РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Среди Великаго поста предлагается поклонению Честный Крест, чтобы вооду­шевить постных тружеников к терпеливому несению поднятого ими ига до конца, а в сентябре для чего это делается? Так случилось? Но у промыслительной Премуд­рости, все устрояющей, нет случаев. 

Вот это для чего: в сентябре убираются с поля, по крайней мере у нас. Итак, чтоб одни из христиан в чувстве довольства не сказали: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!» (Лк.12:19), а другие от скудости не пали в духе, представляется очам всех воздвигаемый крест, напоминая первым, что опора благобытия не имение, а христианское внутреннее крестоношение, когда внешнее, по благости Божией, слагается, внушая вторым в терпении стяжевать души свои, воодушевляя на то уверенностью, что со креста идут прямо в рай; посему одни да терпят, чая, что идут углажденным путем в Царство Небесное, а другие да вкушают внешних утешений со страхом, как бы не заключить себе вход на небо.

Святитель Феофан Затворник

 

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста

27 сентября Святая Церковь чтит праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. На современном этапе праздник Воздвижения Креста Господня в Русской Православной Церкви причисляется к великим двунадесятым, является Господским, непереходящим. У праздника установлен один день предпразднства — 26 сентября и семь дней попразднства. 4 октября отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

В день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня установлен пост. Этот пост установлен в воспоминание страданий Господа, претерпевшего смерть на Кресте, и для напоминания о том, что почитание Креста состоит также в умерщвлении плоти.

На утрене после великого славословия совершается вынос Креста и поклонение ему. Животворящий Крест, вынесенный в праздник Воздвижения, лежит в храме на аналое до дня отдания праздника. В день отдания Воздвижения (4 октября), после отпуста Литургии священник уносит Крест в алтарь и полагает его на Престол при пении тропаря и кондака праздника.

***

О событиях обретения святого Креста
Напрестольный крест. Резчик инок Амвросий. 2-я пол. XV в. (СПГИХМЗ)

Напрестольный крест. Резчик инок Амвросий. 2-я пол. XV в. (СПГИХМЗ)

После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 годы святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.

Обретение святого Креста имело место в царствование святого равноапостольного императора Константина I Великого. По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, святая равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, чудесное явление которого стало для святого Константина знаком победы над противником.

Равноап. царь Константин Великий. Греческая икона, XXI в.

Равноап. царь Константин Великий. Греческая икона, XXI в.

Сохранились три различные версии предания об обретении святого Креста.

  1. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского IV века), святой Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и святой Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.
  2. Согласно второй версии предания, возникшей в конце IV — начале V века, известно, что святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Святая Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.
  3. Согласно третьей версии предания об обретении святого Креста, возникшей в Сирии в 1-й половине V века, известно, что это событие относится не к IV, а к I веку. Говорит она о том, что Крест был найден Протоникой (или Петроникой), женой императора Клавдия I, а впоследствии был скрыт и вновь найден уже в IV веке.

Несмотря на древность первой версии предания об обретении святого Креста, а также на то, что именно этой версии следуют наиболее авторитетные византийские историки (например, Феофан), в поздневизантийскую эпоху более распространенной стала вторая версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам православной Церкви.

Уже к середине IV века, как свидетельствует святитель Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру. В двух исследованных археологами разрушенных христианских храмах Северной Африки сохранились надписи от 359 и 371 годов, в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках многих христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Точная дата обретения святого Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или в 326 году. После обретения святого Креста император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика (Мартириум). День Обновления (то есть освящения, греческий термин ἐγκαίνια (обновление) обычно обозначает освящение храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения святого Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

***

Об установлении праздника
Воздвижение Креста. Икона. Кон. XVI в. Нижний ряд: обретение 3 крестов, внесение их в Иерусалим, опознание Креста Христова возложением на умершую (СПГИХМЗ)

Воздвижение Креста. Икона. Кон. XVI в. Нижний ряд: обретение 3 крестов, внесение их в Иерусалим, опознание Креста Христова возложением на умершую (СПГИХМЗ)

Установление праздника связано, таким образом, с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII века, священнодействие Воздвижения (названное здесь σταυροφάνεια — явление Креста) было впервые совершено 17 сентября 334 года в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.

Уже в конце IV века праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы конца IV века Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение 8 дней; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей — Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построенного Соломоном.

Выбор 13 или 14 сентября (старый стиль) как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным решением. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33-36), отмечавшегося на 15-й день месяца Тишри по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время празднования Кущей. Кроме того, дата праздника Обновления 13 сентября совпадает с датой освящения римского храма Юпитера Капитолийского и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила широкого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижинием и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения) окончательно не решен.

В V веке, по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение восьми дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения». Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V века, на второй день праздника Обновления святой Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий основное торжество в честь Обновления, аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или святого Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI века Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии преподобного Саввы Освященного, написанном в VI веке преподобным Кириллом Скифопольским, говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения, то в Житии преподобной Марии Египетской, традиционно приписываемом святителю Софронию Иерусалимскому (VII век), говорится о том, что преподобная Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения. Латинский паломник из Северной Африки архидиакон Феодосий, побывавший в Палестине около 530 года, объяснял начинавшееся в Иерусалиме 15 сентября (видимо, дата указана неточно) семидневное празднование тем, что именно в тот день был найден Крест святой Еленой, и упоминал о традиции показывать сам Крест в течение этих дней народу. К VI веку на Востоке получил распространение обычай возвышать 14 сентября Крест (в меньшей степени связанный с Иерусалимом, чем праздник Обновления, где первостепенное значение имеет место празднования — иерусалимский храм); например, о возвышении Креста, совершенном 14 сентября в церкви города Апамея Сирийская в начале VI века, упоминает Евагрий Схоластик.

Слово «воздвижение» (ὕψωσις) среди сохранившихся памятников впервые встречается у кипрского Александра Монаха (VI век), автора похвального слова Кресту, которое должно читаться на праздник Воздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября — это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора.

К VII веку тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться — возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году, повлекшего за собой пленение святого Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, святитель Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что не знает, почему в эти 2 дня (13 и 14 сентября) «Воскресение предшествует Кресту», то есть почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует Воздвижению, а не наоборот, и что причину этого могли знать более древние епископы.

Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило широкое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения святого Креста из плена в марте 631 года (с этим событием связано также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

***
Об иконографии

Изображения события обретения Креста равноапостольной императрицей Еленой известны с IX века (миниатюра из «Слов Григория Назианзина»). Однако в основу композиции Воздвижения на раннем этапе формирования иконографии легла не историческая сцена с Патриархом Макарием, а изображение чина воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе. Самый ранний пример — миниатюра из Минология Василия II (976-1025 годы): епископ стоит на ступенчатом амвоне перед алтарем, держа в вытянутых руках Крест. С незначительными отличиями в деталях эта сцена повторяется в миниатюрах из синаксарей (Синаксарь Захарии Валашкертского, 1-я четверть XI века), из лекционариев, из Псалтирей, на иконах (монастырь великомученицы Екатерины на Синае). В Евангелии с синаксарем XI века представлены две сцены:

  • «Поклонение Кресту» — слева подходят клирики, кланяясь Кресту, лежащему на престоле, справа — епископ (с нимбом) держит кадило и Евангелие, за ним 3 епископа (без нимбов);
  • «Воздвижение Креста» — на амвоне епископ (с нимбом) с Крестом и 3 клирика, 2 слева, 1 справа,- все в повороте вправо. В Псалтирях сцена Воздвижения иллюстрирует Псалом 98, воздвизающим на амвоне Крест представлен святитель Иоанн Златоуст. Возможно, это связано с тем, что на 14 сентября (старый стиль) приходится память этого святителя, а также с тем, что он является одним из основоположников константинопольской богослужебной традиции.

Обряд воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе с участием императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» середины X века, однако изображения императора в этой сцене появляются только в палеологовскую эпоху. В настенном минологии в церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Косово и Метохия, Сербия), около 1320 года, под 14 сентября традиционно изображен на амвоне святитель с Крестом в руках, справа от амвона фронтально стоит император с Крестом на длинном древке, за ним — певцы в остроконечных шапках и люди. В верхней части композиции расположены поясные изображения святителя Иоанна Златоуста и святого Папы. У святителя, стоящего на амвоне, длинная борода, что отличает его от святителя Иоанна Златоуста и позволяет отождествить с патриархом Макарием. Цикл, посвященный явлению Креста императору Константину и истории обретения Креста императрицей Еленой, представлен в росписи церкви монастыря Святого Креста близ Платанистасы (Кипр), 1494 года.

Воздвижение Креста. Икона-таблетка из собора Св. Софии в Новгороде. Кон. XV в. (НГОМЗ)

Воздвижение Креста. Икона-таблетка из собора Св. Софии в Новгороде. Кон. XV в. (НГОМЗ)

В русских иконах XV-XVI веков изображение Воздвижения получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы; справа под киворием — царь и царица; на первом плане — певцы. Самое раннее изображение такого извода сохранилось на таблетке из новгородского собора Святой Софии (конец XV века), а также повторяется на следующих иконах: трехрядница «Воздвижение. Чудо Георгия о змие. Избранные святые» (начала XVI века); «Воздвижение» 2-й половины XVI века; трехрядница «Воздвижение. Покров. Избранные святые» 1565 года; двусторонняя «Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста» (XVI века). Другой вариант той же иконографии представлен на иконе 1613 года из монастыря Бистрица в Румынии, где царь и царица стоят по сторонам от Патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот исторический вариант иконографии развился под влиянием парных изображений святых равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X века (росписи церквей в Каппадокии X века, Греции XI века, и другие) и получивших широкое распространение в росписях XII-XIV веков, а также встречающегося обычно на ставротеках изображения святых равноапостольных Константина и Елены, предстоящих в молении Кресту. В XVII веке такая иконография, дополненная изображением царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и Патриарха Никона, становится популярна в русском искусстве.

О связи иконографии святых равноапостольных Константина и Елены с праздником Воздвижения может свидетельствовать их изображение в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде (XI в.), освящение которого состоялось 13 сентября (в день праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, когда по русским месяцесловам положено поклонение Кресту и в предпразднство Воздвижения). На иконе двухряднице XVI века представлены оба иконографических варианта.

***

О Богослужении в праздник Воздвижения Креста Господня
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает чин воздвижения Креста в ц. Преображения Господня храма Христа Спасителя в Москве. Фотография. 1996 г.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает чин воздвижения Креста в ц. Преображения Господня храма Христа Спасителя в Москве. Фотография. 1996 г.

Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих Господских праздников, является вынос на средину храма Креста для поклонения ему, каковой совершается по окончании великого славословия при пении «Святый Боже». В некоторых храмах по выносе Креста, перед поклонением ему, совершается еще Чин Воздвижения Креста.

В настоящее время Чин Воздвижения Креста в соборах и в приходских храмах совершается с благословения епархиального архиерея.

После выноса Креста священник с диаконом делают три земных поклона (в какой бы день седмицы ни случился праздник Воздвижения). Предстоятель берет Крест, украшенный живыми цветами, и становится лицом на восток (к алтарю), начиная первое воздвижение. Диакон стоит перед Крестом, на некотором расстоянии от него, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, и произносит велегласно ектению: «Помилуй нас, Боже…», состоящую из пяти прошений, на каждом из которых совершается чин воздвижения.

Диакон: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Хор поет 100 раз: «Господи, помилуй».

В начале пения «Господи, помилуй» предстоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы (50 раз) медленно преклоняет свою главу с Крестом, насколько может низко, «на пядь от земли». По мере склонения Креста, голоса поющих понижаются, стихают. При пении второй половины сотницы (50 раз) предстоятель медленно поднимается. С такой же постепенностью пение возвышается, переходит на более высокие ноты, усиливается и заканчивается велегласным троекратным торжественным: «Господи, помилуй». При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» предстоятель выпрямляется и, стоя прямо, снова трижды осеняет Крестом на восток.

При соборном служении два сослужащих священника поддерживают предстоятеля под руки, а один или два других священника возливают непрерывно и медленно, помалу, из сосудов воду на Крест. Вода сливается в лохань, держимую свещеносцем. В воду можно добавить несколько капель розового масла или иных ароматов, но не духов или одеколона. По обычаю, эту воду разбирают молящиеся после службы.

После этого предстоятель обращается с Крестом лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, продолжает ектению, возглашая: «Еще молимся о Богохранимей стране нашей, власте́х и воинстве ея, рцем вси». Предстоятель совершает второе воздвижение, как и первое.

Третье воздвижение, лицом к югу, совершается как и первое. Диакон возглашает: «Еще молимся о оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и всего о Христе братства нашего, о здравии и о спасении, рцем вси».

Четвертое воздвижение, лицом на север, совершается как и первое. Диакон глаголет: «Еще молимся о всякой души́ христианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».

Пятое воздвижение, снова лицом на восток, совершается как и первое. Диакон глаголет: «Еще молимся о всех служа́щих и послуживших во святей обители сей (или: храме сем), отцех и братиях наших, о здравии и спасении и оставлении грехов их, рцем вси».

После пятого воздвижения поется: «Слава, и ныне» — кондак Креста: «Вознесы́йся на Крест волею…». При этом священник полагает Крест на аналой. Затем поется: «Кресту Твоему покланя́емся, Владыко…», с земными поклонами, и стихиры Креста, и совершается помазание елеем. Диакон произносит утреннюю ектению: «Исполним утреннюю молитву…», а ектения: «Помилуй нас, Боже…» может быть опущена, так как уже произносилась во время самого чина воздвижения Креста. Далее окончание службы по обычаю.

***

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Воздвижение Креста. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 62)

Воздвижение Креста. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 62)

Несколько дней назад мы праздновали праздник Рождества Божьей Матери. Мы всегда торжествуем по поводу рождения человека, и потом спустя годы отмечаем это событие. Но вот перед нами новый день, новый праздник, но сколь странен повод для нашего торжества – мы прославляем Крест.

Бог захотел стать человеком, чтобы спасти людей от вечной смерти. Он явился через обычное для всех рождение, но принял плоть от избранной Отроковицы. Но не только непорочное тело избрал Себе Господь для Своего вхождение в новое для Себя бытие — тварное бытие. Но более того Он избрал непорочное сердце. Именно сердце полное любви, полное верности привлекло в мир Бога. Апостол Иоанн открывает нам одну из самых удивительных тайн Нового Завета – Бог есть любовь (1Ин. 4, 16). Именно она привлекла Бога к этому крайнему умалению жизни в человеческом естестве. Ведь человеческая жизнь после грехопадения — это житие вне рая, это труд, это страдание. И венчается всегда эта печальная картина страшным событием – смертью. А за смертью телесное следовало вечное томление души в обителях ада, которое гораздо злосчастней, чем само разлучение души от тела. И поскольку душа вечна, то и бытие вне богообщения называется смертью вечной, не окончание, но вечное пребывание в смерть.

И Бог, будучи всеведущим, знал, что иначе невозможно спасти человека, как только через это принятие на Себя человечеством и смерть за грехи человека. И Он избрал для Себя вот эту мучительную смерть, смерть крестную, как будто Он Сам был грешен, как будто Сам был болен грехом. Он принял на Себя все проклятие греха, все унижение. Но сердце, такое боголюбящее сердце, какое было у Божьей Матери, разве оно не отрекалось от всего, чтобы стяжать одно богообщение? Разве оно внутри себя не распинало грех? Что может быть живее и прекраснее чистого сердца? И что может быть страшнее и ужаснее креста? Благоухающей молитвой сердце с помощью своей плоти рождает нового Адама, нового человека для вечной жизни, а крест исторгает душу среди страшных мучений, людского предательства и презрения. Крест — разрушающий собой плоть. Крест — препровождающий душу во вместилища ада. Может ли быть что-то в мире страшнее и смертоноснее, чем он?

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

И все же для нас ныне праздник, потому что, приняв на себя Богочеловека, крест осветился. Он не перестал быть орудием смерти, но та реальная стоящая в каждом кресте смерть стала прологом воскресения. Страшный символ смерти стал новым знамением беспредельной любви. И как исповедуя себя христианами, носим на себе крест, носим как торжество препобедившей смерть жизни. Апостолы и их ученики, конечно, осознавали значение креста как символа победы Христа. Но с большей полнотой тайна креста явлена была гораздо позднее. Императору Константину в начале третьего века Господь явил Свой Крест на небе в видении: «Сим побеждай!» было сказано земному владыке, который склонялся к вере во Христа. Светящийся крест, явившийся ему на небе, конечно не был копией того смертного древа, на котором был распят Богочеловек. Это был символ, знамение победы. Император повелел изобразить его на хоругвях и повел свои войска под этим знаменем к победе.

Четырнадцатилетней девице Нине явилась Богоматерь и подала ей крест, сделанный из виноградной лозы, и отправила ее проповедовать Христа, проповедовать Евангелие в страну горных диких народов – в Грузию. Эта девица одна обратила всю эту страну ко Христу своей чистотой жизни, силой Животворящего Креста. А мать императора Константина Елена на закате своей жизни тоже захотела поклониться тем местам, где был распят Спаситель. Ненавидевшие Христа иудеи и язычники, для которых Его распятие, Его жизнь были соблазном и безумием, всячески хотели истребить память о Нем. Но так удивительно бывает, что против своей воли они отметили те места, где совершались главные события жизни Христа. Так на Голгофе язычники воздвигли храм любодейной лжебогине Венере, а в Вифлееме – храм Адонису. Елена камни этих храмов обратила на построение храмов в честь Христа Господа нашего. Были проведены раскопки около Голгофы, найден был Крест, который сразу же явил себя чудом воскрешения мертвого, которого проносили мимо. И вот патриарх Иерусалимский Макарий, видя такое чудо, встал на возвышение и стал поднимать этот Крест над народом. И все люди стояли и говорили: «Господи, помилуй».

Так и мы сейчас приходим поклониться этому Кресту, поклониться этой страшной тайне, которую несет в себе Животворящий Крест – орудие смерти, ставшее дорогой к жизни, ключом к вечному Царству Христову. «Господи, помилуй», говорим мы, обращаясь к Распятому, Уничиженному, просим милости и прощения у Того, Кто Сам пригвожден. Но обращаемся мы к Нему, потому что Его смертная мука не есть признак слабости, но наоборот, свидетельство силы. На Кресте Он как человек до конца испил чашу страданий, но как Бог победил всю злобу, всю ненависть ада и осветил Крест Своей кровью, Своим прощением врагов и распинателей. И Свою победу, Свою радость Он желает по любви разделить с нами. Не будем же отвергать Его Креста. Это весьма не трудно здесь в храме, но крайне непросто в течение жизни. Верность Кресту требует непрестанного труда, постоянного самоотвержения. Но только так мы можем стать общниками благодати Христовой. Крест скорби и печали, Крест даже самой смерти, принятый нами с верою и благодарением, ничто по сравнению с той полнотой божественной жизни, даруемой нам взамен Христом. Он уже здесь оживляет нас силой Своего Воскресения, Сам процветает в верующем сердце ростками вечной жизни. Но это совершается вовсе не обычным порядком, а чудом, вмешательством Самого Бога. И потому мы можем войти в эту струю вечной жизни, впустить в себя непосредственное действие Божие необычным образом, а вопреки с великим преодолением своей природы, своих страстей.

Процветший крест с предстоящими Богоматерью и ап. Иоанном Богословом. Рельеф. 1912 г.

Процветший крест с предстоящими Богоматерью и ап. Иоанном Богословом. Рельеф. 1912 г.

Где около Креста законы этого мира? Где на Голгофе справедливость? Мы все должны умереть по закону тварного естества, пойти в тление по извечному пути всякой твари. Но нам дается возможность жить. Какое это привычное слово – жить. За этим стоит понятие труднообъяснимое, неизвестное еще нам. Это жизнь святых, жизнь после предела смерти, после умирания. Это вечное общение с жизнью Самого Бога. Слово крестное для одних соблазн, для других безумие (см. 1Кор. 1, 23). И в мире по сути ничего не меняется, растет технический прогресс, ухудшается экология, девальвируются какие-то прежние ценности, увеличиваются болезни. Но внутри в сердцах человек все происходит как у Каина и Авеля, как у Каиафа и Петра, как у грешников и праведников Священного Писания. Церковь воспитывает нас для вечности. Ее цель вовсе не в том, чтобы мы жили безбедно, и даже не в построении какого-то счастливого общества. Церковь ведет нас к истинной свободе, и потому посреди храма водружен Крест. Он становится основным критерием, мерилом всей жизни. Все Евангелие и можно сказать весь Ветхий Завет ведут нас к постижению этой тайны.

Не постигнув тайны Креста невозможно приобщиться к тайне воплощения, к тайне Пресвятой Троицы. В Кресте сокрыта мудрость и сила. Но чтобы исполниться этой силы, почувствовать эту крепость, мы должны постичь умом и сердцем его мудрость. Ум, к сожалению, увлекается идеями, страдает от тупиков и неразрешимостей. Сердце пеленает и вынашивает как своих излюбленных детей свои чувства и пожелания. Только правда Креста может вразумить сердце, ставшее у его подножия, обратить его от самолюбия, боголюбия и человеколюбия. Только истинно крестное способно показать нам, что все поиски нашего осуетившегося ума есть вражда против большой правды Божьей (ср. Рим. 8, 7). Свое собственное суждение, своя собственная пристрастная любовь, своя собственная воля – вот что стоит на пути креста в этом мире. И от этого сложнее всего отречься. Ведь мы созданы Творцом по Его образу не как какие-то примитивные инфузории, а как маленькие боги, как хозяева рая, как цари над всяким творением. В нас заключен целый океан, целый микрокосмос. Мы чувствуем это. И как принять, что все наше может быть ошибочным, однобоким, ограниченным, правильным только в какой-то двухмерности нашей тварности.

А в трехмерном пространстве, где добавляется еще координата духа, все наши потуги выглядят убогими детскими каракулями и недомыслием. К тому же мы забыли рай. Наши взгляды обратились к земле, к нашей временности. Зачастую мы ищем лишь комфорта и сытости, ищем спокойствия и беззаботности, ищем какого-то своего величия и власти над подобными себе. Горечь грехопадения омрачает видение вселенной, видение Творца, Который присутствует в каждой капле бытия. Даже в ближнем мы почти никогда не видим своего брата, иного себя. А дьявол, обольстивший нас, держит нас в своих сладких цепях обмана, ненавидит наше преображение, нашу свободу, наш выход из рабства.

Спас Нерукотворный. Москва. Третья четверть XIV в. ЦМиАР.

Спас Нерукотворный. Москва. Третья четверть XIV в. ЦМиАР.

И потому Сын Божий пришел в этот мир, пришел с безграничной любовью к каждому. Но любовь не живет отдельно от страданий. И Христос говорит Своей жизнью: Я пришел любить вас, вы пользуетесь Моей исцеляющей силой, словом Моей небесной мудрости. Вы можете поносить Меня, бить желать Моей смерти, можете предавать Меня, считать бесноватым и гордым обольстителем, но Я все равно буду любить вас вопреки всему, потому что любовь это имя Моей жизни. И оказывается вера это врата к тому, чтобы возлюбить скорбь, открыть радость покаяния, забыть о себе. Христос дает такую силу человеку Своим Крестом. Он растворил небеса, сошел из небесного блаженства, чтобы страдать и, болезнуя, вывести нас из крохотных скорлупок нашего эгоизма в беспредельную любовь Божию.

И Господь зовет нас за Собой, чтобы мы сделали выбор, чтобы сказали «нет» своей смерти и «да» всецелой любви Христовой пускай страдающей, пускай нисходящей с Голгофы, крестной, великокрестной любви, потому что в мире нет ничего более возвышенного, ничего более удивительного, чем эта любовь.

Игумен Филипп (Перцев)

***

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие по Иоанну, глава 12 стих с 28 по 36 (зачало 42 от полу)

28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.
34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?
35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.
36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

На Литургии

Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава 1 стих с 18 по 24 (зачало 125)

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

 Евангелие по Иоанну, глава  19 стих с 6 по 11, стих с 13 по 20, стих с 25 по 28, стих с 30 по 35 (зачало 60)

6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон*, а по-еврейски Гаввафа. //*Каменный помост.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, – ибо та суббота была день великий, – просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

 

 

По материалам:

Православный календарь. Азбука веры.

Православный календарь. Православие.ру.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Православная энциклопедия.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Оптина Пустынь.

Чин Воздвижения Креста: историко-литургический очерк. Профессор Николай Дмитриевич Успенский. Азбука веры.

Чин воздвижения Креста. Православный календарь.

Литургика. Гермоген Иванович Шиманский. Азбука веры.

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление