Ко дню рождения епископа Смоленского и Дорогобужского Митрофана (Невского)
В феврале Храм Покрова Пресвятой Богородицы отмечает день рождение епископа Смоленского и Дорогобужского Митрофана (Невского).
Епископ Смоленский и Дорогобужский Митрофан (Невский).
В историю Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, епископ Смоленский и Дорогобужский вошел как епископ Ладожский, как видный церковный и государственный деятель, как председатель Братства в период своего викариатства с 1888 по 1890 годы, как организатор просветительской и школьной деятельности; преосвященный активно участвовал в развитии Братства, при нем были учреждены первые уездные отделения Братства, он первым 1888 году открыто поставил вопрос о необходимости создания братского храма как общего центра управления, и при нем было принято решение о строительстве Братского храма на Боровой улице (в настоящее время Храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице), совместно с просьбой заведующего товарищества Ново-бумагопрядильной и ткацкой фабрики, принять на себя заботу и попечение об устройстве храма, школы при храме и специального зала для духовных собеседований.
Об истории Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы
Председатель Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы с августа 1888 по август 1890 года.

Митрофан (Матвей Павлович Невский), около 1836 – 23 мая 1899. Епископ Смоленский и Дорогобужский, 2 января 1899 – 23 мая 1899. Епископ Пензенский и Саранский, 12 июля 1890 – 13 ноября 1893. Епископ Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии, 14 февраля 1888 – 21 июля 1890. Председатель Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы, с августа 1888 по август 1890 года. Почетный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
Ректор Курской семинарии, протоиерей Матвей Павлович Невский после пострижения в монашество 7 января 1888 года с именем Митрофан, и 8 января возведения в сан архимандрита, 14 февраля 1888 года был хиротонисан во епископа Ладожского, викария санкт-Петербургской епархии.
В августе 1888 года, Преосвященный Митрофан становиться председателем Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, сменив на этом посту владыку Антония (Вадковского).
Епископ Выборгский, первый викарий Санкт-Петербургской епархии Антоний (Вадковский)
Перед назначением на Ладожскую кафедру и через некоторое время и должность председателя Санкт-Петербургского православного епархиального братства во имя Пресвятой Богородицы, осуществлявшего свою деятельность на правах Епархиального училищного совета, Владыка Митрофан был тесно связан с образовательной деятельностью и имел богатый опыт как непосредственно преподавательской деятельности, так и административной работы по организации учебной деятельности.
Матвей Павлович Невский Митрофан в 1861 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и 19 сентября этого же года был назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии по предметам логики, психологии и латинского языка. С 16 октября 1865 года состоял законоучителем Воронежской гимназии. 11 декабря 1868 года, он становится ректором Курской духовной семинарии.
На должности председателя Братства во имя Пресвятой Богородицы, преосвященный Митрофан находился с августа 1888 по август 1890 года.
Преосвященный Митрофан (Невский) при вступлении на должность председателя Братства ставил перед собой задачу дальнейшего развития Братства, о чем он открыто заявил на первом собрании Братства 30 октября 1888 года после вступления в должность председателя Братства:
«Вступая в качестве руководителя Братства, я не буду представлять какой-либо программы своей деятельности и указания способов осуществления ее, так как признаю это ненужным главным образом потому, что характеру деятельности Братства, его цели, задачи, польза этой деятельности уже выяснены давно, и давно всеми сознаются. Теперь нужно только твердо держать знамя религиозно-нравственного, православно-церковного просвещения и не отступать от задач и целей, постеленных перед Братством, неуклонно идти к достижению их уже теперь проторенными путями и испробованными способами и умело пользоваться этими способами».
На протяжении всего срока пребывания на этом посту преосвященный Митрофан активно придерживался этой поставленной цели.
Санкт-Петербургское православное епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы, находящееся под архипастырским попечением Митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Исидора, к 20 марта 1888 года, состояло из 1.011 членов.
УСТАВ Санкт-Петербургского Православного Братства во имя Пресвятой Богородицы
Постоянных членов или пожизненных. на основании § 4-го Устава Братства, т.е. внесших в кассу Братства не менее 100 рублей или лиц, оказавших особые услуги Братству своими личными трудами, до 20-го марта 1888 года насчитывалось 67 человек, в течении 1889 года в число постоянных вошло еще три; новых действительных членов прибавилось на 179 человек, новых членов-сотрудников прибавилось на 3 человека, при этом выбыло за смертью или не возобновлением взносов 120 человек. Всего общее количество членов Братства к июлю 1989 года составляло 1.079 человек.
В круг основных задач в деятельности Совета братства в 1888-1890 входило:
- Учреждение уездных отделений;
- Открытие новых церковно-приходских школ, благоустройство школ, прежде уже существовавших;
- Организация летних курсов церковного пения;
- Принятие школ грамоты под управление Совета Братства;
- Ведение дел относительно устройства Братского храма;
- Ведение дел по организации и развитию книжных складов и др.
За 1889 год, Братством было открыто 9 церковно-приходских школ. В кассу Братства поступило членских взносов, кружечного сбора и пожертвований на общую сумму 35.835 рубля. Израсходовано на пособия, книги, постройку домов для школ 14.886 рублей. Всего в ведении Совета братства на июль 1889 года, состояло 95 церковно-приходских школ. Преподавало в церковно-приходских школах 106 человек, из них двое с высшим образованием. Из книжного склада Братства было продано книг на 23.183 рубля. Были организованы летние курсы пения.
В 1989 году в 95 находившихся в управлении Братством школах обучалось 3.427 учащихся, из этого числа православных учащихся числилось 3.326 человек, раскольников 70 человек и иноверцев 31 человек. Большинство учащихся принадлежали к крестьянскому сословию.
В 1888 – 1889 году были учреждены первые уездные отделения:
Новоладожское уездное отделение.
Ямбургское уездное отделение.
Лужское уездное отделение.
Гдовское уездное отделение .
Нарвское городское отделение.
При этом, Нарвское отделение, будучи в собственном смысле отделением Братства, назначило для себя круг деятельности более обширный, нежели круг деятельности отделения Совета братства, но оно получило те же права, что и отделения Совета.
25 февраля 1889 года, было торжественно открыто Царскосельское отделение братства, при утверждении митрополитом Исидором в правах отделения Епархиального училищного совета.
К торжеству открытия отделения прибыли в Царское Село председатель Епархиального училищного совета, преосвященный Митрофан, управляющий канцелярией Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер и делопроизводитель Училищного при Святейшем Синоде совета Василий Иванович Шемякин.
Преосвященный Митрофан совершил соборную литургию и в конце ее, произнес поучение, в котором раскрыл необходимость Христианского просвещения как единственного средства уврачевания всех бедствий, и призвал всех предстоящих к единению в этом деле. После литургии в зале Городской ратуши собрались почетные лица города и все, пожелавшие быть членами отделения и участниками торжества. Здесь после новой речи преосвященного Митрофана, совершено было молебствие ко Пресвятой Богородице, Покровительнице Братства, а после молебна преосвященный Митрофан, благословил протоиерея Владимира Александровича Ламанова как председателя учреждаемого общества, иконой Божией Матери и объявил отделение Братства открытым.
Отделения братства, как учреждения должны были выполнять посредствующие функции между Епархиальным училищным советом и местными церквами и выполнять основную роль в организации и управлении школами. Зачатки этой роли, не заставили себя долго ждать и появились уже в 1890 году. Так, Нарвское городское отделение, не просуществовав еще и полугода, как им уже был устроен особый училищный дом с церковью. Царскосельское отделение завело книжки для сбора пожертвований на дело народного просвещения и этим способом уже успело собрать сумму более 600 рублей.
Многие члены отделений из лиц светского звания посещали в течении года церковно-приходские школы, а потом присутствовали на выпускных экзаменах, в звании членов экзаменационных комиссий. Но особенно проявилась в отчетном году деятельность председателей отделений. Они осматривали, школы уезда, а потом, на основании сведений, полученных от причтов, представили отчеты народного образования в уезде. Отсутствие надлежащей полноты этих отчетов было явлением временным, оно объяснялось, преимущественно, тем, что неполные сведения были предоставлены причтами.
До 1-го июля 1889 года в ведении Совета было 95 церковно-приходских школ. К августу 1890 года, их численность достигла до 113, хотя не все, указанные в ведомости, школы проявили свою деятельность, так как некоторые из них были учреждены только в конце учебного года.
Первое, но важности, учреждение для народного просвещения в духе Православной церкви в Петербургской епархии занимала Князь-Владимирская церковно-учительская женская школа, с состоящею при ней церковно-приходской школой.
8-го сентября 1889 года состоялась торжественная закладка здания церковно-приходской Князь-Владимирской школы, учреждённой в память 900-летия крещения Руси. Новая школа находилась под особым покровительством Санкт-Петербургского православного епархиального во имя Пресвятой Богородицы. Литургию и молебствие совершил новый предстатель Совета епархиального братства преосвященный Митрофан, епископ Ладожский, в сослужении с наместником Александро-Невской лавры, архимандритом о. Иннокентием, главным священником армии и флота о. протоиереем А.А. Желобовским, монастырскими протоиереями А. Вознесенским и о. Буткевичем и другим духовенством.
Великолепное двухэтажное каменное здание церковно-учительской школы, 22-го октября 1889 года было освящено председателем Совета преосвященным Митрофаном в присутствии многих почтенных лиц.
В виду важности этого учреждения Совет Братства нашел справедливым выделить денежные средства на эту школу в большем размере, чем на другие школы. Именно на первоначальное обзаведете школы была выдана из братских сумм, единовременно, тысяча рублей и, кроме того, назначено отчислять, на содержание школы, ежегодно, по 1.500 рублей.
Устроенная, но Уставу, утвержденному Училищным при Святейшем Синоде советом, церковно-учительская школа с находящеюся при ней церковно-приходской школой поступила под покровительство высокопоставленных лиц, радеющих о просвещении народа. Супруга г. обер-Прокурора Святейшего Синода, Екатерина Александровна Победоносцева приняла на себя звание почетной попечительницы школы; игуменья Воскресенского монастыря Валентина приняла звание попечительницы школы и изъявила согласие давать от монастыря полное содержание для сорока учащихся девочек. Тайный советник Владимир Александрович Ратьков-Рожнов изъявил готовность быть попечителем школы жертвовать на нее, ежегодно, по 1.000 р. Классные принадлежности были устроены на пожертвования, собранные протоиереем Буткевичем, который, с утверждения митрополитом Исидором, был назначен наблюдателем школы.

Екатерина Александровна Победоносцева, 4 февраля 1848 – 17 февраля 1932. Урожденная Энгельгард, супруга обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победоносцева. Почетная попечительница церковно-учительской Князь-Владимирской школы при Воскресенском Новодевичьем монастыре. Почетный член Санкт-Петербургского Православного Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы.
В состав лиц, надзирающих школою и преподающих в ней, вошли следующие лица: надзирательницею и, вместе с тем, учительницею школы, со дня ее открытия, была дочь диакона Мария Феодоровна Иванова, окончившая учение на педагогических курсах и служившая в течении года учительницей в сельской земской школе. Когда же Иванова отказалась от службы при Князь-Владимирской школе, то на ее место 24 марта 1889 года была определена дочь священника Ярославского уезда Серафима Николаевна Смирнова, окончившая курс в Ярославской женской гимназии с золотою медалью и прослушавшая педагогический курс в 8 классе. Преподавание уроков закона Божия во всех классах принял священник убежища светлейшей княжны Евгении Максимилиановны Романовской, принцессы Ольденбургской, Василий Александрович Акимов, получавший за уроки 456 рублей из сумм Братства. Пению, рисованию и рукоделью взялась учить рясофорные монахини Новодевичьего монастыря Анастасия, Варвара, Елизавета и Надежда.
В школе на 1889-1890 учебный год обучалось 22 ученицы, из которых 20 жили в школе на полном содержании от монастыря. Все девочки православного вероисповедания, возраста от 11 до 14 лет, вступившие в школу со свидетельством об окончания курса одно классной начальной школы, согласно Уставу Князь-Владимирской школы. Из них 8 крестьянок Санкт-Петербургской губерния. Трое из них были духовного звания, остальные мещанского сословия.
Кроме полного содержания от монастыря ученицы пользовались бесплатным лечением в монастырской больнице и советами монастырского доктора г Левитского. Жалование трем учительницам, выдавалось из суммы в 1.000 рублей, пожертвованной Тайным советником Ратьковым-Рожновым. Из них надзирательница получала 400 рублей, а остальные две по 300 рублей.
Состоящая при Князь- Владимирской школе церковно-приходская школа имела в одном отделении 29 мальчиков и 39 девочек. Учительницею в этом отделении была дочь священника Орловской губернии Александра Михайловна Невская, окончившая курс Орловском Епархиальном Училище и четыре года учившая в сельской земской школе. В другом отделении было 32 мальчика и 33 девочки. Здесь учила Елизавета Михайловна Наумова, дочь Санкт-Петербургского 2-й гильдии купца, окончившая курс в Санкт-Петербургской земской учительской семинарии и учившая 22 года в сельской земской школе Гдовского уезда. Обе эти учительницы, как сказано выше, получали по 300 рублей жалованья.
В Рожественские праздники устроена была в школе елка на средства госпожи почетной попечительницы школы, с подарками детям, учительницам и служащим. К елке, были присланы подарки гостинцев Евдокией Ивановной Ландриной.
В школе 8 человек окончило курс с правом на льготу 4-го разряда. Все учащиеся говели и причащались Святых Тайн два раза перед Рождеством и перед Пасхою.
По инициативе протоиерея Буткевича, и при его участии в школе велись беседы и чтения. В них участвовали: священник Калинников, иеромонах, в последствии архимандрит Антоний и студенты Санкт-Петербургской духовной академии, на что им дано было разрешение ректором Академии, преосвященным Антонием. На эти чтения слушателей собиралось до 200 человек, которые почти каждый раз выражали искреннюю благодарность лекторам.
По предложению госпожи почетной попечительницы при школе был устроен навесной ящик от Братства во имя Пресвятой Богородицы с разнородными духовно-нравственными книгами для продажи местным обывателям.
Трудами священника Нарвского собора отца Николая Сахарова было приобретено место для школы и собраны пожертвования на школу столь значительные, что получилась возможность не только устроить для школы особый дом с молитвенной комнатой, но и создать особую Церковь.
В течении отчетного года здание было полностью отстроено, и 29 июля 1890 года, Церковь-школа была торжественно освящена преосвященным Митрофаном.
Каменное здание училища было светлое и просторное, оканчивавшееся к востоку церковью, с выступом для алтаря. Церковь отделялась от школы раздвигающеюся перегородкой. Иконостас церкви был сделан под дуб. Рядом с церковью строился на каменном фундаменте деревянный дом для учителя и библиотека.
Освящению храма предшествовал торжественный крестный ход из собора. И по окончании священнослужения, преосвященный Митрофан обратился к присутствующим с архипастырским словом, а потом благословил иконою священника Сахарова, главного труженика в деле устроения храма.
По распоряжению митрополита Исидора, вновь освященная церковь стала приписною к Нарвскому собору и службы в ней должен был отправлять соборный причт.
БРАТСКИЕ ХРАМЫ. Церковь-школа Святого Равноапостольного Князя Владимира в Нарве.
Усердие к пожертвованию на школу показывало, что жители Нарвы, хотя, и имели у себя много училищ, но желали дать детям своим просвещение именно в таком духе.
На устройство школы-церкви выдано было от Братства 500 рублей. Других денежных пожертвований собрано более тысячи, не считая пожертвований вещественных и участка земли, в 466 квадратных сажень, бесплатно уступленных Городскою думаю.
Кроме священника Сахарова в деле устроения школы много потрудился секретарь Нарвского отделения, инспектор Нарвской гимназии Василий Федорович Владимирский.
На заседании Совета братства 25 августа 1889 года, утверждено было открытие церковно-приходской школы при Бельской Христорождественской церкви Лужского уезда. Священник Василий Добромыслов, решил создать здесь школу в память события 17 октября 1888 года, собрал на эти цели значительные пожертвования, которые дали ему возможность не только выстроить для школы особое, обширное и удобное помещение, но и снабдить его всем необходимым в таком количестве, что школа могла стать самостоятельной относительно для находящихся в приходе школ грамоты и даже образцовою для других окрестных церковно-приходских школ. При этом, учредитель школы, священник Добромыслов, решил обратить эту школу в двухклассную, а взамен ее открыть в соседстве другую церковно-приходскую одноклассную школу. С разрешения митрополита Санкт-Петербургского, на здание Бельской школы была поставлена доска с надписью: «Бельская церковно-приходская школа, устроенная в память чудесного спасения Его Величества Государя Императора Александра III-го и Его Августейшей Семьи 17-го Октября 1888 года».
На заседании 29 января 1890 года утверждена была школа при Михайло-Архангельской церкви в Ораниенбауме. Она была устроена с разрешения великой княгини Екатерины Михайловны, усердием местного священника отца Димитрия Гавриловича Любимова. Помещение ей было выделено в церковном здании и обязанности преподавателей приняли безвозмездно диакон Иоанн Разумихин, окончивший курс в Вифанской духовной семинарии, и окончивший курс в Тверской духовной семинарии Димитрий Приселков. Наблюдателем школы был утвержден священник Любимов. Школа поступила в ведение протопресвитера И.Л. Янышева.
Также в 1889-1890 годах, поступило в ведении Совета Златыньская школа Новоладожского уезда; Ставотинская Гдовского уезда; Вознесенская Санкт-Петербургского уезда; Барановская Лужского уезда и Михайловская в Ушаках Царскосельского уезда. Кроме того, учреждены новые школы: Низинская Новоладожского уезда, Тосненская Царскосельского уезда и Озерская Гдовского уезда. Обращены в церковно-приходские из школ грамоты Темноворотская, Демкинская (Лужского уезда) и Нарвская. Была принята школа малолетних Исаакиевских певчих.
Таким образом в 1889-1890 году в ведении Совета братства были образованы одна школа церковно-учительская и 17 церковно-приходских школ.
При Гаванской церкви в 1889-1889 году была образована церковно-приходская Воскресная школа, учрежденная по представлению почетного попечителя церковно-приходских школ в Санкт-Петербурге тайного статского Советника Владимира Карловича Саблера, для неграмотных взрослых и детей, но имеющих возможности пользоваться учением ежедневно. Занятия в школе начались 22 октября 1889 года после молебствия, совершенным отцом местным благочинным, протоиереем А.А. Ставровским, в сослужении со священниками В. Альбицким и о. А. Разумовым и продолжались до 13 мая 1890 года включительно, в воскресные дни, от часу до 4-х часов по полудни.
В 1890 году было положено начало учреждению церковно-приходской школы в Кронштадте для детей эстонцев, не понимающих русского языка и потому не могущих учиться в русских школах. Учителем в школе должен был быть эстонский православный священник Адам Симо. Школа должна была содержаться на пожертвования православных эстонцев. При этом школа была образована с учетом того, что обучение в ней должно было вестись на русском языке по учебникам, одобренным Советом, и чтобы школа состояла в ведении местного благочинного.
Владыка Митрофан первым открыто поставил вопрос о необходимости создания братского храма как общего центра управления, не идеального только, как он говорил, но и реального, видимого. «Церковь Братству во имя Пресвятой Богородицы, необходима и потому, что оно, как столичное, должно быть образцом для других Братств, а также и потому, что, преследуя миссионерские задачи, должно содействовать принятию православия проживающим в столице нехристианами и инославными, оно, не имея своего храма, крещальни н приюта, терпит большие затруднения в достижении миссионерских целей».
На следующем собрании Братства, состоявшимся 16 апреля 1989 года, было утверждено предложение председателя совета Братства, преосвященного Митрофана совместно с просьбой заведующего товарищества Ново-бумагопрядильной и ткацкой фабрики на Боровой улице, принять на себя заботу и попечение об устройстве храма, школы при храме и специального зала для духовных собеседований. Таким образом было принято окончательное решение о строительстве Братского храма на Боровой улице (в настоящее время Храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице).
БРАТСКИЕ ХРАМЫ. Братская Покровская церковь на Боровой улице.
9 июля 1889 года епископ Митрофан освятил территорию, предназначенную для строительства нового Братского храма, и совершил молебен перед началом работ.
Молебен перед началом постройки Братского храма на Боровой улице
10 июня 1890 года, епископом Митрофаном была совершена торжественная закладка камня в основание нового Братского храма на Боровой улице.
Торжественная закладка Братского храма по Боровой улице
Всего, за два года управления Братством, при преосвященном Митрофане, было открыто двадцать школ, учреждено пять уездных отделений и организованы летние курсы пения.
12 июля 1890 года, Распоряжением императора России второй викарий Санкт-Петербургской епархии, епископ Ладожский Митрофан был назначен епископом Пензенским и Саранским, а 26 августа епископ Митрофан прибыл в Пензу.
Кроме того, 29-го июля 1890 года, преосвященный Митрофан как председатель Санкт-Петербургского православного епархиального братства, но уже бывший епископ Ладожский, и как действующий Пензенский и Саранский, совершал торжественные обширные праздничные мероприятия по открытию в городе Нарве церкви-школы, особенно нужной на этой окраине, где шла упорная нравственная борьба за господство веры и национальности.
Автор Звонарев Игорь Георгиевич 10 ноября 2024 года.
![]()
Жизнеописание
В миру Невский Матвей Васильевич, родился около 1836 года в селе Васильевке Ливенского уезда Орловской губернии в семье священника Василия.
Первоначально обучался в Ливенском духовном училище, откуда в 1851 году поступил в Воронежскую духовную семинарию, которую закончил по I разряду.
В 1857 году он, как лучший студент семинарии, был послан в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1861 году со степенью магистра богословия.
19 сентября 1861 года назначен преподавателем Воронежскую духовную академию по предметам логики, психологии и латинского языка.
Вступил в брак с Ольгой Ивановной, единственной дочерью протоиерея Успенского собора г. Задонска Иоанна Попова.
24 февраля 1863 года рукоположен в сан иерея к Тихвино-Онуфриевской церкви Воронежа и определен законоучителем Николаевского женского училища, а в 1865 году — законоучителем мужской гимназии.
В 1866 году перемещен к Воронежской домовой церкви Дворянского депутатского собрания.
11 декабря 1868 года – ректор Курской духовной семинарии.
19 января 1869 года возведен в сан протоиерея.
4 августа 1886 года овдовел.
7 января 1888 года пострижен в монашество с наречением имени в честь святого Митрофана Воронежского, а 8 января возведен в сан архимандрита.
14 февраля 1888 года хиротонисан во епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротония состоялась в Санкт-Петербурге.
С 12 июля 1890 года – епископ пензенский и Саранский.
В 1891 году он распорядился в каждом благочинном округе из числа наиболее достойных священников завести особых следователей для рассмотрения дел о проступках духовных лиц, а в наиболее крупных округах – даже по два следователя с помощниками. Кроме того, в каждом округе предполагался духовник для членов причтов и их семейств, перед которым они не реже двух раз в году были обязаны очищать свою совесть на исповеди.
Решительно боролся епископ Митрофан с таким широко распространенным явлением, как частая смена мест службы. Уже вскоре после своего прибытия в Пензу им было сделано распоряжение, запрещающее духовенству просить себе новые места без предварительной трехлетней отработки в назначенном для них приходе. Да и после этого на удовлетворение прошений о переводе в лучший приход могли рассчитывать лишь те, кто в прежних приходах проявил себя с самой положительной стороны. Тем самым владыка пытался заставить духовенство смотреть на приход “не как на переходные станции и доходные статьи, а как на жребий, даваемый Богом каждому пастырю для руководительства пасомых и служения их духовному преуспеянию и спасению”.
С 13 ноября 1893 года – епископ Астраханский и Енотаевский.
При нем в Астраханском епархиальном женском училище увеличено содержание преподавателям и воспитательницам, во избежание частых и вредных в учебно-воспитательном деле перемен среди них; открыт при училище седьмой специально-педагогический класс для возможно лучшего подготовки воспитанниц к учительству в школах; открыта образцовая школа для практики воспитанниц седьмого класса и для подготовки детей духовенства в 1 класс училища; начата постройка трехэтажного каменного дома для помещения училищной больницы, вновь открытых седьмого класса и образцовой школы и других служб. В мужском духовном училище наставники получили прибавку к своему жалованью; училищные помещения улучшились и расширились вследствие пристройки нового больничного корпуса.
14 марта 1896 г. по инициативе и настоянию преосвященного был открыт епархиальный свечной завод, ставший ему «самым главным памятником» на Астраханской земле. Завод открыт без всяких средств в нижнем, ничем не занятом, этаже здания епархиальной богадельни. На первоначальное обзаведение завода позаимствованы были заимообразно, с уплатою процентов, средства из свободных церковных сумм. Устроивши свечной завод, преосвященный сам внимательно следил за всеми делами его, вникал во всякую мелочь.
В 1896 году епископ Митрофан открыл Астраханский Отдел Православного Палестинского Общества, который, благодаря его энергии, в первый же год своего существования собрал пожертвований 7200 руб.
С 10 августа 1896 года – епископ Орловский и Севский.
С 2 января 1899 года — епископ Смоленский и Дорогобужский
Скончался 23 мая 1899 года. Похоронен в Смоленском Успенском соборе.
На всех местах своего епископского служения он снискивал себе полное уважение «высоким учительством, благолепным служением, строгою исправностью и справедливостью по управлению, доступностью и готовностью прийти на помощь». Не щадя себя во всем, что касалось наилучшего исполнения своего долга, он и от подчиненных настойчиво требовал такого же отношения к делу. Поэтому некоторым подчиненным из духовенства он казался чрезмерно строгим и даже придирчивым. Иногда он был вспыльчив и раздражителен, но всегда справедлив и не давал в обиду своих подчиненных.
Использованы материалы:
Древо. Открытая православная энциклопедия. Митрофан (Невский)













