100-летие со дня кончины митрополита Вениамина (Казанского)
13 августа церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой чтит память митрополита Вениамина (Казанского), председателя Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Вениамин Казанский, находясь в сане епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии, возглавлял Санкт-Петербургское Православное Епархиальное Братства во имя Пресвятой Богородицы с декабря 1909 по март 1917 года.

Священномученик Вениамин (Казанский) 17.04.1873 – 13.8.1922
Митрополит Петроградский и Гдовский 25.5.1917 – 17.7.1917
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии (30.12.1909 – 25.5.1917)
30 декабря 1909 года архимандриту Вениамину определено быть епископом Гдовским, четвертым викарием Санкт-Петербургской епархии.
24 января (6 февраля) 1910 года Вениамин (Казанский) был хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. До 22 ноября (5 декабря) 1911 года он являлся 4-м викарием, до 30 мая (12 июня) 1913 года – 3-м, с 20 марта 1914 года – 1-м викарием столичной епархии.

Хиротония архимандрита Вениамина во епископа Гдовского в Троицком соборе
Александро-Невской лавры 24 января 1910 года. Худ. С. Киевский
Хиротонию, состоявшуюся 24 января 1910 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил Санкт-Петербургский и Ладожский митрополит Антоний (Вадковский).

Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
25 декабря 1898 – 2 ноября 1912
Художник. А. А. Карелин.1911
Совет братства во имя Пресвятой Богородицы, основанного в 1884 году, вслед за опубликованием «Правил о церковно-приходских школах», обладал всеми правами Епархиального училищного совета. Таким образом, новому викарию поручалось общее руководство церковно-приходскими школами столичной епархии. С деятельностью братства он уже был хорошо знаком, поскольку входил в его совет по должности ректора Санкт-Петербургской семинарии.
В целом, к моменту назначения на должность викарным епископом сеть церковных школ за предшествующие четверть века уже сложилась.
В Петербурге, например, в 1910 году, не считая Полюстровской, была открыта только одна такая школа – при вновь основанном подворье Калязинского монастыря за Невской заставой (ее учредитель и заведующий, священник подворской церкви о. Владимир Румянцев, в 1920 году будет назначен митрополитом Вениамином к церкви Покрова на Боровой, а в дни ленинградской блокады станет настоятелем Николо-Богоявленского кафедрального собора).
На очереди стояли задачи повышения квалификации и материального положения учителей, строительства добротных школьных зданий, обновления учебных пособий.
На должности председателя совета епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы епископ Вениамин заведовал всеми церковно-приходскими школами епархии. Часто служил в храмах самых отдалённых и бедных окраин столицы: за Невской и Нарвской заставами, на Охте.
В мае 1910 года он был назначен председателем комиссии по вопросу об усилении воспитательного влияния обучения Закону Божию. Комиссия высказалась за лучшее ознакомление семинаристов с преподаванием этой дисциплины в начальных школах, а также за пересмотр программ преподавания Закона Божия применительно к потребностям времени.
В январе 1912 г. участвовал в 1-м Всероссийском съезде единоверцев в Санкт-Петербурге.
Перед началом 1912/1913 учебного года под председательством епископа Вениамина прошло представительное совещание церковно-школьных работников епархии – членов Епархиального училищного совета, председателей его уездных отделений, епархиальных наблюдателей. Оно было созвано в связи с тем, что Священный Синод призвал уездные отделения к «усиленной самостоятельности», предоставив им право самим назначать учащих, снабжать школы учебными пособиями, изыскивать на местах средства на развитие церковно-приходских школ. Участники совещания определили направления деятельности отделений в новых условиях. Выработанные ими суждения, после утверждения митрополитом, легли в основу децентрализации руководства церковно-школьным делом в епархии, что открывало широкий простор местной инициативе.

Епархиальный училищный совет и деятели церковно-приходских школ Санкт-Петербурга во
главе с епископом Гдовским Вениамином. В центре – обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер
За годы служения викарием «преосвященный Вениамин первый из Петроградских епископов изъездил и частично даже обошел всю епархию, побывав во всех ее самых далеких и глухих приходах».
Как епископа его отличали особое усердие к богослужению и тесное общение с паствой. Епископ Вениамин часто служил литургии, по вечерам в воскресные и даже в будние дни — акафисты, проповедовал на фабричных окраинах и в храмах обществ распространения религиозно-нравственного просвещения и трезвости. Он первым из архиереев стал совершать в столице ранние обедни с общенародным пением. Епископ Вениамин особенно любил крестные ходы и часто возглавлял многотысячные ходы трезвенников в Александро-Невскую лавру и Троице-Сергиеву пустынь, совершал крестные ходы из Луги в Череменецкий во имя апостола Иоанна Богослова мужской монастырь и др.

Пасхальный крестный ход петербургских трезвенников в Александро-Невскую лавру с
епископом Вениамином во главе проходит по Знаменской площади. 1910-е годы
Церковь Покров на Боровой улице, как базовый братский храм Епархиального братства, была тесно связана с деятельностью епископа Вениамина.
Помимо это, в столице храм на Боровой, в некотором роде, считался кафедральным для епископов Гдовских.
При храме, получившем в 1901 приход, существовали церковно-приходское попечительство, школа и епархиальная миссионерская библиотека. Здесь же находился Братский дом с залом для публичных бесед.
Следует отметить, что именно в Братской Покровской церкви на Боровой улице, вечером 20 января 1910 года нарекаемый во епископа Гдовского архимандрит Вениамин вместе с членами Братства и тружениками церковных школ участвовал в прощальном чествовании епископа Тамбовского и Шацкого (бывшего Гдовского), священномученика Кирилла, возглавлявшего Братство с 1904 по 1909 год. К прибытию архиерея братская Покровская церковь на Боровой улице была переполнена.
Позже 2 мая в неделю жен-мироносиц, 2 мая, на очередном годичном собрании братства Пресвятой Богородицы по предложению нового председателя братства епископа Вениамина епископ Тамбовский Кирилл, был избран почетным членом братства.

Священномученик Кирилл (Смирнов) 26.4.1863 – 20.11.1937.
Митрополит Казанский и Свияжский 8.4.1920 – 2.1.1930.
Епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии 6.8.1994 – 30.12.1909
12 июля 1910 года, уже новый председатель Совета Братства епископ Вениамин в присутствии епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла совершил закладку на свободном участке церковной земли двухэтажного торгово-жилого флигеля. К концу года здание уже было возведено и вскоре оно не только самоокупилось, но и стало приносить Братству доход. Эти поступления, равно как членские взносы братчиков и отчисления приходов и монастырей епархии, позволяли оказывать материальную поддержку учителям церковных школ, издавать брошюры для бесплатной раздачи в школах и храмах.
У «Покрова на Боровой» епископ Вениамин стремился служить и проповедовать как можно чаще ради «религиозно-нравственного просвещения и назидания приходящих в храм рабочих». Здесь он вводил в практику богослужения, тогда еще не имевшие широкого распространения, почти еженедельно совершая вечером по средам акафисты при общенародном пении, а Великим постом – пассии. В одном только 1911 году «архиерейских служб совершено в храме тридцать».
Примечательно, что 17 марта 1894 года Василий Казанский выступил со своей первой беседой для народа «Житие св. Алексия, человека Божия, и нравственные уроки, в нем заключающиеся», которую он причитал в районе Песков, неподалеку от духовной академии, в доме № 19 по Кирилловской улице, в густо населенной части города к северу от Александро-Невской лавры, с вереницей промышленных предприятий вдоль Невы, особенно ощущался недостаток храмов, поэтому Общество снимало здесь зал для религиозно-нравственных чтений.
Перед тем, как предоставить слово студенту-первокурснику, беседу «О говений» предложил настоятель церкви Покрова на Боровой улице священник Сергий Николаевич Слепян.

Сергий Николаевич Слепян (28 марта 1852 – 17 февраля 1912)
Основатель и первый священник Покровской церкви на Боровой
В студенческие годы Василий Казанский активно участвовал в деятельности «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», организуя беседы среди рабочих. Святительский сан воспринял как обязанность пастырского подвига и апостольской проповеди.
Новый председатель Братства возобновил печатание ежегодных отчетов Братства – после многих лет перерыва они увидели свет в 1911, 1912 и 1913 годах.
В ежегодных отчетах о состоянии церковных школ епархии неизменно отмечалось, что владыка Вениамин, как председатель Совета Епархиального Братства, «вносил в деятельность Совета и отделений любовное отношение к школам, к школьным труженикам и детям-школьникам», «с усердием обозревал церковно-школьное дело на местах, охотно посещал учительские курсы, школьные торжества и самые школы, бывал на экзаменах и на школьных занятиях».
Древнехристианский характер «трапез любви» приобрела встреча Пасхи в братском храме в 1911 году. После светлой заутрени и литургии в зале Епархиального братства было устроено бесплатное разговение для бедных прихода в присутствии преосвященного Вениамина, епископа Гдовского. Оно стало возможным благодаря пожертвованию самого владыки, «давшего на это доброе дело щедрую лепту, а также на доброхотные даяния лиц, посещающих беседы в этом зале». На следующий год пасхальное разговение приходской бедноты на средства, пожертвованные преосвященным председателем братства и наиболее состоятельными прихожанами, состоялось вновь.
17 февраля 1912 года скончался в храме Божием при совершении Литургии Преждеосвященных Даров во время пения молитвы Господней «Отче Наш» пастырь-труженик на ниве Божией о. Серий Николаевич Слепян, служивший последние годы в Комитете для нищих, в домовой церкви особого присутствия по разбору и призрению нищих, где он служил с 1904 года.
В этой церкви епископ Вениамин (Казанский) совершил чин отпевания пастыря-бессребренника, а затем сопровождал похоронную процессию на Волково кладбища.
Всю дорогу почитатели о. Сергия, сменяя друг друга, несли гроб на руках. Отдать последний долг любимому пастырю собралось около 30 тысяч человек. Когда шествие достигло Покрова на Боровой, гроб обнесли вокруг церковных стен.
Более того, епископ исполнил пожелание всех участников похорон и благословил сделать остановку для пения надгробной панихиды в Вонифатьевском (нижнем) храме.
В годовой день кончины о. Сергия, 17 февраля 1913 года (это было воскресенье), владыка Вениамин совершил в братском храме заупокойную литургию.
Преосвященный Вениамин и церковный староста Г.С. Комиссаров объединили усилия, чтобы храм на Боровой с его единственным в Петербурге престолом в честь священномученика Вонифатия, защитника от пьянства, вновь стал маяком трезвости.
Второе рождение общества состоялось 11 марта 1912 года, в день памяти преподобной Марии Египетской (5 неделя Великого поста). Епископ Вениамин отслужил в верхней церкви литургию и молебен священномученику Вонифатию. В своем слове владыка «призвал благословение Божие на новое общество трезвости и указал на значение его в местном рабочем районе».
Епископ Вениамин заложил и освятил немало храмов и школ в епархии.
Следует отметить, что 3 мая 1912 года, когда исполнилось четверть века святительского служения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, во многих храмах столицы возносили молитвы о здравии высокопреосвященного юбиляра. Епископ Вениамин с членами совета Епархиального братства совершал литургию и благодарственное молебствие в братский Покровской церкви в Полюстрове.
Служба завершилась крестным ходом вокруг храма с преднесением хоругвей, пожертвованных местными богомольцами и тут же освященных. От имени участников торжества митрополиту была направлена телеграмма: «Двадцать пять лет тому назад благодать архиерейства осенила вашу главу, владыка святый! Вспоминая давние ваши труды по председательствованию в братстве и ваше неизменно благостное покровительство братству – за последние тринадцать лет, совет Санкт-Петербургского Епархиального братства Пресвятой Богородицы в своем новом Покровском храме вознес сегодня горячие молитвы к Господу Богу, да укрепит Он, Всемогущий, архипастыря нашего и первосвятителя Церкви Русской еще на многие годы святительского служения. Исполла эти, деспота! Председатель братства Вениамин, епископ Гдовский»
1913-й год был ознаменован в жизни братского храма на Боровой, еще рядом больших событий. Так, 20 января ранняя литургия в нем впервые была совершена архиерейским чином. Владыке Вениамину сослужил ректор столичной духовной семинарии протоиерей Василий Мартинсон и местный причт, а в пении, под управлением псаломщика-регента И.И. Коробкина, участвовал весь народ.
Как отмечала одна из петербургских газет: – «Ранние архиерейские литургии с общенародным пением являются нововведением в столице, весьма полезным для миссионерско-просветительных целей».

Василий Антонович Мартинсон (1874 – 1955), протоиерей, богослов, профессор
Ректор столичной семинарии протоиерей С 25 января 1910 по 1918
После литургии владыка направился в нижний, Вонифатьевский храм, чтобы освятить мраморную одежду престола, пожертвованную прихожанами.
За пасхальной службой в Светлую Среду, 24 апреля, епископ Вениамин освятил ценную ризу на храмовый образ святого Вонифатия – средства на ее изготовление собрали местные трезвенники и рабочие фабрики «Новая бумагопрядильня».
8 июня владыка освящал третий придел храма – Всехсвятский. Новый придел поместился в верхней (Покровской) церкви. За работами по его устройству наблюдал архитектор Виктор Никанорович Бобров, а резной иконостас исполнили в мастерской И.Ф. Батухина (в этой же мастерской была заказана и риза на чтимый образ св. Вонифатия).
Через храм на Боровой святитель Вениамин обогатил литургическую жизнь столицы службой «погребения Богоматери», хорошо знакомой ему еще по Самаре. Первый раз в Санкт-Петербурге это чинопоследование было совершено здесь вечером 15 августа 1913 года. Богослужение началось в верхнем храме, а завершилось в нижнем, куда епископ, духовенство и богомольцы перешли с крестным ходом во время великого славословия. Городская пресса заранее оповестила петербуржцев о редкой службе.
В настоящее время, в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, благодаря трудам настоятеля храма протоиерея Александра Ежова чинопоследование «погребения Богоматери» возобновлено и начиная с 2014 года совершается ежегодно.
15 декабря 1914 года епископ Вениамин стал заместителем председателя всероссийского Александро-Невского братства трезвости.
Он состоял также председателем столичного эстонского братства во имя священномученика Исидора Юрьевского. Некоторое время заведовал единоверческими приходами епархии.
Епископ Вениамин, был известен как «неутомимый епископ».
Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский был последним, одиннадцатым председателем Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, обогативший своею деятельностью последнее десятилетие существования Братства.
2 марта 1917 года на епископа Вениамина было возложено временное управление Санкт—Петербургской епархией «впредь до особых распоряжений».
24 мая 1917 года епископ Вениамин был утвержден архиепископом Петроградским и Ладожским.
Петроградский чрезвычайный епархиальный Собор, работавший с 25 мая по 2 июня того же года, постановил ходатайствовать об изменении титула архиерея на «Петроградский и Гдовский».
5 июня архиепископ Вениамин внес соответствующее представление в Святейший Синод, синодальный указ вышел 17 июня. В силу данного указа Гдовское викариатство было упразднено.
Из известных архивных источников упоминаний о назначении на должность председателя совета епархиального братства Пресвятой Богородицы, других викариев Петроградской епархии неизвестно.
Помимо этого, после того как в 1917 году церковная школа была ликвидирована Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению», основная деятельность епархиального братства, на правах и обязанностях епархиального училищного совета, перестала существовать.
1 июня 1922 года митрополит Вениамин был арестован по обвинению в воспрепятствовании изъятию церковных ценностей и помещён в Дом предварительного заключения. На самом деле, непосредственной причиной ареста стала принципиальная позиция, занятая митрополитом в отношении «обновленцев».
Кроме него, к делу были привлечены ещё 86 человек. Судебный процесс проходил с 10 июня по 5 июля 1922 года в бывшем здании Дворянского собрания. На процессе держался мужественно, вину не признал, а последнее слово преимущественно посвятил доказательствам невиновности других подсудимых. К доводам защиты, что именно действия митрополита предотвратили кровопролитие, судьи не прислушались.
Петроградский революционный трибунал приговорил к расстрелу десятерых подсудимых (в том числе и митрополита), шестерым из которых смертная казнь была заменена лишением свободы. Вениамин был расстрелян вместе с архимандритом Сергием (Шеиным), адвокатом Иваном Ковшаровым и профессором Юрием Новицким. Точное место казни неизвестно. По одной из версий, это произошло на станции Пороховые по Ириновской железной дороге, причём перед казнью все были обриты и одеты в лохмотья, чтобы нельзя было узнать духовных лиц.
В 1992 Архиерейский собор Русской православной церкви причислил митрополита Вениамина к лику святых. На Никольском кладбище Александро-Невской лавры в его память установлен кенотаф.
***
Материалы, Церкви Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой:
Нименьгский погост — родина святого митрополита Вениамина
Митрополит Вениамин Казанский в Петрограде.
О письме и друге митрополита Вениамина Казанского, отце Петре Ивановском.
Фильмы
Памяти митрополита Вениамина (Казанского)
Фильм, посвященный, священномученику Вениамину (Казанскому), митрополиту Петроградскому и Гдовскому.