно сказанному: «родился от Жены» (Гал 4. 4)». Святитель Кирилл Александрийский в послании к Несторию писал: «Если слово и излилось из уст и, положим, оно распространилось уже в народе, этому еще можно помочь пересмотром своих слов,- увещал он ересиарха, убеждая его отказаться от ложного учения о Богоматери.- Уверься, что лучшим делом в этом случае будет сказать соблазняющимся слово и назвать Святую Деву Богородицею…». Доказывая, что наименование «Богородица» имеет давнюю традицию, святитель Кирилл в послании, адресованном тем, кто обвинял его в том, что, узнав о несторианском учении, он не умолчал о нем, указывал: в святоотеческих писаниях «всегда… святая Дева Мария называется Богородицею. …я послал бы к вам много сочинений святых отцов, в которых можно найти не в одном, а во многих местах слова, коими исповедуется, что святая Дева Мария есть Богородица». В послании к Акакию, епископу Веррийскому, Александрийский святитель писал: «Из писаний отцов я вижу, что приснопамятный епископ Афанасий часто называет Ее Богородицею; также блаженный отец наш Феофил и многие другие из святых епископов, жившие в разное время: Василий, Григорий, Аттик. Никто из учителей, разумеется православных, не боялся называть Ее Богородицею, считая это истинным так же, как истинно, что Еммануил есть Бог» (Там же. С. 183). На это же он указывал и в послании к папе Целестину: «…Все, какие есть по всей вселенной православные епископы и миряне исповедуют, что Христос есть Бог и что Дева, родившая Его, есть Богородица…». В 431 году наименование «Богородица» догматически было закреплено III Вселенским Собором: «Кто не исповедует Еммануила истинным Богом, и посему святую Деву Богородицею, так как Она по плоти родила Слово, сущее от Бога Отца, ставшее плотью, да будет анафема». С этого времени именование Пресвятой Девы «Богородицей» в христианской Церкви получило настолько широкое распространение, что даже епископ Иоанн Антиохийский, испытывавший к Несторию дружеские чувства, убеждал его прекратить выступления против этого имени. «От этого имени,- писал он Несторию,- не отказывался ни один из церковных учителей. Тех, которые употребляли его, было много, и притом знаменитых, а не употреблявшие не осуждали употреблявших».

Наименование «Христородица» применительно к Пресвятой Деве не должно быть отвергнуто лишь на том основании, что им пользовался еретик Несторий. Выражения: «Христа родила еси», «Христос рождается», «Христа рождшая» и им подобные постоянно встречаются в православном гимнографическом наследии. Поэтому принимать это наименование как заведомо ложное, посредством которого в принципе не может быть выражено православное учение о Божией Матери, было бы ошибкой. Пресвятая Дева родила Христа, поэтому Ее можно назвать «Христородицей», но при условии православного исповедания Самого Христа. Ошибка Нестория заключалась в том, что он искажал христологическое учение, в результате чего Христос для него не был Богом во плоти, но простым человеком, в которого вселился Бог. Соответственно понималось Несторием и имя «Христородица». Им он обозначал родившую обычного человека, в котором, как в храме, обитал Бог Слово.

Имя «Христородица» не вошло в догматическое Предание Церкви прежде всего потому, что было скомпрометировано еретиком Несторием. К тому же это наименование может быть отнесено не только к Божией Матери, но, как замечает митрополит Макарий (Булгаков), и к другим матерям, носившим во чреве Божественных помазанников (греч. χριστοι). «…Имя Христа-помазанника,- пишет он,- принадлежит не одному Еммануилу, родившемуся от Девы, но и людям, получившим помазание от Духа Святого (Пс 104. 15; 1 Цар 10. 10; 16. 13; и др.), даже всем христианам (1 Ин 2. 20-27; Деян 10. 44-46). Следовательно, тот не погрешил бы, кто захотел бы сказать, что и матери людей, получивших помазание в утробе матерней,- христородицы. Между тем как Пресвятая Дева Мария родила Христа, не человека только, помазанного от Духа Святого, но Христа — Бога нашего» (митрополит Макарий (Булгаков), Православно-догматическое богословие.).

Приснодевство
Икона «Рождество Богоматери со сценами жития» из Рождественского собора Антониева монастыря. 1560-е гг. НГОМЗ.

Икона «Рождество Богоматери со сценами жития» из Рождественского собора Антониева монастыря. 1560-е гг. НГОМЗ.

Пресвятая Дева Мария является Приснодевой (греческое αειπαρθένος — всегда Девой). Это означает, что Она была Девой до рождения от Нее Иисуса Христа, во время Его рождения и осталась Девой после рождения, не познав мужа в течение всей Своей жизни. Размышляя о девственном состоянии Богородицы, некоторые из отцов Церкви образ «чистого Рождества» Божественного Младенца усматривают в предвечном рождении Бога Слова от Бога Отца. «Второе рождение,- пишет святитель Амвросий Медиоланский,- было от Непорочной Марии потому, что первое по Божеству было непорочно, чтобы таким образом Тот, Которого первое рождение было славно, был безукоризнен и во втором. То есть как от вечности родило Его девственное Божество, так и во времени должна была родить Его Дева Мария» (святитель Амвросий Медиоланский, Слово на Рождество Христово). Необходимость девственного Боговоплощения усматривается и через сравнение Второго Адама с первым. «Надлежало приготовить на земле Матерь Творца для воссоздания падшего, и притом Деву,- пишет в этой связи святитель Фотий, Патриарх Константинопольский,- дабы как первый человек был создан из девственной земли, так и воссоздание его должно было совершиться через Деву, и дабы рождение Создавшего было бессеменное».

Прообразованное в Ветхом Завете приснодевство Божией Матери в новозаветные времена исповедуется уже в период мужей апостольских. «Не могу ли я,- пишет блаженный Иероним Стридонский против Елвидия,- выдвинуть тебе целый ряд древних писателей: Игнатия, Поликарпа, Иринея, Иустина Мученика и многих других апостольских и ученых мужей, которые против Евиона и Феодота, Византия, Валентина рассуждая (о приснодевстве Марии)… написали сочинения, полные мудрости». При этом сам блаженный Иероним рассматривает приснодевство Марии через Девство Иисуса Христа. «Христос,- замечает он,- есть Девственник; Матерь Этого Девственника есть Приснодева — Матерь и Дева». Впоследствии признание Божией Матери Приснодевой в древней Церкви получило всеобщее распространение. «Кто когда-либо или в каком роде дерзал произносить имя Святой Марии и вопрошаемый не присоединял тотчас наименование «Дева»? — спрашивает святитель Епифаний Кипрский и продолжает: — Из самых приложений к именам открываются признаки совершенства… Так, Аврааму придано название «друг Божий» (Иак 2. 23) и оно пребудет нерушимым; Иакову — название «Израиль» (Быт 32. 28) и оно не изменится; Апостолам — «Воанергес», т. е. «сыны Громовы» (Мк 3. 17) и оно не отнимется; а Святой Марии — «Дева» и название это не переменится, ибо Святая пребыла Непорочной». Обобщая высказывания святых отцов, преподобный Иоанн Дамаскин исповедует «до рождества Деву, в рождестве Деву и после рождества Деву, единственную Деву и Приснодеву, единственную и умом, и душой, и телом Приснодевственную. Ибо надлежало, чтобы Дева, произросшая от чистоты [Иоакима и Анны], родила телесно Единственный Единородный Свет… не Рождающий, но в вечности Рождаемый (от Света), ипостасным свойством Которого является рождаемость».

Несмотря на широкое распространение учения о приснодевстве Пресвятой Богородицы, в истории Церкви имелись случаи, когда это учение ставилось под сомнение или не признавалось вообще. Рационалистическая критика не принимала его, потому что отвергала сам факт чуда, при котором «побеждаются естества уставы» (кондак Успения). В других случаях неверие в приснодевство порождалось, как правило, ошибочным пониманием некоторых новозаветных текстов, относящихся к Божией Матери. В частности, заблуждающиеся смущались тем, что в Священном Писании Дева Мария называется «Женой». Причем такое именование употребляет и Сам Иисус Христос (Ин 2. 4; 19. 26). Объясняя эти евангельские места, святитель Амвросий Медиоланский писал: «Зачем нам смущаться наименованием «Жены»? Оно относится к полу, оно — название пола, а не указание на отсутствие невинности. Народное же словоупотребление не предрешает истины». Аналогичное объяснение слова «жена» применительно к Божией Матери встречается и у преподобного Исидора Пелусиота: «Апостол сказал: «… Жену», чтобы означить пол, потому что женой называется и дева, хотя бы она была и неприкосновенна; женой по виду, хотя бы она была и невинна; женой по природе, хотя и чужда общения с мужеским полом. А что именование употребляется не без особого намерения, видно из того, что сей же самый Павел, изречения которого осмеливаются иные перетолковывать преднамеренно, говоря о Спасителе, родившемся от Святой Девы Марии, сказал: «Рождаемого от Жены» (Гал 4. 4). Что ты делаешь, Павел? Деву называешь «Женой»? — вопрошает преподобный Исидор и от лица того же Апостола отвечает: — Да… «Женой» называю по естеству, разумею же мысленно Деву, потому что Дева, хотя Она и неискусобрачна, есть Жена — Жена по виду и телосложению, Дева же по невинности и чистоте».

Объектом превратного толкования иногда становился текст Мф 1. 24-25: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус». Выражение «как наконец» «дает повод некоторым,- замечает святитель Василий Великий,- размышлять, будто бы в чистоте послуживши Рождеству Господню, совершившемуся Духом Святым, Мария не отвергла законного брачного жития» впоследствии такое понимание данного текста есть, по мысли святителя, результат неверного «разумения» Писания. Святоотеческая мысль раскрывает его несостоятельность с помощью двух аргументов.

Первый аргумент. Блаженный Иероним при объяснении этого текста главное внимание обращает на праведность Иосифа — мужа Марии. Мог ли сей праведник, задается риторическим вопросом святитель, то есть «тот, который поверил только откровению во сне, чтобы не сметь касаться жены, мог ли он касаться Ее после того, как узнал от пастырей, что Ангел Господень сошел с небес и сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость» (Лк 2. 10)… тот, который видел Симеона Праведного, проповедовавшего держа в объятиях Младенца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром…» (Лк 2. 29), тот, который видел Анну пророчицу, волхвов, звезду, Ирода, ангелов, тот, говорю, который знал столько чудес, неужели дерзал касаться Храма Божия, Престола Духа Святого, Матери Господа своего?».

Второй аргумент строится с привлечением библейских текстов, в которых имеются слова «как наконец» (славянское «дондеже»), «доколе» и т. п. Святитель Иоанн Златоуст, в частности, при толковании Мф 1. 25 использует три текста: Быт 8. 7; Пс 71. 7 и Пс 89. 2. В первом из них говорится о вороне, который не возвратился в ковчег Ноя «дондеже исше земля» по мысли святителя Иоанна, в этом тексте «дондеже» не означает, что ворон возвратился в ковчег, когда земля высохла. Объясняя второй текст («Во дни его (царя) процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна» (Пс 71. 7)), святитель Иоанн отмечает, что слово доколе не указывает здесь на «определенное время», т. к. «не означает конца» для луны — «этого прекрасного светила». Выражение «от века и до века», встречающееся в 3-м тексте (Пс 89. 2), считает святитель Иоанн Златоуст, также используется не для указания на какой-то определенный период времени, а для описания Божественной вечности.

По мнению святителя Епифания Кипрского и преподобного Нила Синайского, текст Мф 1. 25 вообще не говорит о супружеских отношениях, а глагол «знал», употребленный в нем с частицей «не», не является синонимом глагола «познал» (сравнение: Быт 4. 1: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина…»). Объясняя, в каком значении евангелист Матфей употребляет «не знал», святитель Епифаний пишет: «Откуда он (Иосиф) мог знать, что Жена приимет такую благодать, или откуда он мог знать, что Дева будет прославлена такой славой. Он знал Ее женщиной по устройству тела и имеющей женский пол по природе, происшедшей от матери Анны и отца Иоакима, сродницей Елисаветы, происходившей из дома и рода Давидова, но не знал, что кто-нибудь почтен будет на земле таковой славой, а тем более — женщина. Итак, он не знал Ее, пока не увидел чуда. Не знал и самого чуда о Ней, пока не увидел Рожденного от Нее. Когда же Она родила, то он познал возданную Ей честь Божию…». Об этом же пишет и преподобный Нил: Иосиф «не уразумел и не познал, что Мария соделается Богородицей».

Приснодевство Божией Матери иногда оспаривалось еретиками (Антимариане) на том основании, что Рожденный Ею Богомладенец назван в Евангелии «первенцем» (Лк 2. 7), а не «единородным» (т. е. «первым», а не «единственным»). Такой аргумент преподобный Иоанн Дамаскин совершенно справедливо считал неубедительным: «Первенец есть тот, который родился первым, хотя бы он был и единородным. Ибо слово «перворожденный» обозначает, что кто-либо родился первым, но не непременно показывает вместе с тем и на рождение других (детей)». По замечанию святителя Епифания Кипрского, еретики превратно толковали и упоминания о братьях и сестрах Спасителя, встречающиеся в Евангелиях. Они полагали, что эти братья и сестры были Иисусу Христу родными. Однако еретическое толкование опровергается самим Евангелием, повествующим о поручении Иисусом Христом Своей Матери апостолу Иоанну, а не «родственникам Ее или детям Иосифа, если бы они от Нее были». «Каким же образом, спрашивается, Он (Христос) стал бы отнимать у мужа жену, если бы Мария была связана супружеством или если бы Она познала супружеское ложе? Сомкните уста, нечестивые… Господь Иисус… завещает со креста, чтобы Матерь Его не была в бесчестии. Иоанн подписывается под этим завещанием Христа. Завещается защита материнской невинности, свидетельство Ее целомудрия… Конечно, Христос не совершил развода, Мария не оставила мужа».

Рождество Христово, греческая икона XVI века

Рождество Христово, греческая икона XVI века

Учение о приснодевстве Божией Матери святая Церковь хранит как особую тайну веры, проникнуть в которую не дерзали даже великие отцы Церкви. «Что значит рождение Бога от Девы? Как сошлись воедино естества между собой далекие? — задавался вопросом святитель Григорий Богослов и отвечал: — Это — тайна!». «Когда я представляю себе Младенца рожденным от Девы и Деву безмужнюю и по рождении остающуюся Девой, когда слишком любопытствую в этом деле,- говорится в произведении, приписываемом святителю Иоанну Златоусту (авторство спорно),- тогда, не обретая способа, запечатлеваю дело верой. Как поистине не дивно и не превосходит всякое помышление, что Дева родила и обретена Девой по рождении? …Смотри тайну, которая зрима и незрима, овладеваема и неовладеваема, осязаема и необретаема. О, поистине, это — тайна небесная и земная…».

Состояние природы Девы Марии

Приснодевство и Богоматеринство делают Пресвятую Богородицу «честнейшей Херувимов» и несравненно «славнейшей Серафимов». Святоотеческая и литургическая письменность именует Ее «Пресвятой», «Пречистой», «Пренепорочной», «Всечестной», «Преблагословенной», «Славной», «Владычицей Богородицей». Как отмечает святитель Григорий Палама, Пресвятая Дева «превзошла все и была выше всего Своими добродетелями, величием Своего достоинства».

Похвала Божией Матери. Икона. XVI в. (ВГИАХМЗ)

Похвала Божией Матери. Икона. XVI в. (ВГИАХМЗ)

Исключительное нравственное достоинство Девы Марии, однако, не освобождало Ее от причастности падшему человеческому роду, ожидавшему избавления от господствовавшего в нем греха. Поэтому святоотеческое Предание говорит о Ней как о «единоплеменной и сродной нам». «Унаследовав тленное тело» Адама, Дева Мария несла на Себе печать первородного греха. «…Грех и вечная смерть,- отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов),- проявляли в Ней свое присутствие и владычество». Посвятившая Богу всю Свою жизнь, Пресвятая Дева, «хотя и отражала от Себя всякое поползновение ко греху, сильнее других ощущала слабость человеческой природы» (архиепископ Иоанн (Максимович), Православное почитание Божией Матери), т. к. «ветхий человек обнаруживался и действовал в (Ней)» (святитель Игнатий (Брянчанинов),  Изложение учения). Поэтому в период земной жизни Иисуса Христа Она еще не вполне осознала природу и цель Его искупительного служения. Ни Она, ни праведный Иосиф, как отмечает евангелист Лука, «не поняли сказанных Им (Христом) слов: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (2. 49-50). Объясняя евангельский текст Мф 12. 46-49, святитель Иоанн Златоуст отмечает, что Дева Мария о Своем Сыне в то время «еще не думала высоко, а потому и приступила не вовремя». И хотя Пресвятая Дева все сказанное Христом и о Христе «сохраняла в сердце Своем» (Лк 2. 51), эти слова «еще не были вполне ясными для Ее сознания. До завершения подвига Христа, до Пятидесятницы, до Церкви даже Та, на Которую сошел Дух Святый, чтобы сделать Ее способной послужить Воплощению Слова, не достигла еще той полноты, которую предстояло осуществить Ее личности». Чтобы возрастать «в меру полного возраста Христова» (Еф 4.13), Дева Мария нуждалась в новом даре Святого Духа, который Она вместе с Церковью получает в день Пятидесятницы.

Сошествие Святого Духа. Евангелие Рабулы, VI век

Сошествие Святого Духа. Евангелие Рабулы, VI век

По мнению Лосского, существует определенное сходство между двумя сошествиями Святого Духа на апостолов (в вечер Воскресения и в день Пятидесятницы) и на Пресвятую Богородицу (в дни Благовещения и Пятидесятницы). Первое сошествие на апостолов «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 19, 22-23) — служебное, потому что в нем апостолы получили власть осуществлять свое предстоящее служение. «Служебным» можно назвать и сошествие Святого Духа на Деву Марию в день Благовещения, т. к. через Боговоплощение Пресвятая Богородица послужила «домостроительству тайны» (Еф 3. 9) спасения человеческого рода. Второе сошествие связано с личной святостью апостолов и Божией Матери. «Эти два ниспослания Духа Святаго — функциональное и личное — дополняют, однако, друг друга; как это видно на примере апостолов и их преемников: свои обязанности в Церкви можно выполнять хорошо только тогда, когда делаются усилия достигнуть святости, а вместе с тем трудно достигнуть святости, пренебрегая теми обязанностями, которые возложены на человека Богом. То и другое должно все более и более сливаться в течение жизни… Нечто подобное можно увидеть и в роли Богоматери; …объективная жизненная задача Богоматеринства, возложенная на Нее в день Благовещения, становится и субъективным путем Ее освящения.

***

Рождество пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Сегодня собрала нас в Свой храм Пречистая и Преблагословенная Богородица Мария, Та, рождество Которой мы сегодня так светло и радостно празднуем, Та, Которая стала благословенным плодом благословенных родителей.

Правв. Богоотцы Иоаким и Анна. Греческая икона (XX-XXI в.)

Правв. Богоотцы Иоаким и Анна. Греческая икона (XX-XXI в.)

Богоотцы Иоаким и Анна были престарелыми родителями. И рождество Той, Которая возвестила радость всей вселенной, не сразу пришло в этот мир и в их семью. Нам сложно представить, но необходимо задуматься, как эти люди, которые были беспорочны, которые исполняли закон Господень, совесть которых не обличала их в чем-то страшном, в каких-то грехах, пребывали многие и многие годы, десятилетия в поношении от всех, кто знал их. Люди, не имея возможности проникнуть в глубину тайны Божьей, которая совершалась в их жизни, в это домостроительство спасения человека, судили лишь по поверхности.

Раз нет детей, значит, грешны, значит, нет на вас благословения Божия. И соседи, и знаемые, и даже священники в храме не принимали жертвы от таковых людей. Даже пищу нельзя было брать у этих людей в обыкновенной повседневной жизни. Считалось, что это неправильно, потому что раз они не имеют благословения Божия, то все, что проходит через их руки, также не благословлено Богом. И так жить изо дня в день, из года в год, неся терпеливо этот крест, неся терпеливо эти поношения, эту клевету, эту подозрительность, насмешки, а чаще всего, укоризну и какие-то неразумные обличения.

Но в таких скорбях может воспитываться только великая душа. В великом мужестве произрастают великие добродетели. И великий плод может родиться только в великом терпении, в великом смирении. И вот Пречистая Дева Мария, являясь плодом всей поднебесной, Та единственная, Которая должна была родить Спасителя миру, была выношена этим терпением двух престарелых родителей, этой благословенной четы, которую не знали и не понимали ни их сродники, ни их соотечественники и многие и многие другие.

Они научают и нас с вами этому же терпению. Ведь этот мир так нетерпелив. Мы так разучились нести какие-то скорби. Современная цивилизация — цивилизация одного клика, максимум двух, когда мы привыкли, чтобы все по первому щелчку включалось, соединялось, передавалось. Но не так должно быть пред Богом. Мы должны научиться терпеть, научиться не просто терпеть, но долго терпеть, если мы хотим, чтобы в нашей душе зародилось что-то доброе по-настоящему, истинное, подлинное, глубокое. Ведь всякое добро рождается, как и всякая простая матерь рожает, в муках, вынашивая свой плод. Так и всякая добродетель должна быть выношена нами, должна созреть в нас, чтобы мы смогли наслаждаться ею, чтобы могли по-настоящему оценить ее. Ведь то, что без труда достается, дешево стоит, как говорят отцы.

И вот Пречистая Дево Мария стала благословением всей Поднебесной. Мы в Ее праздничном кондаке произносим, что Иоаким и Анна, освободившись от поношения бесчадства, но и Адам и Ева освободились от тли смерти. Казалось бы, какая связь, ведь рождается Дева Мария. Но Церковь уже не видит границы времени, потому что в Ее рождении уже вызревает рождество Христово, пришествие Спасителя Мира. И лишь только человечество смогло дать этот плод, преблагословенный плод, Пречистую Деву. Лишь только Она рождается в этот мир, как приношение всего человеческого рода. Сын Божий уже готов воплотиться и совершить дело спасения человечества.

Поэтому уже и ныне люди веселятся и празднуют, о том, что не только родилась Пречистая Дева, но воссияла уже заря утренняя, Солнце правды Христа, Того, Кто пришел освободить человека от всего того проклятия, которое человек подъял на себя преслушанием Богу, воссоединить разлученное, восставить падшее, очистить оскверненное, осветит омраченное грехом.

Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа

Нерукотворенный Образ Господа Иисуса Христа

До нас уже достигают эти лучи. Каждого из нас с вами касается Солнце Правды, Христос, через Свою Благословенную Пречистую Матерь, рождество Которой мы празднуем. Потому что Она Заступница наша, Она Помощница наша, Она Матерь каждому из нас, если мы с верой обращаемся к Ней.

Неспроста церковный год начинается с этого праздника. И в историческом смысле Рождество Божьей Матери начинает историю Нового Завета. Казалось бы еще ничто не предвещает, но в Ее рождении уже совершается то, что последовало после Рождества Христова — Ее Благовещение, Ее Ведение во храм и все дальнейшие события в Ее жизни и в жизни Ее Христа Спасителя, божественного Ее Сына. И Ее же празднованием Успения оканчивается земная жизнь Пречистой Девы Марии. И мы обретаем полноту Ее заступничества за нас с вами, когда Она, предстоя уже у престола Божья, является ходатаицей за весь мир, за весь человеческий род в полноте дерзновения материнской молитвы может предстательствовать за каждого из нас, помогать каждому из нас, слышать мольбу и воздыхание каждого.

Но мы с вами должны помнить об этой скорби, которую имели богоотец Иоаким и Анна, помнить о том, что и нам с вами многое должно даваться нелегко. Всякое доброе дело бывает и с трудом, и с терпением, и со смирением и с пожданием. И чтобы по-настоящему стать сынами Пречистой Девы Марии, чтобы стать по благодати Божьей и сынами Божьими, от нас требуется очень много труда, очень много терпеливости, которая постепенно приводит человека к смирению, к самопознанию, видению себя пред Богом такими, какие мы есть на самом деле.

И восхваляя Божью Матерь, будем просить Ее, чтобы Она не отступала от нас, несмотря на все наши грехи. Многократно мы знаем из истории всей новозаветной Церкви и Церкви русской, как заступлением Пречистой Божьей Матери гнев Божий, кара Божия, возмездие Божие очень часто прилагалось на милость. Но, тем не менее, Матерь Божия может очень многое своим дерзновенным молением. Но если мы не вразумимся, если не будем исправлять свою жизнь, если мы не будем каяться, если мы будем все время находиться в суете и беготне, в постоянной болтовне и праздности, если мы не научимся собирать этот плод духовный в своей душе, в своем сердце, то мы можем лишиться Ее покрова, можем лишиться этой милости, если мы будем жить нерадиво.

Да не будет так. Будем умолять Пречистую Деву и жить по тем заповедям, которые нам оставил Божественный Сын, Господь наш Иисус Христос. Только так мы сможем стать Ее сыновьями и воздать Ей славу и поклонение ныне и в бесконечные веки веков.

Иеромонах Назарий (Рыпин) из Оптиной Пустыни

***

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие по Луке, глава  1 стих с 39 по 49 и 56 (зачало 4)

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;

56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом Свой.

На Литургии

Послание апостола Павла послание к филиппийцам, глава 2 стих с 5 по 11 (зачало 240)

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

 Евангелие по Луке, глава  10 стих с 38 по 42 и глава  11 стих с 27 по 28 (зачало 54)

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

 

 

 

По материалам:

Догматическое учение о Деве Марии. Православная Энциклопедия.

Православный Церковный календарь. Азбука Веры.

Рождество пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Оптина Пустынь.

Рождество Пресвятой Богородицы. Иконография. « Иконописное отделение СПбДА (spbda.ru)

«Праздники и посты Православной Церкви. Календарь-справочник» — М. «Даниловский благовестник», М. ЗАО ИД «Комсомольская правда», 224 стр.

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление