Ко дню зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
“Вообще, вся жизнь Пресвятой Богородицы проходит в какой-то тайне для христиан. Можно сказать, из святых жизней ни об одной не известно так мало. С приближением же к смерти эта жизнь как бы все более скрывается от глаз окружающих.”
Профессор Михаил Николаевич Скабалланович
22 декабря Святая Церковь чтит день Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы. Этот день относится к Малым праздникам. О чтимом событии, в честь которого установлено празднование, впервые упоминается в апокрифическом Иакова Протоевангелии.
Самыми ранними свидетельствами установления праздника являются канон преподобного Андрея Критского († 740); проповедь на этот праздник, надписанная в некоторых рукописях именем преподобного Андрея, принадлежит не ему, а Георгию Никомидийскому и гомилия пресвятого Иоанна Эвбейского († ок. 744). Однако, как отмечает Иоанн, праздник Зачатия Анной Богородицы в его время еще не был известен повсеместно.
Дата праздника, вероятно, была вычислена на основании даты праздника Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября). В IX веке количество свидетельств о празднике Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы резко возрастает. В частности, к этому времени относятся 4 проповеди и ряд гимнографических сочинений Георгия Никомидийского. В 1166 году император Мануил I Комнин присоединил праздник к числу тех, в которые запрещено работать.
Тропарь на зачатие Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь безча́дия у́зы разреша́ются,/ Иоаки́ма бо и А́нну услы́шав Бог,/ па́че наде́жды, роди́ти тем я́ве обещава́ет Богоотрокови́цу,/ из Нея́же Сам роди́ся Неопи́санный, Челове́к быв,/ а́нгелом повеле́в вопи́ти Ей:// ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Перевод
В сей день узы бездетности расторгнуты, ибо, услышав Иоакима и Анну, Бог ясно уверяет их в рождении сверх ожидания Богоотроковицы, от Которой Сам, Беспредельный родился, став Человеком, когда Ангелу повелел Ей возгласить: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою!»
Кондак на зачатие Пресвятой Богородицы, глас 4
Пра́зднует днесь вселе́нная А́ннино зача́тие,/ бы́вшее от Бо́га:// и́бо та породи́ па́че сло́ва Сло́во ро́ждшую.
Перевод
Празднует в сей день вселенная зачатие Анны, бывшее от Бога: ибо родила она Родившую Слово превыше разума!
О событии
Прославляя своих святых, Церковь обычно празднует не дни их рождения, а дни их успения – не начало человеческой жизни, а ее итог.
Но есть в церковном календаре и исключения. Церковь празднует «неслыханное» Рождество Христово – и празднует дни рождения тех, кто своей жизнью послужил воплощению и миссии Сына Божиего: Его Пречистой Матери и Крестителя Иоанна. Более того, Церковь особо отмечает освященную Богом тайну возникновения их жизни. И, подобно тому, как празднуем мы Благовещение – день, в который Архангел Гавриил благовестил Деве Марии о начале земной жизни Сына Божиего, так празднуем мы и дни зачатия Пресвятой Богородицы и Крестителя Иоанна.
Статья: Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Родители Девы Марии – Иоаким и Анна – принадлежали к роду царя Давида, из которого, согласно пророчествам, и должен был прийти Христос. Их родословие восходило к Аврааму, которому было открыто свыше, что в нем благословятся все народы земные [Быт. 12:3]. И так же, как Авраам и Сара долгое время оставались бездетными, так и уже пожилые Иоаким и Анна длительное время не имели детей. Чуть позже подобная история произойдет с родителями Иоанна Предтечи – Захарией и Елисаветой, о которых в Евангелии написано, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных» [Лк. 1:6–7]. Между тем чадородие считалось в Израиле знаком Божиего благословения: через своих потомков люди думали иметь участие в грядущем Царстве Христа – Мессии, ибо сказано было в Законе и Пророках, что придет время – и Бог посетит народ Свой.
И так же, как Бог даровал Аврааму и Саре сына Исаака, так даровал Он Иоакиму и Анне дочь Марию. Она, «когда пришла полнота времен», стала Матерью Сына Божиего, предвечно от Отца рожденного.
Так исполнилось то, что было обещано Аврааму, и об этом апостол Павел напишет: «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» [Гал. 3:16].
Сын Божий имеет одного – единственного Отца – Бога, Своего Отца Небесного, и вместе с тем родителей Девы Марии, святых праведных Иоакима и Анну, мы именуем Богоотцами. Потому что человеческая природа воплощенного Сына Божия воспринята Им от Матери – Пресвятой Девы Марии, и эго «человечество» Ее родителей и прародителей, всех, начиная от Адама и Евы, ожидавших Христова пришествия.
В Священном Писании Бог открывается нам с самыми разными именами: Господь Небесных воинств, Вседержитель, Отец Вечности, Царь правды, Господь мира, Альфа и Омега… Наименование же Любовью, по слову святителя Григория Богослова, «благо- угоднее Богу всякого другого имени» – потому что «Бог есть любовь» [1Ин. 4:8]. Любовь есть суть жизни Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. И любовь есть откровение о Боге миру и человеку, явленное Воплощением Сына Божиего и Его крестной смертью:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» [Ин. 3:16].
И раз это так – раз Бог есть любовь, то, значит, и всякая подлинная любовь, готовая к самопожертвованию, есть некий отпечаток совершенной Божественной любви!
Бог есть любовь, но в мире, искаженном грехом, ничто так не попирается, как любовь. Но «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» [Ин. 1:5]. И как плод надежды всего Ветхого Завета, плод молитвы, веры и любви – рождается Пречистая Дева Мария. И так свята, так целомудренна может быть любовь, что Церковь празднует не только Рождество Богородицы, но даже Ее зачатие!
Об иконе
Икона – Встреча Иоакима и Анны (Зачатие святой Анны) происходит из кирпичной церкви Зачатия Пресвятой Богородицы, построенной в 1689–1694 годах по заказу стольника С. Васильчикова на территории его вотчины Лопасня-Зачатьевское, которая принадлежала Васильчиковым с XVI века. Вероятно, икона была написана для древней церкви — предшественницы храма конца XVII века.
На переднем плане иконы на фоне ложа, прообразующего престол жертвенника, на котором во время проскомидии приготовляется «вещество» для Евхаристии, представлены обнимающие друг друга Иоаким и Анна. На заднем плане — город Иерусалим со множеством построек и Золотыми вратами, имеющими форму ротондального храма. Он возвышается над фигурами святых, которые, согласно тексту апокрифического Первоевангелия Иакова (II в.), встретились именно около этих ворот Иерусалима. К вратам с обеих сторон примыкают городские стены. Над ними, по сторонам от врат, показаны сцены благовестия Иоакиму и Анне.
Возвышающийся над городом храм, образованный Золотыми вратами, знаменует ветхозаветное Иерусалимское святилище, в котором была отвергнута жертва Иоакима и Анны. Здесь находился камень, на котором спал Иаков, видевший во сне «Лествицу» — прообраз Богоматери. Он же является символом чуда, предваряющего рождение Марии: сам Господь отворяет источник жизни, изводя его от «бесплодного камня», ибо плоть пречистой Девы — «храм» и «врата» Премудрости — созидается от пожилых безгрешных и бесплодных родителей. С зачатия Богородицы начинается строительство храма Нового Завета: «вмещается и созидается храм Божественный», «скиния святая и пространнейшая небес».
Сохранились единичные иконы этой иконографии, но вместе с тем они не были редкими, т. к. известно немало храмов, посвященных Зачатию Богоматери, в особенности в Московской Руси. Сцены «Зачатия» входят в протоевангельские циклы клейм богородичных икон и в храмовые росписи.
Из книги: “Агни Парфене. Книга о Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии.” Протоиерей Михаил Браверман
О верности обетам, даваемым Богу вообще и в особенности о верности христиан обетам крещения
Поучительна и назидательна для нас, православные христиане, жизнь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Они дают всем нам живой урок, как мы должны относиться к обетам, даваемым Господу! Обещаться в чем-либо Господу – это великое дело. Нужно помнить, что мы изрекаем свое обещание пред Существом Высочайшим и Всемогущим, Которого трепещут небо и земля, Которого окружают воинства ангелов, многоочитии Херувимы и шестокрылатые Серафимы. Как же страшно и грешно, давши обет Господу, после не исполнить его! Это значит явить к Нему премилосердому полное невнимание, показать недостаток благоговения к Владыке неба и земли. Обещанное Господу принадлежит уже Ему, а обещанное и неисполненное – все равно, что отданное Богу, а потом самовольно взятое у Него. Если и вообще грешно нарушать свое доброе слово, то тем преступнее не исполнять своего обещания Господу. В истории ветхозаветной церкви Божией мы видим не мало примеров, что все, дававшие Богу обет, в точности исполняли его, как бы это трудно ни было для них.
Вспомним, что «праведные Иоаким и Анна», давши обещание посвятить новорожденное дитя на служение Богу, не умедлили привести в исполнение это свое обещание. Они расстались с единственною своею дочерию, они отдали величайшее утешение своей старости, не успевши еще достаточно насладиться им.
Вспомним, что также поступила и «мать пророка Самуила», обещавшая еще до рождения посвятить его на служение Богу. Тою же верностию обетам всегда отличались и святые угодники Божии и подвижники церкви Христовой, не отрекавшиеся от обета верности Христу даже и среди ужасных мучений. О, если бы этот главный обет наш был незабвенен в очах наших! О, если бы сообразно ему мы располагали всю свою жизнь! К сожалению, многие из нас ежеминутно нарушают заповеди Христа, а иные даже забывают о них совершенно и живут так, как будто они пред Богом ничем не обязывались.
Теперь спросим себя, братия, как мы исполняем обеты наши, данные нами при крещении? Зачатые в беззакониях и рожденные во грехах, мы были нечисты пред Богом, виновны пред Его высочайшею правдою; в крещении нам даровано отпущение грехов, мы очищены и освящены Духом Божиим, омыты и убелены кровию Христовой.
Приемля святое крещение, мы сами отреклись диавола и всех дел его, и всего служения его и всея гордыни его; исповедали веру свою во святую, живоначальную и животворящую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа и обязались хранить сию веру до последняго издыхания; обещались поклоняться и служить единому Господу Иисусу Христу во все дни жизни своей, исполнять Его святую волю во всем, ходить во всех заповедях Его беспорочно; обязались сохранить в себе дарованную нам туне благодать оправдания, чистоты и непорочности, чтобы предстать пред лицем Господа Иисуса Христа чистыми и непорочными в день страшного и славного суда Его. Итак, нас спросят: цела ли та невинность, чистота и святыня, которою облек нас Дух Святый в день обновления нашего банею пакибытия, – та праведность, которую вменял нам Господь Иисус Христос, умерший на кресте за оправдание наше?
Отрекшись всех дел диавола, т.е. греха и противления воле Божией, своеволия и преступления заповедей Господних, не возвращались ли опять к сим делам тьмы и нечестия, не творили-ль похотей диавола во всякой лжи, неправде и беззаконии?
Обязавшись служить одному Господу Иисусу Христу, не работали-ль двема господинома, не служили-ль самолюбию, корыстолюбию, плотоугодию и иным бесчисленным страстям, возбуждаемым в нас духом злобы, который таким образом приемлет поклонение себе от преданных страстям человеков?
Обещавшись исполнять заповеди Божии, всегда ли и во всем поступали мы по сим святым и живоносным заповедям, или же по своим похотям, по влечению страстного сердца своего, по обычаям того мира, в коем царствует похоть плоти, похоть очес и гордость житейская? Чая во Христе жизни вечной, всегда ли устремляли и ум и сердце наше к этой нескончаемой и всеблаженной жизни, размышляли о ней, молились о ней, приготовляясь к исходу из сего мира и непостыдному ответу на страшном суде Христовом; или же весь ум наш был занят непрестанно, все сердце наше волновалось без отдыха одною суетою настоящей жизни, одними радостями и печальми житейскими?
Братия-христиане! «Что обещаешь Богу, не умедли исполнить сего», говорит слово Божие. Постараемся свято и ненарушимо исполнять обеты, данные нами при крещении. Не будем уподобляться тем, кои «Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся Его» (Тит. 1, 16). Ведь кто не со Христом, тот против Него (Мф. 12, 30). Будем же со Христом здесь в этом мире, будем творить Его волю, как и обещались это делать при крещении, да и в будущем веке будем вместе с Ним, по Его неложному обещанию: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет» (Иоан. 12, 26). Аминь.
Протоиерей Григорий Дьяченко.
Евангельские Чтения
Послание апостола Павла к Евреям, глава 7 стих с 18 по 25 (зачало 317)
Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. И как сие было не без клятвы, – ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, – то лучшего завета поручителем соделался Иисус. Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. (Евр.7:18-25)
Евангелие от Луки, глава 21 стих с 37 по 38 ,глава 22 стих с 1 по 8 (зачало 108)
Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его. Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. (Лк.21:37-38,22:1-8)
Праведной Анны
Послание апостола Павла к Галатам, глава 4 стих с 22 по 31 (зачало 210 от полу)
Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам. Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа. Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. (Гал.4:22-31)
Евангелие от Луки, глава 8 стих с 16 по 21 (зачало 36)
Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо нет ничего тайного, что́ не сделалось бы явным, ни сокровенного, что́ не сделалось бы известным и не обнаружилось бы. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то́, что́ он думает иметь. И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его. (Лк.8:16-21)
По материалам:
- Православный Церковный Календарь. Азбука веры.
- Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Православная энциклопедия.
- Агни Парфене. Книга о Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии. Азбука веры.
- Зачатие Богоматери. Христианство в искусстве.
- О верности обетам, даваемым Богу вообще и в особенности о верности христиан обетам крещения. Протоиерей Григорий Дьяченко. Азбука веры.
- Успение Пресвятой Богородицы. Профессор Михаил Николаевич Скабалланович. Азбука веры.