День памяти первоверховных апостолов Петра и Павла
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30). Кто же с Господом? Тот, кто живет и действует в духе Его; кто не позволяет себе ни мыслей, ни чувств, ни желаний, ни намерений, ни слов, ни дел, которые были бы неугодны Господу и противны Его явным заповедям и определениям. Кто живет и действует иначе, тот не с Господом, следовательно, не собирает, а расточает.
Что ж расточает? Не только силы и время, но и то, что собирает. Богатство, например, не с Господом собирает тот, кто копит только его, не делясь с другими и себя лишая даже нужного, или кто, собирая его, частью тратит на пышное содержание себя, частью расходует на тщеславные жертвы, частью оставляет наследникам. На тот свет явится он ни с чем – и будет там беднейшим из беднейших.
Напротив, с Господом собирает богатство тот, кто чрез руки бедных и нуждающихся препровождает собранное в вечные сокровищницы. Когда умрет такой человек, на том свете все найдет сохраненным, нерасточенным, хотя бы он всю жизнь свою расточал. То же самое приложимо и к собиранию знаний. Тут расточение еще очевиднее, потому что еще здесь становится явным, как не о Господе мудрствующий собирает будто горы знаний, а, между тем, все они хлам, призрак истины, а не истина. У таких не только не бывает знания, но и смысл человеческий теряется. Они начинают бредить, как сонные. Читайте системы материалистов, и вы увидите, что это так.
Святитель Феофан Затворник
12 июня Святая Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот праздник относится к Великим недвунадесятым праздникам. День апостолов Петра и Павла завершает собой Петров пост, сам праздник не входит в число дней этого поста. Но если праздник приходится на среду или пятницу, то разрешается пища только с рыбой.
***
Из истории
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня (ст. ст.) — было сильно распространено уже в первые века христианства.
В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси.
По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору.
В Софийском соборе Новгородского музея-заповедника до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. Так же сохранилась древнейшая икона святых апостолов Петра и Павла середины XI века и ее потрясающий оклад.
Этот образ принадлежал к первоначальному убранству новгородского кафедрального Софийского собора (1045–1050 гг.) и располагался на предалтарном столпе храма, а позднее вошел в состав местного ряда Большого (Успенского) иконостаса.
На иконе изображены первоверховные апостолы Петр и Павел, предстоящие благословляющему Спасителю: Павел представлен в левой части композиции, Петр — в правой. Среди сохранившихся памятников иконописи византийского мира образ новгородского Софийского собора является самым древним парным изображением апостолов Петра и Павла.
В византийской и русской традиции существовали два варианта парного образа первоверховных апостолов. В одном из них апостол Петр изображался в левой части композиции, то есть «одесную» (по правую руку) Христа. Икона Софийского собора восходит к более древней раннехристианской традиции помещать на это более почетное место образ апостола Павла.
Благородство и изящество пропорций фигур апостолов, богатство и разнообразие линейного ритма, изысканность колористического решения, построенного на тонких цветовых сочетаниях, свидетельствуют об ориентации художника на классическую традицию столичной византийской живописи.
Одновременно с иконой был создан ее драгоценный оклад — чеканная серебряная золоченая риза, закрывавшая поля, фон и одежды апостолов. На верхнем поле оклада изображен пятифигурный деисусный чин; на левом представлены святые целители Косма, Дамиан, Пантелеймон, Кир и Иоанн; на правом — святые воины Евстафий, Прокопий и Димитрий Солунский, мученицы Фекла и Варвара (изображение утрачено).
Так же настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, и относящиеся к XI–XII векам, сохранились в Киевском Софийском соборе. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.
Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.
О празднике
Сегодня, мы празднуем день святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла. Церковь особым образом выделила этот праздник, подчеркнув его значение для каждого из нас. И это особое выделение заключается в том, что праздничному дню предшествует специальный многодневный пост. Особый пост бывает только перед некоторыми праздниками: перед светлым Христовым Воскресением мы совершаем Великий пост, перед Рождеством Христовым тоже многодневный Рождественский пост, перед Успением Пресвятой Богородицы православные постятся две недели Успенским постом. Только четыре праздника выделяются таким вот образом в церковном календаре. И остальные двунадесятые, Господские праздники не имеют этого. И также дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла предшествует многодневный пост. Церковный год, церковный календарь – это не хаотичное нагромождение праздников и постов. Церковный год – это целая поэма, повествующая о преображении человеческой души, повествующая о победе над грехом, над смертью, о спасении человеческого рода от власти дьявола, повествующая о вечности. Но чтобы по-настоящему понять эту поэму, ее надо прочитать собственной жизнью.
Так в чем же смысл столь особенного и необыкновенного выделения праздника святых апостолов Петра и Павла? Почему память об этих людях, которые жили две тысячи лет назад, так сильно воздействует на душу христиан и вдохновляет на христианскую жизнь? Кем были эти два человека, оказавшие столь значительное воздействие на мировую историю?
Апостол Петр, которого до встречи со Христом звали Симон, был простым рыбаком, бедным человеком, почти неграмотным. У него была семья. Мы знаем, что у него была жена, можно предположить, что были дети. Он ежедневно занимался тяжким трудом, зарабатывая себе на пропитание. Но в душе его жила пламенная вера и страх Божий, которые позволили ему по первому же слову Спасителя оставить все свое ремесло, дом, имущество и даже свою семью и пойти за Христом.
Совсем другим человеком был апостол Павел, до своего обращения носивший имя Савл. Он происходил из знатной иудейской семьи, был родом из колена Вениаминова, имел почетное римское гражданство, был строжайшим исполнителем иудейского закона, то есть фарисеем. Воспитывался он у знаменитого законоучителя Гамалиила, которого уважал весь народ Израильский. Кроме того Савл был очень образованный, очень сведущий в античной мудрости, был прекрасно знаком с античной культурой. У него была большая власть. Он имел особые полномочия от первосвященника преследовать христиан и даже предавать их на казнь. И все это он делал по своей пламенной ревности к Богу. И поэтому, когда Сам Господь Иисус Христос явился ему на пути в Дамаск, Савл с такой же ревностью стал на защиту нарождающейся Церкви и на проповедь христианства.
Апостолы Петр и Павел претерпели огромные труды и неимоверные страдания. Петр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу по три, по четыре тысячи человек, исцелял безнадежно больных, даже воскрешал умерших, о чем нам сообщает Священное Писание. Люди настолько почитали апостола Петра, что выносили на улицу тяжело больных, когда он проходил мимо. И от его тени даже исцелялись. Петр первым из апостолов был заключен в темницу, и тем самым стал первым исповедником за веру, перенес поругания, побои от иудеев, но только радовался тому, что смог претерпеть муки за Христа и продолжал безбоязненно проповедовать не только среди иудеев, но и во многих странах.
Апостол Павел тоже проповеди свои совершал в непрестанных путешествиях. Во время своих странствий он написал 14 своих посланий, которые, как говорит святитель Иоанн Златоуст, ограждают вселенскую Церковь наподобие стены, построенной из адаманта. Своей мудростью и красноречием он обращал многих ко Христу, и за это иудеи хотели его убить. Один раз его побили камнями, и почтя умершим, выбросили за стены города. Потом свыше сорока человек поклялись, что не будут есть и пить до тех пор, пока не убьют Павла. Но промыслом Божьим он продолжал свое служение и сохранял свою жизнь. На больных возлагали, платки и пояса апостола, и сразу прекращались болезни, и злые духи входили из них. Нерон велел умертвить Павла мечом, так как тот был Римским гражданином. А апостола Петра распяли за то, что он обратил жену Нерона. И сам апостол Петр, считая себя недостойным умереть так же, как его Божественный Учитель, попросил, чтобы его распяли вниз головой. Апостолы погибли в один и тот же день 29 июня по старому стилю, или 12 июля по новому стилю с разницей в один год. Поэтому Церковь в этот день празднует их память.
«Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум», – поется в стихире сегодняшнего праздника. Петрова твердость – это мужество в исповедании веры и страдании. Имя «Петр», которое дал ему Господь, означает «камень», поскольку Петр исповедовал своего Учителя Сыном Божьим. Именно на этом исповедании, на этом камне, на этой правой православной вере Христос создал Свою Церковь. Павлов разум – это та необыкновенная мудрость, которая вот уже две тысячи лет привлекает к Богу сердца людей. Именно послания апостола Павла наиболее вдохновенны из всех посланий и наиболее полно раскрывают нам евангельскую мудрость. Каждый, кто знаком с этими посланиями, понимает, что апостол действительно имел ум Христов, как говорится в одном послании. При таком обилии благодатных даров в апостолах Петре и Павле при непрестанных чудесах, совершаемых ими – исцелениях, воскрешениях мертвых, при откровениях, которые только им давал Господь, они сохраняли глубочайшее смирение и покаяние.
Апостол Петр всю свою жизнь каялся о своем троекратном отречении от Учителя. И хотя Господь давно простил Петру его грех и при троекратном вопрошании: «Любишь ли Мя» (Ин. 21, 15-17) восстановил его апостольское достоинство, однако Петр никогда не смог забыть о своей той слабости. Есть предание, что каждый раз при крике петуха апостол Петр горько плакал, вспоминая происшедшее. Апостол Петр, который удостоился присутствовать один из немногих на Фаворе во время Преображения Господня, который своими бесчисленными трудами, страданиями за Христа доказал свою полную преданность Богу, свою жизнь отдал служению, до конца оставлял свою память об этой вине уже искупленной. Свидетельством его горячего покаяния является то, что сам апостол попросил перед смертью, чтобы его распяли вниз головой, потому что он считал себя недостойным принять смерть так, как принял ее Христос.
Апостол Павел также по своему неведению, по своей неразумной ревности некогда был гонителем Церкви, но всю свою оставшуюся жизнь каялся в своем юношеском заблуждении. В своих посланиях он называется извергом, наименьшим из апостолов, и даже вообще говорит, что недостоин называться апостолом. Говорил, что все бесчисленные чудеса произвел не он, а благодать Божия. Чтобы никому не быть в тягость совершая свои апостольские труды, странствуя по всему миру, он зарабатывал себе на жизнь своим трудом – изготовлением палаток. И апостол Павел тот апостол, который был восхищен до третьего неба, слышал там неизреченные глаголы, но всегда очень смиренно думал о себе и говорил о себе.
Господь посылает апостолов в мир. Они Его посланники, и они Его свидетели. О чем же они должны свидетельствовать? Конечно, они много рассказали людям. Они рассказали то, что видели и слышали от своего Божественного Учителя. И по их апостольским рассказам мы имеем четыре Евангелия. Но в сердцевине их проповеди слова, произнесенные Петром: «Ты еси Христос, Сын Божий» (Мф. 16, 16). И что такое свидетельство? В чем было свидетельство апостолов? Человек может прожить всю жизнь, и никогда ни при каких обстоятельствах так и не стать свидетелем. У каждого есть свои знания, образование, свой опыт жизненный, отрицательный или положительный, но человека можно назвать свидетелем только тогда, когда он разделяет с другими свои знания, когда разделяет с другими свой опыт, когда он говорит другим о том, чему он был очевидцем, что он узнал. Свидетельство это передача того, чем человек обладает, другим людям. И к апостольскому свидетельству о своей вере, об истине, о благой евангельской вести призван каждый христианин. Каждый христианин в церкви, в своей духовной жизни, получивший опыт, колоссальный свой опыт, положительный, где-то отрицательный опыт, должен делиться этим опытом с окружающими.
Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам, воскрешать мертвых, если мы не можем стяжать такой божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своим словом ко Христу тысячи и иметь ум Христов, то постараемся подражать им хотя бы в их нелицемерном покаянии и глубочайшем смирении. И в этом может быть и будет наше свидетельствование об истине перед лицом мира.
***
Евангельские Чтения
На Утрени
Евангелие по Иоанну, глава 21 стих с 15 по 25 (зачало 67)
15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? –
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
На Литургии
Второе послание апостола Павла к Коринфянам, с главы 11 стих с 21 по главу 12 стих 9 (зачало 193)
21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
22 Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.
23 Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.
24 От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
25 три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
26 много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями,
27 в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.
28 Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.
29 Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?
30 Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.
31 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.
32 В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня;
и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.
Глава 12
1 Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним.
2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.
3 И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает),
4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.
5 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.
6 Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
Евангелие по Матфею, глава 16 стих с 13 по 19 (зачало 67)
13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живого.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты – Петр*, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; //*Камень.
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.
По материалам:
Апостолы Петр и Павел. Христианство в искусстве.
Артефакт. Нац. проект Культура.
Православный церковный календарь. Азбука веры.
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. Оптина пустынь.
Праздники и посты Православной церкви. Календарь-справочник. – М. “Даниловский благовестник”, М. ЗАО ИД “Комсомольская правда”, 224 стр.