РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

“Бог есть Личность. И общение с Богом, как и со всякой личностью, состоит в том, что мы и говорим, и слушаем. Наша молитва, это – наше слово к Богу. А чтение Слова Божия, это – наше слушание Его ответа. И поэтому становиться на молитву надо с мужественной готовностью, что Господь услышит, и даст об этом свидетельство. Ну а Слово Божие во всем, что случается с нами, во всех задачах, которые ставит перед нами жизнь, должно быть нашим первым наставником и руководителем.”

Протоиерей Вячеслав Резников

Зачатие Иоанна Крестителя (с внутренней частью дома)

Зачатие Иоанна Крестителя (с внутренней частью дома)

6 октября Святая Церковь чтит день Зачатия славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот день относится к Малым праздникам.

***

Об иконографии

Память Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна отмечается православной Церковью несколько раз в год. Сложившуюся иконографическую традицию имеют праздники:

Праздник Перенесения десницы Иоанна Предтечи в Гатчину, состоявшегося в 1799 году, был отмечен 12 октября 1800 года (25 октября в настоящее время) и собственной иконографии не имеет.

Иконография Зачатия Иоанна Крестителя восходит к ранневизантийскому искусству, например, изображения на фресках кафедрального собора в Порече, Хорватия (543-553 годы), на миниатюрах из Евангелия Раввулы (586 годы). В византийских памятниках до XII века иконография праздника Зачатия Иоанна Предтечи представлена как «Благовестие Захарии» в соответствии с текстами Евангелия от Луки и Иакова Протоевангелия: кадящий Захария и архангел Гавриил изображались в полный рост, стоящими напротив друг друга, на фоне жертвенника ветхозаветного храма. В ряде сирийских манускриптов на жертвеннике было изображение связанного Агнца, как в Ватиканском (1219-1220 годы) и Лондонском Четвероевангелиях (около 1220 года.).

К XII веку относится возникновение другого извода «Благовестия Захарии», в котором Захария изображается в молении и ангел слетает к нему с неба, впервые этот извод встречается на фресках жертвенника Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. Такой же извод представлен на фресках церкви Богородицы Перивлепты (святого Климента) в Охриде (1295-1296), церкви святого Георгия в Старо-Нагоричино в Македонии (1317-1318), кафоликона монастыря святого Иоанна Предтечи близ Серр (Сереса, Греция) (между 1333 и 1345 годами), церковь святого Фанурия (Валсамонеру) на Крите (1408, 1425 годы).

Св. Иоанн Предтеча в пустыне. Икона. 1-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

Св. Иоанн Предтеча в пустыне. Икона. 1-я пол. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае)

В начале XIII века появилась новая композиция зачатия Иоанна Предтечи – «Целование Захарии и Елисаветы», которая впервые встречается в клейме иконы «Святого Иоанн Предтеча, с житием в 15 клеймах» из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (начало XIII века): родители Иоанна Предтечи изображаются в объятии на фоне архитектуры, подобно иконографии «Целование» праведных Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла. В искусстве византийского мира «Зачатие святого Иоанна Предтечи – Целование» не получило широкого распространения и встречается в некоторых памятниках палеологовского времени: в росписях церкви святых Апостолов в Фессалонике (1310-1314); в мозаиках баптистерия Сан-Марко в Венеции (1342-1354). На Руси первоначально был воспринят полнофигурный извод «Благовестия Захарии», как на фресках боковой апсиды собора Святой Софии в Киеве. Однако упомянутая выше фреска собора Мирожского монастыря свидетельствует о том, что в русском искусстве уже в XII веке, то есть раньше, чем в Византии, мог быть использован и второй извод, со слетающим ангелом. На фресках церкви Рождества Христова на Красном поле в Великом Новгороде (XIV век) сцена зачатия Иоанна Предтечи разделена на два эпизода: «Явление Ангела Захарии» и «Моление Захарии и Елисаветы». В первой композиции представлен полнофигурный извод «Благовестие Захарии»; во второй – Захария и Елисавета изображены в полуобороте друг к другу, их руки подняты в молении. Такое изображение зачатия Иоанна Предтечи в искусстве Византии не было известно. Подобная композиция встречается единственный раз на поствизантийской иконе «Святой Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» из храма Святой Троицы в Этрополе в Болгарии (XVII век). В церкви Успения на Городке в Звенигороде (около 1400 года) и в Успенском соборе во Владимире (1408 год) зачатие Иоанна Предтечи представлено во втором варианте «Благовестия Захарии» – со слетающим ангелом.

Зачатие Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сербская икона

Зачатие Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Сербская икона

В конце XV – начале XVI веков на Руси стал известен и третий извод иконографии праздника Зачатия святого Иоанна Предтечи – «Целование Захарии и Елисаветы». Так, на иконе «Зачатие святого Иоанна Предтечи» из церкви села Новокотова Молоковского района Тверской области представлены Захария с Елисаветой в объятии, рядом – взрослый Иоанн Предтеча, как «плод чрева» святых родителей. В XVI веке в древнерусских житийных циклах Иоанна Предтечи появилась тенденция к более подробному иллюстрированию сюжета «Зачатие святого Иоанна Предтечи», что привело к сложению своеобразного «зачатьевского цикла». Первым памятником такого рода стали фрески жертвенника собора Рождества Пресвятой Богородицы на Возмище в Волоколамске (около 1540 года), где представлены «Благовестие Захарии» в двух эпизодах и «Целование Захарии и Елисаветы». С середины XVI века получили широкое распространение житийные иконы Иоанна Предтечи, на которых «зачатьевский цикл» мог состоять из трех – пяти сцен. Так, в составе клейм иконы «Святой Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием» из Благовещенского собора Сольвычегодска (конец XVI – начало XVII веков) присутствуют «Моление и жертвоприношение Захарии в Иерусалимском храме», «Благовестие Захарии», «Немотствующий Захария», «Целование Захарии и Елисаветы» и примыкающая к ним «Встреча Марии и Елисаветы». Самое большое количество сцен представлено в иллюстрированном Житии Иоанна Предтечи в так называемом Егоровском сборнике: теме «Зачатие святого Иоанна Предтечи» посвящено 25 миниатюр (Там же). В XVI веке на Руси иконография «Зачатие святого Иоанна Предтечи» претерпевала изменения. Популярность приобрела сцена «Целование Захарии и Елисаветы», в древнюю византийскую композицию которой было включено изображение ложа – бытовой детали, переводящей идею встречи, приветствия (по-славянски «целования») к значению собственно зачатия. Судя по составу сцен житийных циклов иоанна Предтечи XVI – первой половины XVII веков, именно «Целование Захарии и Елисаветы» понималось в эту эпоху как изображение момента зачатия Иоанна Предтечи. Праздничные иконы «Зачатие святого Иоанна Предтечи» в этот период также создавались по иконографии «Целования», например икона из Ипатиевского монастыря (конец XVI века).

***

О ветхозаветной праведности. Зачатие Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

(Лк.1:5–25; Гал.4:22–31)

Ветхий и Новый Заветы Апостол Павел сравнивал с двумя сыновьями Авраама. Измаил, рожденный от рабыни Агари, был изгнан вместе с матерью. А Исаак, рожденный от свободной, наследовал обетования, данные Богом его отцу. «Это два завета, – продолжает Апостол, – один от горы Синайской, рождающей в рабство», «и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам». И сколь велика разница между рабством и свободой, настолько же отстоит от новозаветной праведности – праведность ветхозаветная, даже в лучших ее представителях.

Зачатие Иоанна Крестителя (Благовестие Захарии)

Зачатие Иоанна Крестителя (Благовестие Захарии)

О родителях Иоанна Крестителя говорится, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». Но вот однажды, когда Захария «в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения». Он вошел, конечно, не только с каждением, но и с молитвой, и молитва его была, конечно, не о чадородии (что видно из последующего), но о спасении Израиля, о чем и «все множество народа молилось вне во время каждения». Вдруг Захарии является «Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного». Он объявляет, что молитва услышана. А что же Захария? А он мгновенно, «смутился, и страх напал на него». Почему же так? Ведь знал он, куда входит: туда, где Бог обещал Моисею «открываться» для беседы с ним. Он вошел в то место, которое в былые времена наполняла видимым образом слава Божия. Он вошел просить, и прошение услышано; а в душе вместо благодарности – смущение и страх. Значит, и служение его, и молитва его, хотя и были исполнены, как и все у него, «по всем заповедям и уставам Господним беспорочно», но не было в них живой веры, должного страха и благоговения.

Ангел говорит: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие». Обещанный ребенок не просто будет утешением бездетной семье, но придет как орудие Божьего Промысла, и «многие о рождении его возрадуются». А что же Захария? – А он говорит Ангелу: «по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных». И не вспомнил он историю столетних Авраама и Сарры. Как будто Священное Писание – само по себе со своими чудесами, а жизнь – сама по себе со своей обыденностью и суетой. Поэтому и укорил его Ангел: «И вот, ты будешь молчать, и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время». В Ветхом Завете можно было считаться непорочным, и в то же время – не знать Живого Бога. Так и Савл до своего обращения был «по правде законной – непорочный» (Флп.3:6), и одновременно – гонитель Христа. Поэтому и говорил Господь ученикам: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20).

Бог есть Личность. И общение с Богом, как и со всякой личностью, состоит в том, что мы и говорим, и слушаем. Наша молитва, это – наше слово к Богу. А чтение Слова Божия, это – наше слушание Его ответа. И поэтому становиться на молитву надо с мужественной готовностью, что Господь услышит, и даст об этом свидетельство. Ну а Слово Божие во всем, что случается с нами, во всех задачах, которые ставит перед нами жизнь, должно быть нашим первым наставником и руководителем.

Протоиерей Вячеслав Резников

***

Евангельские Чтения

Послание апостола Павла послание к Ефесянам, глава 4 стих с 14 по 19 (зачало 225)

14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

Евангелие по Луке, глава 4 стих с 16 по 22 (зачало 13)

16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.
17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:
18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедовать лето Господне благоприятное.
20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.
21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами.
22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

Предтечи: Послание апостола Павла к Галатам, глава 4 стих с 22 по 31 (зачало 210 от полу)

22 Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной.
23 Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.
24 В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь,
25 ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве;
26 а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам.
27 Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

 Евангелие по Луке, глава  1 стих с 5 по 25 (зачало 2)

5 Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
10 а всё множество народа молилось вне во время каждения, –
11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

 

 

 

 

По материалам:

Православный церковный календарь. Азбука веры.

Жития святых. Святитель Димитрий Ростовский (Туптало). Азбука веры.

Зачатия славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Официальный сайт Московского Патриархата.

Полный круг проповедей. Протоиерей Вячеслав Резников. Азбука веры.

Иконография. Православная энциклопедия.

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление