Ко дню памяти Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского
Оглавление:
1. О дне памяти Святителя Николая Чудотворца
2. О жизни и трудах Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского
3. О святых мощах Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и их перенесении
- Откуда нам известно о перенесении святых мощей святителя Николая?
- О событии перенесения святых мощей
5. Почитание на Руси Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского
6. Об иконографии Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского в русской иконописи XVI—XIX веков
7. Почему святитель Николай Чудотворец изображается на иконах с церковью и мечом в руках?
8. Евангельские чтения
9. Из истории: событие, проповедь и быль:
- Храм Покрова на Боровой. Пред поруганной святыней…
- В день памяти Святителя Николая Мирликийского. Об истинной кротости. Рассказано 19 декабря 1914 года.
- Из казачьей жизни, действительное происшествие XIX века. Об освобождении из плена казака Герасима Жолуба.
Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь
Послание апостола Павла к Евреям, глава 13 стих с 17 по 21
Кто не слышал славного имени святителя Николая Чудотворца? Кажется, весь мир слышал о нем, и вот 19 декабря, в продолжении Рождественского поста, Святая Церковь чтит память Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Этот день относится средним праздникам Месяцеслова.
Святой Церковью установлены дни памяти Святителя Николая Чудотворца:
- Перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари – 22 мая;
- Рождество Святителя – 11 августа;
- В Собор Тульских святых – 5 октября;
- Преставление – 19 декабря.
Братие христиане. Кто из нас не имеет каких-либо нужд и печалей? Кто, наконец, из нас не нуждается в милостивой помощи ко спасению от грехов, в дивном направлении ко святой жизни и мирному христианскому исходу от сей жизни и водворению со святыми? Будем посему усердно молиться о скорой и милостивой помощи нам Святителя Николая Чудотворца.
Святая Церковь наша, воспевая и прославляя чудеса Святителя Николая, научает нас так взывать к нему с умилением:
Тропарь, глас 4
Перевод:
Правилом веры и образом кротости, воздержания (Гал.5:22-23) учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче, святитель Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак, глас 3
В Ми́рех, свя́те, священноде́йствитель показа́лся еси́:/ Христо́во бо, преподо́бне, Ева́нгелие испо́лнив,/ положи́л еси́ ду́шу твою́ о лю́дех твои́х/ и спасл еси́ непови́нныя от сме́рти;// сего́ ра́ди освяти́лся еси́, я́ко вели́кий таи́нник Бо́жия благода́ти.
Перевод:
В Мирах, святитель, ты явился как совершитель священного служения, ибо исполнив Христово Евангелие, преподобный, ты положил душу свою за людей твоих и спас неповинных от смерти, потому и освятился ты как великий служитель Таинств Божией благодати.
Молитва
О, всеблаги́й о́тче Нико́лае, па́стырю и учи́телю всех ве́рою притека́ющих к твоему́ заступле́нию и те́плою моли́твою тебе́ призыва́ющих! Ско́ро потщи́ся и изба́ви Христо́во ста́до от волко́в, гу́бящих е́; и вся́кую страну́ христиа́нскую огради́ и сохрани́ святы́ми твои́ми моли́твами, от мирска́го мяте́жа, тру́са, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, от гла́да, пото́па, огня́ и напра́сныя сме́рти; и я́коже поми́ловал еси́ трие́х муже́й в темни́це сидя́щих и изба́вил еси́ их царе́ва гне́ва и посече́ния ме́чнаго, та́ко поми́луй и мене́, умо́м, сло́вом и де́лом во тьме грехо́в су́ща, изба́ви мя гне́ва Бо́жия и ве́чныя ка́зни, я́ко да твои́м хода́тайством и по́мощию, Свои́м же милосе́рдием и благода́тию Христо́с Бог ти́хое и безгре́шное житие́ даст ми пожи́ти в ве́це сем и изба́вит мя шу́ияго стоя́ния, сподо́бит же десна́го со все́ми святы́ми. Ами́нь.
О жизни и трудах Святителя Николая Чудотворца,
архиепископа Мирликийского
Николай Мирликийский Чудотворец является святым особо любимым православными и, в особенности, русскими людьми. В различных житейских бедствиях и в опасностях пути он – скорый помощник. Родился он в Малой Азии в конце III столетия. Уже с детского возраста он отличался глубокой религиозностью, и его дядя, епископ города Патары, приблизил его к себе и еще в молодом возрасте рукоположил в священники.
После смерти родителей святой Николай унаследовал большое состояние, которое он стал раздавать бедным. Он старался помогать людям тайно, чтобы его не благодарили. Следующий случай иллюстрирует как он помогал несчастным.
В городе Патары жил один богатый человек, имевший трех дочерей. Когда дочери стали достигать совершеннолетия торговые дела у этого богача сложились так неудачно, что он совсем разорился. Тогда у него зародился преступный план использовать красоту своих дочерей, чтобы добывать средства для пропитания. Святой Николай узнал о его планах и решил спасти его и его дочерей от такого позора. Подкравшись ночью к дому разорившегося купца, он бросил в окно мешочек с золотыми монетами. Найдя их, обрадованный купец выдал замуж свою старшую дочь, дав ей нужное приданное. Через короткое время святой Николай подбросил купцу второй мешочек с золотом, которого хватило на приданное второй дочери, и она также вышла замуж. Когда святой Николай подбросил в окошко третий мешочек для младшей дочери, купец его подкараулил. Упав в ноги святому Николаю он слезно благодарил за спасение его семьи от страшного греха и позора. Устроив своих дочерей, купец через какое-то время поправил свои торговые дела и стал помогать людям, подражая своему благодетелю.
Святой Николай желал посетить святые места и с этой целью взял в Патарах корабль, плывущий в Палестину. Плавание было спокойное, но святой по особому откровению узнал о предстоящей буре и сообщил об этом своим спутникам. И точно, скоро разразилась сильнейшая буря, и корабль стал беспомощной игрушкой разбушевавшихся волн. Зная, что святой Николай – священник, все стали просить его молиться о спасении. По молитве святого ветер вскоре утих и настала великая тишина. После этого один из корабельщиков был сброшен ветром с мачты на палубу и разбился на смерть. Святой молитвой воскресил его.
Поклонившись святым местам, святой Николай хотел было уйти в пустыню и провести свою жизнь вдали от людей. Но это не было угодно Богу, Который предназначал его на подвиг доброго пастыря. Святой услышал голос, повелевающий ему вернуться на родину и служить людям.
Не желая жить в городе, где люди знали его и хвалили, Николай пошел в находящийся недалеко город Ми́ры. Это был главный город Ликийской области, и здесь была епископская кафедра. Святой Николай поселился в Мирах, как бедняк. Любя храм, он ежедневно приходил в него, как только открывались церковные двери.
В то время скончался епископ города Миры, и епископы соседних епархий собрались, чтобы выбрать ему преемника. Они не могли согласиться на кандидате, пока кто-то из них не посоветовал:
“Господь Бог должен Сам указать Свой выбор. Будем, братья, молиться, поститься и ждать указания Божия”.
И точно, старшему из епископов Бог открыл, что тот человек, который первым войдет в храм и должен стать епископом.Он рассказал своим собратьям об этом и перед началом утренней службы стал у входа в храм, дожидаясь Божьего избранника. Святой Николай, по своему обычаю, первым пришел помолиться. Когда он входил в храм, епископ остановил его и спросил: “Как имя твое?” Николай кротко назвал себя.
“Следуй, сын, за мной”, – сказал епископ, взял его за руку, ввел в храм и сообщил, что его посвятят в епископы города Миры. Святой Николай боялся принять такой высокий священный сан, но должен был уступить воле епископов и народа.
Став епископом, Николай сказал себе:
“До сих пор я мог жить для себя и спасения своей души, но теперь каждый миг моей жизни должен быть отдан другим”.
И точно, забыв о себе, святитель открыл всем свои двери и стал отцом для сирот и для бедных, заступником для обиженных и благодетелем для всех. По описанию современников он был кроткого нрава, незлобив, одежду носил самую простую, вкушал постную пищу и то один раз в день вечером.
Когда настало гонение на Церковь при императоре Диоклетиане (284–305 гг.), святитель был заключен в темницу. Там тоже, забыв себя, он своими словами и примером поддерживал страдавших с ним христиан. Однако Господь не судил ему умереть мучеником. Новый царь Константин был благосклонен к христианам и даровал им право открыто выражать свои религиозные убеждения.
Тогда святой Николай смог вернуться к своей пастве. Трудно пересказать все случаи его помощи и чудеса, которые он совершал. Однажды в Ликийской стране начался голод. Святитель явился во сне купцу, грузившему в Италии свой корабль хлебом, дал ему золотые монеты и велел плыть в город Ми́ры в Лики́йской стране. Проснувшись и найдя в своей руке золотые монеты, купец ужаснулся и не посмел ослушаться приказания святого. Он привез свой хлеб в голодную страну и рассказал жителям чудесное видение, благодаря которому он приплыл к ним.
В то время во многих церквах вспыхнули большие волнения по поводу арианской ереси, отрицавшей Божество Господа Иисуса Христа. Для умиротворения Церкви император Константин Великий созвал Вселенский Собор, который собрался в городе Никее в 325-ом году. Среди епископов присутствовал на Соборе и святой Николай Мирликийский. Вселенский Собор осудил ересь Ария и составил Символ веры, в котором в точных словах изложил Православную веру в Господа Иисуса Христа, как Единородного Сына Божия, имеющего ту же сущность, что и Бог Отец. Во время прений святой Николай, слушая богохульные речи Ария, так возмутился, что при всех ударил его по лицу. За нарушение порядка Собор лишил святого Николая епископского сана. Однако вскоре после этого несколько епископов имели видение, в котором они увидели Господа Иисуса Христа, вручающим святому Николаю Евангелие, а Божию Матерь, возлагающей на него омофор. Епископы поняли насколько противна Богу арианская ересь и восстановили святого Николая в его епископском звании.
Из жития святого Николая известно, что однажды царь по ложному обвинению осудил трех воевод на смерть. Вспомнив о чудесах святителя Николая, они передали ему свою просьбу заступиться за них. Помолившись, святитель явился во сне к царю и велел ему отпустить своих верных слуг, грозя в противном случае наказанием. “Кто ты, – переспросил царь, – что смеешь требовать от меня?” “Я – Николай, архиепископ города Миры”, – ответил святитель. Не смея ослушаться приказания, царь внимательно разобрал дело и с подобающей честью отпустил воевод.
Как-то корабль плыл из Египта в Ливию. Поднялась страшная буря, и корабль начал тонуть. Некоторые люди вспомнили о святом Николае и в молитве стали просить его помощи. И вот видят они, как святой спешит к ним по бушующему морю, входит на корабль и берет в руки руль. Буря утихает, и корабль благополучно доплывает до пристани.
Святитель Николай скончался в глубокой старости в середине IV столетия, но со смертью его помощь не прекратилась, а усилилась еще больше. На протяжении более полутора тысячи лет он остается скорым помощником всех, обращающихся к нему с молитвой. Рассказы о его помощи составляют объемистую литературу, и любовь к нему православных людей все более возрастает.
Епископ Александр (Милеант)
О святых мощах Святителя Николая Чудотворца,
архиепископа Мирликийского и их перенесении
Святитель Николай был погребен на кладбище у южных стен Мир, на дороге в Андриаку, не позже V века над его гробницей возник храм. Уже в самом раннем по времени строительства храме, в помещении, примыкающем к протесису сохранившейся церкви, в V веке прослеживается почитание святого мира от мощей святителя Николая. Этот храм был разрушен, вероятно, землетрясением 529 года. Новый храм также был разрушен землетрясением начала IX века и затем перестроен в виде купольной базилики, отремонтированной в начале XI века и около 1042 года и украшенной наборными мраморными полами и фресками. В храмовый комплекс входили также многочисленные служебные помещения. В храме находился саркофаг святителя, в котором чудесно скапливалось благоухающее миро, его местоположение вызывает споры среди ученых.
****
Откуда нам известно о перенесении святых мощей святителя Николая?
1. Сказание монаха Никифора известно в 2 основных редакциях, которые обычно обозначаются по важнейшим рукописям XII века, использованным при публикации текстов: ватиканской редакции и беневентской редакции. Беневентская редакция отличается от ватиканской наличием ряда подробностей, в т. ч. имен действующих лиц и списка участников перенесения; к ней добавлено описание чудес, которые совершились в Бари во время строительства базилики во имя святителя.
2. Сказание архидиакона Иоанна сохранилось в многочисленных рукописях, из которых самые ранние, возможно, были выполнены в конце XI века. В прологе сообщается, что сказание было составлено по указанию Урса, архиепископа Бари (1078-1089). После кончины Урса архидиакон Иоанн находился на службе у его преемника, архиепископа Илии (1089-1105), и написал несколько агиографических произведений одним из которых было сказания о реликвиях, хранившихся в базилике Николая Угодника Божия в Бари. Сказание Иоанна отличается риторической пышностью и большим вниманием к стилистике изложения, чем сочинение Никифора. Иоанн скорее всего был знаком с сочинением Никифора, но не соглашался с его трактовкой событий и составил новое сказание для того, чтобы изложить точку зрения архиепископа и высшего духовенства Бари на прибытие мощей святого.
3. Древнерусское Похвальное слово на перенесение мощей Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, известное как Киевская легенда, представляет собой краткое сказание, независимое от латинских источников. Исследователи начиная с архимандрита Леонида (Кавелина) считали автором легенды святителя Ефрема, митрополита Переяславского, и датировали сказание концом XI века. В настоящее время составление легенды обычно относят к 1-й четверти XII века. На ней основаны сказания о перенесении мощей святителя Николая в древнерусских Прологах XII – 1-й трети XV веков. В Киевской легенде сделан акцент на мирном характере перенесения мощей; только в этом источнике упоминается о двух монахах из Мир, которые отправились в Бари вместе с мощами святителя Николая. По мнению российских исследователей, сказание основано на итало-греческой устной традиции, которая стала известна на Руси благодаря русским паломникам, посещавшим Бари. Нитти ди Вито считал Киевскую легенду самым ранним и самым достоверным источником сведений о перенесении мощей, тогда как латинские сказания Никифора и Иоанна, по его мнению, подверглись переработке в XII веке.
4. Франко-иерусалимское сказание о перенесении мощей Святителя Николая было составлено, по-видимому, в XII веке на основе сочинения Никифора с использованием сказания архидиакона Иоанна. Среди внесенных в него дополнений, отсутствующих в других сказаниях,- сообщение о паломничестве пресвитеров Лупа и Гримоальда в Иерусалим, где они якобы получили благословение от патриарха Анании; в числе участников перенесения мощей назван некий Александр из Оверни. На сказании архидиакона Иоанна основано повествование о перенесении мощей святителя в «Церковной истории» англо-нормандского монаха Ордерика Виталия, составленное между 1115 и 1120 годами.
О перенесении мощей Николая Угодника Божия упоминается также в других современных событию хрониках и документах.
****
О событии перенесения святых мощей
Согласно сказаниям Никифора и архидиакона Иоанна, в 1087 году из Бари в Антиохию отправились 3 торговых корабля, груженные пшеницей и другими товарами. На них плыли 62 человека, имена которых названы в беневентской редакции сказания Никифора и в более поздних источниках. По свидетельству Иоанна, во время плавания жители Бари решили забрать мощи святителя Николая, почитавшиеся в Мирах Ликийских. Пристав к берегу, они послали в Миры на разведку некоего паломника, который выяснил, что в городе собралось множество тюрок, участвовавших в похоронах начальника местной крепости (имеется в виду акрополь, находившийся на скалистом холме к северу от города). Из-за этого моряки отказались от намерения похитить святыню и продолжили плавание (в сказании Никифора этот эпизод отсутствует). В Антиохии жители Бари встретили торговцев из Венеции и, узнав, что они также намерены захватить мощи святителя, решили опередить их. Завершив торговые дела, моряки вернулись в Миры и пристали в гавани Андриака (примерно в 5 км к югу от города). Опасаясь тюрок, занимавшихся в тех местах грабежами, жители Бари послали на разведку 2 паломников, грека и франка, которые возвращались вместе с ними из Иерусалима. Разведчики сообщили, что храм, в котором покоились мощи святителя Николая, находился в уединенной местности, вдали от поселения. За мощами отправились 47 вооруженных моряков, прочие остались на кораблях, чтобы охранять их от нападения тюрок.
В храме жителей Бари встретили греческие монахи, которых Никифор называет хранителями (в сказании Никифора и в Киевской легенде говорится о 4 хранителях, в сказании Иоанна – о 3 монахах). Они показали итальянцам бассейн, из которого черпали святое миро, истекавшее от мощей Николая Чудотворца. Жители Бари стали расспрашивать хранителей о местонахождении гробницы святого, но те заподозрили неладное и вскоре догадались об истинных намерениях паломников. Уговаривая греков показать место погребения святителя Николая Чудотворца, итальянцы прибегли к «благочестивому обману». Они заявили, что желают забрать святыню по указанию папы Римского, которому якобы явился святитель Николай, архиепископ Мирликийский и велел перенести мощи в Италию. Однако эта выдумка, как и щедрое вознаграждение, которое сулили итальянцы, не заставили хранителей уступить: монахи заявили, что местонахождение гробницы им неизвестно, а предпринимавшиеся ранее попытки отыскать мощи святого, по их словам, были безуспешными. Тогда жители Бари решили прибегнуть к угрозам. По словам Никифора, они взяли хранителей под стражу и расставили вокруг храма дозорных. Стеклянный сосуд с миром, который пресвитер Луп поставил на невысокую колонну перед алтарем, упал на мраморные плиты пола, но не разбился. Итальянцы восприняли это как знамение, указывавшее на местонахождение мощей. Разгневанный упорством хранителей, юноша Матфей замахнулся на одного из монахов мечом. Чтобы успокоить его, другой хранитель заявил, что мощи святителя покоились в том месте, откуда истекало миро, но еще никому не удавалось их отыскать. Однако, по его признанию, за год до этих событий хранителям было видение, в котором святой предупредил их о нашествии тюрок и сообщил, что намерен покинуть Миры. Узнав о предполагаемом местонахождении гробницы, Матфей схватил молот и разбил пол базилики. На небольшой глубине под полом был обнаружен саркофаг из белого мрамора. Когда Матфей отбил кусок крышки, выяснилось, что гробница была полна мира, которое благоухало так сильно, что запах достиг морского берега, находившегося в 3 милях от храма. Забравшись в гробницу с ногами, Матфей вынул останки из мира и передал их стоявшим рядом пресвитерам. Хранители признали, что итальянцам удалось обнаружить мощи святителя Николая, архиепископа Мирликийского и что такова была воля святого. Жители Бари хотели забрать также чудотворную икону, но не смогли это сделать, т. к. святой пожелал оставить ее в Мирах (вероятно, именно эта икона упомянута в более позднем сказании о перенесении мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского в Венецию; в 1362 кипрский адмирал Жан де Сюр вывез ее из Мир в Фамагусту).
Архидиакон Иоанн описывает эти события немного иначе. По его словам, день клонился к закату, поэтому итальянцы желали покинуть Миры до наступления ночи. Они взяли монахов под стражу и расставили дозорных. Когда пресвитеры Луп и Гримоальд усомнились в успехе предприятия, произошло чудо со стеклянным сосудом; юноша Матфей разбил пол храма и обнаружил саркофаг. Он вынул кости святителя Николая и отдал их священникам, но, чтобы найти череп святого, ему пришлось забраться в гробницу с ногами. Пресвитер Гримоальд завернул мощи Николая Чудотворца в тунику и вместе с другими моряками поспешил к кораблям. Когда они приготовились к отплытию, на берегу появились местные жители, которые умоляли итальянцев вернуть святыню и тщетно пытались задержать их. По свидетельству Никифора, в гневе они набросились на одного из парамонариев (хранителей), обвинив его в предательстве, но святитель чудесным образом спас своего служителя. Иоанн упоминает о споре между итальянцами о том, на каком судне следовало поместить святыню. В обоих латинских сказаниях подробно описывается обратный путь мореходов вдоль южного побережья Малой Азии, по Эгейскому морю и вокруг южной оконечности Пелопоннеса. Из-за волнения на море итальянцам пришлось сделать остановку в Патарах, на родине святителя Николая Чудотворца. Они решили, что причиной неблагоприятной погоды был гнев святителя на тех мореплавателей, которые присвоили частицы мощей (согласно Иоанну, об этом возвестил святой, явившийся во сне некоему Евстасию). По приказу капитанов (науклериев) реликвии были возвращены, и все мореходы поклялись, что у них не осталось ни одной частицы. После этого буря прекратилась. Некоему Дизигию во сне явился Николай Чудотворец и предсказал, что через 20 дней они благополучно вернутся в Бари. Во время плавания по Эгейскому морю над кораблем, на котором везли мощи святого, стала кружиться небольшая птица: она села на руль судна и на руку одному из моряков и, наконец, подлетев к мощам, сладко запела. Последнюю остановку мореплаватели сделали в гавани святого Георгия, находившейся в 4 (по Иоанну, в 5) милях от Бари.
Наиболее существенные расхождения между сказаниями Никифора и Иоанна относятся к описанию событий, последовавших за прибытием мощей Святителя Николая, архиепископа Мирликийского в Бари. Согласно Никифору, жители города устроили мореплавателям торжественную встречу в гавани. Однако те отказались передать святыню клирикам, желавшим отнести ее в кафедральный собор. Они заявили, что дали обет построить церковь во имя Святителя Николая, архиепископа Мирликийского «на дворе катепана», т. е. в бывшей резиденции византийского наместника. Пока мореплаватели пререкались с клириками, появился Илия, аббат монастыря святого Бенедикта, и уговорил моряков передать святыню на хранение ему; мощи святителя под вооруженной охраной доставили в обитель. Узнав о прибытии святыни, архиепископ Урс, находившийся в то время в Каносе (ныне Каноса-ди-Пулья), поспешно вернулся в Бари и велел перенести мощи в собор. Мореплаватели воспротивились ему, но архиепископ настаивал на своем. Горожане взялись за оружие, завязалась схватка, в которой погибли двое юношей. Тем временем моряки унесли мощи в церковь святого Евстратия, которая находилась в бывшей резиденции катепана, и расставили вооруженную стражу, чтобы архиепископ и его сторонники не захватили святыню. Хранителем мощей назначили аббата Илию, который вместе со знатными горожанами приступил к строительству базилики во имя святого Николая Чудотворца на месте дворца катепана.
В сказании архидиакона Иоанна сообщается, что мореплаватели сделали остановку в гавани святого Георгия и известили жителей Бари о своем скором прибытии. Горожане не знали, кому поручить хранение мощей, т. к. в то время архиепископ Урс находился в Трани, намереваясь отплыть в Иерусалим (как утверждает Иоанн, «и мы были вместе с ним в тот день»). Узнав о прибытии мощей, архиепископ вернулся в Бари. Тем временем мореплаватели отдали святыню аббату Илии, который поместил ее в монастыре святого Бенедикта, но через 3 дня мощи перенесли «на двор, именуемый катепановым». Конфликт, вспыхнувший между жителями Бари из-за вопроса о месте хранения мощей, был улажен ко времени возвращения архиепископа: мореплаватели и горожане упросили Урса оставить мощи во дворце наместника и построить там церковь. Получив согласие архиепископа, они временно поместили святыню в церкви святого Стефана и назначили ее хранителем аббата Илию, который по благословению епископа Урса приступил к строительству базилики. В Киевской легенде не упоминается о конфликте; там сказано, что горожане после торжественной встречи мощей положили их в церкви Иоанна Предтечи «при мори».
Во всех сказаниях сообщается об исцелениях от мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского, которые начались сразу же после прибытия святыни в Бари; наиболее подробно чудеса описаны в сочинении Никифора, кратко – в сказании архидиакона Иоанна и в Киевской легенде. В сказаниях упоминается 100-125 чудес, которые произошли в неделю, последовавшую за перенесением, и о паломниках, которые приходили в Бари из разных мест, преимущественно из Южной Италии. Согласно беневентской редакции сказания Никифора, на 6-й день епископы Апулии собрались в Бари, чтобы поклониться святыне. Уже 8 июля 1087 года под руководством аббата Илии началось строительство базилики во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. В Киевской легенде сообщается, что «многа же даяния приношаху к святому, злото и сребро и ризы многоценныи»; благодаря щедрым пожертвованиям «създаша… церковь преславну и велику и красну сущю».
А. А. Королёв
Почитание на Руси Святителя Николая Чудотворца,
архиепископа Мирликийского
Почитание святителя Николая чудотворца широко распространилось вместе с принятием христианства. По сведениям Летописи, церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, была построена на могиле Аскольда, что в свете устной традиции, считавшей Аскольда и Дира первыми русскими христианскими правителями, давало основание для предположения, будто Аскольд был крещен с именем Николай. Однако сведения, приведенные в летописи, невозможно считать вполне достоверными; их можно рассматривать в качестве предания, которое свидетельствует о том, что почитание святителя проникло на Русь на самом раннем этапе христианизации. Встречается мнение, что центром почитания святителя был Новгород, т. к. там находилось особенно много церквей, посвященных святителю (наиболее известны храмы Николы на Липне (1292), Николы Белого (нач. XIV в.)). Однако вряд ли можно говорить в этой связи о какой-то особой роли Новгорода, т. к., например, своим покровителем и защитником святителя считали также жители Изборска, где главный храм был посвящен святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому, в других городах средневековой Руси также строились многочисленные храмы и монастыри во имя святителя Николая.
В Москве, по легенде, 1-ю церковью во имя святителя в 1304 году основали беженцы из Киева от татаро-монгольского нашествия. В 1390 и в 1401 годах упоминается монастырь Николы Ветхого, который находился на улице Никольской в Китай-городе, рядом с Заиконоспасским в честь Нерукотворного образа Спасителя мужским монастырем, напротив мужского монастыря в честь Богоявления. В разные периоды он именовался «Никола Старый», «Никола Большая Глава», «что на Крещатике», «у Крестного целования». В Китай-городе с 1468 года известен также храм Николы Мокрого (разрушен в 1932). В 1380 году в 25 км от Москвы основан монастырь Николы Угрешского. В 1498-1506 годах в Московском Кремле строилась церковь святителя Николая Гостунского (разобрана в 1817), в 1818 году в колокольне Ивана Великого переосвящен новый Николо-Гостунский собор. Всего к XVI веку в Москве существовало 6 церквей с посвящением святителю Николаю, архиепископу Мирликийскому.
Частицы мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского начали прибывать на Русь с XV века, вероятно, они привозились послами в качестве даров из Греции. На Руси были восприняты основные аспекты почитания святителя, например, его помощь морякам и терпящим бедствие на воде, что отражено в названии Никольского Морского собора, середины XVIII века в Санкт-Петербурге.
Древнейшие русские чудеса, произошедшие по молитвам к святителя, относятся к XI веку и связаны с Киевом. Наиболее известны Чудо о детище и Чудо о половчине. В Чуде о детище рассказывается, как благочестивые супруги из Киева, особо почитавшие святителя, возвращались из Вышгорода домой по Днепру, с ними был их младенец-сын. Жена задремала и выронила ребенка в воду. Несчастные родители стали просить заступничества у святителя. На следующий день пономарь собора Святой Софии в Киеве услышал внутри детский плач и обнаружил перед образом святителя Николая, архиепископа Мирликийского младенца в луже воды. Весть об этом быстро разнеслась по городу, в собор прибежали родители, чей ребенок утонул в Днепре, и узнали в младенце свое дитя. Иногда этим сюжетом объясняют происхождение названия образа «Никола Мокрый». Чудо о половчине повествует о наказании, которое Николай, Угодник Божий налагает на пленного за нарушение обещания о выкупе. Половчин, целый год проживший в плену у благочестивого киевлянина, был отпущен на родину с условием, что пришлет выкуп за себя, о чем пленник поклялся перед образом святителя. Однако, вернувшись домой, решил нарушить обещания, т. к. не верил в силу христианского святого. Святителя Никеолай явился лгуну с требованием заплатить обещанное 2 раза, а на 3-й раз после явления святителя половчин упал с коня и стал корчится в судорогах. Придя в себя, он рассказал родным о нарушении обещания, и те настояли на том, чтобы он отправился в Киев и выплатил все, что должен.
Чудеса от икон святителя Николая, архиепископа Мирликийского на Руси засвидетельствованы в XIII веке – в 1227 году упомянута чудотворная икона святителя в Жидичине. Московская и Псковская традиция чудес от образов святителя возникает в 1405-1440 годах. Наиболее известны чудеса, связанные с образами Николы Можайского, Николы Зарайского и Николы Мокрого.
Всеобщее поклонение Николаю Чудотворцу среди русских людей в значительной степени объяснялось его душевными качествами, в которых русские находили много сходного с русским народным характером. Это открытое заявление Николая Чудотворца в защиту угнетаемой невинности, это решительное и смелое заступничество за неправедно осуждаемых и гонимых, каким отличался свт. Николай Мирликийский во время своей жизни, особенно как-то идут к характеру открытой, смелой и доброй русской натуры. Такие особенности личного характера чудотворца, без всякого сомнения, делали образ этого угодника Божия особенно привлекательным и достойным уважения в глазах русского народа. Это почитание неоднократно отмечалось иностранными путешественниками; в народе бытовало представление о Святой Троице, состоящей из Спасителя, Богородицы и святителя Николая Чудотворца, также существовала легенда, что Николай Угодник, мог бы быть Богом, но не захотел этой чести, и, во всяком случае, после Бога заступает первое место и многие другие.
До реформ патриарха Никона общепринятой канонической формой имени святителя была форма Никола, а после реформ, когда каноническим стало именование Николай, она бытовала в качестве обиходной. Простонародные формы – Микола, Микула использовались как имена людей. По мнению Ф. Б. Успенского, форма Микула была древней канонической, которую вытеснила форма Никола, а Микула, Микола сохранились в обиходе. Наиболее обоснованное объяснение появления формы Микола/Микула было предложено Ф. Е. Коршем и М. Ю. Ф. Фасмером, которые видят в этих формах контаминацию с именем Михаил. Успенский предположил, что данная форма отражает контаминацию культов святителя Николая и архистратига Михаила, которая произошла на западе славянских территории еще в докирилло-мефодиевсую эпоху. Это смешение культов находит отражение как в иконографии, так и в народном почитании, где некоторые аспекты почитания архангела Михаила (проводник душ в загробном мире) придаются святителю Николаю.
На славянской почве восприятие и трансформация культа святителя Николая, архиепископа Мирликийского были связаны также с замещением культа языческого бога Велеса (Волоса) как покровителя скота и исполнителя других сельскохозяйственных функций. Святитель Николай в народной культуре считался покровителем домашнего скота, земледелия и соответственно – крестьян, простого народа. Наиболее ярко это отражено в сказании о Николе и Касьяне, распространенном сказочном сюжете, имеющем несколько вариаций. Касьян прошел мимо мужика, у которого застряла в грязи телега, а Николай помог вытащить телегу, не побоясь испачкать одежду; с тех пор Касьянов день якобы отмечается раз в 4 года, а Николин день – 2 раза в год (в данном случае образ святого Касьяна восходит к Иоанну Кассиану Римлянину, чья память отмечается 29 февраля, но не раз в 4 года, а ежегодно, т. к. в невисокосные годы переносится на 28 февр.).
Образы святителя Николая
Святитель Николай называется Чудотворцем – в этом именовании отражена его близость человеку. Помощь Николая Угодника, прижизненные и посмертные его чудеса отразились в составлении житийных икон, в которых его чудеса с любовью выписывались в отдельных клеймах. Многие храмы во всем мире названы его именем, а это значит, что именно святого Николу выбирали своим покровителем обители и создатели церквей, что отразилось в создании паломнических и обетных образов из металла, мрамора, эмали, расписной керамики.
Святитель Николай родился около 280 года в христианской семье, в небольшом городе Патары Ликийской области. Вся жизнь его прошла в этой провинции: в Мирах стал епископом, причем здесь он был поставлен, не будучи еще пока известным пастырем. После совещания об избрании нового архиепископа одному старейшему епископу было видение о том, что достоин стать предстоятелем Мирликийской паствы тот, кто первым придет на утреннее богослужение.
Современникам святителя Николая был очевиден его подвиг в сложную переломную эпоху, когда только затихали гонения, а от епископа требовалось мужество исповедничества в отношении защиты веры от различных ересей, что было делом публичным и относительно новым, поскольку веру нужно было защищать внутри церковной ограды. Неслучайно в Никольской иконографии нашло широкое отражение событие, связанное с I Вселенским Собором. Святитель Николай при слушании мнения еретика Ария заушил его (дал пощечину), после чего с епископа Николая сняли знаки святительской власти. На иконах справа и слева от главы святого изображены Спаситель и Богоматерь со знаками святительского достоинства, возвращенными ему за ревность. В Похвальном слове, созданном в середине IX века константинопольским патриархом Мефодием, говорится, что при возведении святителя на престол ему также являлись Спаситель и Богоматерь с Евангелием и омофором. Изображения Христа и Богородицы на иконах помещаются в медальонах, привлекая к себе внимание молящегося; эти изображения указывают на тот факт, что Чудотворец Николай – единственный святой, которому Спаситель и Богоматерь лично вручили знаки святительской власти.
Наиболее распространены поясные иконы святителя. Такой образ появился в XI столетии в Византии и был характерен для Балкан и стран всего христианского мира. Николай Угодник изображен с закрытым или открытым Евангелием в левой руке и благословляющей десницей. Книга в руках святого нередко была богато украшена эмалевыми дробницами и драгоценными каменьями по подобию многих памятников книжного дела.
Подобное изображение благословляющего святителя с Евангелием – обычное для «чина святительского», т. е. так изображаются многие пастыри в епископском сане. При этом лик святителя Николая выписывается таким образом, что при взгляде на его иконы появляются духовные сравнения: «пастырь крепок», «добрый учитель», «правило веры и образ кротости». В V–VI веках составлено первое жизнеописание святителя Николая, а это значит, что его почитание началось вскоре после кончины. Его изображения появляются в VIII столетии.
В основе первых икон святого лежали достоверные портреты; облик святителя узнаваем не просто по набору основных иконографических черт – высокому лбу, «малым кудреватым волосам», орлиному носу. Удивительно хорошо живописцы отображали его облик: лик кроткий и в тоже время мужественный. Разные эпохи налагали отпечаток на образ святого: в XVI веке было особое внимание к лику святого, кроткому и одухотворенному; иногда большие пронзительные глаза сурово взирают на молящегося, но всегда возникает доверие к облику святителя. Он – человек духовного опыта, и к нему можно обратиться за духовной поддержкой: известные «житейские» чудеса святителя Николая говорят нам о его духовном облике – доброте, сердечности, желании прийти на помощь и духовном рассуждении.
Ростовые иконы получили в России слабое распространение, и в основном – в деревянной скульптуре. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Православной Церкви. «Святитель Никола Зарайский» – святой Никола изображен в фелони с омофором, с благословляющей десницей и Евангелием. Также почитаемы скульптурные изображения святителя Николая Можайского с городом в левой и мечом в правой руке – в память о чудесном спасении города по молитвам святителя. Именно таков был вид святителя, когда напавшие на Можайск татары в начале XIV века были остановлены устрашившим их видением. Эти образа имеют многочисленные повторения, в том числе резные и вышитые. Происхождение Зарайского образа описано в замечательном памятнике древнерусской литературы XIII века – «Повести о перенесении иконы Николы Заразского из Корсуня».
Иногда в руках святитель держит град Бари, и в последнее время, когда паломничество в места, связанные со святителем Николаем, стало широким и привычным, эти иконы приобрели популярность и в России. Гряды гор в среднике иконы на фоне роскошного лазоревого неба изображают характерный пейзаж Ликии, которая находится между горными хребтами и побережьем Средиземного моря. Очень редко святитель изображается с мечом в правой руке и кораблем в левой: например, в гравюре, изданной в Киеве в XVII столетии. В наше время получила известность иконография, созданная священником Федором Конюховым. Святитель стоит на «горках», а в руках держит изображение мыса Горн. Одна из таких икон находится в храме Рождества Богородицы села Образцово Московской области.
Основные одежды святителя Николая на иконах: набедренник, саккос, омофор, иногда панагия. А митра появляется с XIX века; народное сознание называет такие иконы: «Никола зимний», «Никола в шапке». И, хотя это только народное благочестие, оно имеет место даже в создании иконографий. Известно, что во Владимирских иконописных центрах в начале XX века такие иконы заказывали и описывали словами обыкновенные крестьяне, о чем иконописец составлял запись на оборотной стороне пока еще пустой доски.
Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI веке, а к XIV столетию иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространяются на Балканах, в Италии и на Руси. С XIII века чудеса первых дней жизни святого заняли свое место в иконописи. Таким образом, житийные циклы, расположенные в клеймах икон, начинаются с его рождения, крещения (чудесное стояние в купели). В клеймах события располагаются в том порядке, в котором были у агиографа. В ранних житийных русских иконах от 12 до 16 клейм, и это количество сюжетов наиболее типично для икон святителя; клейма могут располагаться по хронологии событий рядами или по часовой стрелке.
Особое значение имело почитание святого Николая как покровителя мореплавателей. Существуют иконографические типы икон святого, в которых всего несколько клейм, и среди них два или три клейма – с изображением чудес на море, которые очень заметны и выразительны. В честь Великорецкого образа был освящен один из приделов храма Василия Блаженного, а его стены украсил цикл росписей, в числе которых и «морские» чудеса.
Интересно, что сюжеты с чудесами на море часто появлялись и там, где не было водоемов. В Новейшее время в росписях храмов подобные сюжеты могли располагаться на заметных архитектурных элементах, например на сводах при входе в церковную постройку. Например, в храме святителя Николая Чудотворца в селе Жегалово (в черте города Щелково) настенное изображение «Святитель Николай спасает утопающего» симметрично композиции «Христос спасает утопающего». И сами чудеса начали происходить не только с «корабельщиками»: так, в наше время у одного человека сын свалился в котлован с водой при строительстве здания, и ребенок был спасен святителем, после чего святой Николай наказал искать его образ в церкви: благодарный отец искал икону, а нашел настенное изображение!
Святитель Николай мирно скончался и был торжественно погребен в соборном храме Мир Ликийских. Его тело было нетленным и источало миро. И почти все житийные циклы, как иконописные, так и настенные, завершаются сценами преставления святителя Николая и перенесения его мощей из Мир Ликийских в град Бар.
Существует множество патрональных икон святителя Мирликийского, а также паломнических и просто дорожных складней, которые брались в походы. В складнях наряду с изображениями Спасителя и Богоматери были изображения избранных святых. Историки говорят, что именем святого Николая в некоторые эпохи (например, в XVII веке) детей даже не называли – и в этом также сказалось почитание святого: такое почтение люди испытывали к его имени! Сохранилось множество больших домашних вертикальных киотов конца XIX – начала XX века, в которых всего три крупные иконы: Cпасителя, Богоматери и святителя Николая. В Новое время изображение святителя помещалось на одной доске с новопрославленными святыми: святыми Феодосием Черниговским, Серафимом Саровским, Ксенией Петербургской.
Жанна Курбатова
Почему святитель Николай Чудотворец изображается на иконах с церковью и мечом в руках?
(Из № 396 “Троицких Листков” Архиепископа Никон (Рождественский) ставшего
духовным отцом священномученика Николая Кулакова)
С особенным усердием почитает наша Православная Церковь память святителя и чудотворца Николая. Сколько у нас на Православной Руси храмов, посвященных имени этого великого угодника Божия! Как много у нас икон этого святителя Христова! В каждой церкви есть его образ; редкий можно найти дом, где бы не было его изображения. Различно пишется святитель Николай Чудотворец: на некоторых иконах он держит в левой руке Святое Евангелие, а правой рукой благословляет; а на других иконах он изображается стоящим во весь рост, левая рука его держит церковь, а правая – меч. Знаете ли вы, братие, почему святитель Николай изображается с церковью и мечом в руках? Он потому так изображается, что всю свою жизнь всегда защищал Святую Церковь Христову от ее врагов, еретиков и хулителей. Как некогда пророк Илия, ревнуя о славе истинного Бога, велел убить мечом нечестивых служителей скверного идола Ваала, так и святитель Христов Николай не простым мечом, но мечом духовным, то есть силой слова Божия, всю жизнь свою отсекал от Церкви всех, кто дерзал восставать против истины учения Христова.
Время, когда жил святитель Николай, было трудным для Церкви Православной; нашелся один священник Арий, который так возгордился, что отступил от учения Святой Церкви и стал нечестиво учить о Христе, Сыне Божием. Страшно и сказать, чему он учил народ; он говорил, будто Господь наш Иисус Христос не есть истинный Бог, но есть творение Божие. Многие православные совратились в ересь арианскую, и не только из мирян, но даже некоторые и из архиереев и священников. Вся Церковь была смущена этим лжеучением и как бы растерзана на части. Много скорбели православные и молились Богу, чтобы Он не дал погибнуть святой истине от еретиков. И не оставил милосердый Господь Своей Церкви в годину испытания, не забыл Он Своего обещания, что
и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).
Он вложил в сердце тогдашнего царя, святого Константина, благое желание собрать со всего его царства всех архиереев и, с помощью благодати Святаго Духа, решить, на чьей стороне истина и на чьей ложь, – на стороне ли православных, или на стороне ариан. И вот собрались в город Никею все архиереи; пришел сюда и святитель Христов Николай. Вместе с другими великими святителями обличил и посрамил он нечестивого Ария и всех его сторонников и утвердил истинное православное учение о Сыне Божием. С этого времени и постановлено было читать в церкви Символ Православной Веры, в котором ясно сказано, что Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, рожден от Бога Отца «прежде всех век», а не сотворен, как нечестиво учил Арий. Когда этот еретик при всех отцах, собравшихся в Никее, начал говорить свои богохульные речи о Сыне Божием, то святитель Николай разжегся такой ревностью о славе Божией, что не стерпел этих речей, и при всех архиереях ударил Ария по лицу. Этот поступок святителя привел в смущение многих святых отцов; они знали правило Апостольское, по которому строго воспрещалось служителям алтаря Господня поднимать на кого бы то ни было руку, и потому они судили лишить святителя Николая архиерейского сана. Но сердцеведец Господь не вменил в грех этот поступок святителю Николаю. Некоторые святые отцы имели чудное видение: они увидели, что с одной стороны святителя Николая Сам Господь подавал ему Евангелие, а с другой – Сама Пречистая Дева, Матерь Божия, давала ему святительский омофор. Из этого видения святые отцы Собора поняли, что ревность святителя Николая угодна Богу, и снова возвратили ему архиерейский сан.
Святитель Николай Чудотворец так пламенно любил истину, что никак не мог стерпеть ложных и богохульных речей еретика Ария. Вот за эту его любовь к истине и ревность о славе Божией Православная Церковь и изображает его на иконах с церковью и мечом в руках. Для нас, чад Православной Церкви Христовой, очень поучительно часто взирать на это изображение великого Чудотворца. Когда мы смотрим на его священный лик, он как будто сам, живой, стоит перед нами и учит нас так же любить святую веру православную, как и он ее любил. Как же можем мы, грешные, подражать святителю Христову? Всякий, конечно, и сам поймет, что поступать с еретиками и богохульниками так, как поступил святитель Николай с Арием нам не должно: наказывать их – дело власти, а не наше, и чего Бог не поставил в грех святителю, того не простит нам, ибо нам ли, грешным, ставить себя наряду с великим Христовым угодником?.. Но поверьте, братие, что много, очень много найдется случаев для подражания ему. Вот, например, встречаетесь вы с человеком, который начинает при вас хулить Святую Церковь и ее учение и проповедовать свое собственное, ложное учение. Думаете ли вы, что ваше дело – слушать и молчать? Нет, сохрани вас Бог молчать, – вы должны сейчас же, без всякой боязни и без всякого ложного стыда, остановить хулителя и показать ему его заблуждение. Не бойтесь, если вас станут за это бранить или над вами смеяться; нужды нет, знайте, что Сам Господь наш Иисус Христос велел всем ученикам Своим так делать:
«иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, – сказал Он, – и Сын Человеческий» (то есть Сам Он, наш Спаситель) «постыдится его», не признает Своим, откажется от него, «егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми» (Мк. 8:38).
Но чтобы защищать учение матери нашей, Святой Церкви Православной, надобно хорошо знать это святое учение! Кто не знает хорошо своей веры святой, тот поневоле и со стыдом будет молчать, когда раскольник или еретик будет ее хулить. А многие ли из нас знают веру свою, как должно? Ах, возлюбленные, очень и очень немногие! Отчего же так? Неужели так трудно узнать, чему учит Святая Церковь? Нет, это вовсе не трудно: есть и книги, в которых это учение изложено, есть и люди, у которых можно ему научиться, это – пастыри Церкви. Беда в том, что мы часто сами не хотим узнавать, чему учит наша Православная Церковь, и чему мы должны веровать. Не хотим мы узнавать ее учение, потому что сердца у нас холодные и нам все равно, чему бы мы ни верили. Не так поступал святитель Христов Николай. Из жития его известно, что он так любил поучаться в слове Божием, что проводил и дни, и ночи за чтением Святого Евангелия и других священных книг. Вот почему он и знал хорошо, чему учит Святая Церковь, – вот почему он и мог во всякое время и перед всяким человеком исповедовать свою веру. Итак, видите ли, в чем мы можем подражать святителю Николаю? Мы должны, прежде всего, подражать его любви к чтению слова Божия и к учению святой нашей православной веры. Но этого мало: раз Господь помог нам узнать, чему учит эта вера, мы должны при всяком удобном случае открыто исповедовать святую истину и ревностно защищать ее, обличая всякое ложное учение и мудрование. Но повторяю: для этого надо, братие, с любовью читать слово Божие, читать и изучать те книги, в которых изложено учение святой веры православной. Тогда только мы можем непостыдно называться истинными православными христианами.
Учитесь же сами, учите и детей ваших, а святитель Христов Николай благословит вас и детей ваших за святую любовь вашу к вере православной. И тогда никакой раскольник, никакой молоканин и штундист не посмеет оскорблять нашу веру святую, ибо тогда вы и дети ваши сумеете защитить ее и обличить их суемудрие.
Аминь
Евангельские Чтения
На Утрени
Евангелие от Иоанна, глава 10 стих с 9 по 16 (зачало 36)
Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (Ин.10:9-16).
На Литургии
Святителю
Послание апостола Павла к Евреям, глава 13 стих с 17 по 21 (зачало 335)
Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь (Евр.13:17-21).
Евангелие от Луки, глава 6 стих с 17 по 23 (зачало 24)
И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их (Лк.6:17-23).
Из истории: событие, проповедь и быль
Событие в Церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице происшедшее в 1916 году
Опубликовано 22.01.2024
Быль из казачьей жизни, произошедшая в 1851 году
Из казачьей жизни, действительное происшествие. Об освобождении из плена казака Герасима Жолуба. Дело происходило в 1851 году, в эпоху кровавой борьбы русских с черкесами. Черкесы нередко нападали на станицы и, при удаче, захватывали в плен жителей: казаков, их жен и детей. Не мало казаков в то время томилось в плену у черкесов. Попался в плен и казак Н-ской станицы, Герасим Жолуб. Три года он пробыл в Дженджириевском ауле. Дни за днями проходили в работах, под наблюдением черкесов, а на ночь пленник был приковываем цепью по рукам и ногам к колоде. Невыносимо тяжело томиться в плену, да еще у таких дикарей, как черкесы, питавших в то время неумолимую ненависть к русским. Какие лишения испытывал пленник – неизвестно, между прочим, передавал только Жолуб, что маленькие татарчата часто подходили к нему, очевидно научаемые своими матерями, и горячим железом «штрикали» его по рукам и ногам… Опубликовано 25.11.2024
Подготовила Елена Сергеевна Звонарева
По материалам:
- Православный Церковный Календарь. Азбука веры.
- На приходе. Священник Т.С.Тихомиров. Азбука веры.
- Избранные Жития святых. Епископ Александр (Милеант). Азбука веры.
- Николай. Православная Церковная Энциклопедия.
- Кротость. Прибавление к “Церковным ведомостям” № 49 от 6 декабря 1914 года.
- Праздничный отдых христианина. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука Веры.
- 396. Почему святитель Николай Чудотворец изображается на иконах с церковью и мечом в руках? Троицкие листки №№ 351–400. Архиепископ Никон (Рождественский). Азбука Веры.
- Иконография Восточно-Христианского искусства. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
- Святитель Николай Чудотворец. Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России. ред. А.И. Плюснин. Азбука Веры.
- Русский народ. Вера и обычаи. Работа и быт. Будни и праздники. Этнографическая энциклопедия. Том 1 (А-Н). составитель О.А. Платонов. Азбука Веры.
- Образы святителя Николая. Жанна Курбатова. Сретенский монастырь.