РПЦ МП Тихвинская Епархия

Подворье Антониево-Дымского монастыря

Церковь Покрова на Боровой

Русская Православная Церковь | Московский Патриархат | Тихвинская Епархия

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой

Третья Неделя Великого поста. Крестопоклонная.

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк.8:34). За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста, и все, идущие за Ним, непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина. 

Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его — себя очистить и исправить. Он — как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного, а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений?

Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Распятие Господне. Икона 1-й пол. XIV в., Константинополь. Собр. Византийского и христианского музея Афин

Крестопоклонная неделя — это третье воскресенье Великого поста в православной традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. Изнесение Креста и поклонение ему совершается по тому же чину, что и в другие дни особенного чествования Креста Господня — в праздники Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября) и Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня (14 августа). После Крестопоклонной недели Крест остается в храме на протяжении всей седмицы (до пятницы).

Название «Крестопоклонная неделя» и чин поклонения Кресту указывают на основную тематику богослужения в эти дни — Крест Господень и страдания Спасителя.

***

Неделя Крестопоклонная
Не рыдай Мене Мати. Строг. шк. Начало XVII в. ГРМ

Не рыдай Мене Мати. Строг. шк. Начало XVII в. ГРМ

Продолжается поприще Великого поста. Каждый постится в меру своих сил, посещает богослужения, приобщается Святых Христовых Таин. Уже прошла первая седмица Великого поста со своими особыми уставными службами, с особой концентрацией. В течение ее первых четырех дней мы слышали чтение Великого канона преподобного Андрея Критского. В конце первой седмицы мы отметили Торжество Православия – воспоминание о победе Церкви над иконоборчеством. Затем пролетела вторая седмица поста, завершившаяся воспоминанием святителя Григория Паламы, борца за учение о нетварном Фаворском Свете. Наступила третья седмица Великого поста, во время которой Церковь предлагала нам воспоминание о блудном сыне, а также готовила нас к третьему воскресению поста – Неделе Крестопоклонной.

Этот день, как говорит его именование, посвящен выносу и поклонению Честному Древу Креста Господня. Исторически на этот воскресный день с буднего дня была передвинута память перенесения части Креста Господня (его подножия) из Апамеи в Константинополь при императоре Юстине в VI веке. Подобным образом появились памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской в 4-ю и 5-ю Недели Великого поста соответственно.

Еще одним важным поводом для подобной памяти было то, что с этой недели в Константинополе начиналась активная подготовка оглашенных (готовящихся к принятию Крещения) к совершению этого Таинства в Великую субботу. В связи с этим изнесение для поклонения такой святыни было очень важным.

Кроме того, имеется и богословское объяснение установления особой 3-й недели Великого поста. Оно отражается в назначенном в этот день для чтения на утрене синаксаре. В данном случае взаимосвязь проводится между поклонением Кресту и серединой поста. Те, кто соблюдает пост, сравниваются с путниками, идущими по долгому пути, изможденными от него. И тут они находят тенистое дерево, под которым отдыхают, набираются сил, чтобы идти дальше. Крест Христов и является таким деревом.

Кроме того, цель Великого поста – прийти к Честному Кресту Христову и Воскресению. Поэтому здесь, на середине поста, нам напоминается стимул, цель, чтобы нам не ослабевать на дальнейшем постном поприще.

Воскресение. Сошествие во ад. Икона. 2-я пол. XV в. (ПИАМ)

Воскресение. Сошествие во ад. Икона. 2-я пол. XV в. (ПИАМ)

Основная тема всех богослужебных песнопений – тема Креста Господня и Воскресения (так как они неразрывно связаны, и без одного не будет и другого). Некоторые песнопения отсылают или обращаются непосредственно к Кресту как персонифицированному объекту, многие стихиры и тропари подчеркивают значение Креста как «древа нетления», украшения Церкви, как противопоставление древу познания добра и зла. Но есть и другая тема, которая присутствует в этот день, правда, отражается она только в одной стихире на утрене – тема мытаря и фарисея. В настоящее время это остаток того, что по древнему иерусалимскому циклу евангельских чтений в этот день читалась притча о мытаре и фарисее.

Некоторые стихиры взяты из службы праздника Воздвижения Господня, а некоторые являются уникальными. В приведенной ниже стихире «первозданная двоица» – Адам и Ева – призываются обнять Крест как древо, имеющее Плод бессмертия:

«Гряди, первозданная двоице, лика отпадшая горних, завистию человекоубийцы, горькою сластию древа, древле вкушением. Се всечестное воистинну Древо предгрядет, к немуже притекше радостию облобызайте, и возопийте к нему с верою: ты наше воззвание, Кресте всечестный, древо Богоблаженное, саде небесный, егоже плода причастившеся, нетление улучихом, Едема перваго приемше известно, и велию милость».

В переводе на русский язык:

«Иди, первозданных двоица, отпавшая от хора горних Сил по зависти человекоубийцы через вкушение в древности горького услаждения от древа. Вот воистину всесвященное Древо пред нами является! К нему прибегая, радостно его обнимите и возгласите к нему с верою: “Ты наша помощь, Крест всесвященный, древо богоблаженное, насаждение небесное! Твоего плода вкусив, мы бессмертия достигли, получив Эдем прежний непреложно и великую милость».

Перед началом богослужения Крест, украшенный зеленью и цветами, кладется на престол, перед ним зажигается светильник. Поэтому особенностью службы, которая бросается людям в глаза, является то, что священники не выходят на полиелей в центр храма, а стоят в это время в алтаре, там же читается и Евангелие.

Напрестольный крест. Резчик инок Амвросий. 2-я пол. XV в. (СПГИХМЗ)

Напрестольный крест. Резчик инок Амвросий. 2-я пол. XV в. (СПГИХМЗ)

Отдельный интерес представляет канон на утрене преподобного Феодора Студита. Ирмосы, которые задают стиль и мотив пения всего канона, преподобный Феодор взял из пасхального канона «Воскресения день». На практике они не поются, поэтому это не отражается визуально в службе. Однако стоит помнить об этом для понимания настроения этого великопостного воскресения.

Некоторые тропари канона также посвящены теме Воскресения Христова:

«Торжества день, востанием Христовым, смерть безвестна показася, жизни возсия заря, Адам востав ликует радостию, темже воскликнем, победную поюще».

В переводе на русский:

«Торжества день: воскресением Христовым смерть с наших глаз исчезла, воссияла жизни заря, Адам, восстав, ликует радостно; потому воскликнем, песнь победную воспевая».

В этом тропаре, как и в некоторых других песнопениях Великого поста, количество которых с этой недели будет увеличиваться, говорится о том, чего мы все ждем в конце оставшихся четырех недель – достигнуть Пасхи, Крест же своим сиянием предвещает зарю Воскресения Христова:

«Радуйся, требогатое древо и Божественное, Кресте, свете сущим во тьме, четвероконечный мир сиянием твоим, востания Христова проявлей зари, сподоби вся верныя достигнути Пасху».

В переводе на русский:

«Радуйся, Древо треблаженное и божественное, Крест, свет пребывающим во тьме, четырехконечный мiр, блеском Твоим предвещающий воскресения Христова сияние, удостой всех верных достигнуть Пасхи».

По 6-й песни читается особый кондак преподобного Романа Сладкопевца «Не ктому пламенное оружие». Первый икос содержит в себе особенность, которую мы увидим в дальнейшем в Лазареву субботу и на Страстной седмице, – речь от лица ада. То есть ад ужасается Креста, на котором висит Спаситель, и жалуется, что его внутренности и живот болят, что ему придется изрыгнуть Адама и других, которые из-за древа познания добра и зла попали к нему, а теперь другое Древо их вводит в рай:

«Три кресты водрузи на Голгофе Пилат, два разбойников, и един Жизнодавца. Егоже виде ад и рече сущим доле: о слуги мои, и силы моя! Кто водрузив гвоздие в сердце мое, древяным мя копием внезапу прободе? И растерзаюся, внутренними моими болю, утробою уязвляюся, чувства моя смущают дух мой, и понуждаются изрыгати Адама, и сущия от Адама, древом данныя ми: Древо бо сия вводит паки в рай».

В переводе на русский:

«Три креста водрузил на Голгофе Пилат: два – разбойникам и один – жизни Подателю. Его увидел ад и обратился к находившимся в преисподней: “О служители мои и воинства мои! Кто Он, вонзивший гвоздь в сердце мое? Деревянным копьем Он пронзил меня внезапно и скоро буду я расторгнут! Внутренности мои болят, чрево мое страдает, чувства мои дух мой томят, и понуждаем я извергнуть Адама и тех, кто от Адама, из-за древа преданных мне. Ведь это Древо их вводит снова в рай!”».

В конце канона читается светилен и крестобогородичен, в котором мы просим Богородицу достигнуть спасительных дней страданий Иисуса Христа и поклониться светлой и «мирорадостной» Господней Пасхе:

«Древу, на немже Всечистая, пречистеи длани о нас простре, пригвоздивыйся Сын Твой, ныне благочестно покланяющимся, даждь нам мир, и мироспасительныя всечестныя страсти предварити, и светлой мирорадостной господоименитой Пасце поклонитися, и светоносному дню».

В переводе на русский:

«Древу, на котором пречистые Свои длани за нас распростер пригвожденный на нем Сын Твой, Всечистая, ныне мы благоговейно поклоняемся. Даруй же нам мир и удостой достигнуть спасительных для мiра дней всесвященных страданий Христа и светлой и миру радостной Господней Пасхе поклониться и светоносному дню!»

После Великого славословия на центр храма износится Крест Господень, совершается поклонение ему и помазание елеем. При поклонении поются стихиры, какие поются и в праздник Воздвижения Господня. Основная же краткая стихира, которая поется во все праздники Креста, в том числе и в течение всей этой недели, очень хорошо передает взаимосвязь Креста и Воскресения:

«Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

В переводе на русский:

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и святое воскресение Твое славим».

На Литургии эта же стихира поется вместо Трисвятого. Читается Апостольское чтение из Послания к Евреям – Евр. 4: 14 – 5: 6, – в котором развивается образ Иисуса Христа как великого Первосвященника по чину Мелхиседека, который избирается и поставляется, чтобы приносить жертвы за грехи других людей. Евангельское чтение этого дня – Мк. 8: 34 – 9: 1 – говорит о том, что тот, кто хочет идти за Христом, должен взять Крест свой.

Вся следующая седмица до пятницы является своеобразным попразднством, поэтому также называется Крестопоклонной. Во время некоторых служб полагается поклонение Кресту, а в среду и пятницу на утрене читаются полные каноны Кресту, написанные преподобными Феофаном Начертанным и Иосифом Песнописцем.

Среда Крестопоклонной седмицы называется «средопостной», то есть половиной поста. Этот день, как и Преполовение Пятидесятницы, считается особенным. Этому посвящаются песнопения среды и других дней этой седмицы. В этот день обычно служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой начинают произносить ектению и читать молитву о готовящихся ко Святому Просвещению (на всех Преждеосвященных до Великой среды). Это и есть остаток того усиленного периода катехизации и подготовки оглашенных, которые хотели и которых допустили принять Крещение в Великую субботу (были и те, которые готовились к этому годами). Поэтому те, кто еще ждал своего времени Крещения, уходили, а над теми, кто уже перед этой Пасхой готовился креститься, совершалась дополнительная молитва.

Серафим Алпатов

***

Крест — красота Церкви
Прославление Креста (оборотная сторона)

Прославление Креста (оборотная сторона)

Сегодня святая Церковь стоит у Креста Господня. Крестопоклонная Неделя — это живительный, долгожданный оазис в знойном великопостном шествии. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Крест Христов — это самое главное, самое таинственное, самое непостижимое свидетельство Любви Божией. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в онь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3, 16).

Вся земная жизнь Спасителя, от Вифлеемских яслей и до славного Вознесения имеет искупительное значение. Но Крестная Жертва — это центральное событие Искупления. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, — говорит апостол Петр, — дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Петр. 2, 24).

«Свет Христов просвещает всех!» Этот Свет сегодня льется с Креста, на котором распят наш Господь. И руки Его Любви, прибитые гвоздями человеческой ненависти, обнимают весь мир, всю Вселенную. «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34). Он — Создатель всего мира, но этим миром Он к злодеям причтен. И не нашлось ему другого места, как только на Кресте между двумя разбойниками. Апостол Павел говорит, что «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5, 8). Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2, 8). И, казалось бы, что весь мир должен слышать молчаливое страдание Сына Божия на Голгофе. И в каждое сердце должна упасть капля Его жертвенной крови за мир. Ведь «Он изъязвлен был за грехи и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5).

Спас Нерукотворный (лицевая сторона)

Спас Нерукотворный (лицевая сторона)

Но человек часто проходит мимо Христа! И мимо Креста! Его увлекает жизненный успех, поиск новых наслаждений, желание самоутверждения. Его чарует фантастическая скорость технического прогресса. Он пытается убежать от старости и болезней. Человек верит в свою праведность и безгрешность…. Он хочет занять место Бога!

Румынский старец о. Рафаил (Нойка) говорит, что ад — это отказ принять Бога. Бог есть Жизнь, и если мы не принимаем Его, мы не принимаем Жизнь. Человек живет без Бога и восклицает: «Ну и что из этого?» Он ненавидит, ворует, блудит, гневается, лжет, обманывает и удивляется: «Ну и что? Ну и что из этого?» И вот это «Ну и что?» — замечает о.Рафаил, — и есть ад!

«Аще кто хочет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). Сколько раз мы слышали эти евангельские слова Спасителя. Но как непросто исполнить их на деле! А ведь, по существу, в них заключена вся тайна нашего спасения. Взять свой крест это значит принять всю боль, всю скорбь, все тесные обстоятельства, все испытания и искушения, которые посылаются нам для нашего спасения. «Крест есть воля, готовая на всякую скорбь», — говорит преподобный Исаак Сирин.

Сколько бы мы не готовились, боль всегда нас обжигает, но она не должна раздавить нас. Жизненный крест, украшенный ожерельем скорбей и страданий должен научить человека смиренному принятию воли Божией, а не заставить его роптать и бросаться камнями в Небо. А отвергнуться себя — это значит дать Богу главное место в нашем сердце. Не своей самости, самоутверждению, эгоизму, самонадеянности — а самому Богу…. И еще ближнему.

Преподобный Иустин Сербский говорит: «Если человек живет только для себя и самим собой, т.е. не испытывает потребности в Боге, то он — не человек. Это лишь одни обломки человека, начищенная до блеска, татуированная скорлупа, одетая в униформу земля, ходячий гроб из глины». Великий Пост — это замечательная возможность для каждого из нас разобрать эти духовные обломки нашей души. Чтобы наше сердце перестало быть скорлупой и гробом, а уподобилось прекрасному сосуду, вмещающему Божию благодать.

«Будьте святы, потому что Я — свят», — говорит Господь (1Пет. 1, 16). Человеческая жизнь предназначена только для одного — для встречи с Богом! Только ради этой таинственной встречи созданы мириады звезд. Только ради нее беспокойно стучит хрупкое живое человеческое сердце. А Церковь — это вдохновенное, светлое, глубокое радостное пространство встречи человеческой души с Богом.

Священномученник Игнатий Богоносец говорит, что всем людям Церкви нужно находиться в «созвучии любви», созвучными, как струны в кифаре. В созвучии любви прославляется Христос! «Составляйте из себя все до одного хор, — восклицает святой, — чтобы согласно настроенные в единомыслии заданным от Бога тоном единства, вы бы единым гласом возносили песню Отцу через Иисуса Христа». Необыкновенно важно, чтобы у нас было это «созвучие любви», этот «тон единства». Но это очень непростая задача. Диавол делает все, чтобы помешать встрече человека с Богом и ближним. Он делает все, чтобы человек растранжирил, исковеркал, изуродовал свою жизнь. Чтобы человек всю свою бесценную жизнь обратил к земле, к плоти, к греху, к тлену. Чтобы «погубил ума красоту», как говорит преподобный Андрей Критский.

В святые дни Великого Поста Святая Церковь постоянно делает акцент на том, чтобы наше сердце сосредоточилось на видении своих грехов, своих пороков, а не немощей ближних. «Даруй мне зрети моя согрешения и не осуждали брата моего». Эти слова молитвы преподобного Ефрема Сирина рефреном проходят через весь Пост.

«Свет Христов просвещает всех». И, если мы хотя бы немного просветимся этим Божественным, неотмирным Христовым светом, то может быть искорка этого света, этой любви упадет из нашего сердца в сердца людей, окружающих нас, но еще далеких от Бога. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего иже на Небесех» (Мф. 5, 16).

Сербский Патриарх Павел говорил: «Я не знаю, было ли так важно для святых апостолов, кто из них будет сидеть рядом с Иудой, а кто не будет, однако знаю, что для них было важно, кто станет Иудой, а кто нет. Принцип этот должен быть важен и для меня и для Вас; а с кем рядом будем мы сидеть в трамвае, троллейбусе или самолете, у нас не всегда есть возможность выбирать. Но кем будем мы сами, людьми или нелюдями, это зависит от каждого из нас».

В мире, который становится похожим на тотальный лабиринт безысходности и скуки, в мире, где бомбы сыплются на головы стариков и детей, в мире, в котором человек сам по своей прихоти меняет себе пол, или сам решает, когда ему уйти из жизни, в мире, где любовь и взаимопонимание становятся огромным дефицитом, христиане должны быть людьми любви, людьми ответственности, людьми молитвы.

Хочет человек этого или не хочет, но посреди Вселенной стоит Крест Христов! И от него не спрятаться и от него не отвернуться. «Радуйся Кресте, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!» — восклицает святитель Софроний Иерусалимский. А у Креста всегда смиренно стоит Матерь Божия! Сегодня мы празднуем память Ее иконы Державныя. «Славь, Россия, — говорит праведный Иоанн Кронштадтский, — славь, каждый верный сын Церкви небесной Заступницу свою, Матерь Божию, за Матерние непрерывные милости Ее к России и к тебе. Только ее ходатайством Россия доселе цела, могущественна, славна!»

Собор всех святых

Собор всех святых

Крест — это всегда выбор. С Богом или без Него. Крест — это самое великое свидетельство Любви Бога к человечеству. Крест хранитель всея Вселенныя, Крест красота Церкви, Крест Царей держава, Крест верных утверждение, Крест ангелов слава и демонов язва!

Аминь.

Игумен Тихон (Борисов)

***

Евангельские Чтения

На Утрени

Евангелие по Иоанну, глава 20 стих с 1 по 10 (зачало 63)

В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых. Итак, ученики опять возвратились к себе. (Ин.20:1-10)

На Литургии

Послание апостола Павла к евреям, глава 4 стих с 14 по 16, глава 5 стих с 1 по 6 (зачало 311)

Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. (Евр.4:14-16,5:1-6)

Евангелие по Марку, глава 8 стих с 34 по 38, глава 9 стих 1 (зачало 37)

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. (Мк.8:34-38,9:1)

 

 

По материалам:

Православный Церковный календарь. Азбука веры.

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Оптина пустынь.

О постах и трапезах. Азбука веры.

Чтение на каждый день Великого поста. Д.В. Дементьев. Азбука веры.

Календарь Великого поста-2023: третья седмица. Екатеринбургская епархия.

Четыредесятница. Азбука веры.

Литургика. Архиепископ Аверкий (Таушев). Азбука веры.

Полный круг проповедей. Протоиерей Вячеслав Резников. Азбука веры.

Неделя Крестопоклонная. Московский Сретенский монастырь.

Крестопоклонная неделя. Православная энциклопедия.

Pokrova2021

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Календарь
Поиск
Метки
Управление