Собор Санкт-Петербургских святых
«Если око твое будет чисто, то все тело твое будете светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно» (Мф.6:22–23). Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно.
Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой – тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый – тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подыскиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: «да, это не худо».
У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает, как себя в отношении к чему держать, – ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.
Святитель Феофан Затворник
Из-за прозрачной преграды стекла на праздничной иконе в храм смотрят десятки святых: Святитель Тихон (Белавин), Священномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), праведный Иоанн Кронштадский, священномученик Николай Кулаков и другие небесные покровители Санкт-Петербурга. В течение многих столетий люди обращают свои молитвы своим небесным покровителям, и с каждым веком их число на иконе пополняется теми, кто сумел преодолеть границы земного мира и пойти за Христом.
В третье воскресение по Пятидесятнице Святой Церковью совершается празднование Собора святых Санкт-Петербургской митрополии. В 2022 году день празднования Собора Санкт-Петербургских святых приходится на 3 июля. В настоящее время в Собор Санкт-Петербургских Святых входят:
- Преподобный Александр Свирский.
- Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский.
- Священномученик Александр Волков.
- Священномученик Александр Саульский.
- Страстотерпица царица Александра.
- Страстотерпец царевич Алексий.
- Священномученик Алексий Ставровский.
- Страстотерпица великая княжна Анастасия.
- Мученица Анна Лыкошина.
- Преподобный Антоний Дымский.
- Преподобноисповедник Арефа (Митренин).
- Преподобномученик Арсений (Дмитриев).
- Преподобный Арсений Коневский.
- Мученик Борис Орнатский.
- Священномученик Василий Канделябров.
- Священномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский).
- Священномученик Викторин Добронравов.
- Священномученик Владимир Лозина-Лозинский.
- Священномученик Владимир Пищулин.
- Священномученик епископ Шлиссербургский Григорий (Лебедев).
- Священномученик Григорий Поспелов.
- Священномученик Григорий Сербаринов.
- Мученица Екатерина Арская.
- Преподобномученица великая княгиня Елисавета.
- Священномученик Емелиан Панасевич.
- Епископ Кавказский Игнатий (Брянчанинов).
- Священномученик архиепископ Иларион (Троицкий).
- Мученик Иоанн Ковшаров.
- Священномученик Иоанн Кочуров.
- Праведный Иоанн Кронштадтский.
- Священномученик Иоанн Сарв.
- Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский.
- Преподобномученица Иоанникия (Кожевникова).
- Священномученик Карп Эльб.
- Мученица Кира Оболенская.
- Священномученик митрополит Казанский Кирилл (Смирнов).
- Христа ради юродивая Ксения Петербургская.
- Преподобномученик Лев (Егоров).
- Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский.
- Преподобномученица Мария Гатчинская (Лелянова)
- Страстотерпица великая княжна Мария.
- Преподобный Мартирий Зеленецкий.
- Священномученик Михаил Чельцов.
- Священномученик Никита Алмазов.
- Священномученик архиепископ Великоустюжский Николай (Клементьев).
- Страстотерпец царь Николай II.
- Священномученик Николай Кулаков.
- Священномученик Николай Кулигин.
- Мученик Николай Орнатский.
- Священномученик Николай Покровский.
- Священномученик Николай Розов.
- Священномученик Николай Симо.
- Страстотерпица великая Ольга.
- Священномученик Павел Брянцев.
- Священномученик Петр Скипетров.
- Священномученик епископ Ревельский Платон (Кульбуш).
- Преподобномученик Серафим (Вавилов).
- Преподобный Серафим Вырицкий.
- Преподобномученик Сергий (Шеин).
- Священномученик епископ Уфимский Симон (Шлеев).
- Страстотерпица великая княжна Татиана.
- Священномученик Философ Орнатский.
- Мученик Юрий Новицкий.
***
В Собор святых Санкт-Петербургской митрополии, входят и священнослужители, деятельность которых была тесно связана с храмом Покрова Божией Матери на Боровой улице, это:
- Священномученик митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), возглавлявший Санкт-Петербургское Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы с 12 января 1910 года (30 декабря 1909 года по ст.ст.) по 1917 год;
- Священномученик митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), возглавлявший Санкт-Петербургское Епархиальное Братство во имя Пресвятой Богородицы с 16 августа 1904 года (6 августа 1904 года по ст.ст.) по 2 января 1910 года (30 декабря 1909 года по ст.ст.);
- Священномученик Николай Кулаков, протоиерей церкви Покрова Пресвятой Богородицы с 1932 года по 22 декабря 1933 года.
***
Ищите Царства Божия и правды Его
митрополит Антоний Сурожский (Блум)
При чтении слов Спасителевых о том, что можно было бы жить так просто, так беззаботно, если душой не печься о пище и питии, а телом – о том, как одеться, два различные чувства борются в нас.
С одной стороны кажется: да, как бы это было просто и почему бы так не жить? Почему не сбросить с себя ответственность, почему не сбросить с себя озабоченность, которая нас постоянно мучит? А с другой стороны другое чувство: да это же невозможно!.. И вот перед нами встает вопрос: неужели сказанное Христом невозможно? Разве то, что Он нам заповедует, не является путем жизни?
Как разрешить эту раздвоенность нашей души? Мне кажется, обратив внимание на те строгие условия, которые перед нами ставит эта свобода. Если мы хотим так жить, как Христос нам говорит: заботиться о Царстве Божием и о правде его, в надежде, что все прочее приложится, то нам надо совершенно изменить все свое отношение к жизни и перестать жить так, как мы живем.
Правда Царства Божия заключается в том, чтобы любить Бога всем сердцем своим, всей мыслью, всеми силами, и ближнего своего, как самого себя. Эта правда требует от нас, чтобы в нашей жизни не оставалось ничего, что нельзя было бы назвать любовью к Богу и любовью к ближнему. Это значит, что вся наша мысль, все наши силы, все сердце должны быть отданы не нам самим, а другому: Богу и ближнему. Это значит, что все, что у меня есть, все, чем я себя утешаю и радую – принадлежит Богу и моему ближнему; это значит, что все, чем я пользуюсь сверх необходимости, я отнимаю у Бога и у моего ближнего.
Если так думать о том, как мы живем – кто устоит перед судом Божиего Царства, Царства жертвенной, крестной, радостной, спасительной любви? Все, что у меня есть, принадлежит не мне, все, чем я пользуюсь сверх нужды, – я у кого-то отнял и украл, все, что я не отдаю свободной волей, любовью своей, я изымаю, отрываю от чуда Божиего Царства любви… Если так настроиться, то легко было бы жить верой в Бога и милосердием ближнего: потому что это значило бы жить в духовной нищете и в телесной, нам еще даже непостижимой, нестяжательности.
Вот что стоит за легкими словами Христа забудьте все, – о вас позаботится Отец… За этим стоит: заботьтесь только о том, что является Божией заботой, крестной заботой Живого Бога нашего, распятого на Голгофе, и тогда вы войдете в то Царство, где ничего вам не нужно, и где все вам даст Господь. Аминь.
Евангельские Чтения
На Утрени
Евангелие по Марку, глава 16 стих с 9 по 20 (зачало 71)
9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили.
12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
20 А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
На Литургии
Апостола Павла послание к римлянам, глава 5 стих с 1 по 10 (зачало 88)
1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
4 от терпения опытность, от опытности надежда,
5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
Евангелие по Матфею, глава 6 стих с 22 по 33 (зачало 18)
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*. //*Богатству.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
По материалам:
Православный календарь. Азбука веры.
Собор святых Санкт-Петербургской митрополии. Санкт-Петербургская митрополия Русской Православной Церкви.
Утвержден Собор святых Санкт-Петербургской митрополии. Официальный сайт Московского Патриархата.
Собор Санкт-Петербургских святых. Санкт-Петербургская Духовная Академия.