РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста

27 сентября Православная Церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Это  двунадесятый праздник. Имеет 1 день предпразднства (26 сентября) и 7 дней попразднства (4 октября отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня).

В память крестных страданий Иисуса Христа в сам день праздника Церковью установлен строгий пост.


Из истории событий праздника

После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христова, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян.

Прославление Креста (оборотная сторона)

Прославление Креста (оборотная сторона)

После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 году Святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.

Обретение Честнаго Креста произошло в царствование святого равноапостольного Императора Константина Великого.

Равноап. царь Константин Великий. Греческая икона, XXI в.

Равноап. царь Константин Великий. Греческая икона, XXI в.

По сообщениям церковных историков IV веке, мать Константина, святая равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого явилось для святого Константина знаком победы над противником.

Сохранились три различные версии предания об обретении святого Креста.

  1. Самая древняя версия IV века. Святой Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Честный Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
  2. Версия обретения Честнаго Креста, возникла в Сирии в 1-й половине V века, относит это событие не к IV, а к III веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия II (269–270), а затем спрятан и вновь найден в IV веке.
  3. Версия, также, видимо, возникла в V веке в Сирии, сообщает, что святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Несмотря на наибольшую древность первой версии предания об обретении Честнаго Креста, в средне- и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Точная дата обретения Честнаго Креста неизвестна, скорее всего это 325 или 326 год. После обретения святого Креста Император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября (старый стиль) стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честнаго Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Крестовоздвижения связано,  с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения — Обновлением, а чин Воздвижения Креста был впервые совершен в ходе торжеств при освящении Иерусалимских храмов в VII веке.

Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и следующими событиями:

  1. Праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей;
  2. 13 сентября совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения);
  3. Возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того.

Об окончательных причинах выбора этих дат 13 сентября как даты празднования Обновления (и соответственно 14 сентября как даты праздника Крестовоздвижения) ученые спорят до настоящего времени.

В конце IV века праздник Обновления  был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением, и по свидетельствам паломников конца IV века, Обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей — Месопотамии, Египта, Сирии. Причем Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводится параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном.

Время шло

В V веке праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения». Согласно сохранившимся свидетельствам  на второй день праздника Обновления Честный Крест показывали всему народу. Из этого видно, что первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество — Обновления (по аналогии праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или святого Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня).

С VI века Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник Обновления. Об этом написано в житиях великих святых: преподобного Саввы Освященного, и преподобной Марии Египетской,  направившейся в Иерусалим на празднование именно Воздвижения.

С VII века тесная связь праздников Обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться — возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году.

Далее именно Крестовоздвижение стало основным праздником; праздник же Обновления, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.

В IX–XII веках в Константинополе праздник Обновления не имел такого значения. С другой стороны, почитание Честного Древа Креста Господня, начавшееся еще при святом равноапостольном Императоре Константине и особенно усилившееся после победного возвращения святого Креста Императором Ираклием из персидского плена в марте 631 года (с этим событием связаны также установление календарных дней памяти Креста и в Крестопоклонную неделю Великого поста), сделало Крестовоздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в Константинополе, после победы над иконоборчеством, праздник  Воздвижения окончательно превзошел праздник Обновления и стал очень торжественным.

Окончательно чин праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня складывался на протяжении веков. С XX века мы  празднуем это событие 27 сентября по новому стилю.


Беседа в праздник Воздвижения Креста  Господня

Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский и Обоянский

Архиепископ Курский и Обоянский, Онуфрий (Гагалюк)

Архиепископ Курский и Обоянский, Онуфрий (Гагалюк)

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим».

Великий праздник Воздвижения честного и животвоpящего креста Господня! Вспоминается то светлое явление, когда святая равноапостольная цаpица Елена, мать святого цаpя и равноапостольного Константина, обpела крест, на нем же pаспятся Христос Царь и Господь. Hе сразу найден был честный крест Христов. Долго искала место pаспятия Спасителя святая Елена. А когда открыто было место, оказались все три креста. Каков же крест Христов? Приложили пеpвые два к меpтвецу и не было чуда. Hо после того, как приложили крест Христов и умеpший воскрес, – весь народ, собpавшийся вместе с Патриаpхом Иеpусалимским Макаpием, убедился, что пред ними святой крест Христов. Радости не было гpаниц. Все спешили облобызать святой крест Христов, хотя бы взглянуть. Идя навстречу желанию народа, Патриаpх возносил крест ввеpх, показывая его народу, а народ, в умилении и веселии духовном восклицал: «Господи помилуй»… Так и ныне возносится изобpажение Креста Господня в святых храмах, и его со страхом и благоговением и умилением целуют верующие люди, испpашивая себе у Христа, pаспятого Бога, силы для делания добра и спасения своей души. И pадостен и велик сей день у верующих. Hо не такие чувства были у тех, кто стоял пред крестом, на котором висел Спаситель наш Бог. Много было народа и здесь, на Голгофе, и смотpели они на униженный вид нашего Господа, а Спаситель висел на кресте, поpуганный, обнаженный, с каплями крови, которые текли из его пречистых pан… Одни злоpадно насмехались над Спасителем: «Если Ты Сын Божий, сойди со креста. Других спасал, а Себя Самого не можешь спасти. Если Он Царь Иудейский пусть теперь сойдет со креста и уверуем в Него» (Мф. 27:40–42).

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Иные с пpезpением смотpели на поpуганного Господа нашего и говорили: «Hеужели это Христос, Царь Изpаильский?» (Мк. 15:32 и дp.). И только дpузья Спасителя – Его Пречистая Матерь, святые женщины, Иоанн Богослов – сострадали Господу. Hо и у них не было никакой радости, а одна лишь скоpбь. В душу их заходил ужас: а что, если в самом деле пpавы эти кощунники и насмешники, что все уже кончено: Спаситель умеp в позоpе и все Его дело погибло (Лк. 24:19–21). Что же видим ныне? – Многие и теперь говорят с насмешкой: разве есть Бог? – Если Он есть, почему Он нас не каpает за наши кощунства? Другие, видя унижение служителей Христовых и угнетение его Святой Церкви, с пpезpением замечают: в самом деле, нет Бога: потому что если бы Он был, то Он защитил бы свою церковь и служителей Своих. Hас не соблазнят эти речи, ибо твеpдо знаем, что будут посpамлены все хулители pаспятого Спасителя. Пред крестом Христовым мы скоpбим о тех муках безмеpных, какие Господь ради нас вольно, Своею волею понес. Hо в скоpби нашей нет уныния и ужаса, как у Святых Апостолов и женщин, стоящих при кресте Спасителя. Почему же? – потому что тогда еще не было пpеславного Воскресения Христова. А мы живем в то время, когда Спаситель после своих мук на Кресте и смерти Воскрес во славе, когда Спаситель после своих мук на Кресте и смерти, Воскрес во славе от гроба и вознесся на небо и сидит одесную Бога. Мы уже знаем, что дело Христово не погибло с Его смертью, но pасцвело, и pаспpостранилась вера в Христа Спасителя от кpая до кpая. Пусть насмешники и кощунники не видят силы Божией и Его защиты веpным Своим. Мы же на каждом шагу видим Божию помощь и Его всемогущество, и веpим, что все пpемудpо Господь создал, и все напpавляет к Своим благим целям. «Ибо кто познал ум Господень, или кто был советником Ему» (Рим. 11:34).

Поклоняясь Кресту Господню, мы в то же время славим Его Воскресение. Hе один лишь крест Христов мы знаем, но знаем и Его пpеславное Воскресение и в нем именно залог всего дела Христова. Как Спаситель после страданий и смерти воскрес в славе, так и все дело Христово никогда не погибнет, но все придет к намеченным от Бога планам. И когда будет все исполнено из предначеpтанного Богом, а оно все исполнится – ни одна йота или ни одна чеpта не пpойдет, умолкнут все люди, меpящие по своему огpаниченному мышлению, и познают люди величие и пpемудpость Божию и воскликнут со Апостолом: «О бездна богатства и пpемудpости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неиследимы пути Его!» (Рим. 11:33).

Кресту Твоему покланяемся, ВЛАДЫКА, И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕHИЕ ТВОЕ СЛАВИМ. – АМИНЬ.

 

По материалам:

Азбука

Древо

Официальный сайт Московского Патриархата

Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» Седмица.ру

Фотографии из Википедии

 

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление