Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню по пло́ти обре́зания Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Всех Господь обрезание претерпевает и согрешения человеческие, как благой, отсекает, дает в сей день спасение миру; радуется же на небесах и иерарх Творца, и светоносный, Божественный служитель таинств Христовых Василий.

Кондак Обрезанию Господню в русском переводе

Обрезание Господне и свт. Василий Великий. Икона

Обрезание Господне и свт. Василий Великий. Икона

14 января Святая Церковь установила память события По плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Праздник Обрезания Господа Иисуса Христа относится к великим недвунадесятым праздникам. У праздника Обрезания Господня предпразднства, попразднства и отдания нет.

В этот же день, 14 января, Святая Церковь чтит память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского (Каппадокийского). Дата установлена по дню преставления ко Господу святителя Василия Великого.


Статья Ко дню памяти Святителя Василия Великого” рассказывает о семье, воспитании, образовании, жизни и делах Святителя, посвятившего свою жизнь служению, с полнейшем самоотречением, Богу и Святой Церкви, защите истинной Веры и делу помощи нуждающимся:

Обложка. Ко дню памяти Василия Великого


Святой Церковью в этот день установлено совершать Литургию святителя Василия Великого.

Тропарь Обрезанию Господню, глас 1

На Престо́ле огнезра́чнем/ в Вы́шних седя́й со Отце́м Безнача́льным и Боже́ственным Твои́м Ду́хом,/ благоволи́л еси́ роди́тися на земли́/ от Отрокови́цы Неискусому́жныя, Твоея́ Ма́тере, Иису́се,/ сего́ ра́ди и обре́зан был еси́, я́ко Челове́к осмодне́вный./ Сла́ва всеблаго́му Твоему́ сове́ту,/ сла́ва смотре́нию Твоему́,// сла́ва снисхожде́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Перевод:

На Престоле огневидном восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, не познавшей мужа, Матери Твоей, Иисусе; потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. Слава всеблагому Твоему изволению; слава промыслу Твоему; слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!

Кондак Обрезанию Господню, глас 3

Всех Госпо́дь обре́зание терпи́т/ и челове́ческая прегреше́ния, я́ко Благ, обре́зует,/ дае́т спасе́ние днесь ми́ру./ Ра́дуется же в Вы́шних и Созда́телев иера́рх,// и светоно́сный, Боже́ственный таи́нник Христо́в Васи́лий.

Перевод: 

Всех Господь обрезание претерпевает и согрешения человеческие, как благой, отсекает, дает в сей день спасение миру; радуется же на небесах и иерарх Творца, и светоносный, Божественный служитель таинств Христовых Василий.

Разрыв между текстом
Обрезание Господне

***

О событиях по плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

По сказанию (Евангелие Луки II, 21), в осьмой день по рождении Божественный Младенец был обрезан по закону. Как об общеизвестном обряде, исполняемом всеми евреями безусловно, евангелист говорит об обрезании Господа нашего весьма кратко. Святой Лука не упоминает даже, где совершено было обрезание, в той же самой пещере, где родился Иисус Христос, или в другом каком-либо месте. Ему достаточно было показать, что Божественный Младенец чрез обрезание принял на Себя обязанность подчиняться требованиям закона Моисеева (Гал.5:3).

Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. (Гал.5:3)

Какой смысл имело обрезание у евреев и зачем обряд этот нужно было исполнять Спасителю?

Обрезание, одно из важнейших священных действий ветхозаветной религии, было установлено самим Богом. Оно имело значение близкое к тому, что мы называем теперь таинством. Обрезание служило символом вступления человека в завет с Богом и принадлежности его к избранному Богом народу, и было отличительным признаком чтителей истинного Бога. При вступлении Авраама в завет с Богом, обрезание должно было служить праотцу евреев напоминанием о том, чтобы он ходил пред Богом всемогущим и был непорочен (Быт.17:1–11), а закон Моисеев говорит народу, чтобы он обрезал крайнюю плоть сердца своего и не был жестоковыйным (Втор.10:16) и чтобы любил Господа Бога своего от всего сердца своего и от всей души своей и, следовательно, смотрит на обрезание, как на символ покорности Богу (Лев.26:41). Так смотрят на это знамение завета и пророки, требуя обрезания злых склонностей (Иер.4:4Иез. XLIX, 7). Таким образом обрезание было выражением очищения от греховной порчи, которая путем естественного рождения переходит на всех людей.

Сын Божий, сделавшись сыном Пресвятой Девы Марии, благоволил подвергнуть Себя обрезанию, «яко человек осмодневный». Без сомнения, Он не имел нужды в этом внешнем знаке союза с Богом, но если принял его на Себя, то в знак Своего вступления в заветную, подзаконную жизнь того народа, среди которого Он родился. С другой стороны, если бы Он не принял обрезания, то никто не признал бы Его за обетованного Мессию, за того великого потомка Авраамова, в Котором одном должны были получить благословение все народы земли. По учению апостола Павла, Иисус Христос принял на Себя закон греха для того, чтобы даровать нам оправдание (2Кор.5:21), и для того Он явился в подобии плоти греха, чтобы изгладить грех во плоти (Рим.8:3).

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, (Рим.8:3)

Кроме сего, Своим обрезанием Спаситель научает нас исполнять закон Божий с совершенною точностью, не изыскивать никаких предлогов к нарушению заповедей Божиих и ничем не оправдывать своего уклонения от постановлений Святой Церкви. Времена Ветхого Завета прошли, обрезание отменено, и вместо его установлено благодатное таинство Святого Крещения. Народ избранный, сделавшийся богоубийцею, отвержен Богом, и внешний знак его избрания – обрезание – сделался не нужным. Однако и для нас христиан есть обрезание, которому мы должны подвергнуть себя добровольно, – обрезание духовное, состоящее в отсечении от души плотских страстей и пожеланий. “Обрезаны бысте”, говорит святой Павел уверовавшим из необрезанных язычников, обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, в обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением (Кол.2:11).

Обрезание Господа Иисуса Христа

Обрезание Господа Иисуса Христа

При самом обрезании Божественный Младенец получил имя: Иисус, нареченное Ему ангелом еще до зачатия (Лк.1:31Мф.1:21), – такое имя, которое указывало на Его назначение и на Его божественную природу. Иисус с еврейского значит: Бог нам помощник, а по объяснению ангела Иосифу, Иисус значит Спаситель. Действительно, это имя выражало все, что весь мир мог ожидать от Него. Это было то имя, пред которым должно преклониться всяко колено небесных, земных и преисподних (Флп.2:10). Оно выше всякого имени (Фил.2:9), да и нет кроме него, по словам апостола Петра, иного имени под небесем данного в человецех, о нем же подобает спастися нам (Деян.4:12).

***

Об истории праздника

В воспоминание Обрезания Господа в восьмой день по рождении Его от Пресвятой Девы Марии, Православная Церковь совершает издревле великий праздник. Начало его относится к первым векам христианства. До нас дошли многие слова Святых отцов Церкви IV века, произнесенные ими в этот праздник. Таковы поучения святителя Амфилохия, епископа Иконийского, святителя Григория Нисского, святителя Амвросия Медиоланского и других.

Свт. Василий Великий

Свт. Василий Великий

В IV веке с празднованием Обрезания Господа, как видно из слова Амфилохия Иконийского на день Обрезания, соединено празднование и святителю Василию Великому. От V века сохранилась до нас на день Обрезания беседа Максима, епископа Тавринского (Туринского). В VI веке о дне Обрезания Господня упоминает в книге своей о круге года святитель Григорий Великий, епископ Римский. В VIII веке Стефан Савваит написал канон Обрезанию Господню, доселе поемый Церковью в день этого события.

День Обрезания и наречения Господа, как восьмой день по рождении Его на земле, служит заключением праздника Рождества Христова. Посему древние отцы Церкви: святые Амфилохий Иконийский, Григорий Нисский и Григорий Великий в своих писаниях называют день Обрезания восьмым днем по Рождестве Христове.

Разрыв между текстом
Иконография
Обрезание Господне. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XII в.

Обрезание Господне. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XII в.

В греческом подлиннике для художников – «Ерминии», созданной на Афоне монахом Дионисием Фурноаграфиотом (около 1730-1733) главным образом на основании монументальных произведений Мануила Панселина, описание композиции с изображением Обрезания Господня не представлено. Тем не менее в константинопольском искусстве средневизантийского периода примеры этого сюжета известны. К ним относится миниатюра в Минологии императора Василия II: праведный Захария (облачен в хитон и гиматий, в правой руке – нож) приближается к Младенцу Христу, Которого держат Богородица (под ручки) и праведный Иосиф (за ножки); справа – святилище с раздвинутой завесой. Изображение Обрезания Господня в византийских минейных циклах сохранившихся росписей храмов на Балканах не встречается.

В одном из ранних известных русских иконописных подлинников: подлиннике Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI века под 1 января помещено празднование Обрезания Господня, однако описание иконографии не приведено, несмотря на то что такими описаниями снабжены все великие праздники. Текст, содержащий предписания к изображению Обрезания Господня, представлен в происходящем из Палеха списке подлинника сводной редакции XVIII века, принадлежавшем Г. Д. Филимонову:

«Во святилище стоит архиерей ветхозаконный; подобием сед, брада долгая, риза на нем аки на Захарии пророке, на главе колпак по ветхому закону; против его Пречистая Богородица в руках держит Превечного Младенца, ноги голы. Святитель оный держит в руке нож, а другой держит блюдо, а за Богородицей стоит Иосиф и ины, разным подобием»

Если в этом описании в некоторых его элементах просматривается влияние западноевропейских образцов (например, наличие блюда), то достаточно раннее изображение на прориси в лицевой части Строгановского иконописного подлинника сохраняет в иконографии черты, свойственные средневековой русской иконе: в святилище стоят два первосвященника, один из них – праведный Захария, который принимает из рук Матери обнаженного Младенца Христа; за Иосифом, держащим дары приношения, других лиц нет (1-я четверть XVII в.,   Строгановский иконописный лицевой подлинник).

В целом традиционная композиция близка по иконографии к более распространенному сюжету двунадесятого праздника – «Сретение Господне» и известна на иконах начиная с XVII века (наиболее ранний образ – клеймо на складне «Богоматерь Владимирская, с праздниками и святыми», ГТГ, нач. XVII в., иконописец Прокопий Чирин) примерами не точного следования подлинникам, а в вариантах. Так, например, на иконе из церкви святого Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области (сер.- 3-я четв. XVII в., ЦМиАР) Богомладенец сидит на руках Божией Матери, благословляя подходящего к Нему с молитвенно склоненной головой праведного Захарию в одеждах первосвященника, позади Божией Матери представлена группа иудеев, праведного Иосифа среди них нет; икона входила в состав праздничного ряда иконостаса.

В кон. XVII-XVIII веках иконографической основой сюжета с изображением Обрезания Господня нередко служили работы западноевропейских мастеров, например икона работы М. Искрицкого для иконостаса собора Святой Софии в Вологде.

Разрыв между текстом
Слово в день Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

Архиепископ Фаддей (Успенский). Кузнецк. 1928 год.

Архиепископ Фаддей (Успенский). Кузнецк. 1928 год.

«Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко благ обрезует» – вот смысл нынешнего церковного праздника. Обрезание было установлено Богом и заповедано чрез Авраама всему избранному народу еврейскому. Оно было знаком вступления в завет с Богом, печатью обещания быть в неизменном послушании Ему с дней детства, быть Ему верным до пролития крови; оно совершалось во образ отсечения страстей плотских, обрезания жестокосердия самого сердца, которое так гибельно было для Израиля и так часто заставляло его отступать от Бога своего.

И вот Господь наш, будучи безгрешным, Сам терпит обрезание, чтобы научить покоряться воле Божией требующих обрезания сердец, очищения от множества грехов: «закона Творец законная исполняет», чтобы Своим примером показать, как никто не может прийти к Богу помимо закона Господня. Когда явился Христос истина, исчезли тени и образы, не стало обрезания. Но не стало лишь собственно тени, а то, что она собою отображала, конечно, осталось, ибо пришел не нарушить Господь Свой закон, а его исполнить (Мф. 5, 17). Доселе чрез Святое Крещение, как и чрез обрезание, даем мы обет «отречься сатаны и всех дел его», «сочетаться Христу», то есть вступить с Ним в тесный вечный союз, который и знаменуется кругообразным хождением вокруг купели в день Святого Крещения. Там обрезывалась плоть, как печать завета, а здесь должно «совлечься тела греховного плоти», то есть всякого греха, который носили и к которому привыкли, как к изветшавшей одежде.

Что же, братие, неужели мы, христиане, будем ниже Израиля, который служил только тени и образу истины? Неужели все, что совершается в Святом Крещении над нами, когда явилась уже самая истина, будет лишь сенью и образом истины, притом более мимолетною сенью, чем у народа Израильского? Тот не только устами давал обет верности Богу, но при обрезании запечатлевал слова свои страданием, пролитием крови. А для нас, христиан, крещение не бывает ли часто одною давно мимошедшею тенью, которой и следы давно изгладились в нашей душе? Если те показывали готовность служить Богу до пролития крови, то неужели мы должны служить Богу только до тех пор, пока земная жизнь с ее наслаждениями идет более или менее ровно и гладко, а когда наступят испытания, тогда отбегать от Бога во все стороны, как разбегающиеся по всем сторонам пригорка весенние ручейки? Разве забыли мы, что и завет со Христом запечатлен кровью, а не состоит из одних пустых слов и обещаний, притом чьей кровью? Самого Христа, Сына Божия возлюбленного. Ведь это не для простого «чесания слуха» ежедневно произносит иерей священные слова: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов». Ведь это мы, а не кто другой побудили взойти на крест Сына Божия.

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Неужели Христовы мученики должны были запечатлевать кровию завет верности своей Христу, а мы имеем право торжествовать победу их лишь на пиру житейских наслаждений, мы, ради которых проливается кровь Христа и Его святых мучеников? Не должны ли мы быть мучениками, если не кровью, то «произволением», как святитель Василий, который в ничто вменял изгнание, темницы, лишение имущества (если его у него можно вообразить), пытки, самую смерть? Верность совести должны мы, братие, также проявлять до готовности пострадать «даже до крови», чтобы подобно Василию «неработен душевный соблюсти сан», то есть звание христианина соблюсти непорабощенным страстям мира до мученичества, а не так, чтобы отпадать от Христа при всяком натиске вражеских страстей на душу, как на войне презренные изменники сдаются врагу при малейшей опасности для их жизни. Ведь не в том только состоит обрезание сердца, которое в Ветхом Завете соединялось с пролитием крови, чтобы на исповеди представить устный перечень или краткое неполное рукописание своих грехов и его разорвать руками, а в том, чтобы вместо риз растерзать самое сердце (Иоил. 2, 13) сокрушением и печалью, пролить хотя слезы вместо крови о своих постоянных отступлениях от Христа, искупившего нас Своею кровию.

Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный

Икона Иисуса Христа Спас Нерукотворный. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице.

Потщимся же, братие, празднующие явление Бога во плоти, чтобы превзошла наша преданность Христу преданность Богу народа еврейского, состоявшую из внешних дел и слов праведности книжников и фарисеев (хотя часто наша праведность далека от праведности последних), потому что если она не превзойдет ее и если мы не обережем от страстей самое сердце, то мы не можем войти в Царство Небесное (Мф. 5, 20).

Разрыв между текстом
Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие от Иоанна, глава 11 стих с 1 по 14 (зачало 66)

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви́! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер; (Ин.11:1-14)

На Литургии

Недели пред Богоявлением

Второе послание апостола Павла к Тимофею, 4  стих с 5 по 8 (зачало 298)

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. (2Тим.4:5-8)

Евангелие от Марка, глава  1 стих с 1 по 8 (зачало 1)

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. (Мк.1:1-8)

Обрезания

Послание апостола Павла к Колоссянам, глава 2 стих с 8 по 12 (зачало 254)

Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, (Кол.2:8-12)

Евангелие от Луки, глава  2 стих с 20 по 21, с 40 по 52 (зачало 6)

И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. (Лк.2:20-21,40-52)

Святителю

Послание апостола Павла к евреям, глава 7 стих с 26 по 28, глава 8 стих с 1 по 2 (зачало 318)

Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного. Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. (Евр.7:26-28,8:1-2)

Евангелие от Луки, глава  6 стих с 17 по 23 (зачало 24)

И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. (Лк.6:17-23)

 

 

 

По материалам:

 

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление