РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Антипасха. Неделя о Фоме.

Се стою у дверей и стучу.

Кто отворит дверь,

к тому войду и буду с ним вечерять (Откр. 3, 20).

 

Этот день, 1 мая, Святая Церковь называет Антипасхой. «Анти» не означает противоположность Пасхи, а означает «вместо Пасхи», означает вторую Пасху. Причина такого названия имеется в том событии, которое стало возможным благодаря апостолу Фоме, который усомнился в явлении Воскресшего Христа и позволил себе дерзновенные слова о том, что не буду иметь веры, если не вложу персты свои в язвы гвоздиные (см. Ин. 20, 25).

Уверение Фомы. Икона письма Дионисия

Уверение Фомы. Икона письма Дионисия

Часто человека, который не верует, зазывают Фомой неверующим, тем самым показывая, что апостол Фома потерпел своего рода крушение в вере, сказав такие слова. Но неверие апостола Фомы это отнюдь не маловерие, это отнюдь не скрытое неверие, которое часто носится под маской веры. Неверие апостола Фомы дерзновенно. Неверие апостола Фомы это сердце, жаждущее веры, сердце, в котором уже горит пламень веры, но которое использует все возможности, чтобы этот пламень еще больше разгорелся. Неверие апостола Фомы, можно сказать, двигает веровзыскательность и требовательность веры, которая не обращает внимание на условности, всяческие приличия, позволяет себе как бы безумные слова.

Апостол Фома. Новгород, 60-е годы XIV в.

Апостол Фома. Новгород, 60-е годы XIV в.

Апостол Фома в этом схож с евангельским Закхеем, который, возлез на высокое дерево, чтобы увидеть грядущего Христа, потому что был мал ростом (см. Лук. 19, 2-10). Он совершил мальчишеский поступок и должно быть опозорился перед другими людьми. Он ни во что изменил их мнение, потому что хотел увидеть Христа.

Апостол Фома подобен тем евангельским слепцам, которые сидели при дороге и восклицали непрестанно: Сыне Давидов, помилуй нас! (Мф. 20, 30-34). И сказано в Евангелии, что им запрещали, пытаясь их остановить, считая неприличными их требования, непрестанный крик и вопль их. Но Господь похвалил их за их веру, за их упорство и исцелил их от слепоты.

Но слепота апостола Фомы это слепота горячего верующего сердца, а не теплохладность сердца, которое довольствуется той малой верой, которую имеет. Но, собственно говоря, Апостол Фома был лишен того, что имели другие апостолы. Он просто воспользовался этой возможностью, чтобы получить то, что было даровано другим. Ему предстояла проповедь Евангелия, предстояло проповедничество, апостольство в Индии, как мы знаем из церковного предания. И, конечно же, зрение воскресшего Христа было не лишним для его веры. Любопытны слова, которые сказал Христос апостолу Фоме. Он как бы упрекает его и говорит: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Как будто бы в этих словах Христос превозносит всех тех христиан, которые Христа не видели воочию, не видели в телесном облике, превозносит над верою апостола.

В принципе, можно поддаться этим словам, в кажущейся их простоте, и подумать, что да, так и есть на самом деле, ибо, что сложного веровать, когда видел великие чудеса Господни, когда видел исцеление слепых, прокаженных, видел, как вода претворяется в вино, видел воскрешение Лазаря и, наконец, воскрешение Самого Христа. Такая вера кажется не сложной. А вот мы не видели ничего этого и довольствуемся рассказами, тем, что рассказали нам апостолы, говорит нам Церковь. И, тем не менее, мы веруем. Однако же какое понимание этих слов Христовых поверхностно, потому что в действительности не все те, которые невидевшиеблаженны. А те, которые продолжают в духе апостола Фомы искать Христа, продолжают искать Бога, стремиться к встрече с Ним. Сам Господь сказал: Се стою у дверей и стучу. Кто отворит дверь, к тому войду и буду с ним вечерять (Откр. 3, 20).

У каких дверей стоит Господь? У дверей нашего с вами сердца и тихим голосом благодати стучится в наше сердце, в нашу душу, желая исправления нашей жизни, желая, чтобы мы подготовили свой внутренний храм для вселения туда благодати Святаго Духа. И ищущие и жаждущие этого вселения это и есть истинно блаженные, те, кто не видел, но веровал. Но веровал уже не потому что кто-то им сказал, а потому что ощутимо чувствуют в душе, в своем сердце наличие благодати Христовой, благодати Святого Духа, и для этого очищают свое сердце, исправляют свои поступки, согласуют их с евангельским духом, стараются об очищении греховных помыслов, стараются быть кроткими, любящими, смиренными. И вот таковые это истинно блаженные. Именно они продолжают как апостол Фома искать Бога. Именно они не довольствуются той формальной верой, которая заключается во внешнем послушании Церкви, в повседневном простом участии в Таинствах. Эта вера, безусловно, является верой, но не достаточной для спасения.

Вера должна возрастать день ото дня. Она должна все более воспламеняться, все более очищать нас. Это достигается на пути аскетическом, на пути молитвенного делания. Но, как и молитва должна быть упорной, долговременной, непрестанной, совершаться в духе покаяния, так и скорби, которые Господь посылает нам, они тоже регулярны, по-своему непрестанны, долговременны. Ибо у Господа все точно. И Он недостаток нашего молитвенного делания восполняет скорбями и внешними страданиями. Вот эта истина. Ее понимают и понимали многие святые. Преподобный Силуан Афонский рассказывал, как однажды повстречал одного офицера и сказал, что понравился он ему. И он полюбил его и сказал ему, чтобы он молился, чтобы было меньше скорбей. Действительно молитва способна уменьшит количество скорбей в жизни христианина. Именно потому, что человек очищается либо через молитву, либо через аскезу, либо через внешние скорби. Ибо через добровольную молитву очищается сердце человека либо через недобровольную – скорби. Точно также от страдания, от боли, от скорбей очищается, переплавляется христианин в этом огне страстном, который горит у него в сердце, которое постоянно возводит христианина на крест.

Преподобный Паисий Святогорец точно также говорил, правда, про монахов. Он говорил: Я удивляюсь, что многие монахи пытаются решить какие-то земные проблемы мирскими средствами, пытаются включить какую-то свою земную мудрость, какие-то свои действия, энергию и достичь того, что они хотят. Он призывал, особенно монахов, но и всех христиан как можно больше молиться, призывал к молитве. Именно она очищает сердце, приуготовляет наш храм для вселения туда Христа.

И вот вспоминая об апостоле Фоме, о его кажущемся неверии, Церковь точно также связывает с этим днем обновление всего мира, ибо через Воскресение Христово мы получаем шанс к нашему личному обновлению. Начинается как бы новая эпоха, новая эра, в которой христианин уже способен достичь благодатного соединения со Христом, с Богом и еще на этой земле способен очистить свое сердце и присоединиться к сонму святых. Именно святые и преподобные – это и есть те, которые не видели Христа, которые жили после Него, но уверовали. Именно мы с вами сегодня призываемся к этому подвигу святого апостола Фомы взыскивать, дерзать о том, чтобы Господь снова пришел к нам, явился. Явился, потому что мы были послушны, потому что мы очистили свое сердце. А именно этого Господь в первую очередь и желает.

По материалам проповеди Иеромонаха Димитрия (Волкова), Оптина Пустынь

 

Христос воскресе!
Сошествие во Ад

Сошествие во Ад

— Воистину воскресе!

***

Антипасха связана с одной стороны, с Воскресением Христовым, т. к. с IV в. она служила завершением 8‑дневных пасхальных торжеств, с другой стороны – с Таинством Крещения, т. к. в этот день или накануне крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы. Всё богослужение Антипасхи совершается по Триоди цветной по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. На каждой из воскресных служб, начиная с Антипасхи, поётся пасхальный канон, повторяя празднование Пасхи.

Этот праздник открывает собой период, после Великого поста, Страстной и Светлой седмиц, когда вновь начинает совершаться Таинство Брака. В русском разговорном языке Антипасха часто называется «Красной горкой».

***

Евангельские Чтения

В этот день на Литургии  звучит: 14 зачало Деяния святых апостолов глава 5 с 12 по 20;  65 зачало Евангелие от Иоанна глава 20 стих с 19 по 31.

Деяния апостолов, глава 5, с 12 по 20 (зачало 14)

12 Руками же апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
18 и наложили руки свои на апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал:
20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.

Евангелие по Иоанну, глава 20, стих с 19 по 31 (зачало 65)

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

 

 

По материалам:

  1. Антипасха. Азбука Веры.
  2. Антипасха. Древо.
  3. Неделя 2-я по Пасхе. Антипасха. Оптина Пустынь
  4. Антипасха. Седмица.ру
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление