РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

173 года со дня рождения Преосвященного Назария (Кириллова)

16 декабря (4 декабря по ст. ст.) церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице отмечает 173-й год со дня рождения председателя Санкт-Петербургского Епархиального Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы, Преосвященного Назария (Кириллова) епископа Гдовского, второго викария Санкт-Петербургской епархии.

Назарий (Кириллов) 4.12.1850 – 22.7.1928. Митрополит Курский и Обоянский 1920 – 1923. Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии 13.11.1893 – 21.10.1897

Назарий (Кириллов) 4.12.1850 – 22.7.1928. Митрополит Курский и Обоянский 1920 – 1923.
Епископ Гдовский, второй викарий Санкт-Петербургской епархии 13.11.1893 – 21.10.1897

Разрыв между текстом
О служении в Братстве

13 ноября 1893 года указом Государя Императора викарий Новгородской епархии преосвященный Назарий (Кириллов) был назначен епископом Гдовским, вторым викарием Санкт-Петербургской епархии, вместо второго викария Санкт-Петербургской епархии епископа Нарвского Никандра (Молчанова), назначенного первым викарием Санкт-Петербургской епархии. При этом, преосвященный Назарий оставался председателем Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, до своего назначения 23 августа 1895 года епископом Симбирским и Сызранским.

После убытия преосвященного Никандра на епископскую кафедру в Симбирск, Председателем Совета Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, согласно § 9 Устава Братства, был назначен с 1-го сентября 1895 года Преосвященный Назарий, епископ Гдовский.

19 сентября 1896 года Определением Святейшего Синода за № 2807 второй викарий Санкт-Петербургской епархии, преосвященный Назарий (Кириллов), епископ Гдовский был утвержден в должности председателя епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы. Таким образом, преосвященный Назарий становится седьмым председателем Братства.

Перед назначением преосвященного Назария на Гдовскую кафедру и впоследствии должность председателя Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, осуществлявшего свою деятельность на правах епархиального училищного совета, Владыка был тесно связан с образовательной деятельностью и имел богатый опыт как непосредственно преподавательской деятельности, так и административной работы по организации учебной деятельности.

С 4 июня 1874 года преосвященный Назарий исполнял обязанности законоучителя Богаевского приходского училища. В 1880 году по окончании Киевской духовной академии получил степень кандидата богословия. С 31 августа 1880 года был учителем Екатеринодарского духовного училища. С 26 июня 1881 года выполнял обязанности законоучителя реального училища в городе Ростов-на-Дону, одновременно преподавал педагогику в Екатерининской женской гимназии. С 1 января 1883 года был назначен законоучителем Новочеркасской мужской гимназии. Состоял делопроизводителем Донского епархиального училищного совета, председателем совета Донского епархиального женского училища, награжден наперсным крестом. В 1892 году преосвященный Назарий был пострижен в монашество и назначен ректором Ставропольской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. С сентября 1893 года епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. 24 октября 1893 года был хиротонисан в Санкт-Петербургской Александро-Невской Лавре во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии.

К моменту назначения Преосвященный Назарий на должность председателя Совета Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя пресвятой Богородицы, находящегося под архипастырским попечением высокопреосвященнейшего Палладия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, к 1-му августа 1895 года Братство состояло из 757-ми человек.

Деятельность Совета Братства была направлена к решению вопросов, закрепленных § 2. Устава Братства:

  • распространение церковно-приходских школ,
  • вне-богослужебных собеседований пастырей с народом,
  • устройство церковных библиотек,
  • книжных складов,
  • развитие церковного пения.

Кроме обычных занятий в заседаниях Братства, отдельные лица из состава Совета Братства, добровольно или по назначению Совета, исполняли дополнительные обязанности выходящие за пределы текущих занятий.

Председатель Совета Братства, Преосвященный Назарий, Епископ Гдовский только в течении осени 1896 года осмотрел более 60 церковных, школ епархии по уездам Петербургскому, Шлиссельбургскому, Новоладожскому, Лужскому, Гдовскому и Ямбургскому, посещая, в тоже время, по пути объезда епархии, и школы других ведомств.

Член Совета, епархиальный наблюдатель священник А. Васильев, кроме инспектирования школ по обязанности наблюдателя, посещал их и по поручениям Совета. Член Совета, священник А. Маляревский занимался распределением по школам книг и учебных принадлежностей. Священник Н. Павинский пересматривал экзаменационные работы учеников в сличении с оценкой их экзаменационными комиссиями.

Святые врата Александро-Невской лавры. Начало ХХ века.

Святые врата Александро-Невской лавры. Начало ХХ века.

Наибольший объем работы ложился на члена Совета П.Д. Губарева, который с самого учреждения Братства на должности казначея должен вести все денежные операции, а по должности заведующего книжным складом следить за деятельностью как склада Братства, размещенного воротах Лавры, так и отделений его при церквах епархии.

За год было проведено 21 очередных заседаний Совета Братства.

К 7 уездным и городским Отделениям Братства в 1895 году было открыто Шлиссельбургское и Гатчинское отделения. Шлиссельбургское Отделение было открыто 15 сентября 1895 года, под председательством настоятеля местного собора священника В.И. Благовещенского и Гатчинское Отделение Братства которые было учреждено 18 декабря 1895 года под председательством местного протоиерея Н.И. Судакова.

С 1896 года по всей России началась усиленная работа, как Синодального Училищного Совета, так и местных его органов (Епархиальных Училищных Советов и Уездных отделений), по открытию школ нового типа. К концу 1896 года в России уже действовало 131 второклассная школа. (Специальные трехгодичные школы, по подготовке учителей для школ грамотности из крестьянских детей, прекрасно знавших жизнь на селе).

Развитие второклассных школ было связано с тем, что в соответствии с утверждением Императором России 5 июня 1895 года решения Государственного совета с 1 января 1896 года, из средств Государственного Казначейства, по смете ведомства Святейшего синода, ежегодно на нужды начального народного образования началось финансирование на содержание существующих и открытие новых церковно-приходских школ и школ грамоты на сумму в 1.170,625 рублей и на устройство и содержание второклассных церковно-приходских школ с учительскими курсами для приготовления учителей школ грамоты на сумму 1.629,000 рублей.

В пределах Санкт-Петербургской епархии под конец 1896 года было открыто 4 второклассные церковно-приходские школы. В селе Скамье, Гдовского уезда (1 октября 1896 года), в селе Хредино Лужского уезда (10-го октября 1896 года), в деревне Вороново Шлиссельбургского уезда (20 октября 1896 года), и в селе Белом, Лужского уезда (с 1 ноября 1896 года).

Скамейским попечительством в течение лета 1896 года было сооружено на отдельном участке земли здание для двухклассной церковно-приходской школы с учительским и ремесленными курсами. Новое школьное здание было освящено 1 октября председателем Санкт-Петербургского Епархиального Братства преосвященным Назарием, епископом Гдовским, причем его преосвященством были даны разъяснения народу о значении школы вообще и школы второклассной в особенности даны указания по устройству при школе общежития. Когда преосвященный узнал, что многие в селе занимаются сапожным мастерством, он указал на необходимость устройства при школе учебной сапожной мастерской, дабы дети не только не отставали от ремесла, которым живут их отцы, но научились бы ему лучше, чем дома.

10 октября 1896 года председателем Санкт-Петербургского Епархиального Братства преосвященным Назарием было совершено освящение нового здания второклассной церковно-приходской школы в селе Хредино, в создании которой и дальнейшем ее развитии оказала содействие попечительница школы Е. А. Победоносцева, пришедшая на помощь школе личным материальным пожертвованием. На следующий день утром, при участии преосвященного, было положено начало древесным насаждения вокруг школы. К февралю 1897 года было принято в новую школу 180 детей.

Второклассная церковно-приходская школа в селе Хредино

Второклассная церковно-приходская школа в селе Хредино

Открытие в Санкт-Петербургской епархии второклассных школ, связанных с распространением практических знаний, вызвало, как и следовало ожидать, чрезвычайное оживление в тех приходах, где эти школы были открыты.

1 декабря 1896 года на общем собрании членов Санкт-Петербургского православного епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, проходившего в квартире Обер-прокурора Святейшего Синода, подводились итого деятельности Братства за последний год по устройству и ведению церковно-приходских школ и школ грамоты в Санкт-Петербургской губернии. Всех школ, расположенных на территории всей губернии в 45 тыс. кв. верст, составляло в ведении Санкт-Петербургского Епархиального Братства 242 церковно-приходские школы и 127 школы грамоты, с 35 тысячами учеников обоего пола.

При этом, вместе со школами других ведомств, эти 369 школ должны были дать возможность получить начальное образование более чем 63.000 детей школьного возраста, обоего пола. Однако задача эта осуществлялась не в полной мере: посещали школы всех ведомств лишь 33,5 тысячи детей, а остальные дети в количестве 30.000 душ не учились ни в каких школах.

В 1896 году были открыты две новые школы для эстонцев. Школами заведовали священники, но не везде с одинаковым успехом, хотя с их стороны и прилагались усилия. Объяснялось это географическими условиями, болотистостью местности и разбросанностью школ на больших расстояниях. Из учителей лучшими оказались лица, окончившие курс в духовных семинариях и прослужившие на школьном поприще около двух лет; но, к сожалению, они дольше 2—3 лет не остаются в школах.

Ученицы епархиальных училищ довольно успешно становились хорошими преподавательницами; лица же, не окончившие курс в училищах духовного ведомства, под руководством священников скоро привыкали к школьному делу, и из них выходили хорошие помощники учителей. Не все школьные помещения были одинаково приемлемы для обучения. Из общего числа, только 144 специально построенные для школ помещений, могли удовлетворить требованиям школы, а остальные 98 были неудобны для использования.

В течении 1896 года было открыто 50 новых бесплатных сельских библиотек. На содержите школ затрачено 89,682 рубля, две трети этой суммы из средств Братства, а остальные из пожертвований. Каждая школа в среднем обошлась в 343 рубля, включая сюда и правительственную субсидию из государственного казначейства, выдача которой началась с 1-го января 1896 года. Введена была новая должность уездных наблюдателей за школами.

После подведения итогов деятельности Братства в 1896 году, председатель Братства преосвященный Назарий провозгласил почетными членами Братства: министра финансов С.Ю. Витте, товарища Обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблера и академика А.Ф. Бычкова.

Как в церковно-приходских школах епархии, так и в школах грамоты, дети обучались без различия вероисповедания. Иноверцы проживающее в епархии отдельными приходами со своими кирками, священниками и со своими собственными школами, реже отпускали своих детей в школы православно православно-приходские чем старообрядцы, проживающее в количестве до 9300 человек, обыкновенно среди православных и не имеющие собственных школ. Это видно например по Борской церковно-приходской школе Новоладожского уезда, где 26 детей старообрядцев обучается наравне с 10 православными детьми; в Верховинской школе Новоладожского уезда, где обучалось 29 старообрядцев и 11 православных; в Порогской Новоладожского уезда 28 старообрядцев и 9 православных; в Межененский 21 старообрядец и 22 православных и т.п. Совет Санкт-Петербургского Братства отметил что за прошедший год только одно исключение из указанного правила – в Орлинском приходе, Царскосельского уезда; в этом приход издавна проживает более 600 раскольников; с 1891 года существует в приходе Островская церковно-приходская школа, а с 1894 года Симанковская, ни в этих школах старообрядческие дети не обучались. Причина такого явления Советом Братства не была выяснена, потому что заведующий школою священник лицо испытанное, отличающееся терпимостью и благоразумием, и с его стороны препятствий к приему детей в школу оказано быть не могло.

Церковь Покрова пресвятой Богородицы на Боровой улице

Церковь Покрова пресвятой Богородицы на Боровой улице

9 марта 1897 года преосвященный Назарий, председатель Братства, в сослужении многочисленного духовенства, при хоре Невских певчих, освятил главный престол Братского храма в честь Покрова на Боровой улице в Санкт-Петербурге. Это первый в Петербурге храм, который был сделан полностью в русском стиле, как снаружи, так и внутри. Все работы, утварь, иконостас, киоты исполнены, но рисункам строившего храм архитектора Никонова; все стены сверху до низу расписаны мастерами известного Московского иконописца Сафонова, под руководством художника Серебрякова. Вдали, на возвышенной солей, открывался художественный иконостас в русском стиле с куполами и башенками, по рисункам Никонова, исполненный из цветной майолики на фарфоровой фабрике Кузнецова.

Сооружением храма руководил учрежденный, по благословению митрополита Санкт-Петербургского Исидора, строительный комитет, под председательством сенатора В.К. Саблера. Храм строился около 10 лет. Сначала был построен деревянный молитвенный дом, в котором были доставлены временный военный походный алтарь и престол; одновременно началось и сооружение каменного храма в два предела: нижний — во имя святого мученика Вонифатия и верхний в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1890 году был освящен молитвенный дом, а в 1892 году совершено освящение нижнего придела. К моменту освящения в братском храме приняли православие около 500 человек иноверцев.

7-го сентября 1897 года преосвященным Назарием, епископом Гдовским, было совершено освящение новой одноклассной церковно-приходской школы на Лисьем Носу, что у станции Горской по Приморской железной дороге, в 22 верстах от Санкт-Петербурга. Освящение началось крестным ходом из местной церкви во имя Нерукотворного образа Спасителя. Школа представляла собою красивое, просторное двухэтажное здание с обилием света и достаточной школьною обстановкою. Школа была заложена по совету и благословению самого преосвященного Назария, посетившего селение Лисий Нос в 1896 году. Главными строителями школы были настоятель Сестрорецкой Петропавловской церкви священник Николай Розанов, который внес от себя до 1,500 рублей, графиня Стенбок-Фермор, пожертвовавшая железо, баронесса Брюннер, пожертвовавшая лес, староста местной Спасской церкви Никифор Коцысов и др. От Училищного Совета при Святейшем Синоде было оказано пособие в 1,050 рублей.

При освящении школы преосвященный Назарий обратится с теплым архипастырским словом благодарности и назидания, причем в благословение школы принес икону Нерукотворного образа Спасителя, завещая учителю взирать на сей образ, как источник света и святости, благодарил всех благотворителей, особенно отца Николая за его самоотверженную любовь к святому делу церковного воспитания детей, а поселян увещевал полюбить школу, созданную у порога храма Божия.

При освящении школы находились местные начальники, родители и собранный дети. Потребность в церковной школе для этой местности была весьма велика, так как местное население смешалось с чухон­цами лютеранами, говорить по чухонски и подвергается опасности усвоить лютеранские обычаи. Появилась надежда, что с открытием церковно-приходской школы в этом уголке воссияет свет грамоты русской православной, как с устройством церкви, здесь исчезла появившаяся было секта хихулитов. Учителем был назначен окончивший курс в духовной семинарии Ильтонов.

Пост председателя братства преосвященный Назарий занимал до 21 октября 1897 года, до своего назначения епископом на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру.

Использованы материалы:

Архивные материалы церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице

Звонарев И.Г., ноябрь 2023 года.

Разрыв между текстом
О жизни

В миру Кириллов Николай Яковлевич, родился 4 декабря 1850 года в городе Новочеркасске области войска Донского, в семье священника Иакова Кириллова.

В 1973 году окончил курс Донской духовной семинарии со званием студента.

19 мая 1874 года был рукоположен во священника к Николаевской церкви Багаевской станицы, а 4 июня назначен законоучителем приходского Багаевского училища.

В 1876 году овдовел, оставил должность приходского священника и поступил для продолжения образования в Киевскую духовную академию, где в 1880 году завершил обучение со степенью кандидата богословия.

31 августа 1880 года назначен учителем латинского языка в Екатеринодарском духовном училище.

С 26 июня 1881 года – законоучитель реального училища в Ростове-на-Дону. Одновременно преподавал педагогику в местной Екатерининской женской гимназии.

С 1 января 1883 года являлся законоучителем Новочеркасской мужской гимназии и одновременно настоятелем домового гимназического храма. Здесь же он проходил должности и по епархиальному ведомству: делопроизводитель Донского епархиального училищного совета и председатель совета Донского епархиального женского училища.

В 1892 году пострижен в монашество с именем Назарий и был назначен ректором Ставропольской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита.

В Ставрополье состоял председателем епархиального училищного совета.

В 1893 году был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и для проповеди Слова Божия.

21 октября 1897 года назначен епископом Олонецким и Петрозаводским.

Основатель и первый председатель Олонецкого отдела Императорского Православного Палестинского общества.

20 января 1901 года назначен епископом Нижегородским и Арзамасским.

Стал участником официального освидетельствования мощей преподобного Серафима Саровского и вместе с митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским) и другими архипастырями возглавил в 1903 году торжества по его прославлению.

Владыка Назарий осуществил замысел своего предшественника – постройку Спасо-Преображенского собора – просторного храма, в неовизантийском стиле, в рабочем поселке Сормово. 1 октября 1903 года был освящен главный Спасский престол, а 9 октября – расположенная внизу Ильинская церковь.

При епископе Назарии в 1901-1902 годах был произведен большой ремонт Спасского Ярморочного собора, а у западного входа в собор выстроена новая колокольня. С 1902 по 1908 год возведена Владимирская церковь в селе Гордеевке (ныне район города), «тщанием прихожан Смоленской Одигитриевской церкви», находящейся рядом (клир и приход у этих церквей был один).

В 1908 году епископ Назарий возглавил делегацию от Нижегородской епархии на Всероссийском съезде духовенства в Киеве.

В 1909 году был возведен в сан архиепископа. В том же году стал почетным членом Казанской духовной академии. Председатель Нижегородского отдела Императорского православного палестинского общества.

13 августа 1910 года назначен архиепископом Полтавским и Переяславским. Председатель Полтавского отдела Императорского православного палестинского общества.

8 марта 1913 году переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру

Его руководство пришлось на тяжелые годы Первой мировой войны и Февральской революции. С первых же дней начала военных действий против Германии и Австро-Венгрии епархия начала оказывать помощь русским войскам. По предложению архиепископа Назария в 1914 году был сформирован отряд из братии и иеромонахов Григорие-Бизюкова монастыря, их научили санитарному делу и отправили на фронт. Был организован сбор денег, устроены лазареты для раненых при госпитальных церквях в Николаеве и Одессе, в Свято-Григориевском Бизюкове, Свято-Архангело-Михайловском женском в Одессе и других монастырях. “Наша священная обязанность – взять на себя разные заботы для облегчения судьбы больных и раненых на войне воинов…” (из пропозиции архиепископа Назария духовенству Херсонской епархии).

Являлся председателем Одесского отдела Императорского Православного Палестинского общества.

После революции вынужден был подать прошение об уходе на покой.

28 сентября 1917 года Святейший Синод вынес постановление об его увольнении на покой с назначением настоятелем Московского Донского монастыря. Как управляющий этой обителью, 28 февраля 1919 года подписал «Акт осмотра мощей святых Виленских угодников мучеников Антония, Иоанна и Евстафия», чьи останки были вывезены еще в период Первой мировой войны с оккупированных западных территорий России.

В 1919 году патриархом Тихоном был вновь назначен архиепископом Курским и Обоянским.

В 1920 году возведен в сан митрополита.

После начавшегося обновленческого раскола он вновь обратился к патриарху с просьбой об увольнении на покой.

Лишь 19 октября 1923 года последовала окончательная резолюция патриарха Тихона – освободить преосвященного Назария от управления Курской епархией.

Готовясь к очередному своему Собору в 1925 году и стремясь привлечь к участию в нем митрополита Назария, обновленцы обратились к Владыке с письмом.

Когда особая делегация приехала к нему, он встретил ее такими словами: «Грядущего ко мне не иждену вон. Чем могу служить?» Глава делегации протоиерей Митусов, объяснив цель своего посещения, начал зачитывать обращение, которое митрополит Назарий комментировал своими репликами. «Священный Синод…», – читал Митусов. – «А разве такой существует? – прерывал митрополит. – Я такого не знаю». – «Курское Епархиальное Управление …», – продолжал посетитель. – «А разве такое есть?» – возражал архиерей. – «Под председательством архиепископа Константина …» – «Я, – прерывал митрополит Назарий, – такого не знаю, я знаю только Константина Константиновича».

Выслушав молча продолжение обращения, он «при видимом спокойствии заговорил довольно резким тоном о событиях и лицах недавнего прошлого», очевидно, излив все то, что наболело в его душе, и в заключение сказал: «Передайте преосвященному епископу Константину: если он хочет соединиться с нами, пусть приходит… откажется от всего, что связано с Собором 1923 года, – это будет зафиксировано известным официальным актом…» На этом переговоры закончились.

В 1925 году он снова возглавил Курскую епархию. С 1925 по 1926 год проживал в доме № 31 по улице Золотой на окраине Курска.

Митрополит Назарий Кириллов в Курске

Митрополит Назарий Кириллов в Курске

В 1926 году митрополит Назарий отслужил панихиду по скончавшемся обновленческом митрополите Воронежском Тихоне бывшем Курском, но потом по настоянию епископов Павлина и Афанасия покаялся в этом перед народом.

По сообщению обновленческого журнала “Уральские Церковные Ведомости”, когда начался григорианский раскол, митрополит Назарий через своего помощника епископа Серафима (Игнатенко) твердо держал единство с Патриаршей Церковью. Потом его помощник, епископ Серафим (Игнатенко) Новооскольский перешел в григорианство, а митрополит Назарий сначала запретил его за это в священнослужении, а затем “ласково” отменил свое распоряжение, заявив, что не хочет влиять ни на чью совесть.

Митрополит Назарий был среди 25 архипастырей, которые подписали в апреле 1926 года суждение по поводу деятельности «григорианцев» с одобрением позиции митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) как заместителя патриаршего местоблюстителя.

Скончался 22 июля 1928 года. Надгробная плита находится в некрополе Успенского монастыря г. Одессы.

 

Использованы материалы:

Древо. Открытая православная энциклопедия. Назарий (Кириллов)

 

 

 

Pokrova2021

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление