Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Ко дню зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы

“Вообще, вся жизнь Пресвятой Богородицы проходит в какой-то тайне для христиан. Можно сказать, из святых жизней ни об одной не известно так мало. С приближением же к смерти эта жизнь как бы все более скрывается от глаз окружающих.”

Профессор Михаил Николаевич Скабалланович

Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы

Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы

22 декабря Святая Церковь чтит день Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы. Этот день относится к Малым праздникам. О чтимом событии, в честь которого установлено празднование, впервые упоминается в апокрифическом Иакова Протоевангелии.

Самыми ранними свидетельствами установления праздника являются канон преподобного Андрея Критского († 740); проповедь на этот праздник, надписанная в некоторых рукописях именем преподобного Андрея, принадлежит не ему, а Георгию Никомидийскому и гомилия пресвятого Иоанна Эвбейского († ок. 744). Однако, как отмечает Иоанн, праздник Зачатия Анной Богородицы в его время еще не был известен повсеместно.

Дата праздника, вероятно, была вычислена на основании даты праздника Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября). В IX веке количество свидетельств о празднике Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы резко возрастает. В частности, к этому времени относятся 4 проповеди и ряд гимнографических сочинений Георгия Никомидийского. В 1166 году император Мануил I Комнин присоединил праздник к числу тех, в которые запрещено работать.

Тропарь на зачатие Пресвятой Богородицы, глас 4

Днесь безча́дия у́зы разреша́ются,/ Иоаки́ма бо и А́нну услы́шав Бог,/ па́че наде́жды, роди́ти тем я́ве обещава́ет Богоотрокови́цу,/ из Нея́же Сам роди́ся Неопи́санный, Челове́к быв,/ а́нгелом повеле́в вопи́ти Ей:// ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.

Перевод

В сей день узы бездетности расторгнуты, ибо, услышав Иоакима и Анну, Бог ясно уверяет их в рождении сверх ожидания Богоотроковицы, от Которой Сам, Беспредельный родился, став Человеком, когда Ангелу повелел Ей возгласить: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!»

Кондак на зачатие Пресвятой Богородицы, глас 4

Пра́зднует днесь вселе́нная А́ннино зача́тие,/ бы́вшее от Бо́га:// и́бо та породи́ па́че сло́ва Сло́во ро́ждшую.

Перевод

Празднует в сей день вселенная зачатие Анны, бывшее от Бога: ибо родила она Родившую Слово превыше разума!

Разрыв между текстом
О событии

Прославляя своих святых, Церковь обычно празднует не дни их рождения, а дни их успения – не начало человеческой жизни, а ее итог.

Но есть в церковном календаре и исключения. Церковь празднует «неслыханное» Рождество Христово – и празднует дни рождения тех, кто своей жизнью послужил воплощению и миссии Сына Божиего: Его Пречистой Матери и Крестителя Иоанна. Более того, Церковь особо отмечает освященную Богом тайну возникновения их жизни. И, подобно тому, как празднуем мы Благовещение – день, в который Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о начале земной жизни Сына Божиего, так празднуем мы и дни зачатия Пресвятой Богородицы и Крестителя Иоанна.


Статья: Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Обложка. Зачатие Иоанна Предтечи


Родители Девы Марии – Иоаким и Анна – принадлежали к роду царя Давида, из которого, согласно пророчествам, и должен был прийти Христос. Их родословие восходило к Аврааму, которому было открыто свыше, что в нем благословятся все народы земные [Быт. 12:3]. И так же, как Авраам и Сара долгое время оставались бездетными, так и уже пожилые Иоаким и Анна длительное время не имели детей. Чуть позже подобная история произойдет с родителями Иоанна Предтечи – Захарией и Елисаветой, о которых в Евангелии написано, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» [Лк. 1:6–7]. Между тем чадородие считалось в Израиле знаком Божиего благословения: через своих потомков люди думали иметь участие в грядущем Царстве Христа – Мессии, ибо сказано было в Законе и Пророках, что придет время – и Бог посетит народ Свой.

И так же, как Бог даровал Аврааму и Саре сына Исаака, так даровал Он Иоакиму и Анне дочь Марию. Она, «когда пришла полнота времен», стала Матерью Сына Божиего, предвечно от Отца рожденного.

Так исполнилось то, что было обещано Аврааму, и об этом апостол Павел напишет: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» [Гал. 3:16].

Праведные Иоаким и Анна

Праведные Иоаким и Анна

Сын Божий имеет одного – единственного Отца – Бога, Своего Отца Небесного, и вместе с тем родителей Девы Марии, святых праведных Иоакима и Анну, мы именуем Богоотцами. Потому что человеческая природа воплощенного Сына Божия воспринята Им от Матери – Пресвятой Девы Марии, и эго «человечество» Ее родителей и прародителей, всех, начиная от Адама и Евы, ожидавших Христова пришествия.

В Священном Писании Бог открывается нам с самыми разными именами: Господь Небесных воинств, Вседержитель, Отец Вечности, Царь правды, Господь мира, Альфа и Омега… Наименование же Любовью, по слову святителя Григория Богослова, «благо- угоднее Богу всякого другого имени» – потому что «Бог есть любовь» [1Ин. 4:8]. Любовь есть суть жизни Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. И любовь есть откровение о Боге миру и человеку, явленное Воплощением Сына Божиего и Его крестной смертью:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» [Ин. 3:16].

И раз это так – раз Бог есть любовь, то, значит, и всякая подлинная любовь, готовая к самопожертвованию, есть некий отпечаток совершенной Божественной любви!

Бог есть любовь, но в мире, искаженном грехом, ничто так не попирается, как любовь. Но «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» [Ин. 1:5]. И как плод надежды всего Ветхого Завета, плод молитвы, веры и любви – рождается Пречистая Дева Мария. И так свята, так целомудренна может быть любовь, что Церковь празднует не только Рождество Богородицы, но даже Ее зачатие!

Разрыв между текстом
Об иконе
Встреча Иоакима и Анны (Зачатие святой Анны) Происходит из Зачатьевской церкви села Лопасня (город Чехов). Музей Андрея Рублева

Встреча Иоакима и Анны (Зачатие святой Анны) Происходит из Зачатьевской церкви села Лопасня (город Чехов). Музей Андрея Рублева

Икона – Встреча Иоакима и Анны (Зачатие святой Анны) происходит из кирпичной церкви Зачатия Пресвятой Богородицы, построенной в 1689–1694 годах по заказу стольника С. Васильчикова на территории его вотчины Лопасня-Зачатьевское, которая принадлежала Васильчиковым с XVI века. Вероятно, икона была написана для древней церкви — предшественницы храма конца XVII века.

На переднем плане иконы на фоне ложа, прообразующего престол жертвенника, на котором во время проскомидии приготовляется «вещество» для Евхаристии, представлены обнимающие друг друга Иоаким и Анна. На заднем плане — город Иерусалим со множеством построек и Золотыми вратами, имеющими форму ротондального храма. Он возвышается над фигурами святых, которые, согласно тексту апокрифического Первоевангелия Иакова (II в.), встретились именно около этих ворот Иерусалима. К вратам с обеих сторон примыкают городские стены. Над ними, по сторонам от врат, показаны сцены благовестия Иоакиму и Анне.

Возвышающийся над городом храм, образованный Золотыми вратами, знаменует ветхозаветное Иерусалимское святилище, в котором была отвергнута жертва Иоакима и Анны. Здесь находился камень, на котором спал Иаков, видевший во сне «Лествицу» — прообраз Богоматери. Он же является символом чуда, предваряющего рождение Марии: сам Господь отворяет источник жизни, изводя его от «бесплодного камня», ибо плоть пречистой Девы — «храм» и «врата» Премудрости — созидается от пожилых безгрешных и бесплодных родителей. С зачатия Богородицы начинается строительство храма Нового Завета: «вмещается и созидается храм Божественный», «скиния святая и пространнейшая небес».

Сохранились единичные иконы этой иконографии, но вместе с тем они не были редкими, т. к. известно немало храмов, посвященных Зачатию Богоматери, в особенности в Московской Руси. Сцены «Зачатия» входят в протоевангельские циклы клейм богородичных икон и в храмовые росписи.

Из книги: “Агни Парфене. Книга о Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии.” Протоиерей Михаил Браверман

Разрыв между текстом
О верности обетам, даваемым Богу вообще и в особенности о верности христиан обетам крещения
Святая праведная Анна с Пресвятой Девой Марией

Святая праведная Анна с Пресвятой Девой Марией

Поучительна и назидательна для нас, православные христиане, жизнь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.

Они дают всем нам живой урок, как мы должны относиться к обетам, даваемым Господу! Обещаться в чем-либо Господу – это великое дело. Нужно помнить, что мы изрекаем свое обещание пред Существом Высочайшим и Всемогущим, Которого трепещут небо и земля, Которого окружают воинства ангелов, многоочитии Херувимы и шестокрылатые Серафимы. Как же страшно и грешно, давши обет Господу, после не исполнить его! Это значит явить к Нему премилосердому полное невнимание, показать недостаток благоговения к Владыке неба и земли. Обещанное Господу принадлежит уже Ему, а обещанное и неисполненное – все равно, что отданное Богу, а потом самовольно взятое у Него. Если и вообще грешно нарушать свое доброе слово, то тем преступнее не исполнять своего обещания Господу. В истории ветхозаветной церкви Божией мы видим не мало примеров, что все, дававшие Богу обет, в точности исполняли его, как бы это трудно ни было для них.

Вспомним, что «праведные Иоаким и Анна», давши обещание посвятить новорожденное дитя на служение Богу, не умедлили привести в исполнение это свое обещание. Они расстались с единственною своею дочерию, они отдали величайшее утешение своей старости, не успевши еще достаточно насладиться им.

Вспомним, что также поступила и «мать пророка Самуила», обещавшая еще до рождения посвятить его на служение Богу. Тою же верностию обетам всегда отличались и святые угодники Божии и подвижники церкви Христовой, не отрекавшиеся от обета верности Христу даже и среди ужасных мучений. О, если бы этот главный обет наш был незабвенен в очах наших! О, если бы сообразно ему мы располагали всю свою жизнь! К сожалению, многие из нас ежеминутно нарушают заповеди Христа, а иные даже забывают о них совершенно и живут так, как будто они пред Богом ничем не обязывались.

Теперь спросим себя, братия, как мы исполняем обеты наши, данные нами при крещении? Зачатые в беззакониях и рожденные во грехах, мы были нечисты пред Богом, виновны пред Его высочайшею правдою; в крещении нам даровано отпущение грехов, мы очищены и освящены Духом Божиим, омыты и убелены кровию Христовой.

Приемля святое крещение, мы сами отреклись диавола и всех дел его, и всего служения его и всея гордыни его; исповедали веру свою во святую, живоначальную и животворящую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа и обязались хранить сию веру до последняго издыхания; обещались поклоняться и служить единому Господу Иисусу Христу во все дни жизни своей, исполнять Его святую волю во всем, ходить во всех заповедях Его беспорочно; обязались сохранить в себе дарованную нам туне благодать оправдания, чистоты и непорочности, чтобы предстать пред лицем Господа Иисуса Христа чистыми и непорочными в день страшного и славного суда Его. Итак, нас спросят: цела ли та невинность, чистота и святыня, которою облек нас Дух Святый в день обновления нашего банею пакибытия, – та праведность, которую вменял нам Господь Иисус Христос, умерший на кресте за оправдание наше?

Отрекшись всех дел диавола, т.е. греха и противления воле Божией, своеволия и преступления заповедей Господних, не возвращались ли опять к сим делам тьмы и нечестия, не творили-ль похотей диавола во всякой лжи, неправде и беззаконии?

Обязавшись служить одному Господу Иисусу Христу, не работали-ль двема господинома, не служили-ль самолюбию, корыстолюбию, плотоугодию и иным бесчисленным страстям, возбуждаемым в нас духом злобы, который таким образом приемлет поклонение себе от преданных страстям человеков?

Обещавшись исполнять заповеди Божии, всегда ли и во всем поступали мы по сим святым и живоносным заповедям, или же по своим похотям, по влечению страстного сердца своего, по обычаям того мира, в коем царствует похоть плоти, похоть очес и гордость житейская? Чая во Христе жизни вечной, всегда ли устремляли и ум и сердце наше к этой нескончаемой и всеблаженной жизни, размышляли о ней, молились о ней, приготовляясь к исходу из сего мира и непостыдному ответу на страшном суде Христовом; или же весь ум наш был занят непрестанно, все сердце наше волновалось без отдыха одною суетою настоящей жизни, одними радостями и печальми житейскими?

Братия-христиане! «Что обещаешь Богу, не умедли исполнить сего», говорит слово Божие. Постараемся свято и ненарушимо исполнять обеты, данные нами при крещении. Не будем уподобляться тем, кои «Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его» (Тит. 1, 16). Ведь кто не со Христом, тот против Него (Мф. 12, 30). Будем же со Христом здесь в этом мире, будем творить Его волю, как и обещались это делать при крещении, да и в будущем веке будем вместе с Ним, по Его неложному обещанию: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Иоан. 12, 26). Аминь.

Протоиерей Григорий Дьяченко.

Разрыв между текстом
Евангельские Чтения

Послание апостола Павла к Евреям, глава 7 стих с 18 по 25 (зачало 317)

Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, – ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, – то лучшего завета поручителем соделался Иисус. Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. (Евр.7:18-25)

Евангелие от Луки, глава  21 стих с 37 по 38 ,глава 22 стих с 1 по 8 (зачало 108)

Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. (Лк.21:37-38,22:1-8)

Праведной Анны

Послание апостола Павла к Галатам, глава 4 стих с 22 по 31 (зачало 210 от полу)

Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. (Гал.4:22-31)

Евангелие от Луки, глава 8 стих с 16 по 21 (зачало 36)

Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его. (Лк.8:16-21)

 

По материалам:

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление